Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Национальный вопрос / Политика / < Вы здесь
Род-племя-паспорт
Колонка редактора

Дата публикации:  8 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Можно ли считать Рахманинова русским композитором или все-таки надо считать его композитором американским? Сам себя, как известно, Рахманинов считал русским. Не меньший русский патриотизм во время Второй мировой войны проявил - в полном составе - шанхайский биг-бэнд под управлением Олега Лундстрема. Музыканты ходили драться стенка-на-стенку с филиппинскими джазистами, которые "болели" за Японию. Более того, джазисты Лундстрема осаждали советских представителей в Шанхае - просились на фронт (на фронт музыкантов не взяли, но в 1947 году позволили им, потомкам белоэмигрантов, переехать в СССР и поселили в Казани).

Есть и иной пример патриотизма - государственный патриотизм нацменьшинств. До прихода к власти нацистов немецкие евреи были довольно активными патриотами Германии. Многие американцы японского происхождения демонстрировали (во время той же Второй мировой) американский патриотизм - даже несмотря на репрессии...

Нетождественность государства обществу вносит сумбур в патриотические чувства. Сумбур этот проистекает не только из-за стремления государства представить государственные интересы в качестве общественных, то есть не только из-за распространенной в обществе ошибки. Являясь по сути лишь аппаратом экспроприации, государство вынуждено во многих случаях действительно нести на себе "общественную нагрузку". Общие государственные законы формируют - даже у представителей различных народов, населяющих империю, - некие общие черты поведения. Общая государственная идеология (сознательно простроенная или спонтанная, выраженная в наборе критериев лояльности) приводит к тому, что у всех граждан формируются некие общие взгляды на мир. Здесь невозможно, конечно, говорить о реальном "единодушии", но лишь об отдельных пересечениях.

Пересечения эти, однако, приводят к возникновению того, что Данилевский назвал "культурно-историческим типом". Данилевский, правда, говорил о Европе как о целостном культурно-историческом типе - и, видимо, был прав. Но пространственные границы некоторых культурно-исторических типов совпадали с государственными (речь идет, прежде всего, о границах империй). Правота Данилевского отчасти подтверждается тем, что многие жители нынешнего "ближнего зарубежья", даже подзабыв (если и знали) русский язык, остались по сути советскими людьми. Я не буду здесь пытаться определить homo soveticus, мне важно лишь визуально зафиксировать само существование соответствующих черт в поведении и мировосприятии людей.

Другой подтверждающий пример - "балканский" тип. Можно (с натяжкой, разумеется) сказать, что самой долгоживущей европейской империей явилась империя Александра Македонского. Под разными наименованиями, включая на разных этапах жизни различные народы, подчиняясь требованиям различных религий, империя эта просуществовала до начала XX века. Можно, конечно, обсудить вопрос о "первичности": является ли "балканский" тип поведения/восприятия "автохтонным" или был сформирован в рамках этой "империи".

Так или иначе, государство не только пытается казаться источником культурных (в социологически-культурологическом смысле этого слова) ценностей, но и реально выступает в качестве такового - пусть речь идет не совсем о тех ценностях, которые официально пропагандируются.

Но это значит, что вопрос о патриотизме невозможно решить однозначно в пользу государства либо в пользу расы, "малой родины" или социокультурного слоя. Все это настолько перемешано, что при выборе национальной самоидентификации человеку приходится либо полагаться на собственный вкус, либо вообще объявить национальность "иллюзией" - хотя космополитизм, конечно, это не решение вопроса, а лишь отказ от попыток что-либо решить.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: