|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Добывать тепло / продолжение Илья Овчинников Дата публикации: 28 Февраля 2001 получить по E-mail версия для печати Как пишет М.М.Бахтин, "Каждая мысль героев Достоевского... с самого начала ощущает себя репликой незавершенного диалога <...> Каждое переживание, каждая мысль героя внутренне диалогичны, полемически окрашены... <...> В исповеди "человека из подполья" нас прежде всего поражает крайняя и острая внутренняя диалогизация..."1 Именно с теорией "разумного эгоизма" и, в первую очередь, с Чернышевским ведется полемика в "Записках из подполья".2 По мнению исследователя, в этой повести "под "натурой" понимаются низменные, отрицательные черты человеческой личности (зло, эгоизм, неблагоразумие, "глупое хотенье"...) <...> В "Преступлении и наказании" под натурой подразумевается, напротив, высшая нравственная сущность человека, прежде всего его совесть..."3 Думается, такое противопоставление не вполне правомерно.
В "Преступлении и наказании", в свою очередь, о натуре говорится следующее (Разумихин беседует с Порфирием о воззрениях социалистов): "...если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут...6 Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается!.. <...> Фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет... С одной логикой нельзя через натуру перескочить!"7 Здесь, несомненно, имеется в виду не только и не столько совестливость и нравственная сущность личности, сколько ее изначальная непредсказуемость и ее нежелание укладываться в какие бы то ни было рамки. Понимание натуры здесь не является полемичным по отношению к "Запискам из подполья"; напротив, идеи повести получают в романе свое прямое развитие.
"Парадоксалист" возводит во главу угла субъективное начало; в отличие от Д.И.Писарева и П.П.Лужина, чьи суждения приведены выше, он не признает наличия объективных интересов и выгод отдельной личности. Он ставит под сомнение само понятие выгоды: оно более чем относительно по сравнению со стремлением человека выразить свою свободную волю.9 "Что такое выгода?"- спрашивает Подпольный; не состоит ли она подчас в том, "чтоб в ином случае себе худого пожелать, а не выгодного?". Умный человек не может, не должен считать главными такие интересы, как "благоденствие, богатство, свобода, покой, ну и так далее";10 это выгоды слишком самоочевидные и, таким образом, в некотором смысле навязанные со стороны; это - кумиры толпы.11
О том же самом (и столь же критически) говорит в "Преступлении..." Разумихин: "Известно воззрение [социалистов]... если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут... и все в один миг станут праведны... У них не человечество... само собою обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество... Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой припахивает... зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется!.. С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!"14 Что касается полемики Достоевского с Чернышевским в "Преступлении...", то у Разумихина здесь отдельная роль; она отнюдь не исчерпывается его словами, приведенными выше. Вряд ли случаен тот факт, что в записных тетрадях к роману этот герой однажды назван Рахметовым;15 но общими чертами этих персонажей лишь подчеркнуты различия как между ними, так и между взглядами их авторов на положительного героя. Достоевский рассказывает о своем герое гораздо короче и сдержаннее, чем Чернышевский о своем. Мы успеваем узнать о Разумихине, что "Иногда он буянил и слыл за силача... Питъ он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить... Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод... Однажды он целую зиму не топил своей комнаты..."16 Все эти черты могут напомнить Рахметова (в частности, знаменитый сюжет о том, как тот пробовал спать на гвоздях) и без прямого указания в черновых записях. Однако простая фраза о Разумихине "Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты"17 указывает (возможно, отчасти в пику автору "Что делать?") на то, что для всех вышеперечисленных качеств необязательно быть каким-то "особенным человеком".
Доля истины в такой постановке вопроса есть. Однако в главке 11 "Четвертого сна...", в заключительной части монолога "старшей сестры" - явственно звучит голос автора: "Любите его [будущее]... Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести".21 Как только заходит речь о настоящем, степень "идеальности" сна ощутимо снижается; очевидно, что эти строки являются сжатым ответом на вопрос, стоящий в заглавии романа. Здесь не условный рассказчик обращается с иронией к "проницательному читателю"; здесь сам Чернышевский обращается к читателю конкретному. Если для выражения одной из главных мыслей романа автору понадобился именно этот эпизод, - то вот и есть ответ на вопрос "при чем здесь Чернышевский".
В новых условиях "благоденствие, богатство, свобода, покой" есть у каждого; все "каждый вечер так веселятся и танцуют". Это потому, что за много лет людям наконец объяснили, что им полезно; они перевоспитались и поняли, "как выгоднее употреблять средства". Теперь никакого каприза, никакого "хотенья бессмыслицы" быть не может, потому что воля и разум идут рука об руку. Таким образом, взгляды на выгоду у всех совпадают; а однонаправленность общих интересов является залогом еще большего благоденствия в будущем.
"Они были величайшие друзья, - сообщается о "новых людях" Лопухове и Кирсанове, - ...вообще между ними было много сходства, так что если бы их встречать только порознь, то оба они казались бы людьми одного характера... врозь от Кирсанова о Лопухове можно заметить только то, что надобно было бы повторять и о Кирсанове. ...план будущности, - многозначительно заключает автор, - был у них обоих одинаковый".25
В будущем, которое снится Вере Павловне, действуют исключительно "группы людей", "партии", "сотни", "тысячи". Это свойство будущего находит прямое отражение в героях настоящего, похожими на которых и должны быть все остальные для достижения "перемены декораций" и проч. И если Достоевский устами своего героя возражает против такого будущего, то это не только потому, что его герою так мило свое "бессмысленное хотенье"; это потому, что герой "Записок из подполья" - мыслящая личность, которая не хочет быть "фортепьянной клавишей", быть похожей на всех. А именно это требуется по концепции автора "Что делать?". Как говорит исследователь, "то, что, согласно Чернышевскому, нужно делать, сделать можно - при условии, что делаться это будет с послушными экземплярами <...> - спокойными, рассудительными, податливыми на убеждение".27
В значительной степени таков и бунт Раскольникова. Постоянно гнетущая его мысль о том, тварь ли он дрожащая или право имеет, очень схожа с настроениями Подпольного - тот, воображая себя благодетелем человечества, одновременно находит мазохистическое удовольствие в том, чтоб быть униженным до крайней степени. Им обоим "важно оставаться на том или другом... полюсе, избегая столь презренной "золотой середины".28
Наполеонизм Раскольникова, по замечанию Р.Г.Назирова, лишен подобной карикатурности. Герой "Преступления..." воображает, как Наполеон "громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте <...> ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого...";30 в отличие от Подпольного, его привлекает не внешняя сторона наполеоновских мероприятий, а возможность переступить черту внутри самого себя. Но у обоих героев общее то, что их впечатляет широта, размах всемирно известных поступков Наполеона, подобных которым они не могут себе позволить по целому ряду причин. Их же попытки быть Наполеонами всякого размаха лишены и со стороны ничуть не впечатляют. И если Подпольный объявляет, что объективных выгод не бывает и несомненен лишь каприз, а Раскольников считает, что его объективная выгода - "объективнее", чем у других, то в итоге для обоих главная ценность - своеволие.
Система общественного устройства, выдуманная в "Бесах" Шигалевым, не может не напомнить как сон Раскольникова ("...раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга..."),31 так и его теорию. У Шигалева в тетради человечество также разделяется на два разряда. "Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми".32 Если Раскольников хотел быть особенным человеком, право имеющим, то у Шигалева "одна десятая" из таких "особенных" и состоит. Развивая идеи Шигалева, Петруша Верховенский обещает: "Останемся только мы, заранее предназначившие себя для приема власти...";33 эти слова напрямую перекликаются с тем, чем кончались мучительные видения Раскольникова: "Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю..."34 Роман "Что делать?" не случайно так ужасает Степана Трофимовича Верховенского - тот видит: "...учебник не так и прост - в нем "приемы и аргументы", практика, может быть, и умеренная, но все равно опасная", и при этом узнает в этом "Катехизисе" идеалы своей молодости. В испуге глядя на родного сына и допуская, что будущее может оказаться в его руках ("Петруша двигателем!"), Степан Трофимович, как "утопист со стажем", догадывается: алюминиевые дворцы могут быть построены, но изнанкой этого земного рая будет шигалевщина.35
Прямой ответ на это дает сам Достоевский. В "Дневнике писателя" за 1873 г., в очерке "Нечто личное" он недоумевает: как можно было счесть рассказ "Крокодил" пасквилем на Чернышевского, находящегося в ссылке, если автор - "сам бывший ссыльный и каторжный"? Как можно было в шуточном произведении на манер гоголевского "Носа" усмотреть столь далекоидущие намеки? Автор изо всех сил старается обозначить степень своего уважения к Чернышевскому; Достоевский говорит, что тот "никогда не обижал меня своими убеждениями. Можно очень уважать человека, расходясь с ним во мнениях радикально". Ю.Ф.Карякин пишет по этому поводу, что к 1873 г. "антинигилистический" запал Достоевского несколько ослаб, поэтому тон здесь намного спокойнее, чем раньше. Думается, дело не только в этом.
В восприятии Достоевского "просто ругать Россию" было куда безобиднее. Революционером он был в молодости, но по духу оставался им и позже. Поэтому "ругавшие Россию" были ему гораздо ближе, чем те, кто желал быть конформистом, умеренным человеком середины. Мы уже приводили любимое место Достоевского из Апокалипсиса: "...о если б ты был холоден или горяч! Но поелику ты тепл, а не горяч, то изблюю тебя из уст моих" и слова Тихона по поводу этого фрагмента: "Совершеннейший атеист стоит на предпоследней верхней ступени до совершеннейшей веры... а равнодушный никакой веры не имеет...". Если Тургенев для Достоевского - тепл, то Чернышевский по своему искреннему поиску идеала скорее стоит "на предпоследней верхней ступени". Если Тургенев лицемерно говорит, что видит свой идеал в Германии (где и предпочитает благоразумно оставаться на всякий случай), то идеал Чернышевского - в будущем России, и этот идеал он готов отстаивать во что бы то ни стало. Достоевский не может его за это не уважать; поэтому главным идейным вдохновителем бесовщины изображен все-таки Тургенев.37 Примечания: 1 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. M.,1972. С.55, 391-392. 2 Как указывает в комментарии Е.И.Кийко, Достоевский здесь полемизирует также с Руссо, Дидро, В.А.Зайцевым, М.Н.Катковым. (Т.5. С.379-380.) 3 Буданова Н.Ф. Указ.соч. С.52. 4 Т.28 (2). С.207. 5 Т.14. С.100. 6 Ср. со словами Базарова: "Исправьте общество, и болезней не будет". Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Указ.изд. Т.3. С.248. 7 Т.6. С.197. 8 Т.5. С.108. 9 Как мы помним, это стремление довело в "Бесах" Кириллова до самоубийства. Даже и на собственном примере Подпольный вполне сознаёт, насколько опасной и даже пугающей является для человека возможность полной свободы воли. Поэтому в финале он почти готов взять часть своих слов назад: "...все ли про себя согласны, что по книжке лучше... Нам же будет хуже, если наши блажные просьбы исполнят". (Т.5. С .178) 10 Т.5. С.110. 11 Подобную же мысль развивает Подросток: "Вы говорите, - обращается он к нигилистам, на заседание которых случайно попал: -"Разумное отношение к человечеству есть тоже моя выгода"; а если я нахожу все эти разумности неразумными, все эти казармы, фаланги?" (Т.13. С.49) 12 Т.5. С.113. 13 Там же. С.112. 14 Т.6. С.197. 15 Т.7. С.71. 16 Т.6. С.44. 17 Там же. 18 Т.5. С.113. 19 Чернышевский Н.Г. Указ.соч. С.355. 20 Ланщиков А.П. Н.Г. Чернышевский. М., 1982. С.333. 21 Чернышевский Н.Г. Указ. соч. С.361. 22 Там же. С.358. 23 Т.5. С.120. 24 Похожие настроения в гораздо большей степени владеют Николаем Ставрогиным, о поступках которого Шатов говорит: "Вызов здравому смыслу... слишком прельстителен!" (Т.10. С.202.) 25 Чернышевский Н.Г. Указ .соч. С.76-77. 26 Жолковский А. К. О пользе вкуса // Жолковский А. К. Инвенции. М., 1995. С.24. 27 Там же. 28 Назиров Р.Г. Указ.соч. С.148. 29 Т.5. С.133-134. 30 Т.6. С.211-212. 31 Т.10. С.323. 32 Там же. С.312. 33 Там же. С.463. 34 Т.6. С.420. 35 Сараскина Л.И. "Бесы", или русская трагедия. // "Бесы" : антология русской критики. М., 1996. С.445. 36 Т.28 (2). С.210. 37 T.11. С.10-11. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||