Russian Journal winkoimacdos
24.11.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
NET-Культура архивпоискотзыв

Медиа в квадрате

Алексей АндреевВалерий Пьянченков

Интервью Алексея Андреева с Валерием Пьянченковым
lexa@spb.cityline.ru


С редактором "Мира Internet" Валерием Пьянченковым я познакомился в июле этого года в баре "Корсар", куда меня случайно затащили девушки Ира и Оля. Оказалось, там проходило историческое мероприятие: первое сборище людей, делающих питерский Интернет. Скажу честно: Валерий Пьянченков оказался настолько непохож на интернетчика, что я бы мимо прошел, если бы меня с ним специально не познакомили. Ведь как выглядит интернетчик? Всем известно: это человек полный либо очень худой, с болезненно-зеленоватым лицом, на обесцвеченных глазах - мутные стекла, в самих глазах - отсутствующее выражение застарелого аутизма; рот открывается редко и в основном для произнесения какого-нибудь грязного ругательства типа "сто хитов тебе в рамблер". Либо же интернетчик - это человек улыбчивый, свежевыбритый и в пиджаке, отработанным ковбойским движением выхватывающий откуда-то визитку и сующий ее тебе вместо руки. Валерий Пьянченков, напротив, выглядел, как человек совершенно нормальный; я даже вначале подумал - уж не военный ли?

Aлексей Aндреев: Известно, что редакторами не рождаются. Каков был твой боевой путь к этой должности?

Валерий Пьянченков: Очень прерывистый. Родился я, если по паспорту, то в Ляйпциге, а по жизни - во Франкфурте-на-Одере. Папа был военным. Потом я тринадцать лет прожил в Оренбурге. Потом опять в Германии. А с 79-года, как школу закончил - в Питере. В детстве была мечта - стать журналистом. Но мама у меня была в то время советским работником и она сказала: "Только через мой труп", и про журфак я вынужденно забыл. Поступил после школы в технический вуз, писал в разные газеты здесь, в Питере. Потом в армии тоже, в локальных газетах, всякие такие боевые вещи - "Первый караул" и тому подобное. Потом был большой перерыв... А потом, совсем неожиданно, снова началась журналистика. Я жил тогда в Праге, было желание сменить работу, а туда как раз приехала редакция газеты "Чехия сегодня". Владелец этой газеты живет в Москве, и сейчас он, например, выпускает газету "Пиво"; а тогда у него была серия газет про разные страны: "Венгрия сегодня", "Польша сегодня" - для российских бизнесменов, желающих сотрудничать с этими странами. Все эти газеты не удались, потому что делались в Москве. Ну вот он и послал редакцию "Чехии сегодня" в Прагу, чтобы ее прямо там делали. Подзаголовок у газеты был "Экономика и бизнес", я там был замом главного редактора. В Чехии же и "заболел" Интернетом, причем (что нетипично для России) впервые поработать в Сети удалось в библиотеке.

A. A.: Есть ли принципиальные отличия офф-лайновых изданий об Интернете (вроде "Мира Internet") от изданий по другой тематике?

В. П.: Ну во-первых, эту прессу, как и любую другую, можно делить на "желтую", новостную, сугубо специализированную, научно-популярную... Если говорить о нашем издании, мы ближе к научно-популярным. У меня лично есть такой не то что бы идеал, но стремление: сравнивать себя, скажем, с "Техникой - молодежи" или "Наукой и жизнью" (в их лучшие времена).

Другое интересное отличие в том, что Интернет сам по себе - "медиа". То есть, журнал об Интернете - это получается "медиа о медиа". Все равно что была бы "газета о газетах", например.

А. А.: Иногда можно услышать мнение, что "Мир Internet" делают какие-то оффлайновые, "бумажные" люди, которые и сами в сетевой тусовке неизвестны, и наоборот - о Сети пишут что-то такое очень свое. Как ты к этому всему относишься? Намечаются ли какие-то изменения в связи с тем, что ты стал главным редактором?

В. П.: То что ты сказал - это действительно так; так было изначально. И Андрей Кононов, и Валера Шачин - весьма грамотные люди, но в Интернете они громких проектов не делали, в отличие, например, от Гагина или Норвежского. И у меня тоже в настоящее время своих сетевых проектов нет. По большому счету, все упирается во временные ресурсы. Очень много времени посвящается журналу, хотя, конечно, есть идеи и, может быть, удастся их осуществить.

Что касается тусовок - ну ты помнишь, где мы познакомились. Во всех таких тусовках стараюсь принимать участие. Это уже моя позиция: тусоваться нужно, потому что тусовка - это мощный инструмент маркетинга. Есть выкристаллизовавшееся твое мнение, есть мнения других людей - ими можно обмениваться и таким образом выяснять, что действительно нужно делать. Сейчас мы, например, принимаем активное участие в организации двух семинаров - по IP-телефонии и по электроной коммерции. Уверен, что мы как журнал от этих акций не только получим информацию для новостей, но и сможем реально помочь продвижению перспективных технологий.

A. A.: Массовые представления об Интернете еще не сформированы, они как раз сейчас формируются, зачастую в виде мифов. И если вспомнить маклюэновское "media is a message", получается, что ты как редактор такого крупного журнала напрямую причастен к созданию этих представлений. Какова твоя политика в этом отношении?

В. П.: Есть два типа стереотипов об Интернете. Есть общественные стереотипы, создаваемые не-интернетовской прессой. Насчет того, что "Интернет это порнуха" и тому подобное. Есть много изданий, заинтересованых в распространении подобных мифов - это "клубничка", на которой они делают деньги. А поскольку не-интернетовских людей намного больше, чем интернетовских (что само по себе вполне естественно), эти стереотипы становятся массовыми, ничего с ними не поделаешь. Другой вид стереотипов возникает у людей, которые уже раз-другой сталкивались с Интернетом, либо стремятся познакомиться с ним. Самое частое: "В Интернете все можно". Вот, мол, я подключился - теперь и английский выучу, и на халяву по телефону буду говорить с западными партнерами. Такие стереотипы - это уже очень плохо. Потому что человек начинает в этом направлении работать, сталкивается с реальностью и понимает, что все далеко не так просто. А дальше - отчуждение и неприятие всей технологии в целом. И такие стереотипы мы стараемся изживать. Потому что наш журнал как раз на тех людей ориентирован, которые хотят реально работать с Интернетом.

A. A.: Некто Пегас Пооралилипипидов в свое время писал в газете НЕТ про ваш журнал: "Журнал славится рубрикой NetMan, где публикуются крупные фото помятых мужчин в различных позах и их рассказы о том, "как мы с друзьями делали весь этот Интернет". Расскажи, как вы отбираете нетменов? Есть какие-то особые критерии, какой-то список?

В. П.: Мое личное отношение к этой рубрике еще складывается, оно еще не сформировано окончательно. Моя беда в том, что я уезжал из страны, а когда вернулся - не то что нетменов, а вообще Питер не узнавал. Потому мой собственный подход может выглядеть довольно своеобразно. Вообще, я понимаю нетмена как человека, который Сеть делает. Может быть, не "весь этот Интернет", а просто маленький кусочек, собственный сайт, но посвящает этому значительное количество своего времени. Другое дело, что таких людей много и не всем будет интересно с ними встречаться. Если помнишь, в одном из последних номеров у нас нетменом был академик Аганбегян. Меня очень заинтересовало, что известный экономист, который для нас был в свое время просто "светочем экономики", при этом еще и активно вносит свою лепту в Интернет. Причем никто вроде бы об этом даже не знает. Поэтому он тоже попал в нетмены у нас. А то, что туда не попал пока Делицын, или Носик, или Алексрома - это лишь упущение времени, еще попадут.

A. A.: Кстати об экономике. Каковы, по-твоему, основные направления в сетевом бизнесе? Во что сегодня вкладывать деньги, что продавать?

В. П.: Деньги надо вкладывать в каналы. Сейчас уже много технологий, с которыми мы уже не одной, а двумя ногами в XXI веке - видеоконференции, звук, трехмерка. Но они все тормозятся на одной проблеме: не хватает мощности каналов. Второе, во что надо вкладывать - это сугубо информационный бизнес: новости и тому подобное. Думаю, что уже где-то в следующем году у нас можно будет реально торговать информацией, софтом и некоторыми вполне осязаемыми вещами через Сеть.

A. A.: Как человек, работавший редактором, я знаю, какой это сложный вопрос: ты делаешь аудиторию или она тебя делает. Тем не менее - какова хотя бы предполагаемая аудитория журнала? Можно ли этих людей как-то отличить даже в том случае, если у них в руках нет журнала "Мир Internet"?

Думаю, что можно. Тут два момента. Во-первых, ты верно сказал: и мы влияем на аудиторию, и она на нас, и эти процессы не взаимоисключающие. Объединяющие наших читателей черты, как я, по крайней мере, верю, вот какие: a) они используют Интернет; б) они активны и любознательны.

Скажем, человек много работает в Интернете, но ему не интересно, как это все работает, он пассивен в отношении улучшений. Если ему нужен какой-то новый сервис, он вызовет себе мастера, и все. Такие люди не есть наша аудитория. А вот есть такие, которые, купив телевизор, начинают интересоваться, как Карлсон: "Как туда эту женщину засунули?". Вот это наш читатель. Причем он может быть и не обязательно подключен к Сети, а скажем, ходит в Сеть от знакомых или через Интернет-кафе.

А. А.: Как ты относишься к другим интернетовским журналам - "Internet", "Планета Internet"?

В. П.: Весьма дружественно. Оснований относится вражественно просто нет. "Internet" не является конкурентом. Не потому, что хуже или лучше, а потому, что он чем дальше, тем больше отдаляется от нас по аудитории и по тематике: он более тусовочный и субкультурный; мы же стараемся двигаться в более "техническую" сторону. С "Планетой" что-то непонятное - она как будто вообще исчезла. Других изданий такого уровня и нет, в общем-то. Зато, по-моему, реальными конкурентами нам являются "Компьютерра" и PCWeek. Несмотря на то, что они не являются чисто сетевыми, они зачастую дают весьма серьезные интернетовские материалы. "Компьютерра" мне вообще из всех компьютерных журналов больше всего нравится.

A. A.: Что ты сам используешь из сетевых ресурсов?

В основном, связанное с работой. Часто хочется зайти на anekdot.ru, но удается лишь где-нибудь раз в месяц. По работе - новостные серверы, чаще всего - не наши: ABCNews, Wired... Пользуюсь сервисами DejaNews и Yahoo. Не скажу, что Yahoo предоставляет самый удобный сервис, но у меня там ящик, я уже к нему привык. Из русских - ссылки на ZDNet.ru и на "Вечерний Интернет" лежат прямо на DeskTop'e.

A. A.: Что же, никаких развлекательных ресурсов не посещаешь вообще? И порнографию не смотришь?

В. П.: Не, ну я тоже человек! И потом, порнография интересна с точки зрения технологии - они часто первыми начинают массированно использовать все передовое. Еще из развлекательных... Дай подумать... В компьютерные игры я не играю, единственное исключение - преферанс, и то дома сам с собой. И может еще в "тетрис" иногда - ну это, знаешь, тупое такое развлечение, он всего отвлечься... Иногда рыскаю по Сети в поисках MP3, собираю коллекцию.

А. А.: А какую музыку?

В. П.: Я вообще воспитан духе 70-х. Из русских - "Воскресение", "Машина", немножко "DDT" и "Аквариум". Из западных лучше всего слушаю классический хард-рок: "Deep Purple" и тому подобное. Этого как раз мало в Сети.

A. A.: Я знаю, что сам ты живешь в Колпино, а на работу ездишь в город. Не возникает ощущения, что Интернет - это "игрушка городских"?

В. П.: Это не ощущение, это реальность. Тянуть Интернет в деревню - не окупается. Простой пример: я на "Норвекоме" подошел к стенду "Петерстара" и спросил, чего бы мне стоило ISDN домой провести. Они посовещались и решили, что это вообще невозможно - просто нету пока в Колпино столько клиентов, чтобы туда тянуть.

A. A.: То есть выходит, что формирующаяся сейчас русская Интернет-культура - урбанистическая, и это надолго?

В. П.: Это верно. Но я думаю, что на эту московско-питерско-новосибирско-екатеринбургскую тусовку скоро начнут оказывать большое влияние города поменьше, вроде Бийска или Саранска - как выясняется, там у них Интернет бывает даже дешевле, чем в Питере или в Москве. И в силу того, что эти люди из провинций оторваны от других медиа, они будут развивать интернетовскую культуру.

А. А.: А в Чехии Интернет чем-нибудь особым отличается?

Когда я там был, Сеть там была уже получше развита. Зато теперь по разнообразию контента мы их весьма здорово обгоняем. Вообще, все упирается в провода. Как раз то, что мы говорили про "Интернет в деревне". В Европе есть обалденный плюс: там расстояния короче. У нас от города до города - километров 300, а у них - 30.

А. А.: Не чувствуешь ли ты, что от постоянной работы с Сетью становишься нетеголиком?

В. П.: Я себя нетеголиком не чувствую, хотя... То есть я вот пришел на работу, сел за компьютер, вроде бы ничего мне сейчас от Сети не надо... но я автоматически броузер запускаю.

А. А.: Ага, значит, подсел все-таки! А каким образом ты отдыхаешь от Интернета?

В. П.: Сплю. Нет, ну я вообще отдыхаю неправильно. Потому что я чаще всего отдыхаю, тупо уставившись в телевизор. Очень люблю читать, но слишком устаю для этого - у меня еще дорога на работу и с работы занимает много времени. Поэтому художественную литературу читаю сейчас очень редко. А вообще, очень хорошо отдыхаю от всего пешими прогулками - очень люблю ходить по городу. И когда в Москву приезжаю, очень люблю побродить пешком. Этим летом очень хотел сходить за грибами или на рыбалку - так ни разу и не получилось, к сожалению.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru