Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020131_ryba.html

Журналисты, читайте коллег!
Обзор бумажной прессы

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  31 Января 2002

Мало кто признается вслух, что между газетами существует конкуренция. Но она на самом деле существует. Если кто-то первым отметит какое-то событие, или разоблачит казнокрада, или проанонсирует премьеру - честь ему и хвала. Но одновременно с желанием быть первыми присутствует полное равнодушие к делам конкурента. Натолкнувшись в "Известиях" (25 января) на интервью, которое дал Дмитрию Соколову-Митричу Мстислав Ростропович, с удивлением прочла о том, что, оказывается, эта старейшая газета совершает "прорыв информационной блокады", ведь великий виолончелист давно не общается с отечественными журналистами. Да, классик давно заметил, что мы ленивы и нелюбопытны. Как он был прав! Если б автор с двойной фамилией был внимателен не только к своему творчеству, но и к чужому и кроме той газеты, где сам работает, читал и другие, то еще в ноябре, а именно - 17-го, он нашел бы в "НГ - Антракте" беседу Александра Щуплова с музыкантом. Она состоялась во французском посольстве, где Галине Вишневской, жене Ростроповича (тоже известной артистке), вручали Орден искусств и литературы Французской республики. Вот там-то и состоялся пресловутый "прорыв". Можно сказать, то интервью невелико, пусть. Но пальма первенства принадлежит уже не "Известиям". Увы. Так что мой призыв "журналисты, читайте коллег!" не просто "красивая" фраза, это еще и совет нелюбопытным, как не попасть впросак. (Впрочем, оправданием известинцу отчасти может служить то, что и читатели почти не знают других, кроме привычной, газет, потому верные "Известиям" люди с удовольствием отметят "прорыв" самого лучшего, по их мнению, издания. Сейчас мало у кого есть возможность выписывать не то что несколько - одну газету: времена переполненных почтовых ящиков давно прошли. А уж сравнивать конкурентов и желания, и времени нет.)

Между тем беседа (уже в "Известиях") по-своему тоже интересна. Начав разговор с юбилея Бориса Покровского (к нему я еще вернусь), Ростропович в силу своего общественного темперамента не мог не коснуться многих тем. В том числе и свободы слова, ее наличия или отсутствия в наших СМИ. Музыкант с горечью заметил: "Со свободой слова мы потеряли ответственность за него. Вот когда к нам вернется совесть и ответственность за слово, тогда все встанет на свои места".

Показательно, что такое мнение все чаще встречается в печати. Видимо, действительно, "свобода" - это "осознанная необходимость", проще говоря - умение быть независимым с учетом чужой независимости, с уважением прав другой личности, а не только своей. Тот же "НГ - Антракт" (25 января) публикует интервью Натальи Ростовой с Александром Бовиным, кстати, политическим обозревателем "Известий". Он словно вторит Ростроповичу: "Свобода слова требует ответственности за то, что ты говоришь.

Для хорошей журналистики важно умение думать.

Нужно знать дело, писать так, чтобы тебя понимали нормальные люди, иметь свою точку зрения, отстаивать ее".

Это относится не только к журналистам, знать свое дело хорошо в любой профессии, а отстаивать свою точку зрения полезно каждому. Борису Покровскому исполнилось 90 лет. Все издания с радостью отметили юбилей. "Московские новости" (# 3, 22 - 28 января) опубликовали большую беседу с мэтром Юрия Васильева, озаглавленную достаточно неожиданно "Антиноватор". Суждения Покровского порой резки и категоричны, но их стоит внимательно прочесть: таким опытом и талантом обладают единицы. "Говорить об искусстве сейчас даже и стыдно. Вот был бы приказ: каждому голодному раз в неделю приходить в оперу, а за это давать ему плошку щей - тогда вышло бы дело. Голодных у нас тоже много". На вопрос о преподавании признался: "Очень трудно вдалбливать молодежи, что надо быть приличным и знать, кто такие Моцарт, Пушкин и Иисус Христос. Студенты этого знать не хотят: чего доброго, скажут мне "пошел вон"...

Сейчас нелегко многим. Я не говорю о трудностях материальных - это отдельная тема. Нелегко принять изменение требований даже не времени, а публики, хотя одно без другого не бывает. Нелегко сохранить свою собственную внутреннюю шкалу ценностей. Об этом и многом другом говорит Игорь Виноградов, главный редактор журнала "Континент", в беседе с Юлией Рахаевой ("Известия", 24 января). Начали с разговора о литературной премии имени Аполлона Григорьева, о критериях премии вообще, пришли к общим для всех положениям: "Для того чтобы понять, что происходит сейчас, надо понять, какова нынешняя вертикаль, что есть минус, а что - плюс в нашей сегодняшней действительности. А понять это сейчас очень трудно. Кроме того, существует масса соблазнов. Я не говорю уже о соблазне прохиндейства, коммерческого употребления таланта".

В РГГУ прошла конференция "Женщины в визуальной культуре: проблемы творчества и авторства". Там же проходит выставка "Автопортрет художницы", а в Третьяковке открылась другая - "Искусство женского рода". И все это в январе, задолго до 8 Марта.

Честно говоря, такое деление по половому признаку вызывает у меня некоторую настороженность. По-видимому, не у меня одной: многие статьи либо по-мужски снисходительны, либо по-женски радостны. Подлинного же художественного анализа немного. Предложу читателям Русского Журнала спектр оценок (в основном - о выставке в Третьяковке). "Современные российские художницы не симулируют преданность феминистским заветам, они давно уже по ним живут - именно в этом пытается убедить выставка" ("Коммерсантъ", 21 января, Игорь Гребельников). "...Женские выставки сегодня делать не только модно, но и выгодно, поскольку они почти всегда находят поддержку у политкорректных западных благотворительных фондов. Женщины и в самом деле добились равноправия, превратив "женский вопрос" из социального в художественный" ("Ъ", 23 января, Милена Орлова). "Если особенно серьезно не задумываться о правомерности деления русского искусства по половому признаку, то стоит признать - выставка получилась" ("Известия", 23 января, Ольга Кабанова). "Устроители этого амбициозного проекта, основанного, как теперь модно говорить, по гендерному принципу, стремились исследовать феномен женского творчества и доказать то, что в особых доказательствах не нуждается: гениальные женщины гениальны не менее, чем мужчины. И не стоит ставить в заслугу женщине-художнице "мужской характер дарования", "мужскую руку" и пр." ("Московские новости", # 3, 22 - 28 января, Татьяна Андриасова). "Вот то, что сохранило "женское" искусство за века: способность "одомашнить" мужскую технологию" ("НГ", 23 января, Михаил Сидлин). Вот здесь сделаем паузу. Михаил Сидлин, пожалуй, единственный, пишет подробно (на этой же странице) о выставке "Автопортреты художницы". Это - работы Татьяны Хэнгстлер. Часть ее произведений участвует в проходящей в Берлине выставке "Давай! Davaj!" и, судя по репортажам, вызывает огромный интерес публики. В Москве выставлены другие работы, но в той же уникальной технике: это фотографии, на которых изображение появляется только после того, как их погреешь рукой, и исчезает - через несколько минут. Цитировать эту статью сознательно не буду: ее надо читать целиком. Честное слово, не поленитесь - прочтите.

Далее - снова о женщинах. Во МХАТе имена Чехова Светлана Врагова поставила пьесу Сомерсета Моэма "Священный огонь", а в РАМТе Нина Чусова по пьесе Дж. М.Синга сочинила спектакль "Герой". В Челябинске на кинофестивале состоялась премьера документальной ленты Галины Долматовской "Женщина на мавзолее" о Екатерине Фурцевой ("Известия", 21 января).

Как будто специально подоспела парижская премьера (куда были приглашены и российские кинокритики) фильма Франсуа Озона "8 женщин", который уже куплен для проката в России. Пригласив сниматься 8 изумительных актрис, "Озон сделал еще один фильм, полный любви и нежности к кинематографу, к его живым легендам и не менее интригующим теням прошлого. (...) Получилась живая энциклопедия всего мирового кинематографа середины прошлого века" ("Ъ", 22 января, Андрей Плахов).

Но не все так безмятежно вокруг женщин. В "ЛГ"( # 2-3, 23 - 29 января) опубликовано "Открытое письмо президенту России В.В.Путину". Этот жанр не встречался уже довольно давно, тем показательнее его возвращение. Причина - встревоженность части нашей интеллигенции ситуацией, сложившейся вокруг МХАТа имени Горького, возглавляемого Татьяной Дорониной. (Русский Журнал достаточно подробно исследовал эту проблему, вышеназванное письмо - ее продолжение.) Не берусь никак характеризовать данное послание, предлагаю каждому разобраться самостоятельно: "Плюрализм как многообразие взглядов, идей и вкусов недолго удерживал в России равновесное положение и все больше превращается в разнузданный диктат безвкусицы и пошлости, замешенных на выгоде. Нас пытаются лишить последнего - утешения в родном, чистом и благопристойном.

В.Распутин, И.Архипова, В.Ганичев, Н.Губенко, С.Есин, А.Карпов, В.Костров, В.Сидоров, Ф.Кузнецов, В.Розов, В.Пьявко, Н.Скатов, И.Шафаревич, В.Федоров" (подписи даю без регалий, званий и должностей, знающие знают, не знающие посмотрят в газете).

Отдав центральную часть "курсива" прекрасному полу, ближе к концу вернусь к "сильному", не менее прекрасному, закольцевав тем самым сегодняшний свой опус. Природа не терпит неравновесия: мужчина и женщина не могут и не должны быть друг без друга. 21 января в БЗК состоялся первый концерт фестиваля премии "Триумф", в котором принимали участие Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты и Михаил Плетнев. Анна Ветхова ("Время новостей", 23 января) свидетельствует: "Взрывной маэстро и сдержанный в эмоциях пианист дополняли друг друга по принципу комплиментарности, так что Мета и оркестр являли собой дворцовую роскошь, а Плетнев - королевскую точность. Одним словом - открыли фестиваль с триумфом".

В Музее архитектуры открылись выставки Александра Власова и Дмитрия Чечулина ("Ъ", 25 января). В центре "Дом" прошел авторский фестиваль композитора Владимира Мартынова "Танцы Кали-Юги". Екатерина Бирюкова ("Известия", 21 января) пишет о Мартынове: "Он один из немногих, кому удалось доказать, что новая академическая музыка - это не горькое лекарство и не противный укол, что она вполне пригодна для нормальной жизни.

Уникальность Мартынова в том, что он смог соединить консерваторский профессионализм и европейское чувство формы с чутким и честным пониманием нашей здешней культурной реальности".

В эти дни исполнилось бы 80 лет Юрию Левитанскому. "Известия" (22 января) опубликовали давнишнее, 1993-го года, интервью, которое взял у поэта Леонид Шинкарев. Словами поэта и хочу закончить этот обзор, думаю, ничего лучше не скажешь сейчас, когда так нужно спокойствие, миролюбие и терпение: "Когда я впервые понял, что завершатся перемены не скоро, уже без меня, сначала стало грустновато, а потом спокойно. Другие будут, что же делать... И без того чувствую, что задержался в какой-то другой эпохе. Лучше, когда иллюзий нет".