Александр Нилл без деления в столбик

Э.Гусинский, Ю.Турчанинова

Наш друг Вячеслав Прокофьев недавно взял у нас интервью о работе над переводом книги А.С.Нилла. Он позволил нам высказать многое из того, что мы действительно думаем и чувствуем в связи с этой работой, многое из того, что мы думаем об авторе книги. Он почти не сделал ошибок, сказал о нас добрые слова, и мы ему благодарны. Получилось, однако, как в известном анекдоте об эротических фильмах: вниманию читателей предлагаются впечатления человека, который беседовал с теми, кто читал Нилла, а эти последние больше говорят о своих чувствах, нежели дают представление об авторе. Поэтому мы сейчас совершенно устраняемся как "известные российские педагоги" (спасибо, Слава) и, оставаясь только переводчиками, влюбленными в автора, предлагаем читателю монтаж цитат, который, надеемся, все же даст ему некоторое представление об основных идеях Александра Сазерленда Нилла.

Эта книга - попытка показать, как возникает несчастье, как оно разрушает человеческие жизни и как можно воспитывать детей так, чтобы большая часть этой несчастливости никогда не возникла.

Более того, это книга о конкретном месте - Саммерхилле, где детское несчастье излечивается и, что еще важнее, где дети воспитываются в счастье.

Фрейд показал, что всякий невроз основан на сексуальном подавлении. Я сказал себе - я сделаю школу, в которой сексуального подавления не будет. Фрейд показал, что бессознательное бесконечно более важно и более могущественно, чем сознание. Я сказал себе - в моей школе не будет цензуры, наказаний, морализаторства, мы позволим каждому ребенку жить в соответствии с его глубинными импульсами.

Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться.

Так вот, мы взялись создать школу, в которой у детей была бы свобода быть самими собой. Чтобы сделать это, мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления...

Настало время бросить вызов существующим представлениям о работе школы. Считается само собой разумеющимся, что каждый ребенок должен изучать математику, историю, немного естественных наук, чуть-чуть искусства и, уж конечно, литературу. Пришло время понять, что обычный ребенок не интересуется толком ни одним из этих предметов.

Школа не обращает внимания на самое главное: все на свете греческие языки, математики и истории не помогут сделать семью более любящей, детей - свободными от подавления, а родителей - свободными от неврозов.

Как можно взрастить счастье? Мой ответ таков: отмените власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его возвысить. Не заставляйте его делать что бы то ни было.

Образование должно бы готовить детей к общественной жизни и одновременно делать их личностями. Самоуправление, без сомнения, делает и то, и другое. В обычной школе добродетелью является послушание, причем до такой степени, что очень немногие в дальнейшей жизни оказываются способны бросить вызов хоть чему-нибудь.

Самоуправление для учеников и персонала, свобода ходить на уроки или держаться от них подальше, свобода играть целыми днями, неделями или даже годами, если необходимо, свобода от навязывания какой-либо идеологии - религиозной, моральной или политической, свобода от формирования характера.

В большинстве своем это были трудные дети, в отчаянии отправленные ко мне семьей или школой, - воры, разрушители, задиры обоих полов. Я полагал, что "лечу" их психоанализом, но обнаружил, что те, кто отказывался посещать мои аналитические сеансы, тоже излечивались, и был вынужден заключить, что излечивала на самом деле свобода, а не анализ. И это, вероятно, к лучшему, потому что нездоровье человечества анализом не вылечишь.

Из опыта я знаю, что дети, воспитанные на самоуправлении и свободе, никогда не станут ненавидеть евреев или негров, не будут бить своих детей и внушать им чувство вины в отношении секса, никогда не станут запугивать своих детей сказками о наказующем Боге.

Я задаю себе вопрос: если Саммерхилл может выпускать людей, не склонных к ненависти, жестокости, войне и предрассудкам, почему весь мир не может иметь школы, дающие подобные результаты?

Человечество могло бы излечиться от его болезней, если бы мы смогли избавиться от принудительного брака, от строгих школ, от жизнеотрицающей религии. И какое же это огромное "если бы!"

Если Саммерхилл и имеет что сказать, то это вот что: ты не имеешь права на неучастие. Борись с нездоровьем мира, но не наркотиками вроде нравственных поучений и наказаний, но натуральными средствами - приятием, нежностью, терпимостью... Я не осмеливаюсь использовать слово "любовь", потому что оно почти уже стало грязным словом, как и множество других ясных и чистых англо-саксонских четырехбуквенных слов.

Я иду на ощупь. Я безуспешно пытаюсь понять, почему человечество творит так много зла. Я не могу поверить во врожденность зла, в существование первородного греха. Я повидал слишком много злобных детей, которые в условиях свободы и принятия со стороны взрослых становились хорошими. Но тогда почему изначально доброе человечество создает такой нездоровый, несправедливый и жестокий мир?

Будущее Саммерхилла как такового, вероятно, не имеет большого значения, но будущее идеи Саммерхилла имеет огромное значение для человечества. У новых поколений должен быть шанс вырасти в свободе. Подарить свободу - это подарить любовь, а только любовь может спасти мир.