Тарантино, Дэнни Бойл и рецензии

Евгений Снегов

13 мая в кинотеатре "Пушкинский" наконец-то состоялась премьера английского фильма "Карты, деньги, два ствола". К моменту выхода на большой экран картина успела обрасти довольно-таки толстым слоем отзывов, слухов и рецензий. Поскольку мы имеем дело с модным фильмом, слухи и отзывы были зачастую диаметрально противоположными, а что касается рецензий, до просмотра мне попались на глаза две: Алексея Васильева в "Афише" и Олега Зинцова в РЖ. Привожу в хронологическом порядке - это существенно.

Текст в "Афише" позабавил. Пожалуй, это все или почти все, что можно о нем (о тексте) сказать. Вместе с частью редакции "Афиша" унаследовала от "Вечерней Москвы" множество фирменных приемов, в том числе и манеру анонсировать фильмы в жанре "фишка-приманка-завлекалочка". Если помните, в "ВМ" анонс картины мог целиком состоять из сонета Шекспира или неприличного анекдота. Здесь мы имеем похожий вариант: пять строчек о фильме плюс две страницы, заполненные фотографиями действующих лиц, цитатами, байками и приколами. Все вместе - вполне неплохо, а главное, вызывает интерес.

Рецензия в "РЖ" (а это именно рецензия, а не что-нибудь) меня сразу просто-таки озадачила. Судите сами: в тексте Олега Зинцова четыре цитаты из фильма, и все четыре по странному совпадению есть в "Афише". И это притом, что "Карты, деньги...", по словам самого автора рецензии, набиты фразами на все случаи жизни от пола до потолка, каждая реплика в фильме - ударная и все такое прочее. Однако цитируем почему-то только А.Васильева - в четырех случаях из четырех. Занятно.

Ну ладно, черт с ними, с цитатами. Проехали. Читаем дальше: Гай Ритчи ровно Квентин Тарантино плюс Дэнни Бойл. Хорошо, пусть будет Дэнни Бойл. Все-таки соотечественник. Пожалуй, только это и сближает фильм Ритчи с "На игле", ибо во всем остальном "Карты..." куда ближе к забытому всеми писавшими о фильме французскому "Доберману". Тут вам и монтажный ритм, и стоп-кадры, и съемки рапидом, и антураж, не говоря уж о том, что по жанру фильм Яна Кунена куда ближе к "Картам...", чем фильм Дэнни Бойла, в котором и стрельбы-то вовсе нет, и гангстеров, и по морде бьют всего раза три. Наверное, Олег Зинцов "Добермана" еще не смотрел. Ничего, посмотрит, напишет рецензию: что за тип этот Кунен? - Ворует, сука!

А что касается Тарантино, так хочется залезть на большой стул и крикнуть, чтобы все услышали: да оставьте вы, наконец, в покое бедного Квентина! Он и так запуган до смерти, снимать давно перестал, лишь бы не трогали. Так нет же, как без него: стреляют ведь. Мало того, ему еще и пришили изобретение схемы, по которой молодые режиссеры строят сюжеты: конфликт, видите ли, плохого с худшим. В чем угодно можно обвинять Тарантино (конфликт занудного сценария с плохой операторской работой куда точнее характеризует его последние фильмы), но только не в том, что он придумал снимать кино про злодеев и мерзавцев. Вспомните, например, классические спагетти шестидесятых годов от Серджио Леоне: Плохой и Злой - чем не конфликт, да и Хороший немногим лучше (Зинцов, наверное, не смотрел).

В пассаже про Тарантино самое забавное даже не это, а то, что все эти схемы к фильму Гая Ритчи не имеют никакого отношения: в "Картах..." все персонажи делятся на наших и не наших уже к концу первой трети фильма. Примерно в это же время начинаешь догадываться, чем все кончится и кто победит (наши, разумеется). Наши фигурируют в фильме в следующем составе.

Во-первых, главные герои - четыре милых мальчика, за весь фильм совершившие лишь один нехороший поступок: побили автоинспектора, правда, несильно.

Во-вторых, Стинг - отец главного героя, примерный владелец бара. За весь фильм ничего плохого не сделал. Комментарии излишни.

В-третьих, Большой Крис - рэкетир, но не по своей воле: работа такая, а иначе сына не прокормить (сын прилагается). Примерный отец и аккуратный водитель. Кроме этого, его играет Винни Джонс - один из самых грубых игроков в истории британского футбола, но при этом капитан команды, боец до мозга костей и вообще уважаемая личность.

Все остальные - сплошь убийцы, бандиты и отморозки. Спрашивается, кто останется в живых к концу фильма, а кого убьют? Правильно! И теперь пусть мне кто-нибудь объяснит, где здесь конфликт плохого с худшим?!

В заключение хочется отметить, что фильм Гая Ритчи оказался крепким орешком и для более маститых рецензентов. Удивил уважаемый мною Сергей Кузнецов, который в Газете Ру отделался шутками в стиле "Афиши" (читай - "Вечерней Москвы"), а в "Культурном Гиде" вполне лояльно отозвался о зинцовской халтуре, после чего сам с успехом продолжил арифметические операции с фильмами ("Трейнспоттинг" плюс "Мужской стриптиз" и так далее). С тем же успехом можно получить "Карты, деньги, два ствола", сложив упомянутого Кунена с австралийцем Лурманом ("Только в танцевальном зале", "Ромео и Джульетта"), а в таком случае теория Кузнецова о том, что фильм Гая Ритчи - "очень национальное произведение", рушится на глазах. Вообще искать в криминальных фильмах второй половины девяностых (особенно европейских) какие-то ярко выраженные национальные черты - очень непростое и неблагодарное занятие. С одной стороны, они все на одно лицо, а с другой - любые два культовых фильма последних лет так же похожи друг на друга, как похож на биолога персонаж фильма Гая Ритчи - с мешком удобрений и невменяемой бабой под мышкой.


Обсуждения