|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Заключение Илья Овчинников Дата публикации: 28 Февраля 2001 получить по E-mail версия для печати
По иронии судьбы, и "Отцы и дети", и "Преступление и наказание", и "Бесы" были восприняты читающей публикой как клевета на передовую молодежь, на революционное движение вообще. Почти не замечены остались уважение авторов к своим героям, острая боль о них и желание не столько обличить молодое поколение, сколько понять его и проследить возможные пути (если они есть) выхода из духовного кризиса. "Бесы" не являлись ни антинигилистической, ни, тем более, "антипсевдореволюционной"2 книгой. Роман был глубочайшим проникновением в те настроения, которые все сильнее захватывали российское общество ("тема моего романа... описание того, как эти бесы вошли в стадо свиней").3 Автор "Бесов", который в молодости был социалистом и у которого был "свой Мефистофель" - Спешнев, чувствовал притягательность бесовщины и отдавал себе отчет в ее огромном потенциале. Если Достоевский и писал в 1870 г.: "Россия выблевала вон эту мерзостъ...",4 то это было, скорее всего, минутным заблуждением - впечатления от процесса нечаевцев и публикации "Катехизиса революционера" были еще впереди. Позже писатель тем более не мог бы повторить эти слова: описанность явления не стала отправной точкой на пути к излечению общества от бесовщины, от нравственного нигилизма. И здесь дело не только в том, что романы Тургенева и Достоевского констатировали существование того или иного явления, тех или иных типов (и, тем самым, отчасти вдохнули в них жизнь). Вопрос еще и в том, видели ли сами авторы возможность преодоления вышеозначенной заразы.
Чем является финал "Бесов" - поражением нигилизма или его победой? Очевидного ответа на этот вопрос нет. Если считать роман в той или иной степени "обличительным" и "антинигилистическим", то желание автора привести в конце романа нигилизм к поражению более чем доказуемо. Один из самых ярких нигилистов Достоевского - Николай Ставрогин, кумир большинства героев романа - кончает с собой. Трагически гибнут его "духовные сыновья", Шатов и Кириллов. Умирает Степан Трофимович - воспитатель Ставрогина и отец "Нечаева" - Петра Верховенского.
Как всегда, у медали есть обратная сторона. Разоблачение нигилизма в "Бесах" не было бы столь выразительным, если бы художник не изобразил явление во всей его силе, со всеми привлекательными и отталкивающими сторонами. Каким из этих сторон отдавать предпочтение - решать читателю. Но, что бы ни говорить об ослеплениях писателя в период работы над "Бесами", несомненно следующее: разоблачая нигилизм, Достоевский одновременно признавал силу его воздействия на отдельного человека и на общество в целом. Финал романа, кажущийся поражением нигилистов и нигилизма, является в то же время и их торжеством. В мартирологе романа "из тринадцати погибших персонажей... только трое умерли своей смертью, без видимой связи с катастрофой, постигшей город. Остальные десять - прямые и косвенные ее жертвы".6
Нет смысла упрекать Достоевского, как делает Д.Котсовский, в том, что под его пером отрицательное явление приобрело привлекательные черты. Писатель надеялся, что общество, увидев нигилизм и нечаевщину в зеркале его романа, ужаснется и постарается всеми силами противостоять "трихинам" этих болезней; для этого изображение явления должно было быть правдивым и всесторонним. Правда же заключалась в том, что нигилизм не шел к своему закату - он еще только набирал силу; но его многоликость и убедительность были уже налицо. Даже если Достоевский предполагал показать обреченность нигилизма, получилось у него наоборот. Причиной тому были и его личный опыт участия в антиправительственном обществе, и его повышенная восприимчивость к настроениям времени, и его гений художника. В понимании и изображении Достоевского, болезнь переходного времени перерождалась в неостановимую заразу вселенского масштаба. Писатель чувствовал, как опасно распространение давно известных ему веяний в новой "интерпретации"; уберечь общество от этих настроений он старался, как мог, последние двадцать лет своей жизни. Но общество, как и герои Достоевского, не извлекло для себя никаких уроков и по сей день. Книгам "Сдача и гибель советского интеллигента : Юрий Олеша" А.В.Белинкова, "Пушкинский дом" А.Г.Битова - за вдохновение. Научному руководителю - за демократичный подход к творческому процессу. С.Н.Бурину, Э.Л.Безносову, Л.И.Соболеву, Т.Н.Эйдельман - за теоретическую подготовку. А.В.Долину, М.А.Борозиной, С.Б.Шлосману, Е.Н.Овчинниковой - за идейно-моральную поддержку. ТОО "Интехсервис" - за ремонт компьютера. Библиография в основном составлена 18-22 июня 1996 года 17 апреля 1997 - начало большого творческого подъема 18-22 апреля - "Водосточный вопрос" 22 апреля - 2 мая - "Добывать тепло" 28 апреля - начало перманентного творческого кризиса 9-17 мая - "Великодушный царь?" 18-23 мая - "Не за теми зайцами" 25 мая - заключение 26 мая - 1 июня - обзор источников, введение 2 - 4 июня - правка и печать 10 июня - защита работы с попутным идеологическим разгромом Е.Н.Мухиной Примечания: 1 Битов А.Г. Пушкинский дом. С.387. 2 Трифонов Ю.В. Указ. соч. С.558. 3 Т.29 (1). С.145. 4 Там же. 5 T.10. С.351. 6 Сараскина Л.И. "Бесы" : роман-предупреждение. С.312. 7 Там же. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||