Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и Украина / Политика / < Вы здесь
Диалог зеркал
Заметки по следам недели, переходящие в колонку редактора

Дата публикации:  1 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Авторы сорвались с цепи и принялись взахлеб делить Украину. Авторов можно понять: приятно хотя бы "виртуально" вдруг почувствовать себя "Америкой". Ведь это американцы (согласно расхожим медийным клише, а возможно - и на самом деле) мечтают о разделе России.

Но мечтает ли Россия - не на бытовом уровне, а на уровне людей, принимающих решения, - о разделе Украины? Едва ли. Скорее речь идет об установлении отношений, аналогичных российско-белорусским (при этом вовсе не обязательно оформленным как некий конфедеративный союз). Неустойчивость, "временность", "переходный характер" российско-белорусских отношений - лишь видимость. Лукашенко нашел идеальную - для себя и для Кремля - форму отношений, при которой можно продавать в Россию белорусские холодильники и не посылать белорусских солдат в Чечню.

Кучма, похоже, стремится к тому же самому. Тем более что проблемы Украины во всем подобны проблемам России (и Белоруссии). Внешнее национальное единство скрывает противоречия между жителями различных регионов - достаточно глубокие, чтобы препятствовать возникновению единой национальной идеи ("русской" в случае России - и "украинской" в случае Украины). Клановая "олигархическая" раздробленность, на публицистическом уровне уподобляемая раздробленности феодальной, превращает государственную власть в надстройку (если не сказать - "нашлепку") на массивном, но шатком фундаменте господства корпораций. Украина, так же как и Россия, нуждается в цементировании этого фундамента, в построении сильного государства: купчишки (и наши, и украинские) должны, наконец, вспомнить, что они составляют третье сословие, а вовсе не первое. Наконец, внешнеполитическое положение Украины определяется прежде всего тем, что современная Украина - такая же часть бывшей Российской Советской Социалистической Империи, как и современная Россия. Едва здесь можно говорить о "мировом заговоре" с целью уничтожения России, но игры на чужих противоречиях - нормальная практика в международных отношениях. Америка играет на внутриевропейских противоречиях, Великобритания - на противоречиях между континентальной Европой и Америкой, Китай - на противоречиях между Америкой и Россией, Россия - на противоречиях между Америкой и Китаем... А если, все-таки, "заговор" существует, то направлен он и на Украину - точно так же, как на Россию.

Но речь идет, конечно, не о противостоянии некоему заговору, а о восстановлении имперского могущества при сохранении суверенитета постсоветских государств. Украинская государственность представляется нелепой лишь на профанном уровне, на уровне анекдота. На уровне же актуальной политики украинская государственность вполне реальна и полноценна. Польша и Финляндия, самостоятельность которых на профанном уровне давно не подвергается сомнению, в свое время выглядели столь же "странно" в качестве суверенных государств, как сегодня выглядят Украина или Казахстан.

В украинской публицистике мелькают идеи о позитивности "финского опыта" для Украины - с акцентом на "нейтралитете" Финляндии. Но фактически просоветская политика Финляндии (после войны и вплоть до развала СССР) - секрет Полишинеля. Эта просоветская политика ни в коей мере не вредила суверенитету Финляндии.

Можно предположить, что разговоры о "финском опыте" в украинских СМИ - часть государственной PR-акции. Но не исключено, что это - всего лишь проявление журналистской интуиции. Запад пытается вложить в Украину деньги - с очевидной целью, которая была очерчена еще Бжезинским. Зачем отказываться от денег? Можно провести "партнерские" натовские учения, можно устроить шум вокруг Севастополя (город знаковый благодаря нескольким войнам) - но при этом втихаря сохранить остальные российские военные базы в Крыму. Возможно, Кучма хочет идти не по белорусскому, а именно по финскому пути. В любом случае, путь этот ведет к России - но не в состав России. Помехами на пути выступают как украинский бытовой национализм, так и российский бытовой империализм. Обе эти идеи непродуктивны, поскольку не учитывают главного: Украина - "дубль" России, а Россия - "дубль" Украины. Из прагматических соображений действовать наши страны должны совместно - как во внешней политике, так и в решении внутренних (совершенно идентичных) проблем. Однако "воссоединение" Украины с Россией при главенстве России - такая же опасная утопия, как и присоединение России к "Киевской Руси".

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и Украина' (архив темы):
Михаил Тульский, Что такое Украина и как с ней объединяться? /01.08/
Если Украина в срочном порядке не объединится с Россией, она развалится на части - по причинам как экономического, так и "исторического" характера.
Евгений Давыдов, Российские мифы об Украине /01.08/
Положительное мнение складывается только о нациях далеких, а ближайшие соседи представляются далеко не в лучшем свете. Улучшению российско-украинских отношений мешает чрезмерно серьезное отношение к анекдотам.
Роман Муравецкий, Степан Бандера как зеркало украинской неопределенности /01.08/
Украинских националистов могли помирить друг с другом только немцы - весьма жесткими методами.
Сергей Кирухин, Украина как Лапута. И Россия - как Лапута /31.07/
Реальность России вызывает не меньше вопросов, чем реальность Украины. Обе страны оторвались от реальной почвы и парят на крыльях политико-лингвистической алхимии.
Ольга Брилева, Наслаждение раздробленностью /30.07/
Вся украинская внутренняя политика направлена на достижение компромисса между кланами, на остальное времени и сил нет.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: