Russian Journal winkoimacdos
21.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Круг чтения архивпоиск

Прогулки с Макашовым

Иван Давыдов

Иван Давыдов
ivand@russ.ru

Паранойя (греч. paranoia
умопомешательство) - общее название
психических расстройств,
характеризующихся стойким
систематизированным бредом
(преследования, ревности,
изобретательства и др.).

Ситуация

Глупо, говорят, ездить в Тулу со своим самоваром. Или объяснять уважаемым гражданам России, что такое антисемитизм.

Генерал Макашов, благополучно забытый мирными гражданами, в одночасье прославился, произнеся приличествующую чину и политическим убеждениям малограмотную речь о засилье евреев.

Иными словами, обратился представитель православного воинства к народу, обороняемому им от вражьих полчищ, обложивших несчастную Родину со всех сторон. Обратился на языке, исключительно примитивном, чтобы не сказать убогом, и, видимо в силу своей простоты, необычайно притягательном. И воспроизвели его речь не один раз на бумаге и в Сети другие радетели интересов Отечества, и будет она там лежать среди десятков других таких же однотипных и безликих сочинений. Которые, тем не менее, воспринимаются адептами как откровение.

И не только адептами - иначе чем объяснить реакцию СМИ на выступление Макашова? Они что, не знали? Не видели? Он им тоже открыл глаза? Для них антисемитизм - новость?

"Я - русский генерал"

Речь доблестного воителя заслуживает отдельного рассмотрения. Но прежде - несколько слов об одной небольшой книге.

Летом прошлого года на прилавках московских магазинов появилась книга Виктора Клемперера LTI. Язык третьего рейха, практически не замеченная ни рецензентами, ни читателями. А зря. Как филолог-профессионал Клемперер дотошно фиксировал мельчайшие изменения в языке официальных лиц и простых граждан. А как живущий в Берлине еврей испытал на себе все результаты этих изменений. То, что пишет Клемперер о языке немецкого фашизма, звучит как-то уж слишком современно. Слишком по-русски. Слишком узнаваемо - нарочитая примитивность текстов, тяга к высокой риторике, отторжение не только расово чуждых, но и классово чуждых элементов, стремление сочетать романтическую лексику с множеством причудливых неологизмов.

Генерал Макашов знаменит не только устными выступлениями. Он оставил потомкам и письменные памятники. Вся "патриотическая пресса" опубликовала нечто вроде объяснительной записки Макашова: "Я - русский генерал". Текст, при всей его безграмотности, очень показательный, поскольку автор умудрился сконцентрировать в нем все риторические ухищрения и стилистические приемы, характерные для подобного рода писаний.

Во-первых, краткая, но заслуживающая внимания биография достойного сына Родины: "Мой отец - Макашев Михаил Иванович, 1914 года рождения из села Рогачевка. В финскую был младшим командиром, Отечественную окончил старшим лейтенантом. Дед Макашев Иван Васильевич, казак Хоперского военного округа Всевеликого войска Донского, воевал в первую мировую на Кавказе. Моя мать - Борисова Анна Федоровна, 1917 года рождения из села Красный Лог Воронежской обпасти, окончила 6 классов, в 12 лет осталась сиротой после эпидемии оспы, ее приютила земский врач Наталья Васильевна. Мать в 14 лет пошла работать оспопрививальщицей. Имя Альберт, с подачи хозяйки, Натальи Васильевны, получил по прочтении ею романа Жорж Санд "Консуэло" в 1938 году. Хорошо, что в это время дружбы с Германией Адольфом не обозвали. Крещен бабками-старообрядками в Красном Логу Дмитрием, в честь святого Дмитрия Донского. Так что я - "сын кухарки"".

Гимн расовой чистоте (чего стоит одно оправдание неместного имени!) плюс упор на многократно подчеркнутое происхождение "от сохи". Герой не может быть никем кроме сына кухарки - таковы законы жанра. Ниже мы вернемся к более подробному рассмотрению этого феномена, а пока - еще одна цитата, из жизнеописания другого спасителя Отечества: "Александр Петрович Баркашов родился 6 октября 1953 года в Москве в семье рабочего Петра Кузьмича Баркашова и медицинской сестры Лидии Петровны Баркашовой (Фарафоновой). Родом они из села Сенницы Озерского района Московской области. Оттуда же родом и жена А.П.Баркашова - Валентина Петровна". Вновь - безупречная в национальном и в классовом отношении родословная.

Собственно откровения генерала воображения не поражают: "Никогда в России не было так плохо". Враги не дремлют и, действуя в соответствии с детально разработанным планом, делают примерно следующее: "Они пьют кровь коренных народов государства, они разоряют промышленность, сельское хозяйство. Уничтожают российские армию и флот, ее стратегические ядерные силы. Они принимают на хранение в банк деньги населения и потом не отдают, лишая накоплений на похороны, на квартиру, на старость. Захватив телевидение, радио, печать, они оплевывают историю и культуру страны, которая вырастила их, спасла от печей и газовых камер фашизма, выучила на свою шею. Они хапнули и владеют сегодня 60% капитала России".

Кто же они? "Кто такие жиды? На английском языке они называются "джю", на французском - "жуиф", на идиш (диалект немецкого) - "жид". Жид - это не национальность, жид - это профессия". И далее, не заботясь о логике: "Понятия "сионист" и "жид" неразделимы. Интеллигенция говорит: "сионист"; народ - словами Пушкина: "жид". Понятия сионизм и фашизм неразделимы, и когда пугают русским фашизмом, так это как раз тот случай, когда кричит вор: "Держи вора!" Во всех синагогах, хедерах и иешивах, в Центре изучения иудаизма, Еврейском университете им. Маймонида в проповедях раввинов и еврейских учениях читают Тору и Талмуд и говорят о превосходстве еврейского "богоизбранного" народа над другими, в том числе над русскими".

Так творятся миры героя и злодея, если их признаки четко прописаны, достаточно, чтобы новая вселенная обзавелась историей и населением.

В окрестностях свадебного генерала

При этом едва ли кто-нибудь из ангажированных националистов - Баркашов, например, или Васильев, - признает генерала своим. Для них он прежде всего "коммуняка", враг Родины и прислужник христопродавцев. Пожалуй, генерал и вправду оказался свадебным на смотринах, где националисты знакомились с антифашистами. Все националистические движения очень агрессивно настроены по отношению друг к другу. Для РНЕ "Память" худший враг, чем МОССАД. И в этом есть свой резон.

Но тексты, порождаемые идеологами и просто сторонниками движений (кажется, в РНЕ существует деление на соратников и сторонников), удивительно однотипны и самим своим существованием нивелируют различия, ими же провозглашаемые. Если не принимать в расчет жаргонные словечки (чья специфика, заметим, очевидна только человеку, знакомому с вопросом) и степень личной одаренности авторов (Баркашов, например, несомненно талантливый публицист) - вы не сможете отличить статью из Русского порядка или Азбуки русского националиста от статьи из Завтра, тем более - из Памяти, Эры России или За русское дело.

Итак, во-первых, националисты творят для вечности. Их периодические издания не блещут оперативностью, и предпочтение всегда отдается программным документам, всякого рода декларациям и прочим подобным материалам. Мир, в котором существуют представители этих движений, статичен, и идея в нем важнее события.

Во-вторых, о чем бы ни шла речь, даже если дело касается мелких и незначительных событий, для любого националистического текста характерен высокий риторический стиль. Националисты всегда на войне, и предпочтение отдается военной метафорике: если уж новости, то Вести с фронта, если уж стихи, то Песни русского сопротивления. А одно малоизвестное движение и вовсе гордо именует себя "Армией воли народа". Практически все - от очередного митинга до мировой истории в целом - осмысляется в терминах противостояния - "русского" и "американского" (или "американо-сионистского", или "негро-семитского") мировых порядков, например.

По отношению к собственным проискам преобладают гиперболические эпитеты: обуреваемые "грандиозными идеями" националисты выполняют "великую миссию", преодолевая "не поддающиеся описанию тяготы и лишения". Хотя откуда эти тяготы - не очень и ясно, ибо действия многочисленных врагов (о них ниже) - это, как правило, "жалкие потуги". В лучшем случае, "грязные происки". Стоит отметить и обязательное употребление заглавных букв при написании слов: Русский, Россиянин, Народ (только применительно к русскому народу), Нация, Вождь, Движение, Родина, Отечество. При этом упомянутая выше "великая миссия" оказывается "Походом против врагов Родины", "Необходимостью защитить Отечество". Она также определяется как "битвы", "защиты" или "освобождения". Иногда терминология приобретает религиозный оттенок: "Битва против Сил Зла", "Сражение с Дьяволом и сынами его". Вот так. А поле битвы - сердца людей.

Военная метафорика соседствует с бутафорикой - тщательным вниманием к внешней символике, униформе, дисциплине армейского образца. Значения соответствующих символов дотошно истолковываются. Особую роль начинают играть обильно используемые иллюстративные материалы - портреты вождей, фоторепортажи, карикатуры на врагов.

Из всего этого должен логично следовать призыв к войне до победного конца - тем более, что война, судя по националистической риторике уже идет. Но нет, в статичном мире правильные слова важнее правильных дел. В текстах националистов призывы к активным действиям исключительно редки, и объясняется это не только политическими мотивами. Своеобразное, почти религиозное мировоззрение, разработанное идеологами национализма, готовит адептов к восприятию специфической эсхатологии ожидания последнего боя, подходящего момента для решающей схватки. Пока же следует крепить единство и вскрывать подоплеку коварных замыслов неприятеля.

Такое отношение к миру определяет повышенное внимание к специфической трактовке событий мировой и российской истории, более сложной в публикациях Арктогеи или Вестника реакции, упрощенной у идеологов "Памяти", РНЕ и других "организаций действия", но всегда сводимой к поиску в любом событии плана "Сил Зла", нацеленного на уничтожение России (моральное или физическое) или всего человечества. С завидным упорством тиражируются разнообразные (впрочем, разнятся авторы, не тексты) Доктрины уничтожения России, начиная с классических Протоколов сионских мудрецов. За появлением на экране чернокожего киноактера националистам мерещатся чудовищные генетические эксперименты, направленные на вырождение белой расы. Последний шаг к осмыслению дивного нового мира. И описанный в литературе признак паранойи. Но кто же вынашивает коварные планы?

Список врагов может поспорить разнообразием с меню первоклассного ресторана. Первыми в нем проходят, естественно, евреи. Причем для языка новых русских националистов характерно стремление избегать прямого называния своих гипотетических врагов, что заставляет вспомнить исследования о табу в культуре народов Океании. Итак, евреи, или, точнее, "сионисты", "бойкий народец, продающий всех и вся", "христопродавцы", "жиды". Затем - граждане Соединенных Штатов, они же - "князья мира", "возомнившие себя господами мира", "сброд без прошлого и истории с той стороны Атлантики". Далее, в порядке убывания - кавказцы, негры, китайцы, представители нынешней власти, бизнесмены (здесь принятые клише прямо перекликаются с народным фольклором и языком СМИ - обязательно упоминаются иномарки, мобильные телефоны, красные пиджаки), сторонники демократических реформ, представители прочих националистических движений (они же - "совратители народа" и "разрушители единства нации"), иногда всплывают и вовсе мифические неприятели (типа потомков хазар).

Табуированные слова, парадоксальным образом, играют большую роль в речевых конструкциях националистов. Если в тексте употребляется иноязычный термин, сразу же дается его объяснение на русском, например, "моноэтнический (однонациональный)". Вообще, употребления иноязычных терминов авторы стремятся избегать. Разрабатывается четкая терминология, проводящая различия, например, между понятиями "патриот" и "националист". Главный и непререкаемый запрет наложен на слово "фашист". Оперируя определениями из учебников истории двадцатилетней давности, фашисты ловко доказывают, что никакие они не фашисты. "РНЕ против фашизма в России" - заголовок одной из последних листовок наиболее одиозного из националистических движений.

Как правило, заявляется о солидарности с православием, опоре на православие как идеологию, однако подчеркивается, что речь идет о "чистом" или "средневековом" православии, нынешние иерархи жестоко критикуются как "принявшие ересь жидовствующих". Иногда, впрочем, христианство объявляется "иудейским изобретением", и тогда в качестве идеологии начинает выступать "язычество древних славян", чаще всего - собственного изготовления.

Язык, вопреки суждению Талейрана, выдает говорящего с головой. Льва узнают по когтям, осла - по другим отросткам. И за писаниями отечественных националистов, впрочем, довольно примитивными, вырисовывается еще более примитивное мировоззрение. Мир описан, точнее, разделен на "наших" и "прочих" - дуалистическая структура, легкая для усвоения по многим причинам, прежде всего, в силу легкой усвояемости критериев для определения "прочих".

Из сказанного ясно, что новый мир создается посредством нового языка, получаемого путем упрощения и жесткой структуризации общепринятого. Тем же способом создается культура, прежде всего, литература нового мира - из списка классиков выбираются те, кто с точки зрения расовой чистоты и приверженности национальной идее не вызывает никаких сомнений. Приходится кем-то жертвовать, конечно, взамен полузабытые авторы Нового времени возводятся в ранг "писателей земли русской". Выявляется более высокий уровень рефлексии, на котором авторы предпринимают попытки включить собственные построения в культурологический контекст, как правило, собственного же разлива. Увязка с отечественной традицией славянофильства кажется им чрезмерно примитивным ходом. На историческую сцену выводятся хазары - как носители антирусского, иудейского начала в древнейшей истории, причем противостоят им не ожидаемые русские богатыри, а "русские берсерки".

А уставшее от поисков смысла население само сбредется в этот новый мир. Владимир Даль (авторитет ли? - не русский, но, все же, несомненный нордический ариец) определял национальность так: "Кто на каком языке думает, тот к такой нации и относится". Новый язык русских националистов жесток, почти формален; полагаю, на нем можно доказывать теоремы. Четкость, детальность его разработки в сочетании с обилием клише явно нацелены на изменение мышления тех, кто его воспримет. Язык нацистов подчиняет и заставляет думать, используя только его категориальный аппарат.

С другой стороны

И влияние его куда более ощутимо, чем может показаться на первый взгляд. Вернемся к нашему доблестному генералу. Итак, внезапно обнаружив у себя под боком "русский фашизм", чем ответили ему лучшие сыны прогрессивного человечества? Вернее, на каком языке? А на его же, с готовностью восприняв его структуру и даже лексику. То же бинарное деление, высокая риторика, терминология военных обозревателей и эпитеты взамен анализа. Даже планы по захвату власти фашистами внезапно обнаружились и оказались не менее идиотическими, чем знаменитые Протоколы. Речь новоявленных антифашистов оказалась вполне фашистской. Но это не только случайные люди, среагировавшие на яркий раздражитель - речь Макашова, запрет съезда РНЕ. Но и профессионалы, сделавшие карьеру, регулярно выступая против фашизма, - Марк Дейч, например. Воители-антифашисты со стажем паразитируют на типично фашистских языковых структурах, тиражируя язык, и, следовательно, способ отношения к миру, в деталях разработанный их противниками. "... - разнузданные мерзавцы, лишенные человеческого облика, решившие утвердиться у власти, пользуясь тяжелейшей ситуацией, в которую попала Россия", - фраза, равно уместная и в фашистском, и в антифашистском тексте. Вместо многоточия желающий может подставить - по собственному вкусу - "фашисты" или "русские фашисты", или "сионисты", или даже "еврейские фашисты". Ведь слово "фашист", как уже отмечалось, используется в качестве клейма для противников представителями обоих враждующих лагерей.

А ведь если большинству предоставляется столь незамысловатый выбор, оно, скорее, склонится к принятию более простых взглядов.

Ссылки:
РНЕ www.rne.org
Память www.geocities.com/Colosseum/Loge/8461
Русский патриот www.ruspatriot.com
Патриотическая пресса www.ruspatriot.com/rpdigest
Армия воли народа www.avn.ru
Тайны русской истории www.trion-systems.com/history
Арктогея web.redline.ru/~arctogai
Александр Проханов - Альберт Макашов. Огонь на себя
Дмитрий Петров. Когда земля станет плоской? Новая ультраправая пропаганда


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru