Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
От РПЦЗ к РПАЦ: истоки "альтернативного" Православия в современной России
Дата публикации:  4 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции: 3 сентября в Центральном Доме журналиста была проведена пресс-конференция "Кто и за что хочет арестовать митрополита Суздальского Валентина (Русанцова)?". Организовали пресс-конференцию Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), Суздальское епархиальное управление и Православное братство св. Апостола Иакова, брата Господня.

Согласно официальному анонсу Центрального Дома журналиста, "поводом для пресс-конференции стала серия заказных публикаций, в которых Предстоятель РПАЦ Митрополит Валентин (Русанцов) необоснованно обвиняется в "растлении несовершеннолетних" и "продаже недвижимости за границу". Клеветническую кампанию против Митрополита Валентина президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский назвал "способом сеять вражду и вести к расколу такие информационно-консервативные (в хорошем смысле слова) структуры, как Православие в России" (интервью интернет-изданию "Страна.Ру")".

Российской Православной Автономной Церковью (РПАЦ) называется церковная группа, сложившаяся вокруг епископа Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова), лишенного епископского сана Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей в 1996 году. Еще раньше епископ Валентин был лишен сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В 1997 году вместе с украинским лжепатриархом Филаретом (Денисенко) бывший епископ Зарубежной Церкви был отлучен от Православной Церкви Архиерейским Собором Московского Патриархата. На сегодняшний день именуемый в суздальской РПАЦ Председателем Архиерейского Синода Российской Православной (Автономной) Церкви Валентин (Русанцов) для "зарубежников" - просто мирянин Анатолий Петрович Русанцов, а для Московского Патриархата - даже и не член Церкви.

Между тем юрисдикция РПАЦ объединяет уже немалое число приходов в разных частях России (в частности, на Кавказе), Украины, Белоруссии, Латвии, а также в Великобритании и в США. Настоятелем прихода РПЦЗ в Гилфорде (Великобритания) является иеромонах, который родом из Сингапура. Есть сведения, что в суздальскую юрисдикцию просятся некоторые из греческих старостильников, а также ряд приходов, не согласных с принятым Архиерейским Собором Зарубежной Церкви, состоявшимся в октябре 2000 года в Нью-Йорке, курсом на сближение с Московским Патриархатом. У РПАЦ есть приход в Москве (храм свв. Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских на Головинском кладбище), настоятелем которого, а одновременно и благочинным Московского благочиния РПАЦ, является протоиерей Михаил Ардов, известный религиозный публицист и мемуарист, в прошлом клирик Ярославской и Московской епархии. Настоятелем санкт-петербургского храма РПАЦ является иеромонах Григорий (Лурье), известный патролог, автор научных трудов по истории православного монашества. Всего в юрисдикции РПАЦ более 50 священников. В самом Суздале РПАЦ имеет 2 монастыря и 19 храмов. В составе епископата (9 епископов) и духовенства РПАЦ много священнослужителей, покинувших по тем или иным причинам Московский Патриархат. Так, епископ Хабаровский Амвросий (Епифанов) был игуменом Московского Патриархата, монашеский постриг принимал в Оптиной пустыни. Сам митрополит Валентин был первым священником в России, открыто заявившим в апреле 1990 года о своем переходе в юрисдикцию Зарубежной Церкви вместе с прихожанами Цареконстантиновского храма города Суздаля, настоятелем которого он, в то время архимандрит Валентин, был. В Суздале он служил с 1973 года, в Цареконстантиновский собор перешел из храма Казанской иконы Божией Матери (ныне это один из немногих суздальских храмов, остающихся в юрисдикции не РПАЦ, а Московского Патриархата). За непослушание священноначалию Московского Патриархата о.Валентин (Русанцов) был запрещен в священнослужении тогдашним архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком). Позднее Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата он был лишен священного сана.

В начале 1991 года архимандрит Валентин (Русанцов) в Брюсселе был рукоположен иерархами Русской Зарубежной Церкви во епископа Суздальского и Владимирского.

Спустя три года епископ Валентин прекратил административное общение с Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви в знак протеста, как он объяснял, против нарушения канонов посланными в Россию епископами Зарубежной Церкви. В 1994 году конфликт был временно улажен после Архиерейского Собора РПЦЗ в Лесненском монастыре во Франции, но в 1995 году произошло окончательное размежевание: епископ Валентин, создавший к тому времени в Суздале сначала Временное Церковное управление, отошел от канонического общения с Зарубежной Церковью. С этого момента РПАЦ развивается самостоятельно, на началах церковной автономии, которая, впрочем, не признана ни Русской Православной Церковью Заграницей, ни, разумеется, Московским Патриархатом.

Согласно официальным соборным документам и заявлениям иерархов РПЦЗ, Русская Православная Церковь Заграницей всегда считала себя неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В первые годы существования РПЦЗ, насколько это было возможно, старалась поддерживать сношения с Высшей церковной властью в Москве1. Однако политическая позиция иерархов РПЦЗ, в большинстве своем белоэмигрантов, совершенно непримиримо настроенных к Советской власти, с одной стороны, и чрезвычайная зависимость от органов этой самой власти легальной церковной иерархии в России, с другой, - делали эти сношения практически невозможными с самого начала официального бытия РПЦЗ, то есть с 1921 года2. Уже в 1927 году произошел официальный разрыв РПЦЗ с Московской Патриархией: так русские зарубежные иерархи отреагировали на требование Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) дать подписку о лояльности Советской власти. Это требование прозвучало в упоминавшейся выше "декларации" митрополита Сергия, в которой провозглашалось тождество интересов Церкви и Советского государства.

В конце 20-х - начале 30-х годов Архиерейский Синод РПЦЗ издает многочисленные заявления и Послания в поддержку возникшей в Советской России оппозиции митрополиту Сергию, которая постепенно оформлялась в движение Истинно-православных христиан. Катакомбная (то есть подпольная, нелегальная) Церковь, основанная противниками Сергия, была разделена административно3, но почти едина идеологически. Об этом свидетельствует участие епископов разных "ветвей" в общих Соборах. Частные отличия между "ветвями" были связаны лишь со степенью категоричности в неприятии "сергианства", в самом же его неприятии все "катакомбники" были едины.

В середине 30-х годов престарелый Первоиерарх РПЦЗ митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) предпринимает попытки объединить всех разрозненных оппозиционеров линии Сергия на родине и за рубежом под своим началом. Но наладить реальную связь с Россией, а тем более с глубоким подпольем, в котором в годы жесточайших репрессий скрывались немногочисленные катакомбные епископы, - зарубежному Синоду, естественно, не удалось. Весьма спорадические контакты с истинно-православными христианами поддерживались через посещавших Советскую Россию иностранцев и редких священников-перебежчиков, которым каким-то чудом удавалось пересечь советскую границу4.

Немного более оживленными связи РПЦЗ с Истинно-Православной Церковью (ИПЦ) в России становятся в годы хрущевской "оттепели" (начало 60-х). Это было связано, в основном, с появлением в СССР правозащитного диссидентского движения, которое по своим каналам имело возможность передавать на Запад материалы о религиозной жизни в России. Тогда же появилась ограниченная возможность легальной эмиграции из СССР, которой воспользовались некоторые политзаключенные и родственники эмигрантов "первой" и "второй волны". По сведениям историка Катакомбной Церкви архиепископа Амвросия (Сиверса), в 60-е годы в Архиерейский Синод РПЦЗ передавались даже некоторые документы ИПЦ. Так "каноны Никольского Собора (ИПЦ - А.С.) 1961 года через какие-то диссидентские круги в Москве были пересланы в Нью-Йорк в Синод РПЦЗ в 1964 году"5.

В Посланиях Архиерейских Соборов РПЦЗ 50-60-х годов постоянно звучат уверения о духовном единстве с Катакомбной Церковью на родине. Большой урон вере "зарубежников" в многочисленность и влиятельность российской ИПЦ нанес писатель Александр Солженицын, выехавший в США в 1974 году. Он обратился с пространной речью к членам состоявшегося в том же году в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, Третьего Всезарубежного Собора РПЦЗ, где фактически назвал "российские катакомбы" мифом, благочестивой мечтой о "сколь безгрешной, столь и бестелесной катакомбе".

Тем не менее, уже в следующем, 1975-м, году руководству РПЦЗ представилась возможность достоверно убедиться в реальности существования нелегальной Православной Церкви в России. В Архиерейский Синод обратилась группа священников ИПЦ, лишившихся епископского окормления после смерти своего иерарха. Они были с радостью приняты в каноническое подчинение РПЦЗ, их непосредственным епископом стал председатель Архиерейского Синода Митрополит Филарет (Вознесенский). Таким образом, именно 1975 год можно считать датой появления канонических структур РПЦЗ на территории России. Хотя с точки зрения самой РПЦЗ тогда не произошло ничего принципиально нового: с кончиной епископов ИПЦ, с которыми РПЦЗ всегда поддерживала, насколько возможно, молитвенное общение, зарубежный Архиерейский Синод остался единственным законным органом Высшей церковной власти во всей Российской Поместной Церкви.

Управление российскими катакомбными приходами из Нью-Йорка носило довольно условный характер, поэтому практически сразу после принятия группы священников РПЦЗ под омофор зарубежного Архиерейского Синода встал вопрос о поставлении для них собственного епископа. В 1980 году в обстановке строгой секретности Архиерейский Собор РПЦЗ рукополагает во епископа иеромонаха Варнаву (Прокофьева), "для внешних" остававшегося протоиереем Владимиром. Через своих родственников, работавших в посольстве Франции в Москве, он имел возможность легально посещать Советский Союз. В 1981 году Епископ Варнава единолично поставил во епископы для российских катакомб архимандрита Лазаря (Журбенко), одного из лидеров группы духовенства, присоединившейся к РПЦЗ в 1975 году. Новый епископ получил титул "Тамбовского и Моршанского".

Здесь надо отметить, что многие радикальные "катакомбники" были весьма недовольны выбором Зарубежного Синода. Иеромонах Лазарь имел небезупречную репутацию. Многих смущал его "временный переход" в РПЦ МП, где он получил священный сан, чтобы потом вновь вернуться в "катакомбы". Некоторые "катакомбники" утверждают, что Федор Журбенко (так епископа Лазаря звали в миру) оказался провокатором во время своего краткосрочного тюремного заключения. С другой стороны, сам епископ Лазарь не скрывал своего недоброжелательного отношения к другим "ветвям" ИПЦ. Немало сил потратил он на то, чтобы собрать доказательства "незаконности" всех "катакомбных" епископов, кроме него, в чем ему, в конце концов, и удалось убедить Синод РПЦЗ.

После рукоположения епископа Лазаря большинство общин ИПЦ стало настороженно относится к РПЦЗ. Со временем под эту настороженность была подведена определенная каноническая база: митрополит Виталий, ставший Первоиерархом РПЦЗ в 1986 году, стал искать путей к сближению с официальными Поместными Православными Церквами, терпимо относился к сослужениям своих клириков с "экуменистами", на территории России были открыты легальные, имеющие государственную регистрацию, приходы РПЦЗ. В этом многие "катакомбные ревнители" увидели отступление от твердых принципов, которых придерживалась Зарубежная Церковь при Митрополитах Антонии, Анастасии и Филарете.

Среди духовенства и мирян Русской Православной Церкви, наоборот, интерес к РПЦЗ в эпоху демократизации и перестройки значительно возрос (особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году). Широкое распространение получили издания этой Церкви6, особенной популярностью пользовались репродукции иконы Новомучеников и Исповедников Российских, "от безбожных пострадавших", канонизацию которых РПЦЗ совершила в 1981 году. Среди своего рода "демократической оппозиции" в РПЦ МП возникла надежда на то, что "здоровая и свободная" РПЦЗ сможет возглавить процесс духовного возрождения России, заменив насквозь скомпрометировавшее себя сотрудничеством с безбожной властью и КГБ священноначалие Московской Патриархии. Такие настроения особенно усилились после публикации в 1991 году архивных материалов, документально свидетельствующих о сотрудничестве высших церковных иерархов РПЦ МП с советскими спецслужбами.

Уже в 1989 году отдельные представители духовенства РПЦ МП заявляют о своем присоединении к РПЦЗ. Среди первых присоединившихся клириков следует назвать священника Алексия Аверьянова7 и группу сибирского духовенства во главе с игуменом Евтихием (Курочкиным)8. Но основным импульсом, положившим начало массовому переходу в РПЦЗ клириков и мирян "официальной" Церкви, следует считать присоединение к Зарубежному Синоду Цареконстантиновского храма в Суздале (Владимирской области) в апреле 1990 года. Поводом для этого стал конфликт настоятеля храма архимандрита Валентина (Русанцова)9, прослужившего в Суздале 17 лет, с новым правящим архиереем, архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком)10. Последний решил перевести архимандрита Валентина в новый храм в городе Покрове (Владимирской области). Но суздальские прихожане решительно отказались пускать в храм новых священников, назначенных архиепископом. Неоднократно ездили они "просить за своего батюшку" во Владимирское епархиальное управление, в течение нескольких месяцев пикетировали здание Московской Патриархии в Чистом переулке в Москве. В конце концов они "убедили" архимандрита Валентина вернуться в Суздаль, причем кто-то из них подсказал и выход из конфликтной ситуации: перейти в другую церковную юрисдикцию. Идея возвращения РПЦЗ на родину тогда, в начале 1990 года, что называется, витала в воздухе. Архимандрит Валентин с единодушно поддержавшим его клиром и несколькими сотнями мирян составили прошение в Архиерейский Синод РПЦЗ о приеме их прихода под "зарубежный" омофор.

Обращение суздальской общины в Синод РПЦЗ получило широкий резонанс в обществе. Общину, которая "пошла своим путем", поддержали демократические СМИ, некоторые депутаты Верховного Совета России. Существенную помощь архимандриту Валентину и общине в самые тяжелые дни, когда они уже покинули РПЦ МП, но еще не были официально приняты в РПЦЗ, оказала нонконформистская телепрограмма "Пятое колесо".

Наконец в апреле 1990 года последовало постановление Архиерейского Синода РПЦЗ о приеме архимандрита Валентина с паствой в свое каноническое подчинение. Это был беспрецедентный шаг, и, похоже, в Зарубежном Синоде не было полного единодушия в вопросе о его правильности. Во всяком случае в заявлении Архиерейского Собора РПЦЗ, сделанном в мае того же года, о том, что Зарубежная Церковь "не стремилась открывать в России своих приходов", звучит некоторая оправдательная нотка. Это не удивительно, если иметь в виду, что многих русских эмигрантов охватила эйфория демократизации России, которая, по их мнению, должна была неизбежно привести к преодолению церковного раскола, вызванного сотрудничеством иерархии РПЦ МП с тоталитарной атеистической властью.

Известие о присоединении к РПЦЗ суздальского прихода вызвало обвальный процесс перехода диссидентствующих и просто недовольных клириков Московского Патриархата в юрисдикцию Зарубежного Синода. Официально присоединяются к РПЦЗ "сибирская группа" (игумен Евтихий, священники Иоаким Лапкин, Михаил Курочкин и Василий Савельев, диакон Сергий Бурдин), священник Петр Астахов в Калининградской области, священник Виктор Усачев под Москвой, диакон Сергий Перекрестов в Санкт-Петербурге, игумен Иннокентий в Приморском крае, общины с храмами в Брянской области, Ставропольском крае, Пензенской области и многих других регионах России. Известны случаи, когда за одну неделю в юрисдикцию РПЦЗ переходили более десятка общин.

В июне 1990 года в Суздале были устроены торжества по случаю 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской Руси. Богослужение в Цареконстантиновском храме совершили епископы Берлинский и Германский Марк, Тамбовский и Моршанский Лазарь и Манхеттенский Иларион11. Это был первый случай открытого служения в России иерархов РПЦЗ.

Число приходов Российской Православной Свободной Церкви (так Синод РПЦЗ назвал группу подчиненных ему в России легальных приходов) постоянно росло, но оставался неясным вопрос о каноническом управлении ими. Пожилой епископ Лазарь, с недоверием относившийся к новой российской власти, не был настроен "выходить из катакомб", скептически смотрел на возможность массового перехода "патриархийного" духовенства в РПЦЗ. Иную позицию занимал архимандрит Валентин. Воодушевленный свободой от пут церковной бюрократии, он стремился как можно активнее разоблачать РПЦ МП и призывать православных "в лоно Истинной Церкви". На почве разности подходов к формам церковного служения РПЦЗ в России между епископом Лазарем и архимандритом Валентином возникли серьезные трения. Епископ стал избегать поездок в Суздаль, демонстрируя свою подозрительность и недоверие к архимандриту Валентину. Видя, что разногласия между старым и новым "поколениями" последователей РПЦЗ в России грозят развитию процесса "церковного строительства", Зарубежный Синод назначил архимандрита Валентина Экзархом Российской Православной Свободной Церкви с правом самостоятельного принятия духовенства и общин из РПЦ МП, что еще более усугубило противоречия между ним и епископом Лазарем и сделало практически невозможным архипастырское окормление "валентиновских" приходов.

В этих условиях Синод РПЦЗ принял решение рукоположить архимандрита Валентина в сан епископа, а епископа Лазаря возвести в архиепископа и сделать своего рода Первоиерархом Свободной Церкви в России. Епископская хиротония архимандрита Валентина состоялась менее чем через год после его присоединения к РПЦЗ, 23 февраля 1991 года, в храме святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе. Горячим сторонником этой хиротонии выступил видный деятель РПЦЗ, которого многие считают ее идеологом, епископ Григорий (Граббе). Кроме него в хиротонии участвовали архиепископ Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич, ум. 1995), архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) и епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Не задержавшись в Брюсселе ни на день, епископ Валентин вернулся в Суздаль, где был восторженно встречен своей паствой.

Естественно, что после епископской хиротонии Валентина (Русанцова) размежевание между приходами, подчиненными ему и архиепископу Лазарю, только усилилось. К середине 1991 года фактически прекратилось молитвенное общение между двумя иерархами, которые встречались только на Архиерейских Соборах за границей. В том же 1991 году, вероятно, в утешение архиепископу Лазарю, был рукоположен его викарий, епископ Гомельский Вениамин (Русаленко), вскоре ставший правящим архиереем с титулом "епископ Черноморский и Кубанский". Отдавая себе отчет в невозможности создания нормальных церковно-административных структур в России и имея в виду облегчение самой возможности присоединения к РПЦЗ максимально большему числу клириков официальной Церкви, Архиерейский Синод провозгласил Россию (в границах СССР) "миссийной территорией", предоставив каждому из трех архиереев право окормлять приходы в любом регионе страны.

Постепенно выявились четкие принципы, разделявшие РПСЦ на "валентиновскую" и "лазаревскую" части (к последней относились и приходы епископа Вениамина). К епископу Валентину переходили, как правило, легальные приходы из РПЦ МП (в большинстве случаев - с собственными храмами), а архиепископ Лазарь окормлял общины, остававшиеся на нелегальном или полулегальном (имели регистрацию, но служили в домашних условиях) положении. Хотя в этом правиле были некоторые исключения. Так, в 1991 году к епископу Валентину примкнули небольшие группы вятских и абхазских "катакомбников", а архиепископу Лазарю подчинялись крупный Свято-Троицкий собор в Обояни (Курской области), где некоторое время размещалась его кафедра12, и Успенский храм в селе Валищеве (Московской области), где служил популярный среди московской интеллигенции протоиерей Алексий Аверьянов.

Архиерейский Синод РПЦЗ предпринимал некоторые попытки к примирению своих российских архиереев, пытался заниматься распределением "спорных" приходов, но размежевание "лазаревцев" и "валентиновцев" в большинстве случаев только усугублялось. Это обусловило появление в Синоде идеи создания такой канонической структуры в России, которая по самому своему положению находилась бы "над схваткой". В январе 1992 года Синод направляет в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ, епископа Каннского Варнаву (Прокофьева) с поручением организовать постоянно действующее Синодальное Подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского Синода в России. Прибыв в Москву, епископ Варнава сразу же подпал под влияние протоиерея Алексия Аверьянова, который стал его ближайшим помощником и секретарем, "помогая" зарубежному архиерею "правильно сориентироваться" в непростых коллизиях церковной и общественной жизни России. В марте 1992 года протоиерей Алексий Аверьянов приглашает епископа Варнаву в один из полузаброшенных корпусов бывшей Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в центре Москвы, принадлежащий городской поликлинике # 68. Протоиерею Алексию удалось достичь договоренности с главным врачом поликлиники Риммой Пумырзиной о предоставлении этого помещения для церковных нужд. Надо заметить, что в одной из комнат сильно перестроенного в советские годы здания первоначально размещался больничный храм в честь святых Марфы и Марии.

С первых же дней существования в Марфо-Мариинской обители Синодального подворья РПЦЗ там же фактически разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта "Память", возглавляемого Дмитрием Васильевым. 19 марта в обители состоялась пресс-конференция, привлекшая большое внимание прессы, на которой протоиерей Алексий Аверьянов от имени епископа Варнавы и даже митрополита Виталия, Первоиерарха РПЦЗ (который, как вскоре выяснилось, ничего об этом не знал), заявил об альянсе с "Памятью", которая будто бы "создает отряды быстрого реагирования" для защиты храмов РПЦЗ от захвата их Московской Патриархией. Дмитрий Васильев, также участвовавший в пресс-конференции, пообещал летом "взять Москву в тройное кольцо" блокады, чтобы таким образом добиться свержения "дерьмократического" режима. Спустя два месяца, 19 мая 1992 года, епископ Варнава принял участие в публичной демонстрации "Памяти" по Садовому кольцу в Москве. Нередкими стали поездки Дмитрия Васильева по стране в сопровождении протоиерея Алексия Аверьянова, а иногда и епископа Варнавы. Стало очевидно, что не сориентировавшегося в российской ситуации зарубежного епископа псевдопатриотические маргиналы использовали как разменную монету в своей политической игре. Сближение епископа Варнавы с "Памятью" нанесло непоправимый урон репутации РПЦЗ в России: демократическая пресса, ранее единодушно поддерживавшая гонимую Церковь, в которой многие видели единственную здоровую альтернативу "красной патриархии", теперь говорила и писала об РПЦЗ только в негативных тонах. "Память" стала непреодолимым препятствием на пути в РПЦЗ для многих клириков и мирян, готовых к отделению от РПЦ МП. Грубые вмешательства епископа Варнавы, а точнее - его всесильного секретаря протоиерея Аверьянова, в церковные дела других российских епархий РПЦЗ, принятие запрещенных другими архиереями клириков, фактическое управление приходами, подчиненными другим епископам - привело к полнейшему разладу церковного управления РПЦЗ в России. Митрополит Виталий неоднократно отмежевывался от деятельности своих клириков в Марфо-Мариинской обители, осуждал политические альянсы с "Памятью" и любыми иными политическими организациями. С целью информирования российской общественности о позиции Первоиерарха в Москву приезжал его викарий, епископ Манхеттенский Иларион, который провел совместно с епископом Валентином (Русанцовым) и протоиереем Виктором Потаповым из Вашингтона пресс-конференцию в редакции журнала "Огонек".

Однако деятельность Марфо-Мариинского штаба продолжалась. Именно эта деятельность оказалась решающим фактором, повлиявшим на процесс перехода общин РПЦ МП в юрисдикцию РПЦЗ. В конце 1991 - начале 1992 года казалось, что этот процесс приобрел необратимый характер. Этому весьма способствовали политические события того времени: августовский "путч", распад СССР, крушение многих союзных структур, которое, естественно, затрагивало и Церковь. Было очевидно, что волна истории должна смыть многие порождения советской эпохи, в том числе "карманную церковь", созданную "вождем всех народов" в 1943 году. Никакие внешние факторы, казалось, не могли сдержать мощного процесса крушения обветшавших исторических паллиативов. Но в результате дискредитации основного конкурента руководство РПЦ МП сохранило свое влияние в обществе.

Российские архиереи, духовенство и общины РПЦЗ в 1992 и начале 1993 года неоднократно обращались в Зарубежный Синод с просьбами как-то приостановить разрушительную для Церкви деятельность, осуществляемую под прикрытием Синодального Подворья. Лишь после того, как в середине 1993 года епископ Варнава обратился к предстоятелю Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, которую РПЦЗ считает неканонической и "самосвятской", с официальным предложением об установлении общения между двумя Церквами, Синод вынужден был отреагировать. Епископа Варнаву освободили от должности Представителя Архиерейского Синода в России, но неофициально он продолжал служить в Марфо-Мариинской обители, пока не был физически изгнан оттуда боевиками "Памяти", пожелавшими, во главе со своим новым капелланом, священником Олегом Стеняевым, "вернуться" в РПЦ МП. Прослужив некоторое время в подмосковном селе Валищеве, епископ Варнава отбыл во Францию.

Деятельность Синодального Представителя оставила на теле РПСЦ значительно более глубокую трещину, чем споры "лазаревцев" и "валентиновцев". Вступив в конфликт с архиепископом Лазарем и епископом Валентином из-за дел о запрещенных клириках, епископ Варнава сначала добился в Синоде их подчинения себе (чего российские епископы, естественно, не признали), а затем - увольнения на покой без права управления епархиями. Надо заметить, что к концу 1992 года епархии архиепископа Лазаря и - особенно - епископа Валентина были уже достаточно обширными. Суздалю подчинялось не менее ста приходов в самых разных регионах России и "ближнего зарубежья". Увольнение правящих епископов, взамен которых назначить было некого, грозило полным параличом церковной жизни. Исходя из этих соображений, "уволенные" архиереи продолжали управлять своими епархиями. Сложилось весьма двусмысленное положение, при котором Синод, номинально осудив действия епископа Варнавы, фактически его поддерживал, уволив на покой тех архиереев, которые справедливо выступали против "перегибов" и канонических нарушений Синодального Представителя.

Первым этой двусмысленности не выдержал архиепископ Лазарь. В июне 1993 года, после многократных обращений в Синод с просьбой как-то разобрать спорные вопросы, связанные с вмешательством епископа Варнавы в дела Тамбовско-Обоянской епархии13, он заявляет об административном отделении от Архиерейского Синода и самостоятельном управлении епархией на началах Указа Патриарха Тихона # 362. В ответ Синод окончательно увольняет мятежного архиепископа "на покой", лишая его права самостоятельного служения и управления приходами, многие из которых подчинялись ему уже десяток лет. Одновременно увольняется на покой и епископ Валентин, отказавшийся приехать на Архиерейский Собор "по состоянию здоровья", а фактически - в знак протеста против попустительства Синодом "канонического беспредела" епископа Варнавы14. Оба уволенных архиерея продолжают управлять приходами, оставшимися в их подчинении, но достаточно многочисленная группа приходов (практически все "легальные" приходы архиепископа Лазаря и несколько "валентиновских") признает справедливость решений Синода и переходит в непосредственное управление Первоиерарха РПЦЗ, которое носило номинальный характер.

После освобождения епископа Варнавы от должности Синодального Представителя в России новыми представителями Синод назначает протоиерея Константина Федорова, настоятеля Новой Коренной Пустыни под Нью-Йорком, и священника Симеона Донскова15 из Брюсселя. Фактически обязанности Представителя исполнял только протоиерей Константин Федоров, периодически приезжавший в Россию и осуществлявший взаимосвязь Синода и подчинявшихся непосредственно ему российских приходов. Единственным архиереем, законно действовавшим на территории России от имени РПЦЗ, оставался епископ Черноморский и Кубанский Вениамин. Помимо управления приходами РПЦЗ на Кубани и Северном Кавказе зарубежный Синод поручил ему окормление сибирских приходов, негласным лидером которых был игумен Евтихий (Курочкин) из Ишима, возведенный в 1993 году в сан архимандрита.

В августе-сентябре 1993 года Россию посетил секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ, архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр, который, по поручению Синода, предпринял попытку разобраться в хитросплетениях церковной ситуации в России. В программу поездки архиепископа Лавра вошло посещение Суздаля, где он сослужил с епископом Валентином. Это было воспринято как негласное благословение Синода на продолжение деятельности епископа Валентина в качестве правящего архиерея. Однако вскоре из Синода вновь последовало напоминание о том, что Валентин лишен всех своих архиерейских прав.

Ни визит секретаря Архиерейского Синода, ни эпизодические приезды в Россию нового Синодального Представителя нисколько не повлияли на ситуацию - распутать клубок противоречий между епархиями и приходами РПЦЗ в России становилось все труднее. В марте 1994 года в Суздале произошло совершенно неожиданное для многих последователей РПЦЗ событие. Казавшиеся непримиримыми антагонистами архиепископ Лазарь и епископ Валентин заявили об образовании совместного Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) Российской Православной Свободной Церкви16. Председателем ВВЦУ избрали архиепископа Лазаря, а его заместителем, который и стал фактически руководить новым органом церковной власти, епископа Валентина, возведенного архиепископом Лазарем в сан архиепископа. Первыми деяниями ВВЦУ стало рукоположение новых епископов из числа ближайших сотрудников основателей ВВЦУ: со стороны архиепископа Лазаря - архимандрита Агафангела, со стороны епископа Валентина - архимандритов Феодора и Серафима.

Архиерейский Синод, а затем и Собор РПЦЗ крайне негативно отнеслись к суздальскому "самочинию", запретив в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина и не признав хиротоний новых епископов, равно как и всех остальных решений ВВЦУ. Летом 1994 года был рукоположен во епископа Ишимского и Сибирского архимандрит Евтихий (Курочкин), которого РПЦЗ противопоставила новым "суздальским" архиереям.

Тем не менее, пагубность возникшего разделения осознавалась всеми, и с обеих сторон делались шаги к сближению. Итогом этих усилий стало примирение, состоявшееся на Архиерейском Соборе в Леснинском монастыре в декабре 1994 года. Зарубежные и "суздальские" архиереи подписали Акт о примирении, в котором каждая из сторон признавала свою долю ответственности за разделение. ВВЦУ упразднялось и его решения признавались не имеющими силы (так епископ Валентин отказался от своего "архиепископства", подписавшись под Актом как епископ), а новорукоположенные епископы должны были принести Архиерейскую присягу Синоду, после чего могли быть признаны законными архиереями. Леснинский Собор установил новый порядок управления российскими приходами РПЦЗ. Упразднялся статус России как "миссийной территории" и вводилось четкое географическое разделение на шесть епархий: Московскую, Санкт-Петербургскую и Северорусскую, Одесскую и Южно-русскую, Суздальскую, Черноморско-Кубанскую и Сибирскую. Кроме того, вместо упраздненного ВВЦУ Собор учредил новый орган самоуправления российских епархий - Архиерейское Совещание, подчиненное Синоду. Все российские приходы передавались в ведение Совещания, и поэтому была упразднена должность Синодального Представителя в России.

Спустя полтора месяца после Леснинского Собора, в конце января 1995 года, российские архиереи РПЦЗ собрались в Суздале на свое Первое Совещание. С самого начала его работы возникла некоторая напряженность между епископами Валентином и Евтихием. Последний был вообще противником воссоединения с Суздалем и весьма недоброжелательно относился лично к епископу Валентину. На втором заседании Совещания епископ Евтихий устроил скандал, обвинив остальных архиереев в невыполнении Акта Леснинского Собора, и в знак протеста покинул Совещание. Через день появилась его Докладная записка Митрополиту Виталию, в которой епископ Евтихий обвинял епископа Валентина и, в меньшей степени, других членов Совещания в грубом поведении и нелояльности Синоду.

Очевидно, что записка епископа Евтихия, к мнению которого тогда весьма прислушивался Митрополит, повлияла на настроения в Синоде, и когда в феврале в Синод прибыли новорукоположенные архиереи для формального утверждения, им неожиданно были поставлены весьма жесткие условия. Они должны были признать осуждение Синодом архиепископа Лазаря и епископа Валентина за "непризнание" Леснинского Акта и остаться в США на "испытательный срок", после которого должно было последовать их окончательное признание. На такие условия согласился лишь "лазаревский" епископ Агафангел, после девяти месяцев пребывания в США утвержденный в сане епископа с титулом "Симферопольский и Крымский". "Валентиновские" епископы Феодор и Серафим непризнанными Синодом вернулись в Суздаль (в документах Синода они фигурируют под званием "священнослужителей"). В отношении архиепископа Лазаря и епископа Валентина Синод, заседание которого состоялось в конце февраля 1995 года, принял весьма резкое решение: оба за "непризнание" Леснинского Акта были запрещены в священнослужении "вплоть до покаяния". Временное "администрирование" их епархий Синод поручил епископу Евтихию, еще на Леснинском Соборе назначенному временно управляющим Московской и Санкт-Петербургской епархиями. Таким образом, под властью епископа Евтихия оказались пять епархий - почти все российские приходы РПЦЗ.

Суздаль отреагировал на решения Синода незамедлительно: уже в начале марта было созвано Второе Российское Архиерейское Совещание, которое епископ Валентин хотел противопоставить зарубежному Синоду. Однако вполне замысел не удался: на Совещание не приехал председатель первого суздальского ВВЦУ архиепископ Лазарь, а епископ Вениамин в его отсутствие фактически отказался от участия в работе Совещания. Приезда в Суздаль епископа Евтихия после всего случившегося никто и не ждал, а епископ Агафангел остался в Америке, чтобы добиваться "полного признания" своего архиерейства. Таким образом, в этом Совещании участвовали лишь архиереи "суздальской группы" - сам епископ Валентин и два его ставленника-викария - епископы Феодор и Серафим. Они-то и решили возобновить деятельность ВВЦУ, что на сей раз окончательно привело к разрыву "суздальской группы" с РПЦЗ: через несколько месяцев ВВЦУ распорядилось прекратить поминовение в подчиненных ему храмах Митрополита Виталия, затем ВВЦУ преобразовалось в Архиерейский Синод РПСЦ, а на Архиерейском Соборе РПЦЗ в сентябре 1996 года епископ Валентин был лишен священного сана, чем руководство РПЦЗ окончательно и безапелляционно разорвало с Суздалем.

1995 год ознаменовался некоторым застоем в жизни российских приходов РПЦЗ. Сколько-нибудь примечательным событием этого года можно считать лишь полемику санкт-петербургской общины со своим епископом Евтихием (временно управляющим епархией) по вопросу об экклезиологии греческого старостильного Синода Противостоящих, возглавляемого митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном. Тот же Архиерейский Собор, который принял решение о рукоположении епископа Евтихия, в 1994 году вступил в каноническое общение с наиболее либеральной, но вместе с тем и наиболее малочисленной группой греков-старостильников - так называемым Синодом Противостоящих. Особенностью экклезиологической доктрины этого Синода является признание обеих частей Греческой Церкви - новостильной и старостильной - "едиными в благодати", а разделенными - лишь административно. Радикальные круги в РПЦЗ восприняли это учение как ересь, а епископа Евтихия, активно выражавшего свои симпатии к митрополиту Киприану и распространявшего его учение на взаимоотношение РПЦЗ и РПЦ МП, назвали еретиком. Достаточно резкое отношение епископа Евтихия к любой оппозиции, особенно "столичной", привело к тому, что многие радикалы покинули РПЦЗ и оказались в различных "ответвлениях" Истинно-Православной Церкви.

После Архиерейского Собора РПЦЗ 1996 года возобновило свою деятельность Российское Архиерейское Совещание - орган внутреннего самоуправления российских епархий РПЦЗ. Его номинальным руководителем стал покаявшийся в своих "сепаратистских" поползновениях архиепископ Лазарь, а членами - епископы Вениамин, Евтихий, Агафангел (вернувшийся из США в качестве правящего епископа Симферопольского и Крымского) и викарий Канадской епархии, епископ Торонтский Михаил (Донсков). Последний должен был осуществлять связь между Синодом и Совещанием, которое было значительно ограничено в правах (никто из его членов не входил в состав Синода, а все решения вступали в силу только после их утверждения Синодом).

После 1996 года архиепископ Валентин (Русанцов) стал Предстоятелем Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), полностью прервав церковное общение с Архиерейским Синодом в Нью-Йорке. В марте 2001 года в Суздале архиепископ Валентин был возведен в сан митрополита.

Примечания:

Вернуться1 Об этом, в частности, свидетельствует переписка Архиерейского Синода РПЦЗ с митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским), Заместителем Местоблюстителя московского Патриаршего Престола, в 1926 году.

Вернуться2 Считается, что РПЦЗ как временно самоуправляющаяся часть Русской Православной Церкви была официально провозглашена на Русском Заграничном Церковном Соборе в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев) в ноябре 1921 года. Однако фактически эмигрантская часть русского духовенства обрела административную независимость от церковного центра в Москве 20 ноября 1920 года - в день, когда одновременно появился известный Указ Патриарха Тихона # 362 о временном самоуправлении епархий, оказавшихся оторванными от церковного центра, и прошло первое заседание Временного Высшего Русского Церковного Управления Заграницей на рейде Константинопольского (Стамбульского) порта.

Вернуться3 Выделяют несколько основных групп оппозиции митрополиту Сергию (в терминологии представителей РПЦ МП - "правых расколов"), называемых по имени их возглавителей: "иосифляне" (последователи митрополита Петроградского Иосифа (Петровых)), "викториане" (последователи епископа Глазовского Виктора (Островидова)), "буевцы" (последователи епископа Уразовского Алексия (Буй)), "андреевцы" (последователи архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского)), "ярославская оппозиция" (группа архиереев Ярославской епархии, возглавляемая митрополитом Агафангелом (Преображенским)) и др.

Вернуться4 Наиболее известным из священнослужителей, нелегально покинувших СССР в 30-е годы, является священник Михаил Польский, получивший в РПЦЗ сан протопресвитера. Ему принадлежит книга "Положение Церкви в Советской России", в которой содержится резкая критика "сергианства" с точки зрения "катакомбной" оппозиции.

Вернуться5 Архиеп. Амвросий (Сиверс). Катакомбная Церковь: тайные Соборы 1961-81 гг.// Русское Православие, # 1 (10), 1998. С.28.

Вернуться6 В то время, когда Издательский Отдел Московской Патриархии занимался, в основном, выпуском подцензурного церковного официоза, из-за своих малых тиражей недоступного даже активным православным мирянам, издательство Свято-Троицкого монастыря РПЦЗ в Джорданвилле являлось крупнейшим центром русского церковного книгоиздания.

Вернуться7 Был возведен в РПЦЗ в сан протоиерея, а затем лишен священства за двоеженство (Постановление Архиерейского Собора РПЦЗ 1996 г.). Лишения сана не признал, ныне служит самостоятельно в подмосковном городе Подольске. Известен благодаря своим тесным контактам с Национально-патриотическим фронтом "Память", который делил свою штаб-квартиру с Синодальным Подворьем РПЦЗ в Марфо-Мариинской обители в 1992-93 гг.

Вернуться8 Ныне епископ Ишимский и Сибирский, управляющий Сибирской епархией РПЦЗ.

Вернуться9 Ныне архиепископ Суздальский и Владимирский, председатель Архиерейского Синода Российской Православной Свободной Церкви, отделившейся от РПЦЗ в 1995 году.

Вернуться10 Вскоре после "суздальской истории" был переведен на другую кафедру, а затем уволен на покой.

Вернуться11 В настоящее время все перечисленные иерархи - архиепископы.

Вернуться12 С этим было связано временное изменение его титула на "архиепископа Тамбовского и Обоянского".

Вернуться13 Некоторое время епископ Варнава даже окормлял приход Свято-Троицкого собора в Обояне, хотя там номинально размещалась кафедра архиепископа Лазаря, носившего титул Тамбовского и Обоянского.

Вернуться14 В 1992 году в юрисдикцию Суздальской епархии РПСЦ перешел клир и приход Богоявленского собора в Ногинске - крупнейшего действующего храма Московской области. С настоятелем этого собора, архимандритом Адрианом (Стариной), имевшим весьма сомнительную репутацию в Московской Патриархии, на протяжении нескольких лет открыто конфликтовала васильевская "Память", пытавшаяся создать в Ногинском районе "свои" приходы. Видимо, под давлением "Памяти" епископ Варнава запретил в священнослужении архимандрита Адриана, чего, естественно, не мог признать епископ Валентин, поскольку архимандрит Адриан никогда не подчинялся епископу Варнаве.

Вернуться15 Ныне - епископ Торонтский Михаил, викарий Канадской епархии РПЦЗ, управляющий Московской, Санкт-Петербургской и Суздальской епархиями РПЦЗ.

Вернуться16 Подробнее о деятельности ВВЦУ, позднее преобразованного в Архиерейский Синод РПСЦ, рассказывается в главе "Российская Православная Свободная Церковь ("суздальская группа")".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-14 /29.08/
Жить в стране, президент которой задавил обломками пятьсот человек или знал об этом, но не воспрепятствовал, - нормальные люди не могут. Они с ума сойдут. Я защищаю страну, потому что не могу поверить, что сегодня, после всего, 55 процентов ее населения проголосовали за убийцу. Ведь у нас действует пока презумпция невиновности?
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-13 /21.08/
У "Завтра" есть программа действий в государственном масштабе: хотя бы в репрессивной своей части она стройна и легко исполнима. У "Новой газеты" такой программы нет - ее религия построена на чистом отрицании. И я ведь был в "Новой". Потому теперь и реагирую на нее с таким ужасом.
Татьяна Габрусенко, Бей Конфуция, или перестройка по-корейски /17.08/
Я не хочу идеализировать конфуцианство - как у любой общенациональной идеологии, у него есть свои издержки. Но работу этого учения в Корее нельзя не признать эффективной. Долг и дисциплина - на этих китах успешно держится преуспевание корейской нации. Со своими же проблемами Корея успешно разбирается.
Илья Смирнов, Певучая органичность пластилиновых членов /14.08/
"Информационный бизнес" - единственный бизнес, который не отвечает за качество продукции. Под разными соусами внедряется представление о том, что средство массовой информации имеет право на ложь. И эта установка - не российского происхождения. (отзывы)
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), "Попробуем здесь", или Церковь и современная культура /13.08/
В конце 80-х русский рок неожиданно превратился в респектабельное занятие. Для тех, кто этого категорически не принял, оставалось две возможности: вписаться в "артистическую" тусовку или удариться в анти-эстетику - анти-"искусство": это направление стали называть панк-роком.
предыдущая в начало следующая
Александр Солдатов
Александр
СОЛДАТОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100