Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Кафедра < Вы здесь
Введение к новой рубрике "Net-культуры"
Несколько слов о Системе МГУ, истории Русского Журнала и лидерах интернет-бизнеса

Дата публикации:  6 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В основу первых публикаций нового раздела "Net-культуры" РЖ легли лекции, прочитанные известными сетевыми деятелями в конце 2000 года в стенах Высшей школы экономики. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить С.Б.Чернышева, идейного вдохновителя Центра корпоративного предпринимательства, в рамках которого был организован этот нестандартный для Государственного Университета цикл лекций, а также Екатерину Сметанину и Анну Рыжову, без которых студенты ВШЭ вряд ли увидели живых "лидеров интернет-бизнеса". Ну а без Марины Литвинович, соавтора курса, я бы до сих пор постигал азы html, выясняя с первым вебмастером РЖ, нормально ли это - сверстать одну статью за три дня. Он, разумеется, уверял, что за меньшее время никак не получится, мне же интуитивно казалось, что он либо тормозит, либо врет. Дело было в начале 1997 года, сетевой стаж мой составлял один месяц, а познания в области веб-строительства были крайне туманными.

***

К чему столь долгое вступление и при чем здесь первый вебмастер РЖ? Начало Русского Журнала я вспомнил неспроста. Но сначала - несколько слов о том, что ему предшествовало. В том далеком по сетевым меркам 97 году я закончил исторический факультет МГУ и получил диплом с записью "Историк. Преподаватель истории со знанием иностранного языка". Страсть к науке выпорхнула в окно аудитории первого гуманитарного корпуса на лекции по археологии еще на первом курсе, поэтому перспектива провести еще несколько лет в аспирантуре мне не светила. По понятным причинам преподавание истории в школе также не казалось лучшей идеей.

С годами моя былая нелюбовь к отечественной системе высшего образования и к конкретным обитателям этой системы повыветривалась, в памяти остались светлые воспоминания о студенческих годах. Но и сейчас образ классического советского вуза (истфак МГУ, вероятно, не самый худший вариант) вызывает у меня крайнюю степень отвращения: сразу вспоминается жулье из приемной комиссии, проплаченные поступления, вечно хамящую бабу из учебной части, безликие физиономии преподавателей, читавших скучнейшие лекции (да, да, конечно, были и счастливые исключения, и тут грех не вспомнить моего научрука А.А. Левандовского).

Это Система. Поначалу мы думали, что столкнулись с пережитками советской эпохи: истфак был полон поседевших комсомольских активистов, так и не написавших за свою научную карьеру ни одного вменяемого текста. Однако вскоре стало очевидно, что эта гидра порождает себе подобных: среди моих сверстников на факультете остались главным образом те, кто явным образом мутирует в сторону типа "препода" протокольного вида, ненавидящего весь мир и студентов в особенности. Неудивительно, что юные, глупые, жизнерадостные студенты очень быстро разочаровываются в университетской серости и легко променивают лекцию на поход в местный гастроном за портвейном.

***

Вернемся к РЖ. 14 июля 1997 года по адресу www.russ.ru возник странный набор из текстов и графики - плод продолжительных мучений нескольких вчерашних студентов гуманитарных факультетов МГУ, не имевших ни организационного опыта, ни технических знаний, ни профессиональных навыков. Мы въехали в Интернет на чистом энтузиазме. Все интернет-проекты того времени держались на трудовом героизме их создателей, который с лихвой окупал нехватку профессиональных знаний и опыта. Учились на собственных ошибках, поэтому история каждого древнего сайта знает удивительные взлеты и падения. РЖ - хрестоматийный в этом смысле пример: десяток концепций, четыре дизайна, море старых и новых рубрик, идей, подходов, форматов... Все это погребено в архивах, дожидается будущего исследователя. На диссер вряд ли потянет, но диплом уж точно можно написать.

С трудом продираясь через технические премудрости и организационные проблемы, мы интуитивно выстраивали нечто новое, загадочное, но от этого безумно интересное. Отсутствие профессиональных знаний мешало двигаться по прямой, и потому массу времени и сил мы тратили впустую. Не способствовал продвижению нашего дела и общий уровень развития Интернета в России, представления о Сети как о маргинальной среде. Так оно и было - львиную долю населения Рунета (вообще-то я не люблю это дурацкое словечко, оно возникло как раз тогда, в тусовочном общении "первых русских интернетчиков") составляли компьютерные технари всех мастей. Хорошо помню, что приходившие в редакцию журналисты искренне высказывали непонимание, зачем помещать текст в Интернет и что от этого будет.

Характерной чертой тех времен было восприятие Сети как выделенной, замкнутой среды, которая хоть и провозглашалась "Глобальной Паутиной", но глобальнее от этого не становилась. Реально это был маргинальный мирок, который таковым воспринимался и самими "интернетчиками", и так называемыми "оффлайновыми людьми". Причины очевидны: возник инструмент, который еще не к чему было применить. Интернет-сообщество того времени - это клуб фанатов инструмента как такового, инструмента, который способен порождать лишь демо-версии продуктов: медийных, рекламных, коммуникативных. История Интернета таким образом - процесс постепенного востребования бизнесом и обществом уже существующих инструментов. Развитие самих инструментов в рамках этого подхода - процесс вторичный.

Сегодня многое изменилось. Интернет становится все более востребованным, люди самых разных профессий постепенно овладевают новым Инструментом. Складываются виды бизнеса, непосредственно занятые в обслуживании Инструмента: веб-строительство, интернет-реклама etc. Вчерашние энтузиасты своим хобби зарабатывают себе на хлеб. К сожалению, пришедшие в Интернет деньги не привели пока к необходимому осмыслению этой среды. Сегодняшние е-бизнесмены окончательно запутались в своих B2B и B2C, информационщики трогательно призывают сетевых журналистов объединяться в профсоюз. Все, что связано с Интернетом, мгновенно мифологизируется и существует действительно в некоем "виртуальном пространстве". Здесь уже не проблема нехватки знаний, что было характерно для 97 года, здесь проблема фильтрации потока мусора, развенчания дурацких мифов, проблема изобретения языка.

Ситуацию можно сравнить с открытием новой области научного знания, где требуется сформировать для начала понятийный аппарат, сформулировать аксиомы, разработать методологию... Нынешним интернет-деятелям очень не хватает системного научного подхода, наиболее одаренные на ходу изобретают формулировки и используют их в бизнесе. Кто-то первый начал делать деньги на мифе о том, что каждой конторе нужен корпоративный сайт. Далее появилась масса последователей, которые переписывают друг у друга тексты типа "самое главное для нас - индивидуальный подход к клиенту" или "мы не держим прайс-листа и не считаем килобайты, мы продаем идеи". Потом другой неглупый интернетчик придумал, что простые корпоративные сайты неэффективны, что они должны быть e-business solutions┘ И та же история по новой. Кто-то твердит о порталах, кто-то об интернет-страховании.

Пожалуй, сегодняшним студентам еще хуже чем нам на заре Интернета. В свое время я точно знал исчерпывающий список всех русскоязычных ресурсов о создании сайтов: "Записки Web-мастера" Мошкова, коллекция на Махаоне и еще десяток ссылок. А ранний "Вечерний Интернет" вполне серьезно воспринимался как профессиональное чтение: сравнивать было не с чем. Сегодня же масса соблазнов: дурацкие в большинстве своем книжки про Интернет в книжном магазине, масса специализированных сайтов, с десяток журналов, ублюдочные телепередачи ("А сегодня мы поговорим об Интернет с Наташей Королевой"). И все - об Интернете. Составить целостное представление о среде исходя из этих источников - все равно что пытаться изучать историю по газетам и брошюркам, которые сердитые бабули продают около музея Ленина. Уж лучше по скучным истфаковским учебникам...

***

Лекции в ВШЭ для меня неожиданно объединили тему несовершенства (пост)советской системы высшего образования с необходимостью (если хотите, коммерческой необходимостью) обустроить среду, в которой я работаю, найти формулировки, выстроить более короткий путь от студенческой скамьи к позиции, к примеру, менеджера интернет-проектов. Задача была сформулировано просто: попробовать сделать первый шаг на пути преподавания системных знаний об интернет-среде на серьезном уровне и вместе с тем интересно (феноменально, но факт: за пять лет МГУ я не помню ни одного случая, чтобы после двухчасовой лекции студенты еще в течение часа задавали вопросы, как это было практически на каждой лекции в ВШЭ).

Для меня было очевидно, что преподавать нужно теоретизирующим практикам, это могло сказаться (и сказалось - каждая новая лекция сильно отличалась от предыдущей) на системном подходе, но приоритетнее была актуальность преподаваемого. Отсюда родилась нехитрая концепция: раз в неделю в Высшую школу экономики приходил известный специалист в том или ином сегменте российского интернет-рынка. Формулировка названия и структура лекции целиком определялась выступающим, отсюда и личностный рассказ Темы Лебедева, и теория становления медиа-рынка в Интернете от Антона Носика, и составленная по всем правилам презентация от Антона Никитина. Я просил выступавших рассказывать о своей карьере и своем бизнесе в контексте профессиональной ориентации слушателей - сегодняшних студентов и завтрашних потенциальных коллег. Что получилось - судить уже не только студентам ВШЭ, но и вам, читатели. По договоренности с редакцией Русского Журнала мы публикуем несколько сокращенные расшифровки лекций, прошедших в первом семестре. Собственно говоря, курс еще не закончился. С 15 февраля он возобновляется для студентов ВШЭ, в РЖ тексты будут появляться не менее чем с месячной задержкой. Желающие принять участие в нашем эксперименте - пишите, договоримся.

***

Прочитанное в первом семестре 2000-2001 учебного года. В ближайшее время в РЖ будут опубликованы расшифровки всех этих лекций:

1. Артемий Лебедев. Как сделать карьеру в Интернете. 02.11.2000

2. Антон Носик. СМИ в Интернете как бизнес и предприятие. 09.11.2000

3. Павел Черкашин. Интернет-бизнес: от эротических фантазий - к практическому применению. Бизнес-модели, которые работают в современной интернет-экономике. 16.11.2000

4. Андрей Себрант. Это сладкое слово "портал": почему на них такая мода. Бизнес-модели, сравнительный анализ. 23.11.2000

5. Антон Никитин. Проблемы позиционирования интернет-проектов для оффлайнового бизнеса. 30.11.2000

6. Тимофей Бокарев. Рынок российской интернет-рекламы. Специфика работы интернет-агентства. 7.12.2000

7. Марина Литвинович. Итоги 2000 года для российского Интернета: разрушение мифов и прозрение. 14.12.2000


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


  в начало следующая
Дмитрий Иванов
Дмитрий
ИВАНОВ
ivanov@fep.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: