Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

/ Образование / Учебники < Вы здесь
Кисточка < самурайский меч?
Дата публикации:  2 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Дж.Б. Сэнсом. Япония: краткая история культуры. - Спб.: Евразия, 1999. - 574 с.; тираж 5 000 экз.

Среди множества публикуемых в последние годы книг, посвященных истории и культуре Японии, книга Сэнсома - одна из немногих, в которой предпринята попытка дать целостный очерк японской культуры. В издательской аннотации сказано: "Искусство, литература, религия, изысканные нравы императорского двора, уникальный самурайский кодекс - бусидо, кровавые междоусобные войны, поэзия, воплощенная в формы ни с чем не сравнимые - все многообразие неповторимой и притягательной, манящей и ускользающей культуры "Страны восходящего солнца" - в одной книге".

Книга прослеживает развитие японской культуры на протяжении более чем 1500 лет - со времен "незапамятных", в каковые безвестно формируется всякий уважающий себя народ (и в которые обязательно пытается сделать экскурс всякий уважающий себя исследователь истории этого народа), и до 17 века. Общий фон, на котором происходит развитие японской культуры, - "кровавые междоусобные войны". Это едва ли не основное, по Сэнсому, занятие японцев в древние времена, по крайней мере - наиболее значительное. В Японии достаточно рано сформировалась клановая система, и междоусобная война являлась способом выяснения отношений японских кланов; победившая группа приходила к власти и старалась по мере сил (военными и законодательными действиями) обуздать войну как занятие, отныне не нужное. Соперники, соответственно, были с этим не согласны и, насколько могли, предпринимали ответные меры, то есть пытались продолжить выяснение отношений теми же силовыми методами. В конце концов кому-то из них это удавалось, победитель приходил к власти - и все начиналось сначала. Сэнсом отмечает семь наиболее важных смен власти, каждая из которых начинает новый период в истории и культуре Японии. В соответствии с этим в книге - семь глав. В конце каждой главы автор дает хронологию главных событий данного периода.

Первая часть, "Ранняя история" является обычным введением в "предмет исследования". Сэнсом добросовестно перечисляет все (немногое), известное о древности, делая общее предположение, что каменный век тянулся в Японии почти до начала нашей эры. Затем дается очерк зарождения государства, контакты с соседями, появление письменности, освоение науки. Второй период (собственно, первый, поскольку с него начинается осмысленная, если можно так выразиться, история) - построение новой столицы (Нара), появление и распространение конфуцианства и буддизма, первые законодательные опыты. Третий период начинается с переноса столицы в Хэйан и попытки устроить административную систему в стране по китайскому образцу, попытки безуспешной. Япония всегда находилась под мощным влиянием соседних, корейской и - особенно - китайской, культур. Собственно, первые сведения о японцах почерпнуты из китайских источников. Первые японские летописи тоже составлены на китайском языке китайскими иероглифами. Китайская культура старше японской как минимум на тысячу лет, неизмеримо мощней и богаче и, естественно, была готовым образцом для подражания. Однако, как отмечает автор, Япония была совершенно другой страной, принципиально отличной от Китая: "Все, чему научились у Китая японцы, скорее было написано китайскими кисточками, чем произнесено китайскими словами...". "Едва ли мог быть язык более контрастирующий с китайским по лексике, структуре слов и предложений, чем японский язык". "Применяемое в Китае не годилось для Японии". Подобные суждения постоянны на страницах "Краткой истории культуры Японии". Из всего этого можно сделать достаточно курьезный вывод: китайская культура в чистом виде для японцев была не только что бесполезна, но даже и вредна; однако при всем этом других источников не было. И японцы перенимали китайскую культуру, пренебрегая ее духом и преобразовывая до неузнаваемости формы. Принимали как моду "на слепое подражание чужеземным обычаям, включая чужую веру", сопротивляясь где-то в самых затаенных глубинах: "вся история Японии - это история конфликта местных обычаев с чужими принципами". Возможно, что и правление сегунов (военные правители, фактически отодвинувшие императоров от управления страной), продолжавшееся более 700 лет (следующие периоды в истории Японии - это периоды правления сегунов кланов Минамото, Асикага, Токугава), было столь длительным и успешным потому, что военные правители старались держаться подальше от утонченной культуры и роскоши, дабы не развращать себя и своих соратников. Возможно, подозрительностью к культуре - вообще ко всему, приносимому извне, - объяснима безуспешность более поздних контактов с европейцами:

"Основной задачей правителей Японии с конца 16 в. было не нарушать достигнутую стабильность. Поэтому они, осознанно или бессознательно, сопротивлялись любым инновациям, изменявшим существующий порядок, сделав в конце концов окончательный шаг - закрыв страну полностью, чтобы исключить все внешние воздействия".

К достоинствам книги следует отнести прежде всего обилие фактического материала. Аннотация, выдержка из которой приведена в самом начале рецензии, не обманывает: Сэнсом, словно пытаясь объять необъятное, выплескивает на страницы "Краткой истории..." все свои познания в области японской культуры. Однако при этом далеко не каждое явление освещено в книге так, как ему подобает. Скажем, сведения о литературе (беру пример из явлений крупных) даются совсем уж мимоходом. Не очень внятно написано о самурайском кодексе. Довольно много внимания уделено религии (буддизму, конфуцианству, христианству), но, кажется, подробное освещение этой темы - не столько результат специальной заинтересованности автора, сколько его дань европейским традициям исторической науки. Вообще, создается впечатление, что Сэнсом пытается мерить японскую культуру европейской меркой, и она противостоит ученому так же успешно, как противостояла некогда китайской культуре, все-таки оставаясь в результате - и для самого автора, и для читателей его книги - "неповторимой и притягательной, манящей и ускользающей".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Карелин, Школа для дураков /24.11/
Бригада из 5-10 человек может в течение четырех-пяти дней запустить в городе средних размеров слух или анекдот. Достаточно правильно рассчитать транспортные маршруты целевой аудитории, что будет сказано, с какой интонацией, кто будет человек, озвучивающий версию, во что он будет одет. "Знаете, Ленину явился во сне Гермоген..."
Петр Бавин, Почему Франция победила в I Мировой войне, или школьный учебник как стратегическое оружие /16.11/
Преподавание истории в школе - одна из важнейших составляющих системы государственной пропаганды. В периоды кризиса национального самосознания взоры часто обращаются к подрастающему поколению, которое должно "восстановить пошатнувшийся престиж страны". Мы предполагаем создать новую программу.
Дмитрий Пионтковский, Механизмы сопротивления /26.10/
Глаза у бизонов расположены так, что на бегу они могут смотреть только по сторонам, а не вперед, и ориентируются на поведение всего стада. Это и предрешает их участь. Индейцы гонят стадо к обрыву, и бизоны послушно толкают друг друга вперед, причем даже последний роковой шаг они делают по своей воле. Мы не бизоны. Может быть, стоит остановиться?
Виктор Ионов, Накипь /14.10/
Авторы пособий по политическим технологиям относительно честны. Неизбежной победы они не обещают, скромно оговариваясь: "У настоящих серьезных политиков выборные кампании продолжаются всю их политическую жизнь". Пилите, Шура, пилите.
Лев Московкин, Я от дедушки ушел /15.09/
Если переставить Thesis Ивана Засурского на полку художественной литературы, где-то между триллером и Science Fiction, то претензии к тексту станут как бы недействительны и на первый план выйдут несомненные достоинства.
предыдущая в начало следующая
Виктор Обухов
Виктор
ОБУХОВ
gileia@glasnet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: