Russian Journal winkoimacdos
26.06.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
История современности архивпоискотзыв

Кино и кинозритель

Ксения Петренко

I. Кинозрители: кто они?

Некоторое время назад цены на билеты в кино (по крайней мере в Москве) взлетели, практически сравнявшись с ценами на видеокассеты. Кинотеатры обезлюдели, и начало казаться, что поход в кино как вид досуга скоро отомрет за ненадобностью и абсурдностью: зачем платить, чтобы посмотреть фильм пусть и на широком экране, но один раз и в плохой копии, когда за те же деньги его можно смотреть хоть двадцать раз, не слезая с дивана?

В последние пару лет ситуация начала меняться. Множатся кинотеатры с хорошим качеством звука, где идут фильмы, еще не успевшие появиться даже на пиратских кассетах. К тому же к услугам зрителя приличный бар, и теперь не воспрещается во время сеанса прихлебывать пивко и хрустеть попкорном.

Похоже, дела с кинопрокатом должны пойти на лад.

Однако, судя по полученным результатам 1, москвичи и петербуржцы бывают в кино не слишком часто: 85% не ходят в кинотеатр вообще и лишь 15% - только каждый седьмой житель обеих столиц - посещают кинотеатр не менее раза в год. Такое соотношение стабильно и среди всех респондентов в среднем, и среди жителей провинциальных городов. Реже посещают кино только сельские жители (11%). Если же взять группу наиболее активных посетителей кинотеатров (тех, что непременно бывают в кино несколько раз в год), то таких среди участников опроса лишь 8%. Тем не менее именно они определяют сегодня лицо массового кинозрителя.

Получается, что сегодняшний кинозритель - по преимуществу не столичный житель: 64% посещающих кинотеатр несколько раз в год проживают в малых городах и селах - там по сравнению с метрополией меньше вариантов проведения досуга, а посещение кино, вероятно, все еще сохраняет ритуальную досуговую ценность.

Вместе с тем кинозрители представляют собой довольно замкнутую социальную группу, основная часть которой - молодые люди в возрасте 18-35 лет (58%). При этом кинотеатры посещает отнюдь не бедная часть молодежи - 37% кинозрителей отнесли себя к верхней трети шкалы доходов. Достаточно много среди кинозрителей и рабочих (29%). Кинозрители весьма оптимистично смотрят в будущее - в этой группе респонденты чаще, чем в целом по опросу, заявляют, что им удалось найти свое место в жизни (35%) и что они рассчитывают улучшить благосостояние семьи в будущем (17%). Пятая часть кинозрителей (21%) посещает кинотеатры несколько раз в квартал, а 79% - несколько раз в год.

Любопытно, что вопросы обслуживания волнуют не менее трети кинозрителей - сегодня они "идут в кино" не только (и не столько) ради просмотра фильмов, но и для проведения досуга по образцам, этими фильмами задаваемым.

Треть (33%) кинозрителей посещали бы кинотеатры чаще, будь цены на билеты ниже, еще 32% - если бы кинотеатры предлагали и другие виды отдыха и развлечений (тренажеры, кафе, бильярд и т.п.), по 26% - если бы кинотеатры были оборудованы современной техникой, воспроизводящей особые зрительные и звуковые эффекты и если бы был расширен репертуар. А 16% кинозрителей будут чаще посещать кинотеатры, если фильмы в них будут шире рекламироваться. "Модернизационные" стимулы кинозрители упоминали в 2-3 раза чаще, чем остальные россияне, а рейтинги "традиционных" стимулов у них сходны.

Большинству кинозрителей не важно, где создан фильм - в России или за рубежом, а 20% из них предпочитают зарубежные фильмы (для сравнения: 57% всех опрошенных более охотно смотрят отечественные фильмы и только 8% - зарубежные). Так что кинозрители заметно больше (по сравнению с остальными респондентами) интересуются зарубежным кино и меньше - отечественными лентами. Отвечая на вопрос о причинах предпочтения зарубежных фильмов, кинозрители, как правило, использовали аргументы, за которыми встает не столько развлекательно-досуговая, сколько культурно-модернизационная мотивация: 14% отмечали высокое техническое совершенство съемок, 11% - "красивость" фильмов, 10% - спецэффекты и зрелищность, 9% - другую экзотическую реальность.

Что же касается отечественных лент, то кинозрителям в равной мере нравятся и фильмы последних лет, и старое кино.

Как и в среднем по опросу, среди кинозрителей наиболее популярны комедии (41%), затем идут исторические фильмы (37%) и мелодрамы. Однако для этой группы характерны высокие рейтинги фильмов ужасов, триллеров (23%, а в среднем - 8%); боевиков (16%, в среднем - 9%) и психологических драм (14%, в среднем - 8%).

Как кинозрителей, так и всех респондентов прежде всего привлекают сюжеты с верностью героев дружбе и любви, а также те, где можно насладиться красотой героев и окружающей их обстановки.

II. Жанровые предпочтения любителей кино

1. Любители исторических лент

Основную массу (40%) поклонников исторических лент составляют люди старшего возраста (51-89 лет) - причем большинство (52%) считают, что им не удалось найти место в сегодняшней жизни; в то же время почти две трети (65%) предпочитают отечественные киноленты, особенно "наше старое кино" (59%). Респондентам из этой группы нравятся также комедии (35%), фильмы о любви и о возвышенных чувствах (28%) и детективы (23%).

Любители исторических лент ценят фильмы, в которых показаны близкие им житейские истории и переживания (50%), верность дружбе и любви (43%), родной стране, России (32%), где герои живут в мире и согласии (24%), где красной нитью проходит мысль: "всё будет хорошо" (21%). Можно отметить, что все перечисленное характерно для старых отечественных, в том числе и исторических, лент.

2. Любители мелодрам

Среди других жанров мелодрама по популярности (32%) уступает лишь комедии (41%) и историческим фильмам (37%). Смотрят же их в основном женщины "старше сорока". Причем, как и среди любителей исторического кино, более трети (34%) поклонников мелодрам - пенсионеры.

Большинство (68%) респондентов данной группы считают, что не смогут в ближайшем будущем повысить свой уровень жизни.

Любители мелодрам крайне редко смотрят видео: более чем у половины из них (54%) вообще нет видеомагнитофона или видеоплеера (в среднем не имеют видео 48%). Зато они несколько чаще (47%), чем прочие телезрители (43%), смотрят фильмы по телевизору (что неудивительно, учитывая количество "мыльных опер" в сетке вещания всех каналов). Подавляющее большинство поклонников мелодрам (84%) не посещают кинотеатры - куда, судя по данным опроса, привлечь их сложно: 35% их них в любом случае не стали бы ходить в кино чаще.

3. Любители экранизаций

Экранизации литературных произведений привлекают 13% опрошенных. Средний возраст в группе - около 50 лет; в ней, как и в предыдущей, доминируют женщины (62%). У большинства из них (66%), как и у поклонниц мелодрам, невысокие доходы (250-399 новых рублей на человека), почти половина (45%) имеет образование не выше среднего специального.

4. Любители психологических драм

Психологические драмы предпочитают 8% опрошенных. Как правило, люди это достаточно обеспеченные: 42% группы составляют обладатели верхней трети шкалы доходов - 400-6300 новых рублей на члена семьи; 45% любителей психологических драм считают, что им удалось найти свое место в жизни (на 10% выше, чем в среднем по опросу). В этой группе достаточно высок процент лиц с высшим образованием (22% против 14% в среднем).

Среди поклонников этого жанра преобладают женщины (70%).

Почти половина (47%) любителей психологических драм ежедневно смотрят фильмы по телевизору, а 11% несколько раз в год посещают кинотеатры (в среднем по опросу таких 6%).

Поклонники психологических драм стали бы ходить в кино еще чаще, будь репертуар кинотеатров шире (22%), если бы за их детьми присматривали, пока родители сидят в кинозале (16%), если бы в кинотеатрах с рассказами о фильмах выступали кинокритики (12%) и если бы на базе кинотеатров работали клубы (9%). Значительной части (41%) любителей психологических драм не важно, где создан фильм.

5. Любители остросюжетных фильмов

Жанры остросюжетного кинематографа объединяет одно: их предпочитает сильный пол.

Поклонники таких фильмов - люди в основном молодые, лишь в группе любителей детективов почти поровну молодежи (39%) и лиц среднего возраста (40%). Самыми "молодежными" жанрами можно считать триллеры (зрители 18-35 лет составляют 64% аудитории), боевики (соответственно 58%), фантастику (54%), а также приключенческие фильмы (46%).

В данной группе практически нет студентов - подавляющее большинство респондентов работают. Временно не работают 18% любителей триллеров, 17% любителей фантастики и 15% любителей боевиков.

На селе чаще встречаются любители детективов (30%), в небольших областных центрах - фантастики (25%) и боевиков (26%), а в крупных областных центрах и столицах республик - поклонники триллеров (16%).

Любители остросюжетного кино смотрят фильмы по телевидению ежедневно или почти ежедневно и значительно чаще других групп смотрят видео.

Большинству респондентов не важно, где создан фильм, но 27% поклонников триллеров, 22% - боевиков и 15% любителей приключенческого кино предпочитают зарубежные ленты. Что же до отечественных кинофильмов, то поклонники триллеров, приключений и - в меньшей степени - боевиков (20%) предпочитают картины последних лет, а любители фантастики и боевиков (43%) смотрят и старое отечественное кино, и современное.

Сюжеты, которые нравятся любителям остросюжетных фильмов, во всех жанровых подгруппах практически одни и те же - о сильной личности.

Выводы

Судя по результатам опроса, поход в кинотеатр сегодня меняет свою традиционную досугово-релаксационную функцию на модернизационную. Особое значение эта функция приобретает в малых городах и в деревнях, где кинофильм по сути является единственным способом приобщения к новым ценностям и образцам поведения.

Посетители кинотеатров формируются сегодня преимущественно из наиболее социально продвинутых групп. Новых кинозрителей легче всего привлечь, с одной стороны, расширяя репертуар кинотеатров за счет остросюжетных фильмов, а с другой - все более используя технические новшества, зрительные и звуковые эффекты, организуя в кинотеатрах сопутствующие развлечения.

Массовый зритель сегодня вполне удовлетворен телепоказом кинофильмов, и подвигнуть его на поход в кинотеатр вряд ли удастся.


Примечания:


Вернуться1
Опрос проведен 1-2 марта 1998 года. Опрошено 1500 жителей 56 городских и сельских населенных пунктов в 29 областях, краях и республиках всех экономико-географических зон России.


www.russ.ru Содержание РЖ Архив Форумы Антологии Книга на завтра Пушкин Объявления
Бессрочная ссылка Новости электронных библиотек Монокль Пегас Light
© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru