Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

Чуть ниже я пишу о культовом журнале семидесятых-восьмидесятых "Химия и Жизнь". И потому тема Интерактива - культовые издания.

Ваше любимое культовое издание (идут в хронологическом порядке, из списка исключены специальные издания - типа питерского "Сеанса". Исключение сделано для Zhurnal.Ru - в силу очевидных обстоятельств):

"Даугава" & "Родник" (конец восьмидесятых)
"КонтрКультУр'a" (от начала до конца)
"КоммерсантЪ" (где-то до 1991 года)
"Независимая газета" (до 1993 года), плавно перетекающая в "Сегодня" (до 1996 года)
"Птюч" (крупноформатный)
"Элементы"
"ОМ" (первые полтора года)
"Столица" (Мостовщиковская)
Zhurnal.Ru (первые полтора года)

Свои дополнения и соображения шлите дополнительно
Имя

E-mail


Будущее

Кино

На наступившей неделе внимания заслуживают два фильма: "Ворошиловский стрелок" Говорухина - ветеран-снайпер мстит за поруганную дочь (боюсь, что Говорухину не хватит вкуса сделать римейк "Старого ружья" и герой останется положительным до конца; я уже придумал название для рецензии: "Так жить нельзя!") - и "Карты, деньги, два ствола" - нашумевший английский фильм этого года, взявший премию BAFTA за лучший дебют и уже месяц как ходящий на кассетах под более адекватным названием "Замок, отмычка, два ствола". Несмотря на вполне приличную картинку, перевод на кассете наложен так чудовищно, что смотреть ее - сущее мучение, и потому я решил дождаться большого экрана. Если повезет - читайте рецензию в следующем номере, а если нет - в моей рубрике "Газеты.Ру". Жанр: криминальная драма-комедия, стиль - смесь "Палп фикшн" с "Трейнспоттингом" минус галлюцинации плюс много травы. Стинг, объявленный в титрах и на афишах, появляется всего на несколько минут. Типа камео.

Ну и любителям ясно чего - японский ужастик "Гамера - страж Вселенной" в рамках праздника японского кино в "Ударнике". Пару фильмов про Гамеру уже можно было посмотреть на видео.

"Ворошиловский стрелок", Киноцентр, 14-15 мая.

"Карты, деньги, два ствола", "Пушкинский", 13-17 мая.

"Гамера - страж вселенной", "Ударник", 16 мая.

Просмотр кинофильмов на большом экране, как известно, сопряжен с некоторыми неудобствами, как-то: не покуришь, пива не попьешь, словом не перекинешься (зашикают и испортят все впечатление). Опять же ноги не вытянуть. А когда все мучения позади и хочется обсудить увиденное, то либо нужно куда-то тащиться искать удобоваримое местечко, либо идти в туго набитое непонятными людьми кафе при кинотеатре. Смотреть же фильм дома на маленьком экране... А все-таки иногда хочется попасть в такое место, где была бы и публика своя, и фильм интересный, и до и после кино посидеть-выпить-пообщаться было бы где.

Спешим Вас обрадовать. Теперь такая возможность появилась у всех желающих. На улице Никольская, в доме # 4 открыто для посещения заведение под названием "Синема-бар", которое до последнего времени отличалось от других рядовых баров только наличием большого экрана и соответствующей аппаратуры для демонстрации видеофильмов. Правда, до настоящего момента уровень демонстрируемых произведений значительно уступал размеру экрана и достоинствам самого помещения. К счастью, ситуация изменилась в лучшую сторону.

Начиная с 14 мая, по вечерам несколько раз в неделю в "Синема-бар" будут демонстрироваться современные европейские и американские фильмы, а также классика мирового кинематографа. До и после сеанса - приличная музыка. Вход бесплатный. По имеющейся информации, отбор лент будет довольно жестким, а в будущем станет возможным даже выбор фильмов по данным интерактивного опроса.

Бар вмещает около тридцати посетителей. Но пространство, как известно, растяжимо. Расписание на неделю вперед можно будет найти на своем столике.

Придя пораньше, вы сможете провести время за бильярдом (есть один стол) или же в расположенном рядом недотоптанном секонд-хэнде с залежами раритетов.

Можно также приходить в неурочное для показов время со своими кассетами или выбрать концертную кассету из имеющихся в баре и попросить поставить. Также принимаются предложения по просмотру в урочное время (приносите заранее). Постоянные посетители, возможно, получат клубные карты и, соответственно, скидки на напитки и на поесть (но не сразу). Одна просьба: хоть что-нибудь для приличия заказать.

Внимание! Бар работает с десяти утра до полуночи. Приходите! Общайтесь, смотрите хорошие фильмы и концерты. Расписание на ближайшее время Вы всегда можете узнать, зайдя в бар.

14 мая, пятница, 19:00 - Ночь на земле. (Джим Джармуш, в ролях: Уайнона Райдер, Роберто Бениньи, музыка Тома Уэйтса).

16 мая, воскресенье, 19:00 - Перевал Миллера (Этон и Джоэл Коэны, в ролях: Габриэль Бирн, Стив Бушеми, Джон Туртурро).

Литература

Из литературных событий отмечу выступления Владимира Вишневского (любимый одностих - "Еще одна страна, где я не нужен" - про Италию, кажется) в Музее Сидура и открытие нового клуба "Дом", который держит Николай Дмитриев (агентство "Длинные руки") и где литчастью будет заведовать Лев Рубинштейн. Подробности про клуб - после открытия.

15 мая, Музей Сидура, вечер Владимира Вишневского, 18:00

Клуб "Дом", Большой Овчинниковский пер., 24 стр. 4. Открытие - 16 мая.

Музыка

На наступившей неделе нас ждут два любопытных концерта: во-первых, сольной программой Ирины Богушевской "Шоу для тебя одной" закрывает свою программу Центр искусств "Столица" (страшная новость... про что же мы будем писать летом? Одна надежда - Московский фестиваль). На этот раз одна из первых певиц Рунета представляет коллекцию песен - мини-спектаклей, разыгранных a la Вертинский, только вокалом и роялем. В программу вошли как старые известные песни, так и совсем новые, ранее не исполнявшиеся.

(P.S. Фразу "одна из первых певиц Рунета" надо понимать: одна из наиболее любимых в Рунете, одна из раскручиваемых с помощью Сети, одна из первых пришедших в Сеть).

Во-вторых, группа "TequilaJazzz" (всегда боюсь напутать число "зед" и одновременно думаю, что за утроение буквы отвечает фильм "Зорро", который мы все смотрели в детстве... а кто не смотрел, может сделать это в субботу, в 19:00 по ОРТ), тоже, как известно, представленная в Сети, дает концерт в клубе "Ю-ту", представляя новый диск "Сто пятьдесят миллиардов шагов". Писать, как сообщает Евгений "Ай-ай-ай" Федоров, следует словами - как на банковском чеке. Обещают, что песни стали более личными и лиричными. Посмотрим. То есть послушаем.

16 мая, Центр искусств "Столица". Крымский вал, 10/14, Ирина Богушевская "Шоу для себя одной", 19:00.

15 мая, Ю-ту, Сходненская, 54, TequilaJazzz, "Сто пятьдесят миллиардов шагов", 18:00.

Арт

Чувствую, сейчас читатель получит очередную порцию ностальгических воспоминаний. Ну да ладно, хватит с него и того, что кино у нас суперактуальное...

Много лет назад была советская власть. Образование это было довольно странное, и культурная ситуация в некотором приближении могла быть описана словами "замкнутая система". Приближение это после 1956 года стало довольно грубым - проходили фестивали, покупались зарубежные фильмы и даже книжки переводились - потому точнее было бы сказать, что у входа в эту систему сидел этакий демон Максвелла, старательно просеивающий все входящее (да и выходящее тоже, к слову). В подобной экзотической системе неизбежны были флуктуации, порождающие феномены любопытные и необычные. Не просто звезд местного масштаба, но настоящие субкультурные стразы, сверкающие, как безумный алмаз. Никак не связанные с общемировым контекстом - или связанные странными и не сразу обнаруживаемыми связями.

Одним из таких образований был журнал "Химия и Жизнь". По жанру это должен был быть обычный научно-популярный журнал, типа "Науки и Жизни" или "Сайнтифик Америкэн" - но получилось все иначе. "Жизнь" оказалась едва ли не интереснее "химии": "ХиЖ" демонстрировала весь спектр культурных пристрастий шестидесятников - от КСП до Булгакова, рассказ которого под самым что ни на есть химия-и-жизненным названием "Морфий" пробивали через цензуру долго и упорно. Кстати, своим существованием в сложившемся виде "ХиЖ" во многом и была обязана превратностям ГлавЛита - журнал относился к научпоповскому отделу, а не к художественному, и потому многое, что не проскочило бы в "Новом мире", в "ХиЖ" проходило сравнительно легко. Правда, однажды редакция вручную вырезала крамольную страничку из отпечатанного тиража - на ней под шапкой "навстречу *** съезду КПСС" была напечатана иллюстрация к статье про комбикорма, на которой довольные хрюшки и буренки ехали куда-то на грузовиках... не иначе, как на встречу с соответствующим съездом, решили в ГлавЛите. Как бы то ни было, раздел фантастики в "ХиЖ" был лучший среди всех советских журналов. В частности, популярного прозаика Виктора П. я впервые прочел именно там... кажется, это был "Сарай номер какой-то-там" и точно "Затворник и Шестипалый", которого я до сих пор считаю одним из лучших пелевинских текстов.

Но главным в "ХиЖ" были не тексты, а стиль. Слова "стеб" тогда еще толком не было, зато были слова "ирония" и "сарказм". Там было множество мелких штучек... из тех, которые перешли по наследству в глянцевые журналы типа ОМа или, скорее, "Интернета". Например, короткие цитаты неведомо откуда или столь же короткие и не менее смешные ответы на письма читателей, среди которых встречались настоящие жемчужины, сгинувшие в голубой бездне моей памяти. Знамениты были апрельские номера с их неимоверными розыгрышами - я сам читал про самозавязывающиеся шнурки (их надо было мазать специальным кремом, причем для левого и правого ботинка использовались различные оптические изомеры... кто помнит химию, поймет шутку) и про информацию о прошлом и будущем, зашифрованную в подушечках пальцев (она стирается при щелкании пальцами, в чем автор усматривал защитный механизм: в напряженной ситуации человек стирает информацию, чтобы не досталась врагам). Последний текст я прочел в довольно раннем возрасте, будучи не в курсе апрельской политики "ХиЖ", - и страшно перепугался, потому что привычная картина мира явно дала трещину... с тех пор я уже ничего не боюсь.

Самым знаменитым розыгрышем была история про то, что, по сообщениям немецкого журнала под длинным и бессмысленным названием, селекционеры вывели методом генной инженерии породу малосольных огурцов. Кто-то из академиков от генетики повторил это сообщение на сессии Академии Наук, приняв его за чистую воду и сославшись на этот самый несуществующий немецкий журнал. Последним, к радости коллег, он разоблачил не только плохое знание собственной науки, но и немецкого. От главреда "ХиЖ" потребовали извинений, но, кажется, безрезультатно.

Иными словами, "ХиЖ" была этаким советским Weird'ом, опрокинутым в эстетику советских же шестидесятых. Вещь, повторюсь, совершенно уникальная, штучная и неповторимая... хотя тот же "Интернет" ей наследует, конечно, хотя ИМХО и не дотягивает... возможно, потому, что система уже перестала быть закрытой.

Не последнюю роль в создании необычного имиджа "Химии и Жизни" играли иллюстрации. Не помню уже фамилий всех художников, но статьи иллюстрировал Михаил Златковский (в пору перестройки рисовавший, в частности, для "Юности" - "Остров Крым" помните?), а фантастика была в основном на совести Гарифа Басырова. Их рисунки навсегда связаны для меня с "Химией и Жизнью", что и стало виной сегодняшних заметок.

Потому что поводом для них стала открывающаяся 11 мая в ЦДХ выставка Гарифа Басырова, на которой, согласно пресс-релизу, будут представлены около 40 работ художника из серий "Обитаемые пейзажи", "Космос", "Москва-Петушки" и "Штудия". Работы из серии "Штудия" в Москве показываются впервые.

Гариф Басыров. "Работы 1980-х" , ЦДХ, Крымский вал, 10/14.

ТВ-фильмы

Изобилие фильмов заставило меня несколько раз проредить список, изначально состоявший из десятка названий... осталось, впрочем, тоже немало.

Этот фильм обязан своим появлением в списке моей недавней поездке в Италию (и Францию, ушедшую в скобки, потому что к этому фильму отношения она не имеет). Там, в городе Генуя, у причала, словно напоминая о временах великих открытий, стоит трехмачтовый галеон "Нептун", вечно облепленный детьми и туристами. Поднявшись на борт, с сожалением обнаруживаешь металлический каркас, скрытый под деревянной обшивкой, и подозрительно легкие для чугуна ядра. Все фэйк в этом мире - это не отреставрированный старый корабль (да и какой корабль прожил бы пятьсот лет!), а судно, специально построенное для фильма Романа Полянского "Пираты" и оставшееся после окончания съемок на вечном приколе в генуэзском порту. Специальный буклет сообщает, что обошедшийся продюсерам в восемь с лишним миллионов долларов, "Нептун" мог даже плавать в открытом море. Мог ли я после такого потрясения не отанонсировать фильм Полянского?

Вдумавшиеся в цифру "восемь с половиной" (никаких аллюзий, одна бухгалтерия) не удивятся, узнав, что фильм Полянского в свое время провалился в прокате, не окупив затрат. Критики писали, что Полянский пытался реализовать (как водится, за счет продюсеров) свои детские фантазии о пиратах - но, увы, фантазии одного поколения далеко не всегда передаются следующему.

Впрочем, есть что-то трогательное в том, что осуществленная мечта еврейского книжного мальчика из Восточной Европы стала игрушкой для детей Генуи - родного города Колумба, первооткрывателя того самого материка, где у Полянского зарезали жену и откуда его поперли по обвинению в соблазнении несовершеннолетней.

Пятница, 14 мая, 31 Канал, 21:40, "Пираты", Франция-Италия, 1986.

Два эти фильма было грех не поставить вместе: словно сойдя с ума, канал "Культура" показывает классический фильм Дэвида Уорка Гриффита "Рождение нации". 1915 год! И это не время действия, а время съемки! Время действия - лет на сто раньше, война Севера и Юга, хорошие ку-клукс-клановцы и столь же хороший Эйб Линкольн. Как все немые фильмы, "Рождение нации" не смотрится на маленьком экране и кажется слишком затянутым... но сцена убийства Линкольна в ложе театра искупает все: за прошедшие восемьдесят с лишним лет никто не смог добавить к композиции "политическое убийство" ничего нового. Как и всякий гениальный фильм, "Рождение нации" ставит критика в сложное положение - хочется пожать плечами и сказать: "Что тут говорить? Шедевр".

Одним словом, все равно что писать рецензию на "Войну и мир".

Парный фильм не так знаменит и, разумеется, не так хорош, но тоже заслуживает всяческого внимания. Во-первых, я просто люблю братьев Тавиани, а во-вторых - от него веет искренней любовью к вышеупомянутому Гриффиту. Правда, речь идет не о "Рождении нации", а о "Нетерпимости" (еще более знаменитом фильме Мастера - знаменитой картине с четырьмя снятыми в параллель историями о нетерпимости: Вавилон, Голгофа, Вальпургиева ночь и "наши дни", то есть начало уходящего века). Герои, двое братьев-итальянцев, приезжают в Голливуд и участвуют в съемке, изготовив одного из слонов, фигурирующих в вавилонских сценах "Нетерпимости". Трогательное и очень грустное кино. Хотя действие происходит за много лет до рождения братьев Тавиани, сильно похоже на автобиографию. По крайней мере - виртуальную.

Суббота, 15 мая, Культура, 22:45, "Рождение нации", США, 1915.

Воскресенье, 16 мая, РТР, 00:10, "С добрым утром, Вавилон", Италия-США, 1987.

Прошлое

Видимо, компенсируя прошлый выпуск, на этот раз впечатлений пришло много.

Андрей Травин

Юрий Наумов

7 и 8 мая выступил в ЦДХ (а несколько дней до этого он дал соответственно квартирник и концерт для полусотни своих поклонников в библиотеке на Страстном бульваре). Это редкие концерты, которые случаются в Москве один раз в году.

В конце восьмидесятых Юра Наумов был дружен с Башлачевым. За давностью времени казалось, что эти две нервные гитары так называемого ленинградского рока замолчали почти одновременно. Но если Башлачев ушел от нас лицом вниз на жесткий асфальт, то Юра Наумов оказался в Нью-Йорке, где записал свой новый альбом. Вся эта история довольно хорошо описана в интервью Саши Шермана с Юрием Наумовым в первом номере Zhurnal.ru.

Тексты Ю.Наумова не имеют большого общественного звучания в любых смыслах. Иногда они психоделические, но чаще просто личные, порой откровенные настолько, что не каждый станет выносить на публику подобный хриплый вой под гитару, рождающийся в угрюмые дни. Скажем, Елена Мулярова отстаивает свое "право на агрессию" и свободу ранить ближнего словом, Юрий Наумов отстаивает право на любовь и свободу ранить словом, только исполняя его под гитару. По крайней мере, пара его текстов вполне достойны звания поэзии, хотя чаще встречаются не просто непричесанные, но даже как бы нечленораздельные фразы. Во многих песнях Юра (придумавший слово "кровепад" или сложивший каламбур о том, что жизнь шилом пишет слово шиш) начинает петь "расщепленным" голосом, который в таких дозах можно услышать разве что в известном альбоме "Агаты Кристи" двухгодичной давности - "Ураган".

О.Арефьева в свое время написала статью о Ю.Наумове, где объявила, что подача своих песен Юрой - это ряд синтетических приемов. Я думаю, что честность его песен во время концерта чувствуется безусловно. Но по мне это - не самое важное. А самое любопытное в Наумове как артисте - это его оригинальная манера игры на оригинальной девятиструнной гитаре (сдвоенные тонкие струны плюс одинарные басовые).

Рассказывают, что там, за океаном, на встрече рок-гитаристов Ю.Наумов сыграл одну свою малоформатную композицию. Эрик Клэптон попросил его сыграть еще раз. Юра сыграл. Тогда виртуоз Клэптон (в том числе автор альбома "Медленная рука") попросил "еще помедленнее"...

А здесь в Москве Наумов вышел в круг сцены, выхваченный прожектором из однообразного фиолетового света (на который за время концерта лишь изредка накладывался рубиновый, а так никакой цветомузыки); несколько раз ударил большим пальцем плашмя по струнам (эстрадный прием, называемый "сетка"); потом заиграл, словно стряхивая воду с правой руки и дрейфуя по грифу левой; и завершил песню "тамбурином", выполнив его не большим пальцем, как принято у академистов, а несколько раз резко опустив на струны все четыре пальца правой руки... Когда последний звук, подхваченный ревербератором, затих, на секунду выключился свет. Потом зажегся, и Юрий объявил следующую песню... Его манера игры на гитаре действительно своеобразна и "неправильна", так никто не делает по обе стороны океана, но это, пожалуй, никому и не нужно. Юра самодостаточен и адекватен себе, наверное, поэтому и выступает один, хотя на Music.ru и его личной странице доступны (в Real Audio) только его студийные записи.

Забавно, что даже у поклонников Наумова в конце концерта не выдержали нервы - Юрий сыграл собственную вариацию на тему одесской песни "Семь сорок" - композиция называется "New York, 5th Avenue" - и зал взорвался мощными аплодисментами, - дескать, спасибо, дал отдохнуть от психоделического...

Ольга Божко

Мода и стиль в фотографии и в Манеже

На открытии выставки монстры моды и фотографии пьют коньяк Hennessy. Спокойно и невозмутимо, как слоны, рыскают вдоль стендов двухметровые модели. Стилисты, останавливая порыв своих губ в миллиметре от других, почти искренне обмениваются ритуальными поцелуями. Каталоги выставки бесплатно выдаются не всякому - мы не в Англии.

Издания, профессионально создающие репрезентации стиля жизни, обобщают поиски модельеров, дизайнеров, стилистов России и Европы. Пикантный и респектабельный Playboy соседствует с изысканным Vogue, тинейджерский "Птюч" - с хитовым "Ом". Все культовые журналы поместились на одном этаже.

Фотографические серии выдают географические пристрастия. Западные мастера, работающие для Elle и Marie Claire, ищут вдохновение в сибирских просторах и юных байкальских красавицах. Азиаточки уже давно в моде. Фотографу Дмитрию Власенкову и стилисту Елене Бакановой (L'Officiel) ближе средневековая Испания, где светящаяся блондинка "Торквемоды" обретает вторую родину. Уильям Купон из журнала "29" потрясающей серией "Антропомода" иронично доказывает, что муз любого возраста и пола можно находить где угодно - в Африке, Японии, Австралии.

Влекут фотохудожников и праздные модели, и хозяйственные девушки. Похожие на жуков "Неопознанные хозяйственные принадлежности" приготовил для них в "Культе личностей" Владимир Фридкес, пусть разбираются. "Свежий взгляд на домоводство", возможный только в студийном вакууме, кинул Михаил Королев. Многостаночники Королев, Локтев, Клавихо и Фридкес успевают сотрудничать с несколькими журналами. На то они и монстры.

Кислотные разводы, лица, серебристо мерцающие после компьютерной обработки и виртуозное сочетание фотографических техник впечатляют. Удручает повторяемость приемов. Говорящие "Look at me" британские фотоклассики этажом выше подобные тенденции демонстрировали тремя десятилетиями раньше. К Хельмуту Ньютону нельзя не прислушаться. На то он и классик. Вот и прислушиваются, смотрят - и делают стилизации 60-х, 70-х, 80-х мои соотечественники. Прозрачная клееночка, пушистый мех, перья в туфельках - игра с фактурой остается в моде, как и четкий силуэт, забавные детали, схваченное настроение. Профессионалов стильной жизни стало больше. До западного уровня моды и фотографии почти добрались, по крайней мере технически.

Четыре дня спустя я снова пошла на выставку. Эдичка Лимонов искал свежие решения для своего потрепанного имиджа. Молодые мамаши прямо в колясках приобщали грудничков к таинствам моды.

И еще одно письмо - с уточнениями - от Вадима Алтайского:

Насчет Годзиллы Вы, многоуважаемый Сергей, ошиблись. Скорей всего, под названием "Годзилла и пришелец из космоса" будет показан фильм 1994 года "Годзилла против Космического Годзиллы" (привожу английский вариант названия). В 90-е картины про Годзиллу снимались, чтобы проверить это, достаточно заглянуть в IMDB. Последний фильм про Годзиллу в Японии вышел в 1996 году и назывался "Годзилла и Разрушитель". А на следующий год японцы запланировали выход картины "Godzilla Millennium", в котором король монстров достойно войдет в XXI век.

Да уж, не знаю как это я так облажался... вроде даже сам смотрел в АйЭмДиБи. Ну, вот ссылка. Действительно...

Новые впечатления принимаются и приветствуются:



Имя

E-mail


Интерактив

Результат опроса о ведьмах

знавал я одну ведьмочку...: 22

ведьмы - прекрасные женщины, служительницы архаических культов: 17

да я сама - ведьма!: 9

я не верю в ведьм: 5

правильно их сжигали!: 4

Ну, и читатели тоже туда же:

У меня есть знакомая ведьма, и я ее люблю. Подозреваю, что она меня приворожила. Но - какая разница? Она - просто чудо. (J.: jjj@mindless.com)

Я встречал довольно много женщин, называвших себя ведьмочками, но никак себя в этом качестве не проявивших. Запомнился лишь один случай. Осенью 1997 года в веб-конференции я попросил мне погадать виртуально знакомую ведьму (из отличной от моей страны проживания). Безо всяких шуток, потому что я гадаю не каждый год, а только когда очень необходимо. Она согласилась, но ответила, что ей трудно делать это в режиме он-лайн и что она будет гадать после разрыва связи методом "дорожки" (это когда человек некоторое время думает о гадательнице и с ним устанавливается психическая связь, которая потом в течении нескольких часов "разматывается", как ниточка, даже когда он уже спит или занят другими мыслями). Ночью (в сказочное время 3:33) она отослала мне письмо с результатами гадания, которые начали сбываться в тот же день и помогли мне правильно выбрать новое место работы. Мораль: виртуальное гадание лучше виртуального секса! :)) (Андрей Травин)

Ну, во-первых, все бабы мало того, что дуры, так еще и ведьмы. ЛюбОГО спросите. (nastya: avtobus@yahoo.com)

Последнее письмо, как можно видеть, уже от женщины. Вот еще одно:

Я не поняла, что это за дискриминация, я такая же, как и вы, я ем столько же, сколько и вы. Обхохоталась. (Prada: hanaemori@mail.ru)

Ну, это значит, что вы не из тех ведьм, которые обладали способностью к левитации. Их, как я уже писал, всех посжигали.

И, наконец, лучшее письмо от Вадима Темирова. Всего, как он утверждает, 244 слова:

Культ ведьмизма ... Черный козел заходит в закопченную пещеру после часа ночи и с ужасом наблюдает голых простоволосых женщин. Как уже ясно, пляшущих вокруг костра, обмазанных кровью петуха, сексуально притягательных. У козла эрекция, он растопыривает четыре конечности и вертится на пятой.

Собственно, и весь обряд. Остальное придумали и позже, и хуже.

Вся недорезанная булгаковщина оперирует летательными метлами, мутировавшими боровами и чертовщиной через край.

Я знавал одну ведьмочку, а уменьшительно-ласкательно зову ее из-за обрядового беспамятства. Ничего не помнит о буйном прошлом, обо всем том добре, которого наглоталась через гены предков. Не было, говорит, козлов в моей жизни. Начинаю напоминать и упираюсь рогом в стену голубоглазой амнезии.

Слово "знавал" пошлым эвфемизмом коитуса бьется в венах.

В дождь смотрит из окна на спешащую под зонтом женщину в черном, уже лакированном, плаще, на шпильках. Наблюдаемая спотыкается, балансирует, размахивает зонтиком, останавливается. Качает головой с джокондовской улыбкой, а глаза голубые-голубые.

Вырождающийся вид, истребленный за две тысячи лет. "Молот ведьм" как настольная книга парторга. Когда идешь к женщине, возьми с собой кнут (или плеть? не помню). А, это Фрейд! Нет, это Ницше, вот. А непременно обрить ВСЕ волосы? Это Гитлер и два придурка с тоже непроизносимыми фамилиями.

Вымирающий вид. Их больше нет с нами, их выморило благополучие обрюзгшего феминизма. Европейская традиция ведьм была огнем: не сжигающим невиновных, а пестующим сперва истерию, а после и возрождение вида. Ведьмы голодны, и сытость переплавляет их в женщин. Только иногда, засыпая с напомаженными губами, уткнувшись, словно кутенок, в чью-то грудь, мелькает: они знали лучшие времена.

В скобках замечу, что феминизм не обрюзгший о ведьмах пишет очень проникновенно. Их культура - даже если она и полностью вымышлена - прародительница всей современной молодежной культуры: с ее сексом, психоделией, массовыми акциями и так далее. Ой, не случайно рок-концерты называли шабашами в советской прессе. Обратное тоже верно: первые рок-концерты, первые рейвы, первые по-настоящему демократические секс-пати после Р.Х.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск