3. Сколько может быть идеологий?

        Не одни только послереволюционные десятилетия, но и предыдущие века подтверждают, что тоталитарность у нас в крови. Любая идея тотчас при возникновении своем обретает свойства тотальности - ей должна подчиняться вся жизнь, с ней должны согласовываться все другие помыслы и устремления, она должна захватывать сердца и определять судьбы множества людей, всего человечества. . . Может быть, это свойство не только мысли, но и земли российской: что ни возникает на ней, сразу видится далеко, со всех концов и во все стороны света. Равнина - вот обобщающая и преувеличивающая мысль самой природы: что ни явится на ней, сразу все раскатывается в широту и беспредельность. Не допускает обособления, не терпит частностей. Не признает ничего относи- тельным, но сразу и только всеобщим.

         Но может быть, в этой тоталитарности, которая из века в век губила российскую свободу, скрывается и положительная возможность? Что если у нас еще мало было тоталитаризма - а нужно бы побольше?! Чтобы не от одной только политики шла мироспасительная идея, а от эстетики, музыки, техники, спорта, литературы, от Пушкина, Чехова, Николая Федорова, Циолковского, Велимира Хлебникова, Михаила Булгакова, Владимира Высоцкого! От каждой профессии, от каждой науки, каждого занятия, страсти, интереса, увлечения, от каждой значительной личности, от каждого месяца и знаменательной даты в календаре! От трав и цветов, от морей и гор, от детей и отцов, от восходов и закатов, от муравьев и пчел, от вещей и слов, от искривлений и пустот, от высот и низин, от сомнений и вер! От ковыряния в носу и праздного взгляда в окно! Тогда бы у нас столько образовалось тоталитарных союзов, групп, общностей, что среди них затерялась бы и растворилась одна-единственная политическая тоталитарность, которая раньше надо всем главенствовала. Это был еще не полный, а частичный, ущербный, уродливый тоталитаризм - тотальность одной политической части за счет всех других. А что если не препятствовать этой нашей врожденной, растущей из земли тотальности - не бороться с ней, не ограничивать ее стеснительными процедурами, а шире расплеснуть по всем занятиям и ремеслам?

         Тогда бы в этом полном, всеобъемлющем, воистину тотальном тоталитаризме мы бы узрели путь спасения от гибельного, одностороннего, государственного тоталитаризма. Что ни кружок, то мессианская идея. Что ни ансамбль или группа - то ни больше ни меньше как способ мироспасения.

                "Не хотите ли вступить в общество обожателей цветов? Вот наша программа, устав, манифест. Вот капитальный труд, обосновывающий взаимосвязь между развитием цветоводства и степенью общественно-исторического и научно-технического прогресса. Пример - Япония, Голландия. Наша цель - добиться оцветочивания каждого жилого уголка, обогащения цветочной флоры в отсталых и угнетенных странах, чтобы везде и всегда человек находился рядом с цветком - тогда в душе его будут распускаться лучшие чувства и мысли. Цветы - органы оплодотворения, и поскольку душа незримо и подпочвенно соединена с растительным миром, то пыльцой она и оплодотворяется: временится, колосится, прозябает и расцветает. Душистость цветка - это и есть цветение души. Заглядывая в будущее, мы видим там всесовершенного человека, отзывчивого к тончайшим запахам, - это Человек-Цветок, гармонически соединяющий в себе красоту лица, силу роста, тонкость запаха и высоту устремлений. При этом ни малейшего единообразия: будут люди-розы, и люди-орхидеи, и люди-ромашки, неповторимые, как неповторим каждый цветок" (Из каталога-манифеста общества "Цветы будущего").

        И так - от портных до вагоновожатых, от филателистов до шахматистов, от уборщиц до космонавтов. Разве только священник в сутане, рабочий в фартуке, вождь в кителе призваны быть целителями мира и олицетворять спасенное человечество? А садовник с лейкой? А микробиолог с пинцетом? А бухгалтер со счетами? А фотограф со вспышкой? Десятки, сотни, тысячи тоталитаризмов - вот и плюрализм: наш, выстраданный, терзающий действительность на части и героически восстающий из каждой частицы, чтобы нести благую весть. Вот я, Господи, ничего целого не осталось во мне, одни рубцы и раны, но ими-то и исцелится мир.

        Вопрос в том, можно ли из тысячи разных тоталитаризмов составить один-единственный плюрализм. . . Кажется, ничего лучшего, чем мучительное распространение все того же тоталитаризма на все области жизни, нам пока и не дано. Что ни группа, что ни лидер, что ни идея - то карикатура на самое себя, чудовищное и нелепое преувеличение, которое само себя изживает в гротеске. Подходим к плюрализму не по-западному: через взаимную притирку и умеренность разных точек зрения - а именно чрезмерностью каждой из них упраздняем господство одной. Спасение от тоталитаризма - в нем самом же, только доведенном до конца. Разбросанный на все профессии и интересы, он достигает наивысшей тотальности, которая сама из себя взрывается смехом, сознанием своей относительности. Комическая утопия. Тоталитарный гротеск.


 ПОСЛЕСЛОВИЕ. КОМЕДИЯ ИДЕЙ
1. Век идей
  2. Pars pro toto
        3. Сколько может быть идеологий?
        4. Идеософия
        5. Третья комедия
        6. Энциклопедия как жанр

К оглавлению