Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

Раз уж мы дальше заговорим о Шоне Коннери, то вот вопрос:

Ваш любимый Джеймс Бонд?

Шон Коннери
Джордж Лазенбай
Теренс Купер
Питер Селлерс
Дэвид Нивен
Тимоти Далтон
Роджер Мур
Пирс Броснан

Как всегда, приветствуются дополнения, замечания и комментарии.

Имя

E-mail


Кино

"Западня"

Всем понятно, что фильм, в котором играет Шон Коннери, обречен на то, чтобы быть ностальгичным. Пишущие о фильме один за другим поминают Джеймса Бонда, в очередной раз пересказывают биографию старины Шона, перечисляют его женщин и роли... короче, восхищаются. В самом деле, со времен анекдота, пропетого Высоцким ("подумаешь, агентишка какой-то, у нас в "девятом" - прынц из Сомали!") - про то, как Коннери приехал в Москву сниматься в "Красной палатке", а его там не знала ни одна живая душа - так вот, с тех баснословных времен прошло уже столько лет, что агента 007 выучили с любовью и в России. И теперь, чуть "Западня" показалась на экранах, началось: ах, Шон Коннери, ах, постарел, но все так же благороден и молод душой. Ах, как его любят женщины. А с недавних пор - и мужчины. 007 forever!

Ну, все правильно. Шоннери в очередной раз вернулся, что не может не радовать. И играет он по-прежнему хорошо. И шарма не потерял. Ура.

Но - если уж разыгрывать ностальгическую карту - куда интереснее другое. Напомним сюжет тем, кто не в курсе: старый грабитель, специализирующийся на произведениях искусства (Шон Коннери), кооперируется с молодой, но подающей надежды девушкой (Зета-Джонс), для нескольких суперограблений. С самого начала ясно, что кто-то кого-то заманивает в западню (см. заглавие) - но на протяжении фильма несколько раз меняется точка зрения на то, кто и кого. Фигурируют суперсложные охранные системы и астрономические суммы денег. Что это напоминает?

Совершенно верно, это вовсе не напоминает никакого Джеймса Бонда. Напротив - старое французское кино, которое любили показывать в России задолго до всякой перестройки (Шона Коннери должен был бы играть Жан Габен), повенчанное с редким в те годы в нашем прокате американским фильмом "Как украсть миллион" (Катерину Зиту-Джонс сыграла бы Одри Хепберн). Надо признать, что данный брак можно считать счастливым.

Может быть, с одной оговоркой: если часть действия фильма происходит на китайском востоке, то сам Бог велел задействовать местные - сиречь гонконгские - кадры. Почему подругу / противницу / возлюбленнную / et cetera Коннери играет какая-то Катерина Зита-Джонс, а не Мишель Йо, которой не привыкать прыгать с небоскребов, плавать под водой, ходить затянутой в кожу и так далее? И, кстати, даже не привыкать якшаться с Джеймсом Бондом. В крайнем случае можно было бы задействовать Мэгги Чунг или Аниту Муи. Все три гонконгские красавицы - и вместе, и по отдельности - были бы куда лучше К. З-Д. Последняя, впрочем, тоже не портит фильм, и потому прошу последний абзац считать сугубо моим личным мнением.

"Пушкинский", всю неделю - "Западня".

Арт

Фрагменты речи влюбленного

Известный тезис гласит, что о чем бы ни говорило искусство, в конечном счете оно говорит о любви. В крайнем случае - о любви к себе самому, к искусству то бишь. Но чаще - о любви к другим людям, женщинам и мужчинам. Теолог мог бы заметить, что объект любви не так уж важен (как, впрочем, и ее субъект) - поскольку любая любовь есть любовь к Богу.

Учитывая вышесказанное, дать своей выставке название "Любовь" мог бы только очень смелый человек. Художник Гор Чахал таковым, видимо, и является - поскольку в среду представляет в Галерее М.Гельмана свой проект "Любовь". Симптоматичным является то, что уже сейчас можно ознакомиться с его он-лайн версией. Вероятно, именно в честь этого события место проведения выставки в некоторых анонсах именуется "Интернет-пресс-центром 2000".

Что же такое любовь? Испепеляющая страсть? Огнь пылающий? Бездна, в которой исчезаешь без следа? Пепел, который остается после всего? Слепое мигание монитора...

23 июня, Гор Чахал, "Любовь", улица Малая Полянка, дом 7/7, строение 5.

Литература

На прошлой неделе Крымский клуб анонсировал на среду 23 июня "вторые с половиной Курицынские чтения". И вот недавно стало известно, что вместо них пройдут Аксеновские чтения - вероятно, первые. И хочется спросить, почти по Сорокину: Аксенов-1 это Курицын-2,5?

На чтениях, помимо филологов и культурологов, будет присутствовать в качестве почетного гостя сам Василь Палыч... не так, чтобы я приглашал зайти посмотреть, но все же...

23 июня, клуб "Феникс", Кутузовский проспект, д. 3 - Аксеновские чтения.

Музыка

Искусство разделения границ

Что означает по-немецки название Markscheider Kunst, знать не знают большинство поклонников группы - и я не исключение. "Кунст" означает "искусство", "маркшейдер" похоже на еврейскую фамилию, но ей, очевидно, не является.

Группа возникла году в 1995-ом в Питере, но довольно быстро появилась в Москве. Первоначальной раскруткой ее занималась группа "Ы", которая продюсирует также московские концерты "АукцЫона" и "Ленинграда". Штаб-квартира "Ы" находилась в Калашном переулке, в той же квартире, где была редакция издательства "ИЦ-гарант" и легендарного Zhurnal.Ru. Памятью о тех временах - страничка Markscheider Kunst на ZR, точнее - внутри Живого Джа.

Ну, раз Живой Джа, то какую музыку они играют, ясно: черные и белые братья играют реггей, и есть такое мнение, что играют его лучше всех в России. Как и положено, есть у них черный вокалист Макангила Селенге Серафим, есть песни на непонятных языках (вряд ли на патуа... хотя всякое может быть), есть эМТиВишный хит (знаменитые "Деньги", которые для растамана заменяет марихуана), но главное - есть драйв и удивительная энергия.

Сейчас, когда в Москве настоящая ямайская жара - что может быть лучше:

В тени от дерева дуб
Я пребываю в спокойствии
Ты строишь розу из губ
Ты думаешь про удовольствия

Влюбись - это вечный кайф
Не нужен ни план ни драйв

Или классическое и любимое:

А мы продолжаем жить
Пока нас прет нормально.

25 июня, пятница, Markscheider Kunst, клуб "Рио", гостиница "Украина", Кутузовский проспект (цены за вход - 100 для девушек, 200 для молодых людей!)

ТВ-кино

Не прошло и полутора лет, как эта новинка добралась до широких народных масс, которым она, в сущности, и предназначена.

Но по порядку. Итальянец Габриэль Сальваторе, получивший некогда "Оскара" за фильм "Средиземное море", снял фильм про компьютеризированное до предела общество будущего, в котором главный герой Джимми - в исполнении Кристофера Ламберта, нежно любимого мной за "Подземку" Бессона, а всеми остальными - за "Горца" - неожиданно встречает в виртуальном мире персонажа созданной им игры под оригинальным названием "Нирвана" (само название, на мой вкус, пахнет как teenage spirit), который вдруг осознал иллюзорность своего существования. Посему он просит Джимми стереть его (и это - вместо того, что надо делать, познав иллюзорность своего существования! Ужасно!) Для этого Джимми должен проникнуть в главный компьютер своей корпорации и стереть оттуда исходник написанной им игры, а также совершить много других противоправных поступков. Для этого он пользуется услугами хакеров, которых в этом фильме почему-то называют "ангелами", попадает в различные эзотерично-экзотические места, употребляет разные передовые наркотики и общается с умершей подругой, память которой сохранил компьютер.

Все довольно мило. Впрочем, у тех, кто читал популярный роман Уильяма Гибсона "Невромант", написанный уже лет пятнадцать тому, непроизвольно возникают вопросы. Главный герой "Невроманта" тоже влезает в чужой компьютер, дружит с хакерами и растаманами, употребляет разные передовые наркотики и общается с умершим другом, мозг которого сохранен в электронной памяти. Однако в отличие от Сальваторе, у Гибсона все элементы плотно пригнаны друг к другу и вместе создают образ того, что стало после "Невроманта" называться киберпанком.

Про фильм "Нирвана" тоже иногда говорят, что это фильм для киберпанков - те, кто видел компьютер только в гостях у друзей. Киберпанки кривятся и говорят, что лучше в Quake поиграют. Иными словами - фильм для тех, кого киберкультура интересует, но не настолько, чтобы в ней жить. То есть для широкого зрителя канала ОРТ. Бабушкам и дедушкам теперь станет яснее, чем занимаются у компьютера их внучки.

А вы, дорогие мои читатели, забудьте о сюжете и смотрите спецэффекты. Они действительно хороши. Например, у одной из героинь игры платье и губы все время меняют цвета, проходя через весь спектр изменений, которые мы - еще год назад - регулярно наблюдали на экране банкомата.

Суббота, 26 июня, ОРТ, 23:50 - "Нирвана".

Прошлое

Впечатления от читателей приходят все больше экспрессионистические. Пожалуй, "по теме" прислал только один Андрей:

Очередной американский фильм: Вторая Мировая в Индокитае. Маленький американский отряд, изрядно потрепанный в местных джунглях, выходит наконец к деревне и просит у жителей помощи.

Сцена: янки сидят в сарае и понемногу приходят в себя. С площади возвращается переводчик.

Все: Ну как там?

Переводчик: Решают, выдавать ли нас японцам. Мнения разделились, так что будут голосовать.

Сержант (мрачно): Нашли время разводить демократию...

Командир (строго): Мы здесь для этого и находимся!

Занавес.

* * *

Предлагается (мною) угадать фильм.

А вот самый загадочный текст от Epiq STY, за загадочность и помещенный сюда:

---< 1-05-99 12:37:15 >----------------

?? ?????? ??? ????? ???????
???p?? ??????? ??p?? ?????????
?? ????? ?? ?????? ??? ???????
????????? ????? ???????

????????
1999
---< 5-05-99 20:46:15 >----------------

??? ?? ??? ??p????????, ????
---< 5-05-99 22:14:45 >----------------

a segodnja utrom gdeto mejdu vosmiy i pol
desatogo mne snilsa vkaifniy son.Vrode kak prodolgenia
igri vf samoletiki pod krovatiu. Delo bilo v kakoito
kvartire ja tam borolsa s kem-to, pomoemu s max'om
brosali drug v druga vsakimi predmetami vrode podushek
ili futlarov iz pod balalaiki. Neredko polzali po polu,
i chto samoe glavnoe zvechala muzika, to samoe
prodoljenie igri. S textami vrode:
"Vladimir snimaet kepku, govorit:
- Tovarisch Lenin, prival? "

---< 7-05-99 12:27:16 >------------------

mesac jasniy.

---< 7-05-99 12:27:58 >------------------



Имя

E-mail


Интерактив

Вот результаты голосования по чудовищам:

Чудовищ, порожденных сном разума: 20

Человекообразных врагов: 10

Чудовищ, сделанных из фрагментов неживой природы: 3

Чудовищ, сделанных из частей живых земных животных: 1

Чудовищ, сделанных из частей машин: 0

Этот опрос тоже пал жертвой рухнувшего почтового ящика, потому комментариев меньше, чем их было на самом деле. Собственно, все они - от Василиски:

Мне наиболее неприятны и страшны (и я думаю, не мне одной) червеобразные и насекомообразные "чудовища". Им даже не нужно быть мутантами - достаточно выпустить на меня ведро тараканов - и я тихо сойду с ума, не сходя с места.

Вот глянула на статистику - оказывается, никто не боится чудовищ, сделанных из частей машин. Наверное, все считают, что мрачный дух, сотканный из призрачной дымки кошмара, придушит без лишних разговоров, а если придется столкнуться с Терминатором каким-нибудь - не проблема, мы прекрасно знаем управу на этих чудиков (спасибо Саре Коннор!). Делов-то, главное, чтобы гидравлический пресс под рукой оказался. Все хорошо к месту и вовремя.

И анонимный vkrw2617@cityline.ru предпочел не ответить, а спросить:

Меня интересует, чего боитесь вы. Чтобы разговор был более предметным, приведу отрывок из сборника, посвященного Орсону Уэллсу, изданному "Искусством" в серии "Мастера зарубежного киноискусства" в 1975 году. Речь идет о постановке "Макбета" в нью-йоркском театре "Лафайет". Как вам известно, О.Уэллс перенес место действия трагедии на один из островов Вест-Индии, а на роли ведьм пригласил из Африки служителей культа Воду.

"Конечно, Перси Хеммонд был хорошим театральным критиком, и я не хочу неуважительно отзываться об усопших. Тем не менее он написал заметку, где утверждал, что неграм нужно запретить участвовать в спектаклях на ненегритянские сюжеты. В Гарлеме это, конечно, крайне плохо восприняли - как нападение на черную расу. В самый разгар дискуссии на эту тему ко мне подошел Джазбо. Наша беседа, напоминющая диалоги фильмов о Тарзане, была приблизительно следующей: Джазбо. Этот критик - дурной человек. О.У. Да, он дурной человек. Джазбо. Хотите, я сделаю бери-бери на этот дурной человек? О.У. Давайте, делайте любые бери-бери, какие вам только угодно. Джазбо. Барабаны начинать немедленно. Дурной человек умирать через двадцать три часа. В тот вечер барабаны бешенствовали более, чем когда-либо, и спектакль прошел прекрасно. На следующее утро, когда я проснулся и сделал все, что делаю обычно, я узнал из газеты, что мистер Перси Хеммонд умер в собственной квартире."

Вопрос: Боитесь ли вы по роду своей деятельности оказаться в сходной ситуации, и если боитесь, то как предпочитаете предохраняться? Жду ответа.

Ответ: я никогда не позволяю себе столь безответственных высказываний, как покойный г-н Хеммонд. Кроме того, среди нынешних отечественных режиссеров (зарубежные моих статей не читают) нет фигур масштаба Орсона Уэлса, и потому и вероятность появления в их окружении Джазбо довольно мала.

Но, конечно, я предохраняюсь, - как - позволю оставить в секрете, для большей эффективности. Кроме того, я помню: "Предупрежден - значит вооружен". Поэтому спасибо, дорогой vkrw2617@cityline.ru.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск