www.russ.ru winkoimacdos
Дневник культурных событий. Под редакцией Сергея Кузнецова

Выпуск от 1 апреля 1998 года

Борис Кузьминский

В целом негативная реакция московской газетной критики на присуждение главных "Оскаров" "Титанику" радует своей адекватностью. Кое-кто даже отметил не только эстетические, но и нравственные пороки этого омерзительного произведения. И впрямь: гадко превращать мучительную гибель полутора тысяч человек в фон для пошлейшей, точно конотопским графоманом, насмотревшимся бирманских сериалов класса Z, сочиненной и конотопским же городским театром разыгранной мелодрамы. Не ясно лишь, отчего в 1994-м, когда газета "Сегодня" со сходных позиций выступила против "Списка Шиндлера", та же критика взорвалась напыщенным негодованием. У Спилберга, конечно, смертность на несколько порядков выше, чем у Кэмерона, - неужели именно количество нулей в статистике умертвий, коей режиссер спекулирует, так парализует отечественную совесть? Штатовскую, впрочем, тоже. По службе я всю неделю копался в текущем американском масскульте; впечатление крайне благоприятное, за какие-нибудь полтора-два года тамошняя публика стала чуть ли не вдвое умнее и тоньше. Ну почему - как масштабный исторический кинопроект, так непременно душок кощунства и обязательно "Оскар" (даже романтический герой Ральфа Файнса в "Английском пациенте" на самом деле здорово помог нацистам)? Жутковато наблюдать очереди за "Титаником" перед крупнейшими московскими кинотеатрами. Пока на заднем плане тонет ребенок, Ди Каприо и Уинслет, ровно жеребец с кобылой, скачут по брюхо в воде, вздымая спецэффектные брызги, а в зале до слез переживают за исход их случки.

"Титаник" - "Пушкинский", "Ударник"

Станислав Ф. Ростоцкий

Все прочие эстетические впечатления недели померкли перед одним-единственным фактом. А именно - как минимум двое моих постоянных собеседников (людей тонких, остроумных и энциклопедически образованных) похвалили недавнего оскаровского триумфатора ленту Джеймса Л. Брукса "Лучше не бывает", назвав его в лучшем случае "симпатичным", а в худшем - "очень хорошим, просто замечательным фильмом". Ужас. Того гляди, придется в скором времени услышать, что и "Хороший Уилл Хантинг" - работа умная, тонкая и трогательная. Кали-Юга, Кали-Юга, кто ж тебя выдумал?

Георгий Мхеидзе

Изменения, произошедшие в российском кино со времени начала перестройки, большинство зрителей и критиков находит негативными. В одном, однако, сомневаться трудно - на плодоносной ниве традиционных для русского кинематографа морализаторства и несколько придурковатой комедийности возникла такая школа трэш-режиссуры, которой может позавидовать (если, разумеется, пожелает) любая держава. Размывание рамок дозволенного до невообразимой широты, возможность активной спекуляции на "жареных" темах, "клубничке" и социальных проблемах, а также наличие немалого контингента актеров, готовых взяться едва ли не за любую роль по причине потери профессионального статуса или, хуже того - от элементарного безденежья, естественным образом способствовали расцвету русского трэша.

Режиссер Дмитрий Астрахан вполне органично вписался в новую тенденцию, сняв в девяностые несколько картин, каждая из которых все ближе помещала его к описанному выше канону. После появления его научно-фантастической работы "Четвертая планета" (уже сравненной некоторыми критиками со sci-fi Эда Вуда) и недавно показанной по ЦТ мыльной оперы "Зал ожидания" с Михаилом Боярским в роли бомжа, и другими, не менее колоритными персонажами, можно было предполагать либо молчание - либо худшее. Осуществилось второе: при содействии ТВ-6 и других организаций Астрахан снял боевик с интригующим названием "Контракт со смертью", который уже прошел несколько ограниченных показов и в скором времени, вероятно, появится на видео и в прокате.

Говоря коротко: посмотреть ЭТО настолько необходимо, насколько вообще имеет смысл покупать домашнее видео и ходить в кино. Снятый в минимальном бюджете (хотя в пресс-релизе и фигурирует горделивая сумма в МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ), фильм этот должен немедленно стать абсолютной культовой классикой, являясь трэш-каноном и по набору тем (пересадка органов, жизнь низших социальных слоев, уголовники у власти et cetera), и по кастингу (в главных ролях - "герой боевиков" Дмитрий Певцов, прославившийся раннеперестроечным фильмом про "люберов" Олег Фомин и давно уже не снимавшийся Андрей Мягков, которого все мы помним по "Иронии судьбы" Эльдара Рязанова), и, разумеется, по наличию агрессивно преподносимой морали.

Сюжет фильма стремится задействовать максимальное количество "болевых точек" социально ориентированного зрителя и претендует на актуальность. Бизнесмен-депутат (Певцов) дарит любовнице видеокамеру, а та, балуясь с ней, случайно заснимает сцену ограбления и убийства у собственного подъезда. Жертвой становится жена научного руководителя владелицы камеры - гениального профессора (Мягков), разработавшего уникальную методику трансплантации органов, позволяющую проводить операции практически без учета совместимости групп крови и резус-фактора. Любовник не позволяет ей открыть истину, и милиция арестовывает невиновного (впоследствии осужденного), а настоящего убийцу (Фомин) ловит security депутата, и, таким образом, у героя Певцова появляется жестокий и беспринципный помощик, обязанный ему жизнью. Последний приглашает своего старого приятеля заняться вербовкой алкоголиков и бездомных, которых якобы будут лечить и опекать в недавно построеном депутатом центре (на самом же деле там собираются пересаживать их органы "правильным" гражданам). Дальше - больше: Певцов убеждает профессора и своих спонсоров в необходимости такого пути, а затем, стремясь стать президентом, разрабатывает предвыборную программу построения совершенного общества, где изгои станут лишь материалом для "ремонта" тел обыкновенных людей...

Не пугайтесь: в картине будут и action (драки забрызганных с ног до головы кровью людей в белых халатах), и эротическая сцена, и моралитэ в финале, когда победившие депутата бомжи смотрят вместе с ним по ТВ результаты социологического опроса, где число людей, считающих операции, подобные той, что предстояла им, вполне оправданными, неуклонно растет. Вам будет над чем посмеяться, что всегда приятно, когда имеешь дело с подлинным шедевром. Уже невероятная музыка на вступительных титрах сделает свое дело - вы будете плакать от радости и хохотать как дети. А как же иначе. Какие моральные выводы могут сделать зрители, не пройдя сквозь очищающее горнило смехового катарсиса? Не правда ли, господа пациенты?

Максим Семеляк

Новая двойная пластинка Голди под названием Saturnzreturn, дошедшая до меня с некоторым опозданием, вот именно что впечатляет. "Вновь, вновь золото манит нас, вновь, вновь золото, как всегда, обманет нас", - пел когда-то Валерий Ободзинский, и эти самые слова как нельзя лучше подходят к Saturnzreturn.

Первая композиция первого диска называется Mother и продолжается 60 минут и 15 секунд. Вселенский привал и полный чил-аут. Начинается она с довольно странных звуков - не то сорвавшейся бадьи, не то лопнувшей струны. На седьмой минуте они (странные звуки) оборачиваются нежными нью-эйджевскими переливами - поработали тридцать струнных инструментов. Опять неоклассика и, разумеется, XXI века. Похоже на последнюю пластинку Рюичи Сакамото Discord - и этот туда же. Примерно на 21 минуте робко начинается долгожданный рваный драм-н-бейс, поддержанный отчаянными воплями самого Голди. Порвали парус, виолончели и скрипки отброшены за линию горизонта - впрочем, ненадолго. Через десять минут - каюсь, каюсь, каюсь, - все опять погружается в атомное сердце матери. С попеременным креном в Мориса Равеля. На следующей композиции Truth застенчиво поет известный адепт джангла по имени Дэвид Боуи. Та же тоска, но покороче - 14 минут. Вторая пластинка открывается грубой песенкой Temper temper, в которой Ноэль Галахер из Oasis обеспечил нечистый электрогитарный рок, а уж Голди расстарался по части малобюджетного дребезжащего драм-н-бейса. Далее следует шумная хип-хоповая декларация нью-йоркского рэппера KRS One, пафос которой, правда, слегка смазан фирменным и скользким золотушным джанглом маэстро. Голди одновременно демонстрирует ухватки уличного дилера, принципы кроманьонца и методы волхва; мешает криминальные развязные брейки и глубинные мрачные басы. Лучшая вещь на альбоме I`ll be there for you - лакомый кус, классический Голди. Примечательны легчайшая Dragon fly и аритмичная колыбельная Letter of fate. Believe - очень хороший трепетный соул, с вокалом Diane Charlamagne, много и красиво певшей на предыдущем диске Голди Timeless. Chico Death of a rock star - словно растерзанная мелодия Бадаламенти. Весьма занимательна последняя вещь Demonz - явно не изгнание, но призыв оных. Джангл звонких бубенчиков - будто бы Голди одолжил у короля сопредельной трип-хоповой территории - Tricky - его шутовской колпак. Слегка напоминает один дурацкий опус группы Current 93 "Nodding Folk In". Вообще, альбом получился крайне неспокойным. Демоны были - мы этого не отрицаем. И как бы Голди ни нагнетал свою подозрительную нирвану - она как желанная потеря сознания от последнего дивного хука. В целом Saturnzreturn, конечно, неплохая пластинка, но не на сто же пятьдесят минут, в самом деле. И вообще - так ли уж нам нужны эти great golden copulations, о которых мечтал Д. Моррисон?

Обратная связь

Верные принципам интерактивности и желая, как всегда, узнать что-то новое о мире и читателе, мы открываем постоянно действующий опрос "Каковы были мои самые сильные впечатления прошедшей недели?" Разумеется, вовсе не обязательно писать полноценное сочинение или даже заметку (хотя это и приветствуется) - будет достаточно и нескольких строчек. Скажем, лично меня больше всего впечатлил поход в Налоговую инспекцию (служащие подозрительно вежливы и доброжелательны), сопровождавшийся рассмотрением богато иллюстрированной брошюры "Не бойся!", подкинутой мне в ящик ее - инспекции - адептами. Любимая картинка - А.С.Пушкин (помесь обезьяны с Тигрой) выворачивает карманы перед налоговым инспектором, декламируя: "Я не ропщу, что отказали боги, мне в сладкой участи оспоривать налоги".

Дерзайте! Победителей - если такие будут - ждут призы: автографы постоянных авторов "Пегаса".

Имя-фамилия *
E-mail
Самое сильное эстетическое впечатление *

* - заполнить обязательно


предыдущий выпуск

следующий выпуск

© Авторы "Пегас Light", 1998 © Русский Журнал, 1998
© Сергей Кузнецов, редактор и составитель, 1998 © Максим Егоров, дизайн, 1998