Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

Выставка Антона Смирнского и Сергея Ануфриева напомнила мне о существовании мультфильмов. Вот и получайте вопрос: ваш любимый герой мультсериала?

Микки-Маус
Дональд Дак
Чип-н-Дейл
Волк из "Ну, погоди!"
я вообще не люблю мультфильмы

Ну, и кого я забыл? Пишите, пишите...
Имя

E-mail


И еще - те из моих читателей, которые приняли участие в прошлом голосовании в первые два дня, не увидели еще двух изданий, добавленных позднее. Вернитесь и посмотрите - может, стоит еще разок проголосовать?

Кино

Карты, деньги, два ствола

Как и предполагалось, это оказался один из самых удачных фильмов сезона. Русский Журнал уже писал про него - и совершенно справедливо - что это что-то вроде "Криминального чтива", помноженного на "Трейнспоттинг". Но, как модный фильм # 1, "Карты, деньги, два ствола" заслуживает еще нескольких абзацев.

Во-первых, хочу поделиться с читателем очередным вариантом перевода. "Lock, Stock..." звучит, ясное дело, куда лучше чем "Замок, отмычка..." или "Карты, деньги...", хотя "...и два ствола" ничуть не уступает "...and Smocking Barrels". Смысл, разумеется, должен отойти на второй план, уступив место ритму и рифме. Потому я предлагаю - в стиле славной газеты "Сегодня", регулярно дававшей собственные варианты перевода названий, - "Гоп-стоп и два ствола". Гоп-стоп, если я не заблуждаюсь, означает вооруженный и быстрый налет - то, чего в фильме с избытком, - поэтому я не очень грешу против сюжета.

Но это, конечно, не главное. И поэтому - во-вторых: при всей очевидности сравнения с Тарантино, я бы помянул не только "Чтиво", но и "Бешеных псов" - и по одной простой причине. "Тра-та-та-та два ствола" и "Псы из отстойника" (и такой был вариант перевода!) - это редкий пример фильмов, в которых женщин нет вообще. У Тарантино, по-моему, фигурирует только официантка в начале, а у Гая Ритчи - крупье, больше напоминающая автомат, чем человека, и обкуренная в ноль девушка, главным достоинством которой является умение сливаться с мебелью. Иными словами - это мужские фильмы, опровергающие известный тезис, что если в фильме нет любви, то он теряет в прокате. То есть, может, с любовью они бы еще больше набрали, но и так - дай Бог каждому! (уже сейчас "Два ствола" в десять раз окупили свой скромный - 2,5 млн. фунтов - бюджет). Фильм Тарантино - про дружбу, службу и предательство. Фильм Гая Ритчи - про то, что заявлено в заглавии. Про замок, отмычку, карты, деньги, гоп-стоп, тра-та-та и два ствола, причем дымящиеся. Иными словами - про что-то в рифму. Про стиль, а не про содержание.

И это, пожалуй, самое интересное. Тарантино, как все знают, тоже про стиль. Или, если угодно, про стильность. Но стиль/стильность Тарантино происходят из очень понятных кинематографических истоков: собственно, из кино семидесятых годов - с заходами в шестидесятые и в восьмидесятые. Оттуда - такое количество скрытых и явных цитат. У Ритчи все ограничивается упоминанием "Лица со шрамом", Джеймса Бонда и отсылающим к тарантиновскому "Кахума Бургеру" гавайским пабом. Стиль "Двух стволов" берется из какого-то другого источника. И тут совершенно справедливо поминают "Трейнспоттинг" и почему-то забывают про "Мужской стриптиз" - иными словами, про новую волну британского сравнительно малобюджетного кино о жизни простых рабочих парней. Шутка в том, что за основу стиля берется не кинодизайн, а нечто из жизни, простое как мычание пьяного работяги: короткая стрижка, грубые ботинки, никакого "от кутюр".

Это довольно давняя традиция, идущая от английских левых интеллектуалов - любовь к рабочему классу с его пабами и прочими приколами. Оттуда, кстати, и пришли - топ-топ - ботинки "Доктор Мартенс". И оттуда же - стиль всех трех английских хитов.

Я говорю это к тому, что фильм про два дымящихся ствола - очень национальное произведение. И тут, как всегда, встает вопрос: что мешает в России снимать подобное кино? Денег на его производство много не надо, пленка тоже простенькая, спецэффектов по минимуму - надо только хороших актеров, правильный сценарий и умелого оператора. Плюс режиссера. Правильные сценарии у нас иногда пишут (преимущественно в Питере), хорошие актеры - говорят - тоже есть. Но ничего не выходит.

Возможно, дело в том, что никак не найдется человек, который последовательно скрестит Тарантино с русской реальностью и русской традицией (если не считать Петра Луцика с "Окраиной") - тут уж либо одно, либо другое. Либо - "Особенности национальной охоты", где Тарантино и не пахнет, либо уж нюхать кокаин и косить под героя западного боевика. А хочется, чтобы "Мама, не горюй" встретилась со "Следствием ведут знатоки", помноженному на ту же "Охоту" и "Маму" просто.

Ну, критики, известное дело, здоровы давать советы. А ты, скажут, сам сними. Ну нет, отвечу, не дождетесь.

"Карты, деньги, два ствола". "Пушкинский" - всю неделю, "Стрела" - с 21 мая.

Литература

Из литературных событий отмечу выступления Владимира Вишневского (любимый одностих - "Еще одна страна, где я не нужен" - про Италию, кажется) в Музее Сидура и открытие нового клуба "Дом", который держит Николай Дмитриев (агентство "Длинные руки") и где литчастью будет заведовать Лев Рубинштейн. Подробности про клуб - после открытия.

15 мая, Музей Сидура, вечер Владимира Вишневского, 18:00

Клуб "Дом", Большой Овчинниковский пер., 24 стр. 4. Открытие - 16 мая.

Арт

Художественная жизнь Москвы в преддверии лета заметно оживилась. В городе проходит по крайней мере две достойные внимания выставки - и это, не считая выставки из коллекции Юрия Трайсмана в Третьяковке, подробный рассказ о которой оставим до следующего раза

Чудесный звук на долгий срок

В ЦСИ Сороса проходит выставка Сергея Ануфриева и Антона Смирнского "Кепочка для пения". Название - загадочное (две знакомые девушки, независимо друг от друга, переспросили "Кипочка для пениса?" - ну, и Бог им судья), зато авторы известные - если не в качестве создателей сольных проектов, то в качестве движущих сил проектов коллективных: Ануфриев вместе с Пепперштейном образовывал костяк "Медгерменевтики", а Смирнский был (и остается?) неформальным лидером самой психоделической группы Москвы "Фенсо" (запечатленной, если мне не изменяет память, на обложке одного из номеров старого крупноформатного "Птюча"). Про родство "Фенсо" и медгерменевтов сказано уже достаточно много, чтобы не повторяться, - и совместная выставка служит этому как бы иллюстрацией.

Выставка состоит из картинок (Смирнский) и графики (Ануфриев), изображающих... да, собственно, ничего не изображающих. Какие-то мультипликационные пейзажи, интерьеры - и облачко, оставшееся от убежавшего персонажа. Персонажи тем временем бегут на большом видеоэкране - лисенок, мышонок, дед Мороз и неясно кто: каждый в своем квадрате, на своих метрах закольцованной видеопленки. Музыка, как выделяет курсивом в сопроводительном листке куратор Владимир Левашов, правильная. В данном случае - из старых мультфильмов. Впечатление в целом - магическое.

В том же сопроводительном листке сказано, что выставка призвана рассказать о звуке. Облачко, повисшее в воздухе; мультяшный герой, не оставивший следа; кепочка Ануфриева, так и не доехавшая до выставки - в самом деле, что может быть ближе к звуку, чем пустота?

"Кепочка для пения", Антон Смирнский и Сергей Ануфриев, ЦСИ Сороса, Черняховского 4а.

Музыка

Такое ощущение, что наступающая неделя вся приурочена к закрытию сезона (хотя в Центре искусств "Столица", уже о закрытии объявившем, все еще продолжаются концерты). Одно масштабное событие - "Максидром", собирающий на "Олимпийском" кучу музыкантов (типа рокеров) и зрителей. На этот раз будут IFK, "Маша и медведи", "Ногу свело!", "Ария", "Крематорий" и другие. Не будет "Мумий Тролля" и Земфиры. Афиши расклеены по всему городу.

Второе этапное мероприятие куда скромнее - в следующий вторник, 25 мая, в три часа дня (когда мой новый выпуск еще не успевает выйти) в арт-кафе "Ностальжи" Московская ассоциация джазовых журналистов представляет ежегодную профессиональную премию "Джаз-Ухо". Номинаций много, и все они достаточно очевидны (разве что "Разочарование года" и "Музыкант, заслуживающий более широкого признания" выделяются из "лучших альбомов" и "надежд года"), но меня очаровал способ решения материальной части церемонии. Цитирую пресс-релиз:

"Материальное воплощение премии в 1998 г. по результатам 1997-го заключалось в 1 (одном) неденоминированном рубле РФ. В связи с тем, что неденоминированные монеты и дензнаки с 1 января 1999 г. из обращения выведены, МАДЖ идет на серьезное увеличение материального воплощения премии "Джаз-Ухо": к монете в 1 (один) неденоминированный рубль РФ, все еще возможной к обмену в учреждениях банковской системы (0,1 коп.), будет добавлена монета в 1 (одну) копейку новой чеканки, что доведет денежную сумму премии до 1,1 копейки. Ассоциация не может диктовать лауреатам способ использования полученных денежных средств, но стремится к тому, чтобы лауреаты использовали их для дальнейшего подкупа средств массовой информации, проплаты эфиров и т.п."

В программе, разумеется, концерт лауреатов.

"Максидром", 23 мая, спорткомплекс "Олимпийский", м. "Проспект Мира".

Вручение премии "Джаз-Ухо", 25 мая, 15:00, арт-кафе "Ностальжи", Чистопрудный бульвар, 16 А, аккредитация по телефону: 247-98-95 (Кирилл Мошков, секретарь МАДЖ) или по факсу: 247-9896 (для Кирилла Мошкова); е-mail - moshkow@jazz.ru.

И для любителей более камерных мероприятий - в клубе "О.Г.И." 18 мая выступает Олег Гаркуша. Извините, что так поздно сообщаю - сам только сегодня узнал.

ТВ-фильмы

Остин Пауэрс, человек-загадка

Считается, что фильм сделал Майк Майерс, придумавший сценарий и сыгравший аж две роли: пародийного шпиона шестидесятых и столь же пародийного злодея шестидесятых - доктора Зло. На самом деле шпионские страсти факультативны, главное в этом фильме - взгляд на шестидесятые из девяностых. Вместо Джеймса Бонда в строгом смокинге мы видим коротышку с гнилыми зубами и свингующей походкой, переселившегося в девяностые, когда неполиткорректно называть женщин "бэби", трахаться со всем, что движется, и пренебрегать презервативами. Остин Пауэрс - лишний в этом мире. Недаром в кульминационной сцене доктор Зло говорит ему, что теперь они - одно и то же: ведь в девяностые злом объявлено все то, за что Остин боролся: расширяющие сознание наркотики и свободный секс!

Грустно, конечно, но что поделаешь: Остину просто не повезло - если бы он затусовался с правильными людьми, его разноцветный наряд и свободные нравы вполне пришлись бы к месту. Просто в девяностые "шпион" уже не звучит. Лучше уж - "ди-джей" или, на худой конец, "веб-дизайнер".

19 мая, среда, 21:30, РТР, "Остин Пауэрс - международный человек-загадка".

И - для тех, кто успеет, - во вторник, 18 мая, в 23:20 на канале "Культура" обещан Псой Короленко - собирается сказать пару слов за Александра Сергеевича Пушкина и кое-что спеть.

Прошлое

Читатели - таинственные существа. Пишут то много, то мало. Сегодня - только маленькая заметочка Остапа Кармоди:

Чехи, которые у меня живут, купили на базаре мешок семечек. Спросили - почем, им сказали 16 рублей. Оказалось не стакан, а килограмм, но было поздно. Это А. Немка, у которой я жил, чтобы смотреть за кошкой, пока ее (немки) не было, оставила мне, кроме банки "Вискаса", кассету "Хороший, Плохой, Злой". Это Б. Синтез - я понял, чего мне не хватало в Клинте Иствуде. Ему бы очень пошло лузгать семечки - с его-то прищуром. Представляете себе: "Люди делятся на две категории: те, у кого пистолет, - элегантно подносит щепоть ко рту, задумчиво cплевывает в сторону шелуху, - и те, кто копает".

Вспоминается пелевинский персонаж, для которое семечки попадали в положительное семантическое поле.

Интерактив

Когда вы занимались сексом в первый раз?

  мне меньше 15 мне меньше 20 мне меньше 25 мне меньше 30 мне меньше 40 мне больше 40
до 14 лет включительно 3 0 5 2 4 1
с 15 по 17 2 6 17 7 9 2
с 17 до 20 6 6 37 27 26 9
до 25 0 0 8 17 17 7
после 25 0 1 0 4 3 1
еще не занимался/занималась 1 5 8 2 1 1

Больше всего впечатляют те восемь человек, которым еще не исполнилось 15, но которые твердо знают, что девственности они лишатся с 15 до 17 или с 17 до 20. Ясновидящие, не иначе.

Участие в голосовании приняло едва ли не рекордное количество читателей, подтвердив тем самым непреходящий интерес к размножению Homo Sapiens и тому, что ему сопутствует. Таблица показывает очевидное и так - молодое поколение быстрее решает эту проблему. То есть я хотел сказать - быстрее меняет ее на те, которые возникают после ее разрешения.

Очень хотелось потерять девственность еще классе в 8-м, но пугали слухи о том, что это больно, кроваво и вообще чревато нехорошими последствиями. В итоге продержалась до 17 лет, и наконец, став женщиной, поняла, что все эти слухи беспочвенны!!! и мною было потеряно огромное количество лет! Надеюсь, что в настоящее время молодежь уже не страдает подобными комплексами :) (luisa)

Как водится, читатели предлагают расширить список вопросов:

Мне кажется, в Вашей анкете забыта еще одна очень важная характеристика - пол. (Александр)

Гм... надо было еще включить раздел "пробовал, но только виртуальный секс, не понравилось\понравилось" :) А вот у меня впервые - виртуально - это произошло с мужчиной, с которым мы лично встретились месяца через два после того случая. Так что мой первый мужчина был первым и "виртуально", и "реально". Это случилось больше года назад и мы до сих пор вместе. (Василиска)

Простых воспоминаний было мало:

С 15 до 17 - сейчас мне 20. Первый раз любое новое впечатление прежде всего экзотично,- потом уже осознаешь, как много зависит от Этого Начала Творческого Пути. (pavel.kazaryan@mtu-net.ru)

Зато пришло несколько рассказов о раннем сексе:

Сексом я первый раз занялся в пять лет, со своей сводной сестренкой. Мать вторично вышла замуж за мужчину, у которого были две дочки, одной семь, а другой три года. Вот эта семилетняя девочка и была моей первой партнершей. Как я понимаю сейчас, это был просто петтинг без одежды, в кустах на купании и в разных шалашах, которые всегда строят дети. А так же дома, когда родителей не было, или во время застолий взрослых, когда нас, детей, укладывали спать в маленькой комнатке на одну кровать под одно одеяло.

Весь секс заключался в том, что она баловалась моим торчащим столбиком, колебля его из стороны в сторону, и один раз попыталась обнажить головку от крайней плоти. Но ни каких онанирующих действий она не практиковала никогда. А я разглядывал и очень осторожно гладил ее чудесный пирожок, но тоже не делал никаких мастурбаций рукой. Валетом, чтобы посмотреть половые органы друг друга и одновременно поиграться ими в такой невинной форме, мы легли всего один раз. И один раз по ее инициативе было неглубокое вложение моего члена ей во влагалище в позиции она снизу, я сверху. Но она ручками меня удерживала на какой-то ей понятной дистанции, а я во всем слушался ее.

Меня удивило, что ее половой орган очень сильно, пульсирующе, сжимался и потом вообще сжал мой столбик очень сильно, и мы долго лежали в таком положении. Высвободился я сам, проявив первым инициативу расцепиться. Мне показалось, что кто-то вошел в комнату и может раскрыть одеяло, под которым мы прятались все втроем. Тогда же я почувствовал, что такая перспектива быть застигнутыми врасплох, ее в этот момент не очень беспокоила, во всяком случае гораздо больше меня, чем ее. Младшая же сестренка совершенно не понимала, чем мы занимаемся, и во время наших "тихих" игр, лежа рядом с нами, заснула. Настоящих фрикций мы никогда не делали, ни в этот раз, ни потом.

А затем девочку забрала ее мать, кажется отсудив обоих детей у отца и его родителей, очень патриархальных домоседских стариков, которые и были инициаторами не отдавать дочек бывшей жене.

* * *

Мне 14, ей 16 в пионерском лагере для детей министров под Москвой. Я там случайно, она постоянно, ее день рождения и я - сублимация ее любимого актера: я играю и пою его песни. Искусство - великая сила! Этот опыт, обогащенный участием в ТЮЗе, часто помогал: олицетворять кумира сложная, но благодарная работа. Теперь я самый лучший муж и папа - во многом потому, что понимаю, чего от меня ждут. Спасибо девушке, имени которой не помню. (d_e)

Можно заметить, что довольно много анонимных писем. Лучшее из них - на сладкое:

jtyjhyuytjty (yjtyj)

В самом деле, очень ведь личная тема, чтобы не сказать - эхотерическая.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск