Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
История современности архивпоискстатья

Патриарх и "младостарцы"

Наталия Бабасян

Уважаемый читатель! Вы можете вступить в полемику с автором этой статьи, написать о ней , который будет опубликован на этой странице.

А ведь Патриарх прав!!!!!
Ни о какой войне со старцами не надо говорить. Дело не в войне.
Еще на Ладокийском Соборе запрещено вычитывать. Да и Отцы Святые: например к старцу пришли люди и начали просить чтоб он вычиьал их бесноватую дочь. На что старец ответил:"Она причащается, исповедуется, молится! Если Богу угодно то Он сам исцелит ее".
Никакой войны. Дело в Преданиях Святых Отцов.

2.4.2005 1:8
Евгений
Николаев, Украина.


Жернов графине Наталии.., живей, живей!!!!

16.11.2004 20:30
Зеленый Горошек


Статья чуть приоткрыла завесу того серпентария (гадюшника), в котором творится мракобесие некоторых монашествующих РПЦ. Страшна их патологическая жажда власти,их зомбирование легко поддающихся этому людей. Как все далеко от Бога и здравого человеческого смысла. В истории это уже проходили, и называется оно религиозным фанатизмом .Главная же опасность при существующем стремлении церкви и власти соединиться друг с другом по типу то ли государственного православия, то ли православной государственности = идеологическая диктатура над людьми, которым до лампочки вся эта идеология. А им заглядывают в постель, учат тому, что им не надо делать с точки зрения мракобесов,а государство определяют гражданскую надежность человека. Хотите религиозный фашизм в стране - бросайте любимых, жен и детей, и бегом к старцам расказывать, да в деталях, про свои сексуальные "прегрешения", до которых так старцы охочи. А в это время ваши соседи иноверцы будут заниматься делом - трахать своих жен во умножение своего потомства в России. Да Храни Бог нашего Святейшего Патриарха и, если снизойдет, то и всех нас.

26.10.2003 17:21
Алекс
Ярославль, Россия.


Ваша статья истинный образец экуменистического мышления!
Наконец-то настал период объективного диалога со ВСЕМИ церквями ( может даже с церковью антихриста). Радость-то какая! Объединяемся! И в половой сфере полная допустимость. Всё ради любви. А старцев и слушать не надо. Какое там послушание! От бесов отчитывать ни в коем случае, нехай живут. Ведь объединяемся. Гуманность превыше всего! И православие пропагандировать не надо , не дай Бог еврейчат обидим.
Вот жаль только, что с основами христианской жизни автор так и не удосужилась познакомиться.

3.4.2003 16:19
Юрий
Москва.


Уважаемая редакция "Русского журнала"!
Прошу Вас опубликовать опровержение на отзыв о статье Наталии Бабасян "Патриарх и младостарцы",который был написан 12.04.2000г. Антоновым Александром из Великого Новгорода.
Дело в том ,что кто-то воспользовался моим именем и написал этот отзыв.Я,Антонов Александр Сергеевич, действительно живу в Великом Новгороде.На момент написания отзыва я служил чтецом Софийского кафедрального собора. Осенью 2000г. защетил кандидатскую диссертацию. Сейчас учусь в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Еще раз хочу подчеркнуть ,что я этого отзыва не писал и все, что там написанно - ложь и наглая клевета.Пусть это останется на совести человека(если она у него есть),который сделал этот гнусный поступок.
К сожалению, я узнал об отзыве на статью только в июне 2001г., поэтому так поздно пишу свое опровержение.
Электронный адрес почты aleksandr ant@chat.ru, с которого был отправлен отзыв , не является моим.
Антонов Александр (реальный).Великий Новгород. ecotip@mail.ru

2.7.2001 21:27
Антонов Александр (реальный)
Великий Новгород, Россия.


Здравствуйте, дорогая Наталья!

Спасибо за Вашу статью, мне было очень интересно прочитать ее.
К сожалению, я не имею дома своего компьютера и поэтому являюсь довольно редким гостем Интернета. Тем не менее я, занимаясь в университете, наткнулся на Вашу статью.
Я живу в Великом Новгороде и учусь в аспирантуре бывшей Сельхозакадемии (сейчас это часть Новгородского государственного университета).
Также сейчас я несу послушание в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода. И мне весьма неприятно смотреть на все то, что делается в этом старейшем российском соборе. Сам я сравнительно недавно являюсь прихожанином Церкви, но тем не менее собираюсь в этом или следующем году поступить в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию от Новгородской епархии.
Но это отнюдь не означает, что я во всем согласен со взглядами правящего архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) и некоторых его сподвижников. Например, в Софийском соборе в данный момент заправляет некая Галина Яковлевна Кузина, которая весьма наплевательски относится к этому древнейшему храму. За то время, пока она исполняет обязанности старосты, собор пришел, по моему мнению, в полный упадок. Даже приходило письмо от бывшего президента России Ельцина Б.Н., в котором тот писал о возможности принятия самых радикальных мер, если ситуация не изменится к лучшему.
Но несмотря на все эти факты ситуация до сих пор не изменилась в лучшую сторону, скорее в худшую. Я сейчас вынужден раотать в соборе лишь для того, чтобы мне был открыт путь в семинарию. И работая в соборе, я претерпеваю всякие унижение со стороны этой, с позволения сказать, старосты. Когда я впервые пришел в Церковь и познакомился с ее историей, мне казалось, что прошли те советские времена, когда старосты вовсю руководили священством. Но оказалось, что это далеко не так. И это можно увидеть на ярком примере Г.Я. Кузиной.
Как было сказано выше, я во многом не согласен со взглядами новгородского архиепископа. Но все же я собираюсь поступить в семинарию, получить образование и сделать все для того, чтобы в нашей церкви было меньше всяких проблем и, в частности, собираюсь бороться с проблемой "младостарчества", столь актуальной для нашей церкви сегодня.

Еще раз огромное Вам спасибо за смелую статью.

Александр Антонов
Великий Новгород

12.4.100 0:55
Александр Антонов
Великий Новгород, Россия.


Прочитал Вашу статью.
Не могу сказать, насколько достоверна вся информация, изложенная в ней, так как не имел опыта общения с вышеуказанными старцами.
Но в целом согласен с автором относительно проблемы "младостарчества". К сожалению, сейчас в РПЦ такое явление весьма распространено в среде священства. К еще более глубокому сожалению, иерархи РПЦ ничего не хотят делать для улучшения ситуации.
Всем известен печально знаменитый приход Георгия Кочеткова. Пишу все это я отнюдь не понаслышке, так как сам являюсь прихожанином одной из церквей Великого Новгорода. Могу сказать, что в нашем городе такая проблема тоже существует и правящий архиепископ Лев (Церпицкий) не пытается ее решить. Во многом это касается прихода священника Олега Архипова (церковь Бориса и Глеба). В этом приходе присутствуют почти все негативные стороны "младостарчества", на которые указывает Патриарх в своей Речи на епархиальном собрании. Тем не менее никакие меры до сих пор не приняты.
Также хочу спросить автора статьи, где можно взять электронную версию упомянутой в статье Речи Патриарха на епархиальном собрании.

11.4.100 2:43
Православный христианин
Великий Новгород, Россия.


Церковные проблемы нужно обсуждать: вера - достояние всего церковного народа, а не чиновных иерархов, монополизировавших Истину Христову. Прекрасно, что есть умные и мужественные журналисты, пишущие на эти важнейшие темы! Меньше станет лжи в нашем обществе. Ангелов в помощь!..

10.3.100 9:28
Илья
Православная Церковь Божией Матери Державная, не совсем верно называемая также "Богородичный Центр"
Москва, Россия.


Люди, живущие в мире, люди, быть может, добрые по обычаям этого мира, не поймут душ простых боголюбцев, для которых одно увлечение похотью отрывает душу от Иисуса Христа, наполняющего человека любовью чистой, если угодно, любовью "просто так".
Об этом говорят святые двадцать веков - это вынужден повторить и я, прочитав статью Наталии, вчитываясь и в строки комментаторов.
Я совершенно не против и даже очень быду рад, если чья то душа просветится в плотской любви, получит гармоничное плотское развитие, останется без комплексов и неврозов. Это лучше, чем провозглашать целомудрие и заниматься тайком облегчением плотского желания.

Но мы избрали большее, и отец Артемий, который спас не одну душу простых девчат, изуродованных прелестями свободной любви и монахи - исповедники из Лавры. Мы избрали большее, мы избрали любить всех вас любовью чистой, как мать любит своих детей и мы хотим, чтобы в наших и в ваших сердцах не пробежала ни черта плотского чувства, должного умереть в этом мире рано или поздно.
Поэтому в наших исповедях мы касаемся разнообразных форм падшей сексуальности, чтобы ни одна точка не осталась в человеке, пожелавшем обрести истинную свободу от плотского рабства.
Одна мысль Христом вменяется в прелюбодеяние - так мы ОПЫТНО знаем как тяжело человеку освятить свой ум, чтобы ему не представлялись объятия сладостных красавиц.

Ради чего все ? Ради образа человека чистого, экстаз которого - это истинное созерцание духовных истин, ВЕЧНОСТИ, экстаз которого - это причастие Христу воскресшему. Осенение Духа Святого освобождает нас от оков падшей сексуальности.
Но до сего - увы, тяжелый труд исповедания, тяжелый - шаг за шагом - путь к чистоте, в конце которого радость бесконечная и любовь чистая ко всем вам, за которых мы молимся днями и ночами, да оторветесь и вы от земных радостей и причаститесь радости, которую принес на землю Христос открывая в каждом из нас истинную сущности человека для которого дико и нелепо порабощаться плотью.

С любовью ко всем вам иг. Иоанн

PS: Наталия подобна человеку, расчесывающему рану, чтобы она продолжала кровоточить - да, признаюсь, есть проблемы, но понимание их и исправление совершается в духе ином, ей, ином. Читающий да поймет.





9.2.100 23:42
игумен Иоанн


Наталья!
Ваша статья вполне объективна. И вместе с тем очень корректна по отношению к т.н. "младостарцам". Это действительно имеет место быть и не только в Лавре. Некоторые из них производят впечатление психически больных и сексуально-озабоченных людей. А как известно каков поп, такой и приход. Кто не хочет на исповеди подобных вопросов к таким пастырям не поедет, а их паства хочет и таких вопросов и длительных и подробных ответов на них.
Я как то был свидетелем одного забавного случая. Я в храме ожидал настоятеля, красивого, толстого и маститого протоиерея. Он неподалеку от меня исповедовал женщину, духовную дщерь отцп Германа (из Лавры).И вдруг благоговейную тишину нарушил возмущенный вопль отца-исповедника: "Прекратитете! Что Вы тут мне какую то ерунду говорите? Вы мне грехи перечисляйте, то что ниже пояса меня не интересует!"
Думаю, что перед хиротонией не лишним будет ставленникам приносить справку от психиатра. Я конечно же понимаю, что в церкви нехватка кадров, но решать проблемму за счет поспешных хиротоний все же не стоит.
Дмирий

27.12.99 16:23
Дмитрий
Москва, РФ.


Не служи ни себе, ни удовольствию, ни свободе, никому и ничему не служи. Служение свободе есть жертва свободе. Не служи. Не отказывай ни себе, ни удовольствию, ни свободе, никому и ничему не служи. Служение свободе есть жертва свободе. Не служи. Не отказывай ни себе, ни другому в удовольствиях, но и не только - в Софиевском Соборе,
Золотых Воротах, в улицах, в монастырях, в церквях, почти в каждой улице старых районов.

9.3.99 14:57
Владимир


В виртуальный мир человек тянет за собой все превратности и гнусности реального. В виртуальном мире тоже есть вирусы, воровство, мошенничество, несанкционированные взломы и тому подобное. В классическом сексе, согласно определению Владимира Грановского, есть начало и есть конец. Полярность в этой концепции не может быть вполне истинной. А как же быть с известным с козацких времен "нашим украyiнським
мiiньieтом"? Тут много ума не надо.
А вы мне расскажите, чем народ живет в допоисковом периоде. Или же есть только один способ получить хорошую критику: не меньше критики, а больше критики. Однако критика вовсе не есть противостояние государству в смысле его
(государства) безапелляционного абсолютного отрицания. Анархизм Сети состоит в основополагающем принципе подвижного "общественного договора": общественный договор не должен быть ничьей жертвой ненависти или злости и жертвой ничьей любви.
(прямо по Достоевскому).

9.3.99 14:54
С.Д.


Дорогие полемисты-братки и полемистки-сестрёнки!
Наталья ударила ниже пояса. Удар запрещённый, но дюже эфффективный. Вы отрефлексировали быстро и чутко. Полемика грозит стать интереснее статьи. А это верная профессиональная победа.
Наталья, поздравляю!

Александр Двакольца
Питер

27.2.99 3:36
Александр Двакольца
СПб, всё та же.


Честно говоря, не вижу в этой статье ничего особенного. Автор рассказывает о разногласиях внутри Православной Церкви, занимая при этом сторону Патриарха, что, как мне кажется, достаточно естественно для православного человека, верующего в церковную иерархию. Не думаю, что статья может отвратить от веры кого-либо - разве что чрезмерно слабых духом.
Другое дело - что по большому счету все написанное: внутриконфессиональная история, представляющая достаточно малый интерес, для людей православными себя не считающими. Ведь и так ясно, что в лоне любой церкви существуют различные позиции и различные точки зрения по вопросам о сексе или отношении к другим религиям. В этом смысле статья не открывает ничего нового.

22.2.99 16:39
++++++


Чисто в защиту Бивиса и Баттхеда.
Мой приятель, законченный наркоман, собирался постричься в монахи и пару раз ездил в Троице-Сергиеву лавру. Постричься не постригся, но время провел. В частности, познакомился с несколькими послушниками.
Один из оных людей божьих сообщил ему, что половина из нынешних монахов - ребята не в ладах с законом, и в Лавре отсиживаются ради того, чтоб не пришлось отсиживаться еще где-нибудь.
Треть - педолаги, не нашедшие в миру партнеров для странной любви. Остальные ничего так, нормальные ребята, верующие типа.

22.2.99 11:8
Виктор Ионов


Смотрите, Наташа, как надо вести полемику со старцами, а то Вы со Станиславом все чего-то либеральничаете, базу какую-то подводите. Либеральное отечество в опасности, старцы наступают.

Клара

P.S. Бивису и Батхеду. Милые мои мальчики, неужели вы уже не девственники. Рада за вас. Но все-таки обращайте внимание и на женщин.

21.2.99 17:23
Клара ван дер Кредесбом


А еще все монахи - ПЕДОРАСЫ, блин. Вот там, это, они про духовность там все, про воспитание педрастающего поколения, а сами мальчиков в жопу трахают. Среди монахов - 70 проц. педорасов. Мы тут недавно сами видели одну гнилую педовку, как она на вокзале у сортира караулила педиков - вся в рясе такая, ептыть, духовная тварь, сволочь подретузная. Люди! Будьте бдительны! Не подходите близко к монахам - обгомачат!

21.2.99 11:34
Beavis & Butt-Head


Наталья!
Я действительно с благодарностью прочитал Вашу статью на страничке РЖ. И очень рад двум вещам:
Первое - Вы остаетесь верны себе и данную Богом остроту вИдения употребляете по прямому назначению -- защищаете это Имя от позора, которым покрывает его "АОЗТ" РПЦ МП в общем и большинство ее иерархов и мракобесов в частности. И второе - Вы стали публиковаться в ИНЕТе. Это, вероятно, как-то компенсирует те сложности, которые неизбежно возникают на пути следования материала от стола к аудитории :))
Удачи Вам, Наташа! И спасибо!

UZ

18.2.99 2:47
Uz
Moskow, Russ.


Спасибо за поддержку, Александр :-).

На самом деле, хотелось бы еще раз артикулировать вот что. Действительно, в церковной жизни происходит масса хорошего, о чём газеты вовсе не пишут - не думаю, правда, что по злому умыслу - скорее, в силу того, как устроена в принципе подача новостей. Я восхищаюсь подвижническим трудом тех священников, которые открывают в захолустье воскресные школы и обучают детей живописи и музыке. Речь всего лишь о несостоятельности (на мой взгляд) попыток своеобразно понятого православия претендовать на выражение интересов большинства и служить системообразующей идеологией. Речь о том, что в рамках многогобразия внутрицерковных доктрин одерживает верх изоляционистское направление, мечтающее об автаркии. При этом я отдаю себе отчет в том, что это является нормальной реакцией общества на флотацию ценностных ориентиров. Просто не возникает впечатления, что идеологи Троице-Сергиевой Лавры в состоянии предложить обществу эффективную модель существования. То, что происходит, напоминает попытки отстреливаться при отходе с позиций (не факт, впрочем, что отстреливающиеся когда-либо эти позиции занимали). Это не конструктивный путь. Было бы здорово, если бы Церковь давала адекватные ответы на вызовы (challenges) времени. Было бы правильно и плодотворно, если бы Церковь могла предложить альтернативный и приемлемый для всех путь развития. Вместо этого происходит перманентная борьба с демонами, засевшими не то в оперативной памяти компьютера, не то в редакции малосимпатичного мне по разным причинам журнала Cool girl. Так что дело не в свободе заниматься ЛЮБОВЬЮ так, как каждому того хочется и в тайне. Дело в претензиях неадекватной модели развития на центральное место в общественном сознании.

17.2.99 12:12
cТЛъ


Спасибо автору статьи за минуты радости, которые доставило мне чтение. Хотелось бы верить, что ваш подростковый пафос не пропадет втуне и все старческие происки, не укладывающиеся в систему либеральных ценностей ("в смысле Рорти"), не ограничат свободное и безрелигиозное человечество (и вас Наталья лично) в его праве заниматься сексом по-разному и при этом тайно.
Станиславу Львовскому и милому Антону желаю не пасть в неравной борьбе с клерикализмом.

P.S. Отдельное спасибо Елене Муляровой и Игорю Герцеву за ту частичку смысла,которые они внесли в полемику в частности и статью в целом.

16.2.99 17:43
Александр Бокмарев


Уважаемая Наталья!

Замечательная статья. И очень правильная. Дело, разумеется, не в институте старчества - есть и совсем другие старцы - вроде Иоанна Крестьянкина (правда, не в Троице-Сергиевой Лавре). Вопрос вообще в усилении влияния клерикалов на общественную жизнь. Вот это опасно. И характерная манера чуть что обвинять журналистов не то во лжи, не то в неправильном, якобы, поведении (это не в твою сторону выпад, Лена). Это такая демагогического свойства пропаганда. Они запрещают половое просвещение в школах, они объясняют нам, что нужно смотреть по ТВ, а что - нет... На каком, собственно основании? Ясно, что при взгляде изнутри религиозной позиции, всё для нашего блага. Но мы-то смотрим с другой стороны... Клерикализм мне, человеку с либеральными (в смысле Рорти) взглядами, представляется колоссальной опасностью. Как и религиозный тип сознания вообще. Спасибо, что Вы об этом написали, а то это священная корова по нынешним временам. Спасибо.

15.2.99 23:42
Станислав Львовский


Будучи в целом критично настроенной по отношению к РПЦ, я бы все же предостерегла автора от подобных публикаций, тем более в журнале, преднозначенном для широкой публики.Всегда есть большой соблазн надергать из жизни какой-либо системы парочку скандальных ситуаций и придать их огласке, как это сделали вы. У меня не сложилось впечатления, что вы находились в общении со старцем и отвечали на те самые вопросы про секс. Интересная складывается ситуация. Почему-то в светских носителях информации почти ничего и никогда не пишут о том хорошем, что происходит в церковной жизни. Зато, случись хоть малейший скандал - мои коллеги журналисты тут как тут. Не лучше ли было опубликовать подобный текст в какой-нибудь религиозной конференции, это было бы уместнее. Правда, там гонораров не платят, а это существенный минус.

13.2.99 14:5
Мулярова Елена


Уважаемая госпожа!
Вы когда-нибудь читали Библию или, по крайней мере, Вам хоть известно что это такое, или же Ваше познание Православия дальше "Братьев Карамазовых" не идет?
Откуда Вы получили ту бредовую информацию, что Вы осмелились опубликовать? Я просто не понимаю. С одной стороны, как православного человека, Ваша публикация просто окорбляет меня, с другой же стороны, я беру на себя грех вступить с Вами в полемику, ибо сказано "Не раздавайте святыни псам и не мечите бисер перед свиньями".
Может стоило бы свериться хоть с чем-то? Вы сами бывали ли хоть раз на исповеди? Знакомо ли Вам таинство причащения? Знакомы ли Вам, по крайней мере, заповеданные Христом слова о человеке, что пытается разглядеть сучок в глазе брата, не обращая внимания на бревно в своем собственном глазу. Вы хотели вызвать резонанс? Вы его вызвали. Многим журналистам подобная известность мила.
Пожалуйста, не трогайте своими руками святое! Найдите себе другую тему, в которой разбираетесь лучше.
Почитайте хотя бы книги таких Великих Старцев, как Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник. Их много, продаются в любой церковной лавке. Найдите старца, в конце концов, спросите его правда ли то, в чем его обвиняют. Люди склонны к обвинениям, а не к всепрощению и смирению Христа ради. Почти все, что Вы написали - неправда. Я сам являюсь прихожанином, по Божьей воле встречался с одним из старцев Троице-Сергиевой лавры, на которую Вы так накинулись. Заявляю на основании собственного опыта: "Вами была написана ложь!"
Особенно опасны Ваши слова для тех, кто именно сейчас решается обратиться в веру. Я даже не буду говорить о грехе, что Вы на себя берете, скорее всего Вам это не понятно, а о том, что Вы не вправе отрицать, что истинно верующий человек значительно духовно выше простого обывателя, и Вы пытаетесь очернить ту веру, в которую стремиться этот человек.
Не надо отвращать от веры тех, кто стремится стать лучше, и особенно тех кому не к кому, кроме Бога, прибегнуть за помощью.
Простите меня,
Игорь Герцев.

11.2.99 15:12
Игорь Герцев
Санкт-Петербург, Россия.


Изложенное в Вашей статье меня вовсе не удивило. Я всегда считал христианскую церковь вообще, а русскую православную в особенности, построенной на попытке как можно больше ограничить свободу человека, более всего - свободу выбора. Если обратиться, скажем, к иудаизму, то последний, в частности, не приемлет идеи "первородного греха" и считает, что людям воздается после смерти не за их принадлежность к иудаизму, бесконечные молитвы и регулярное совершение определенного набора ритуальных действий, а за конкретные действия, за добро и зло, совершенное человеком в течение жизни.
Христианская же концепция, в основном построенная на трудах апостолов, во многом входит в противоречие даже со словами цитируемого ими Христа и видит основную задачу в построении вертикали, выражаясь советским языком, "демократического централизма" Бог - священник - человек (в сущности, "тварь дрожащая").
Проблема, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы заставить священников действовать по правилам, принятым на данном этапе развития цивилизации и общественного сознания. Необходимо оградить общество в целом от влияния какой бы то ни было религии, укрепить пошатнувшееся отделение церкви от государства и школы от церкви, тем самым предоставив людям полную свободу выбора. Почему вся страна должна смотреть телевизионную трансляцию рождественского богослужения в Троице-Сергиевой Лавре? Пусть церковь открывает свой канал и транслирует там все, что ей заблагорассудится.
Особого внимания заслуживает Ваше упоминание о "Протоколах Сионских мудрецов". Как лингвист, я участвовал в исследовании, посвященном лингвистической атрибуции их текста, и могу с уверенностью заявить, что это абсолютнейшая фальсификация. Однако распространение их, как и трудов известного в начале века мракобеса Нилуса, равносильно пропаганде фашизма, что пора пресечь, наконец, в корне. Кстати, при всей моей антипатии к фигуре Лукашенко не могу не отметить, что он был совершенно прав, приравняв белорусских националистов к РНЕ. И те, и другие заявляют о превосходстве одной нации над другими. Именно этим занимались черносотенцы в начале века, и не следует забывать, при широкой поддержке церкви, обладавшей в ту пору государственной властью.
С тех пор, как о религии и вере можно стало говорить не только в связи с повальным атеизмом, нет ничего похвального, что бы заслужила русская православная церковь. Время от времени приоткрываются лишь постыдные эпизоды ее жизни, как было с торговлей табаком и алкоголем. И Ваш материал - еще один из этой серии.

10.2.99 23:56
Антон
С.-Петербург, Россия.


Уважаемая Наталья!

Вы вполне четко обрисовали картину, но стоит заметить, что духовническая деятельность о.Наума началась лет 20 назад и в Лавре всегда существовала другая школа, о.Кирилла, о котором Вы не упоминаете. А эта школа оказывает гораздо большее влияни не умы верующих, чем "опыты" Наума.
Второе- те исповедальные вопросы, о которых Вы упомянули , напечатаны в 16-м веке, следовательно ничего нового в себе не содержат. Действительно, читая их, может создаться впечатление, что основной задачей составителей-мнихов было выяснить: " а так не пробовали ?".
Это сложный вопрос, решаемый почти 2000 лет и до сих пор неразрешенный - секс и вера. Читать Ветхий завет не рекомендовалось, как Вы знаете, в старинные времена.
Наиболее последовательно на рубеже веков он рассматривался В.В.Розановым и, к сожалению, привел гениального философа к весьма неутешительным выводам и идеям.
Представьте себе ситуацию : неофиты хлынули в Церковь и умножили число прихожан в сотни , если не тысячи раз.
Кого они почтут, после Евангелия, первыми, если начнут интересоваться?
Святых Отцов 4-6-9-14 веков. Исихастов, аскетов и великих подвижников-мыслителей.
Что они вызнают о сексуальной жизни падшего человечества ? Сами понимаете, как после этого они станут относиться к о.Науму и о. Владимирову. Особенно, если их привела к вере несчастная, а это как правило так, душевная ( личная) жизнь?
Но как только неофитство закончится, если так произойдет, реальность приведет этих людей к компромиссу, мне кажется. И чада Артемия и Наума в большинстве не останутся.

10.2.99 18:41
Игорь
Москва.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru