Russian Journal winkoimacdos
27.11.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Круг чтения архивпоискотзыв

Выбор Пушкина

По итогам голосования прошедшей недели наибольшее число голосов набрала книга А.-И. Марру "История воспитания в античности" (Греция). Рецензия на журнал появится в РЖ в течение двух недель. А голосование продолжается!


Американский философ. Джованна Боррадори беседует с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кэйвлом, Макинтайром, Куном. Пер. с англ. Л. Б. Макеевой, О. А. Назаровой, А. Л. Никифорова. - М., Дом интеллектуальной книги, 1998. - 208 с.; тираж 500 экз.; ISBN 5-7333-0002-7.

Американская философия ХХ века, особенно второй его половины, до сих пор известна русскому читателю в основном по учебникам, а не по переводам оригинальных работ. И вот, наконец, когда основные работы европейских философов уже появились на русском языке, пришла очередь американцев.

В русской философской традиции книга Боррадори не имеет аналогов - это не историко-философское исследование, а сборник бесед с крупнейшими американскими философами. Среди ее собеседников - не только более-менее известные в России ученые, такие как Рорти, Куайн, Кун, но и новые для отечественного читателя имена - Нозик, Данто, Кэйвл. Автор называет замысел книги "вполне европейским", поскольку в основе его лежит идея связи между личностью философа и его теоретическими построениями. Действительно, крупнейшие европейские философы разделяли эту мысль. Бертран Рассел, один из "отцов-основателей" аналитической философии, течения, наиболее влиятельного в Штатах, написал, как известно, своего рода автобиографию философа - "Мое философское развитие". Американские представители аналитической философии, собеседники Боррадори, не придавали существенного значения генезису собственных взглядов, изначально ориентируясь на результат, а не на процесс философствования, и, как правило, не писали книг об эволюции собственных теорий. Этот факт делает книгу "Американский философ" уникальной и в то же время является достаточным основанием для ее создания - ибо позволяет указать хотя бы одну существенную черту, более значимую, чем географические факторы, которая давала бы право говорить об особом американском способе философствования. На русском языке книга публикуется впервые.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Алистер Кроули. Книга Закона. Книга лжей. Лунное дитя. - М.: Остожье, 1998. - 640 с.; тираж 10000 экз.; ISBN 5-86095-108-6.

"Выбор Пушкина" уже сообщал об одном из недавних изданий работ Алистера Кроули - крайне неоднозначной фигуры в истории оккультизма XX века.

В данное издание вошли наиболее известные произведения скандального эзотерика: "Книга Закона", основу которой составляет запись откровения, продиктованного Кроули "голосом Космоса" 8-10 апреля 1904 года в Каире, "Книга лжей", впервые вышедшая в 1913 году в Лондоне и представляющая собой саркастически-резкое изложение Кроули собственных идей, и роман "Лунное дитя", действие которого также разворачивается на фоне оккультных реалий и включает завуалированные отсылки к биографии автора.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Н. К. Михайловский. Герои и толпа. Избранные социологические труды в двух томах. - СПб.: Алетейя, 1998. - 362 с., 406 с.; тираж 1000 экз.; серия "Российская социология"; ISBN 5-89329-028-3,5-89329-046-1.

В двухтомник вошли основные работы по социологии одного из видных теоретиков революционного и либерального народничества, знаменитого публициста и критика второй половины XIX века Николая Константиновича Михайловского (1842 - 1904). Среди его друзей были Н. А. Некрасов, Салтыков-Щедрин, Н. С. Курочкин, Н. Д. Ножин. В историю отечественной мысли Михайловский вошел, прежде всего, как яркий и талантливый просветитель: "Его настоящим поприщем стали журналистика, публицистика, литературоведение и критика. Именно в контексте литературно-критического творчества им создавались социологические работы, многостраничные статьи по различным проблемам недавно родившейся социальной науки. Он, по существу, выполнял задачу социологического просвещения российской публики, но не путем простого повторения и переложения идей западных авторов, а путем критики, творческой переработки и порождения новых идей, методов социологического познания".

Издание снабжено подробной вступительной статьей, комментариями и новейшей библиографией.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Хилари Патнэм. Философия сознания. Пер. с англ. Л. Б. Макеевой, О. А. Назаровой, А. Л. Никифорова. - М., Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240 с.; тираж 500 экз.; ISBN 5-733-0004-3.

Хилари Патнэм, пожалуй, наиболее известный из ныне живущих представителей американской философии. Начинавший как верный последователь Витгенштейна и Рассела, он "перерос" аналитическую философию, выступив с критикой ее основных положений и предложив новые, более сложные методы исследования языка. В центре интересов философа - проблемы, связанные с моделированием сознания и созданием искусственного интеллекта. В сборник "Философия сознания" вошли работы разных лет, среди которых - "Сознание и машины" и "Философия логики", признанные классическими. На русском языке большинство работ Хилари Патнэма публикуется впервые (небольшая часть статей включалась до этого в антологии аналитической философии).


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Н. А. Хренов. Социальная психология искусства. Теория, методология, история. - М.: Государственный институт искусствознания, 1998. - 278 с.; тираж 1000 экз.; ISBN не указан.

Книга представляет собой изложение авторской концепции развития социальной психологии в целом и социальной психологии искусства в частности в контексте культурных и общественно-научных процессов XX века. Исследователь предлагает свое видение истории взаимоотношений и взаимовлияний социальной психологии искусства и ее объекта, а также указывает наиболее перспективные методы и возможные направления дальнейшего генезиса этой области знания.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Михаил Шульман. Набоков, писатель: Манифест. - М.: Независимая газета, 1998. - 224 с.; тираж 3000 экз.; ISBN - 5-89227-016-5.

Название книги сопровождается вполне резонным, как представляется, подзаголовком - "Манифест". Резонность же его состоит в том, что при существующем множестве академических и околоакадемических штудий, посвященных творчеству Набокова, нечто новое может прозвучать только в форме субьективно-манифестарных утверждений, на которые Михаил Шульман и решается: "...Вместе с тем я отдаю себе отчет в том, что рукопись представляет собой скорее развернутый манифест, личное определение краеугольных камней и ориентиров, где творчество Набокова берется в качестве иллюстрации своим уже готовым, прежде рассмотрения сформировавшимся, идеям, а не как объект беспристрастного научного исследования".

Не менее оригинален и предлагаемый автором метод: "Занятия Набоковым плавным образом привели к пониманию его поэтики как своего рода периодической системы, в которой главный смысл лежит не в свойствах каждого элемента, а в общей идее, эти элементы связывающей. Разумеется, этот смысл не мог быть назван. Ход его преследования и стал этой книгой".


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Поиск книг в магазине "о3он":

Отзыв книжные обзоры

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru