Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20031010_kras.html

А не рано ли ставить точку?
Геннадий Красухин

Дата публикации:  10 Октября 2003

Вы, г-н Пинский, конечно, не случайно обиделись на то, что Вас назвали "образовательным журналистом". Разумеется, никакой Вы не журналист. Вы - типичный учитель-математик с совершенно определённым для такого типа складом мышления.

Помнится, во время перестройки ректоры МИФИ и МАИ (Карлов и Рыжов) открыли у себя кафедры культуры, где, в частности, будущим инженерам, физикам и математикам прививали совершенно не лишние для них гуманитарные знания (в том числе и по литературе).

Как вы думаете, для чего это было сделано? По-моему, для того, чтобы инженеры не зацикливались на технарском, технологическом отношении к жизни, чтобы вернуть тех же инженеров в касту интеллигентов, к которой они принадлежали до большевизма.

Сейчас Вы поёте гимн профильной школе: вот, оказывается, где зарыта главная собака предлагаемых Вами реформ: ""Лирики" смогут глубже и больше учить литературу за счет некоторого сокращения физики. Физики, в свою очередь, смогут глубже учить физику за счет сокращения "лирики"".

Конечно, учить некий предмет "глубже" необходимо. Но не за чей-то счёт!

В принципе, я не против профильных школ. Но я против того поворота в российском образовании, когда из школы выветривается гуманизация, основа которой всегда держалась на литературе.

Потому я и против реформ, которые оказались во властных руках технарей-педагогов, технарей-чиновников, технарей-советников президента. После многолетнего автократического правления в России нужно думать о восстановлении в стране гражданского общества, которое само по себе не образуется. Особенно если гражданам будут мешать сознавать себя гражданами, то есть людьми, ответственными за окружающую их жизнь.

А такую ответственность не привьёшь, если лишишь людей понятия об общечеловеческих ценностях, о добре и зле, о пути к Истине. Такими понятиями и должно быть пронизано российское образование.

"Кудряво", как Вы выражаетесь, сказано? Может быть. Но, по-моему, сказано достаточно внятно, чтобы показать Вам, чем не устраивает меня нынешняя реформа по такому школьному предмету, как литература.