Russian Journal winkoimacdos
25.09.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Книга на радио

Денис Бычихин
denis@russ.ru

Радиопередачи о книгах давно уже стали отдельным жанром отечественной журналистики. Среди основных его характеристик в первую очередь стоит отметить эпическую и по настрою, и по исполнению повествовательность, во многом оттеняющую собственно анализ изданий. Как правило, суждений, касающихся непосредственно качества книги, в передаче сравнительно мало - да и те обтекаемы, многозначны, нейтральны. Исключения если и бывают, то скорее как разрядка, всплеск в общем мажорном потоке.

В качестве примера рассмотрим передачу Радио "Свобода", целиком посвященную книге Е. Евтушенко "Волчий паспорт". Структура передачи такова: за общим представлением издания и указанием мэтров, чьи отзывы о творчестве автора в нем приводятся (Зощенко, Пастернак, Шостакович, Чуковский, Солсбери, Артур Миллер), следует вполне аргументированное и содержательное рассуждение ведущего о самой книге - "неровной <...> растянутой и рыхлой, вызывающей не только живой интерес, но зачастую и раздражение прямолинейностью суждений и стремлением к морализаторству и излишней публицистичности". Однако на этом критическая часть завершается. Ибо следующая фраза звучит так: "И вместе с тем книги искренней и прямой. И по отношению к эпохе, и по отношению к нам, читателям, которым на сей раз поэт предложил судить не свои стихи, а свою жизнь, себя". Далее - в том же ключе. Венчает программу риторическое: "Кому интересен поэт, который в первую очередь не пишет о себе?"

Отметим, что даже такой - локальный - анализ встречается довольно редко. Авторы программ предпочитают обходиться устойчивым набором панегирических матриц и схем, крайним выражением которых является характеристика книги как "дающей пищу для ума и сердца" или "открывающей новую грань в жизни современной России".

И это объяснимо - большинство радиопередач о книгах носит презентационный, рекламный характер, и задача ведущего заключается прежде всего в том, чтобы "раскачать" аудиторию, спровоцировать ее интерес. Подобная многозначность, обилие штампов и "сглаженных" фраз - в данном случае наиболее действенная затравка. Для одних этого свода лавров и "жестяных" эпитетов будет достаточно, чтобы принять как данность: на свет явилась еще одна "очень интересная" и "глубокая" книга "талантливого" или же "маститого" автора, другим, возможно, действительно захочется узнать, что же кроется за привычно-бутафорским фасадом.

Не менее эффективным средством привлечения внимания слушателей оказывается и выборочный пересказ биографии автора, своеобразное the best of - этапы и вехи, соратники и друзья, курьезы и побасенки. Разумеется, при этом желательно, чтобы автор был личностью известной или как минимум неординарной. Ведущая программы "Русского радио", посвященной вышедшим в издательстве "Вагриус" автобиографическим произведениям А. Наймана, рекомендует его следующим образом: "Литератор Анатолий Найман, ученик Ахматовой, входил в круг ленинградских поэтов наряду с Рейном и Бродским. Женился на британской гражданке, уехал из Союза, затем вернулся и сейчас живет в Москве". При таком вступлении говорить о дефиците слушательского интереса не приходится.

Что же касается непосредственно механизма представления книги на радио, то он во многом совпадает с принципами организации рекламного ролика в видеопрокате: - вводная (обязательно включающая перечень наиболее громких имен, так или иначе связанных с автором или произведением) "нарезка" самых эффектных фрагментов, если необходимо - критическая коллизия, и наконец неявное, но непременно сквозящее во всем тексте программы: "Это как минимум занятно... важно... необходимо!"


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru