Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

Фильму "Мумия" мы обязаны новым опросом. На этот раз - о древностях. Ваша любимая древняя цивилизация?
Ассирия
Библейский Израиль
Вавилон
Греция
Доколумбова Америка
Египет
Индия
Китай
Крит
Рим
Шумеры

Как всегда, приветствуются уточнения, дополнения и т.д.

Имя

E-mail


Кино

В свое время я вел киностраницу в журнале "Плэйбой" (куда недавно по старой памяти написал - на пару с Анной Эйдис - рубрики "Мужчина" и "Женщина" соответственно), и там каждый фильм описывался по нескольким параметрам, одним из которых был "жанр". Учитывая мультижанровую природу современного кино, каждый раз приходилось придумывать новый жанр. Так вот, фильм Стивена Соммерса "Мумия" может быть описан как смесь Джона Ву с Индианой Джонсом: герои стреляют с двух рук в экзотических декорациях.

Киноманы, разумеется, кривятся: старая "Мумия" с Борисом Карлоффом была куда страшнее. И вообще - Голливуд измельчал. Но режиссер Стивен Соммерс ("Подъем с глубины") честно сознается, что хотел снять фильм в меру забавный, в меру страшный. Середина, золотая, как древний египетский город. Бюджет большой, как древняя египетская пирамида. Спецэффекты дорогие, как подлинный древний египетский папирус. И так далее. За это и ценим. Если у вас есть дети предподросткового возраста - настоятельно рекомендую к совместному просмотру.

Сюжет, разумеется, не стоит того, чтобы его пересказывать. В том, что касается работы сценаристов, радует, по большому счету, только один эпизод: прохиндей и жулик Бенни остается один на один с воскресшей мумией, которая собирается его... типа уничтожить. Судорожно он достает крестик и произносит молитву по-латыни. Безрезультатно. Тогда он достает анх и произносит что-то по-египетски. Увы. Он достает инь-янь и говорит (образованный, падла!) по-китайски. Никакого эффекта, если не считать того, что сидевшее на пресс-просмотре рядом со мной физическое воплощение виртуального Остапа Кармоди забилось в судорогах. Тут Бенни достает магендовид и говорит на иврите.

- А, - восклицает мумия, - язык рабов! Будешь у меня переводчиком!

Можно ли считать эту сцену антисемитской, я предоставляю решать желающим.

У меня возникает другая проблема: дело в том, что в силу ряда обстоятельств своей жизни я довольно трепетно отношусь к древнеегипетской культуре. И потому количество ошибок, допущенных в фильме авторами, меня несколько коробит. Позволю себе кратко перечислить:

ряд современных персонажей свободно читают по-древнеегипетски вслух, что невозможно, поскольку фонетики древнеегипетского языка никто не знает;

разумеется, в ретросценах, происходящих в Древнем Египте, звучит "египетская" музыка - то есть современно-египетская, иными словами - арабская; арабы же к древним египтянам имеют еще меньше отношения, чем евреи (играли бы уж тогда фрейлахс);

скарабеи изображены в фильме как жучки, способные съесть человека заживо, - типа пираний на ножках;

Египетская Книга Мертвых, разумеется, выглядит как книга, а не как свиток папируса, и, к тому же, ее находят только герои фильма - тогда как текст ее довольно хорошо известен.

Кроме того, у меня есть подозрение, что мумия не должна бояться кошек, а скорее наоборот - любить их. Также с трудом верится, что слуги фараона (тем более убитого) могли посметь приблизиться к Верховному Жрецу. Но это, конечно, уже придирки, и читатель вправе сказать мне, что если я буду таким занудой, то следующим пунктом напишу, что мумии не оживают.

Не дождетесь: оживают, еще как оживают.

"Мумия", "Кодак-киномир", с 1 июля.

Музыка

"Ленинград"

Продюсерская группа "Ы", известная тем, что привозит в Москву "АукцЫон" и "Маркшейдер Кунст", некоторое время назад расширила свой диапазон до группы "Ленинград". Это вполне естественно, если учесть, что продюсером "Ленинграда" выступает Леня Федоров из "АукцЫона". На знаменитом предновогоднем концерте в Горбушке "Ленинград" работал на разогреве и разогрел некоторую часть зала до такого состояния, что самого "АукцЫона" многие просто не могут вспомнить.

Основатель и идеолог "Ленинграда" - дизайнер "Радио Модерн" Сергей Шнуров. Солист - известный питерский сессионный музыкант Игорь Вдовин, работавший с "Пеп-Си", "Tequilajazzz" и многими другими. Состав - духовые, баян и ритм-секция. Кто-то говорит о влиянии дяди Феди Чистякова и "Ноля", но точнее было бы говорить об общих истоках - питерской музыкальной культуре послевоенных лет с танцплощадками, драками, трофейными аккордеонами и пластинками Петра Лещенко. Особо радует, что при этом до старых песен о главном "Ленинград" не опускается - работает с вполне современными текстами и современно - несмотря на постфолклорные городские корни - звучащей музыкой.

На этой неделе в клубе "Бункер" пройдет презентация первого диска "Ленинграда", спродюсированного Федоровым и продвигаемого группой "Ы". Цитируем пресс-релиз, поскольку он того стоит:

Очень много хитов, два инструментала и полный ассортимент любовного безумия в текстах. Большинство песен несут в себе маленькую историю, наделенную своим драматизмом. "День Рожденья", спетый от лица разбушевавшегося, требующего танцев гостя, веселая непосредственность которого оказалась не понята спесивыми друзьями именинницы. Грандиозный хит "Таня", наделенный как вполне традиционными ("Буду с мужиками я ходить на Фонтанку водку пить"), так и совершенно неожиданными ("Вечером я сяду у окошка, только во дворе ебутся кошки, это весна пришла - Таня от меня ушла") поворотами текста. Необыкновенно пронзительная и страшная песня о любви, на концертах "Таню" иногда поет сам Леня Федоров. Его продюсирование кардинальным образом отразилось на качестве пластинки. "Пуля" записана с нарочито небрежным, полууличным звуком рок-группы с духовым оркестриком. В России это вообще едва ли не первый опыт создания подобного "спонтанно-грязного саунда": обычно русские звукорежиссеры вообще не понимают этого высшего западного шика - записаться "псевдонебрежно" - и делают все максимально чисто, аккуратно и, в конечном счете, прилизанно и скучно. (...) Песни "Ленинграда" действуют на всех уровнях - как аутентичное народное завывание, как аутентичное рок-н-ролльное завывание, как толковая ироничная симуляция.

2, 3 июля, 23:00, "Ленинград", клуб "Бункер", ул. Тверская, стр. 2.

Литература

Лето наконец наступило. Большинство литературных клубов позакрывалось на каникулы, а мой любимый клуб "Проект "О.Г.И." просто исчез с карты Москвы. Как известно, "О.Г.И." во многом был продолжением квартиры в Калашном (она же - редакция Zhurnala Ru, она же - штаб-квартира вышеупомянутой группы "Ы") в более публичное пространство. Как следствие, он унаследовал от Калашного и достоинства - непрекращающийся музыкально-литературно-интернетный тусняк, и недостатки - чудовищную накуренность и скученность. Но, в любом случае, это было одно из самых правильных мест в Москве. К тому же и достоинства и недостатки делали "О.Г.И." образцовым клубом посткризисной эпохи.

На прошлой неделе клуб закрылся до сентября и пообещал открыться в новом месте - где-то в районе "Кропоткинской". Может, там будет кондиционер, и тогда я буду туда ходить в несколько раз чаще... В любом случае - пожелаем создателям клуба успеха.

В связи с закрытием клубов и салонов литературная жизнь переместилась в книжные магазины. Так, 1 июля Андрей Кнышев встречается со своими читателями в "Библио-глобусе" (где расскажет о создании книг "Уколы пера" и "Тоже книга"), а Андрей Вознесенский в магазине "Подписные издания" будет представлять свое новое издание (видимо, все же неподписное) под русско-английским названием "Жуткий Crisis Супер Стар". Как можно заметить, Андрей Андреевич верен себе, актуальности искусства и шестидесятым годам.

Раз уж зашла речь об этой знаковой фигуре российской поэзии, то не могу не отослать тех, кто еще не в курсе, к книге его воспоминаний под гениальным названием "На виртуальном ветру", в которой особо рекомендую историю о том, как А.А. употреблял кислоту и что из этого вышло. Чудесная вещь.

Ну, раз уж речь зашла о встречах с героями далеких дней, то грех не сообщить, что в тот же день 1 июля в Мраморном зале Центрального дома журналиста состоится пресс-конференция Александра Зиновьева. В пресс-релизе сказано туманно: "Александр Зиновьев, проживающий в Мюнхене, намерен 30 июня возвратиться в Россию после 21 года жизни в изгнании". То ли это означает, что А.А. приедет в гости, то ли - что переберется жить навсегда. В лучших традициях "Зияющих высот" начало фразы отрицает ее окончание.

1 июля, 17:00. Встреча с Андреем Кнышевым. Торговый дом "Библио-Глобус", Мясницкая, дом 6, 2 этаж.

1 июля, 16:00. Творческая встреча А.Вознесенского и презентация новой книги "Жуткий Crisis Супер Стар". Магазин "Подписные издания", Кузнецкий мост, дом 4.

1 июля, 11:30. Пресс-конференция Александра Зиновьева. Мраморный зал Центрального дома журналиста, Никитский бульвар, дом 8-а.

Арт / Выставки

Рискуя вызвать неудовольствие поклонников современного искусства (к которым иногда я отношу и сам себя), на первое место в сегодняшней краткой заметке я поставлю выставку под гениальным названием "Море - наше отечество", потому что независимо от того, что там внутри, лучше этого названия ничего придумать нельзя.

Справедливости ради упомяну очередного Виноградова-Дубосарского, представляющих нам сюжет о Христе в Москве (отдельно отметив замечательную брошюрку с сопроводительными текстами и их переводами на английский. Переводы несколько сокращены, так что из английского текста Феди Ромера нельзя понять, почему его текст так странно называется. Очень концептуально), выставку "Искусство сада как точная наука" в L-галерее и "Красавицу, чудовище и поэта" в "Москоу Файн Артс". Возможно, подробности воспоследуют в следующем выпуске.

С 29 июня - "Море - наше отечество". Центральный выставочный комплекс Политехнического музея, Новая площадь, дом 3/4, 1-й подъезд, залы 1 и 2.

Виноградов & Дубосарский. "Христос в Москве". XL-галерея.

"Красавица, чудовище и поэт", "Москоу Файн Артс", до 12 июля.

"Искусство сада как точная наука", L-галерея, до 5 июля.

ТВ-фильм

На этой неделе нас уже не в первый раз радуют классическим фильмом, во многом задавшим стиль повествований о киллерах. Действительно, история профессионала Джефа, получившего важное задание, после исполнения которого его должен убить заказчик, подозрительно знакома даже тем, кто старого кино не смотрит. Если добавить к этому еще и певицу, в которую влюблен герой, то воспоминания о "Наемном убийце" Джона Ву станут нестерпимыми. Это, разумеется, неслучайно: "Самурай" Мельвиля - один из любимых фильмов гонконгского мастера. Да и в самом деле, как режиссер с Дальнего Востока мог пройти мимо фильма с таким названием?

Отметим, что Ву нашел хорошую замену Алену Делону - Чоу Юнь-фа у себя на родине тоже известен прежде всего как герой-любовник. Смотрите, девочки, и решайте, кто вам больше нравится: балетно-неторопливый китаец или галантный француз, которого любили еще ваши мамы.

30 июня, среда, "Самурай", НТВ, 20:00.

Прошлое

Позавчера открыла для себя новое имя - Ян Керкоф. Причем пошла-то на "Семейное торжество", а его заменили на "Wasted!" вышеупомянутого режиссера. Но, честно говоря, я весьма порадовалась фильму - атмосфера очень неплохая, и вообще, весело, ярко и красиво. К сожалению, когда я вчера собралась посмотреть еще один фильм Керкофа, его отменили... Что-то странное творится в этом году с "Фестивалем Фестивалей" (Настя).

Да уж, везет им в Питере... мне прислали программу, и я некоторое время лил слезы, что ездил на "Кинотавр", вместо того чтобы поехать в Питер. Ну да ладно, зато вот Василиска прислала в качестве впечатления два неизвестных стихотворения неизвестного ни ей, ни мне автора:

Спелый,
толстокорый,
золотистый,
кисло-сладкий,
сочный,
брызгает -
когда кусаешь -
пахучим прохладным соком,
косточек
совсем немного -
одна, две,
ну, в крайнем случае,
три...
надо же продолжать род
чудесному марроканскому апельсину!

и второе:

Робко махнуло рукой на прощание
горькое, маленькое отчаяние.
Громко вздохнув, как ребенок,
расплакалось.
Мне в эту ночь не спалось.
Шорохи мира лезли мне в уши,
как свет в замочную скважину.
Скрипнув дверьми, вошло в мою душу
самое важное...


Имя

E-mail


Интерактив

У меня никогда не было гомосексуальных контактов: 73

У меня были разовые гомосексуальные контакты: 23

Я - последовательный бисексуал: 19

Я меня были разовые гетеросексуальные контакты: 12

У меня никогда не было гетеросексуальных контактов: 8

Вот что значит скользкая тема! Почти рекорд по количеству проголосовавших - и ни одного письма! Застеснялись, что ли, мальчики-девочки? Или - скорее всего - дело личное, публично комментировать нечего.

Но зато на тот раз обильно присылали отклики на прошлый выпуск:

Маркшейдер - это такой горный инженер. Типа, подземный геодезист. Кажется, кто-то из "маркшейдеров" учился в горном институте. (В.Сонькин)

Аксеновские чтения у Сида какие угодно по счету, но уж никак не первые. Первые аксеновские чтения проходили в Самаре в начале 90-х и потом выросли в фестиваль искусств "Из века XX в век XXI". Там было здорово, каждый год Василий Павлович приглашал всяких интересных людей - то Евгения Попова, то Владимира Войновича, то "Сатирикон" Райкина... Все накрылось медным тазом, когда Сысуев перебрался в Москву. Я с Урала в Самару четыре года подряд специально ездил на эти чтения и фестиваль - вспоминаю эти поездки с удовольствием. Но и Курицынские чтения в Екатеринбурге - тоже забавно было. Особенно первые, два года назад. (Андрей)

Сонькину спасибо, а Андрею отвечаю, что Сид объявляет все чтения у себя в клубе "первыми" - и обещает на следующий год - или через год - "вторые первые аксеновские чтения" и так далее. Потому что "первые" - значит свежие, лучшие и прочее.

А чего угадывать? Наверняка, Thin Red Line. Вот я теперь и думаю, стоит ли из-за одного сносного куска диалога смотреть вполне исконно/посконный кусок американского patriot bullshit. (андрей)

Ответ, подозреваю, неверный, потому что я этой реплики у Малика не помню. И главное, "Тонкая красная линия" - вовсе не "вполне исконно/посконный кусок американского patriot bullshit". Это вам не "Рядовой Райан", а такое философски-психоделическое кино. Мне, как я уже пару раз писал, понравилось.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск