Russian Journal winkoimacdos
25.06.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
NET-Культура архивпоискотзыв

"Цифровой жук"

Михаил Визель

Михаил Визель
viesel@elnet.msk.ru

Цифровой Жук

На двух крупнейших компьютерных выставках - "Комтек" и "Аниграф" - просвещенной публике был представлен новый литературно-художественный журнал "Цифровой жук".

Сей "жук", вылетевший из недр рекламного агентства "Фантазия", не только радует глаз своим ярким и стильным внешним видом (прекрасная бумага, цветные поля, репродукции старинных картин и гравюр, фотографии редких вещичек), вполне соответствующим вынесенному на обложку то ли девизу, то ли подзаголовку "Мудрая архаика", но и удивляет пестротой содержания. Сочинения Борхеса и Лема; донельзя концептуальные материалы "Рождение мегамашины" и "Эманативный форматизм"; "правильный", академически-старомодный рассказ о немецких шифровальных машинах времен второй мировой войны и английских дешифровальщиках; бойко написанные, подчеркнуто авторские "Цифровой мемуар" и "Великое путешествие Брокгауза и Ефрона в Интернет"; статья о графике Морице Эшере - и все это при полном, за исключением вступительной странички, отсутствии редакционного комментария. Даже будучи объединенными одной темой - рождение Машины, материалы эти оставляют ощущение, что издатели словно попытались совместить современный глянцевый журнал с блаженной памяти 20-летней давности "Наукой и жизнью". Получилось, как обычно в таких случаях, ни то ни се. Читатели, которым пришелся по вкусу текст Юрия Нечипоренко "Эманативный форматизм", вряд ли останутся довольны школьно-искусствоведческой статьей об Эшере, а у истовых поклонников Лема волосы дыбом встанут от походя брошенной одним из эссеистов, художником по профессии, фразы: "Сейчас, конечно, я отлично понимаю, что советская научная фантастика была замечательной кормушкой, а сами господа фантасты-сочинители - хорошо организованной мафией из бывших инженеров, побросавших свои скуднооплачиваемые занятия и ударившихся в литературное творчество, где и кусок был пожирнее, и общественное положение повыше". Зачем?!

Однако появление периодического издания, пытающегося от обсуждения достоинств новых звуковых карт, игрушек и интернет-адресов перейти к осмыслению роли Машины и изменившегося баланса сил в мире, нельзя не приветствовать.

Выступая недавно в МГУ с лекцией, Умберто Эко сказал о "необходимости мирного сосуществования "вербальной цивилизации" и идущей ей на смену "визуальной цивилизации". Знакомый словесный оборот, не правда ли?


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru