Russian Journal winkoimacdos
30.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Willy Weekly

Музыкальные новости Русского Журнала


Олег Пшеничный
willy@relline.ru


Бумажная версия настоящей колонки выходит в цветном еженедельнике "Версия"
(издательство "Совершенно секретно") и поступает в продажу по вторникам.
Инна Желанная | Концерты и фестивали
IV фестиваль джазового вокала "Джазовые голоса-98" | Сетевая жизнь
Живые концерты online | Public Enemy
Paul Westerberg | Pixies
Новости от "Уикенд" | Диски, готовые к выходу

События и комментарии


Инна Желанная

(Любителей легкого чтения и светских новостей предупреждаю, что это длинная, скучная статья, которую вам можно пропустить)

Любимая всеми ценителями прекрасного (во всех смыслах) Инна Желанная (говорящая фамилия - подлинная) представила свой новый альбом "Иноземец". Стараниями ее нового продюсера, энтузиаста и хозяина компании "Зеленая волна интернэйшнл" Саши Чепарухина диск не только прилично записан и красиво оформлен, но и был, в соответствии с международными традициями, отпразднован в солидном клубе "Форте", где в гардеробе работает негр в бабочке, а все цены в у.е.

Московские мажоры всегда любили качественную музыку; это значит, что пресс-конференцию неумолимо проводил Артем Троицкий, а журналистов баловали тарталетками и шампанским - по бокальчику на человечка - кризис все-таки.

Впрочем, я не о тарталетках взялся писать. Мне лень повторять стандартные похвалы Инне, которых она за свою уже немалую творческую карьеру наслушалась уже немало. Она, действительно, заслужила - одна только неженская бескомпромиссность пятерых Ален Свиридовых стоит, тем более, подкрепленная такими данными. Нынешний диск, кроме прочих достоинств, записан, может быть, лучшим составом музыкантов за все годы (хотя мне, старому, блин, рокеру, всегда был душевно мил тот, "молодой", состав группы "Альянс", с которым она в свое время и стартовала). От "Альянса" остался, впрочем, Гребстель на басу, с годами заматеревший и угрожающе рычащий на своей безладовой оглобле все более боповый фанк.

Но хотелось бы сказать и несколько неприятных - может быть - слов. Я задумался, почему мне трудно дослушать диск до конца. Я за свою жизнь всякое слушал (чтобы не быть голословным, отошлю вас хотя бы к могучей группе Main). Поэтому мое сомнение не отягощено легкомысленной тягой к стандартным песенным формам рока ли, попа ли. Но факт остается фактом - рука несколько раз тянулась к клавиатуре, чтобы переключить сиди-плэйер на следующую песню. Возможно, прав Саша Липницкий, уже в гардеробе заметивший, что три лучших песни Инна (или Чепарухин?) поставила в конец пластинки. Лучших - не лучших, но на примере одной из них я как раз и хотел - от противного - построить свое рассуждение.

Не секрет, что у Инны всегда были, так сказать, "честные проблемы" с аранжировками и собственно с написанием песен. Имея столь твердый характер, такую требовательность и вкус, я думаю нелегко прийти к некоему идеальному варианту - обладай я такими же качествами, я в жизни бы ни одной заметки не опубликовал, совесть бы не позволила.

Вторая предпосылка проблемы - та самая полистилистичность, о которой все говорят. Фанк, фолк, джаз, минималистский авангард, ВИА, рок - коктейль, трудный не только для автора или аранжировщика. В определенной ситуации он становится проблемой слушателя. Дело не в сложности текстуры - работая с такими профи, как Дед Старостин или Клевенский на духовых, и имея такую ритм-секцию, как Тимофеев с Калачевым, Инне нетрудно строить цельную музыкальную картину, которая становится для ее голоса прямо-таки гранитным постаментом - Церетели отдыхает.

Проблема находится где-то на метауровне, на уровне сочетания стилей - ингредиентов коктейля. Весьма и весьма не исключено, что я говорю ересь, но мне кажется, что на каком-то уровне стилистические пласты начинают конфликтовать, а слушатель подсознательно обманывается, он слышит одно, а настраивается по внешним признакам - тембрам, темпу, ритмическому рисунку - совсем на другое. Предположим, он слышит "атмосферный" русский запев, а в это время русские же народные духовые занимаются калифорнийским кул-джазом, в то время как ритм-секция дает Earth Wind & Fire. Нет, я не вижу тут никакой эклектики, и все это вполне может звучать - примеров тысячи, и хуже, если бы это не звучало. Но проблема заключается в том, что на некоем уровне это должно быть объединено, извините за пафос, неким вдохновенным экзистенциальным порывом, который бы синкретично объединил все кусочки материи в одно платье, цепляя тем, что циничные шоу-бизнесмены называют хуком. Даже в "Музыке для аэропортов", даже в "Моей жизни с духами и кустами" были хуки. Я не подразумеваю под хуком шлягерное сочетание нескольких простых звуков, как это пишут в словарях, - скорее это общий настрой, впечатление, иррациональный драйв, который тащит тебя до конца произведения. И уж втройне это касается вокально-инструментальных жанров, будь это хор Пятницкого или "Брайан Ино с Дэвидом Бирном". Блестящее подтверждение - Нусрат Фатих Али Хан (к вопросу о фолке и о фирме Питера Гэбриела Real World, опекающей Чепарухина), а также концертные выступления самой Инны. Не знаю, насколько не врубились ребята с английской студии, писавшие альбом, но то, что они не джорджи мартины - это факт медицинский. Мы помним, как Дэйв Стюарт убил Гребенщикова, который в 1988 году еще был не совсем похож на старую тетку, - вобщем, примеры невтыкания западных саунд-продюсеров, есть (кстати, насколько на ура идет "Сероглазый" live и насколько он засушен в студии). И еще кстати - вернемся к реплике Липницкого. "Сероглазый" - великолепный пример от противного, когда Желанной удалось, мне кажется, добиться желаемого на сто процентов. Ироничная цитата из Led Zeppelin, этот гитарный риф так окружен рюшечками и бантиками, так аранжирован и диалектично снят ритм-секцией, что с первых же тактов собственно запева ты уже забываешь об элементах и слушаешь песню, как целое. И еще о "Сероглазом" - возможно, не стоит слишком стыдиться того, что вся наша вокально-инструментальная музыка последних тридцати лет замешана на английском биг-бите. Во-первых, это все равно неминуемо слышно, во-вторых, у музыкантов такого уровня все равно не получится ни глупой "Машины времени", ни назойливого "Мумий Тролля"...

Вот, собственно и все, пора выпить чашечку чайку.

Компьютерная почта Greenwave
Официальный сайт Инны Желанной
содержание

Концерты и фестивали


"Ленинград" и "АукцЫон" в ДК Горбунова

Мне нравятся песни "Ленинграда", подготовленные продюсером (!) Леней Федоровым к выходу их дебютной пластинки "Пуля". Кстати, Леня выступил продюсером не в новорусском ублюдочным смысле, а как подлинный продюсер, днюя и ночуя за микшерским пультом.

Я ждал приезда группы и даже пошел на пресс-конференцию, что делаю крайне редко. Пресс-конференция была в недавно открытом клубе "О.Г.И.", созданном ребятами неугомонного Димы Ицковича. Концерт, как уже сказано, был на "Горбушке".

Все хорошо, но...

То ли звезды сошлись так, то ли на всю атмосферу повлияло катастрофическое отсутствие солиста "Ленинграда" в Москве (он приболел). Героически вышедший на сцену Леня Федоров конечно был великолепен, и никто ни о чем не догадывался, но в целом я бы назвал приезд "Ленинграда" в Москву тратой времени (по крайней мере, моего), как это ни обидно. Поэтому в итоге я решил не писать подробную рецензию - группа-то - хорошая, и зачем тратить ругательные слова на хороших ребят.

Вот выйдет диск, тогда и напишем.

Официальный сайт группы "АукцЫон"
содержание
IV фестиваль джазового вокала "Джазовые голоса-98"

Cетевой джазовый вестник Boheme Music Newsletter назвал этот фестиваль событием месяца. Концерты фестиваля шли четыре дня (с 17 по 20 декабря) на четырех площадках - в "Джаз-арт клубе", Центре искусств "Столица" (Центральный Дом Художника), а также в Российском академическом молодежном театре и Класс-центре Сергея Казарновского. Фестиваль открылся концертом в Молодежном театре 17 декабря. Среди выступавших были певицы из Швеции Агнета Бауманн и Виктория Толстая. Как пишет Boheme music newsletter, если первая певица - одна из самых опытных в шведском джазе, то г-жа Толстая, праправнучка великого русского писателя, совсем молода. Но она застудила горло и выступила только на следующий день.

На второй вечер фестиваля концерты проходили сразу на трех площадках: несколько участников выступали в школе Класс-центра Сергея Казарновского, Виктория Толстая (которой кое-как удалось восстановить голос) пела со своим трио в центре искусств "Столица" (Центральный Дом Художника), а в "Джаз-арт клубе" выступали сразу три участника. Вечер открыл Константин Седовин из Архангельска, которого сопровождали земляки из квартета Юрия Силкина (гитара). За ним пела Агнета Бауманн в сопровождении верного Ларса Шостена и российской ритм-секции (Игорь Уланов - контрабас, Иван Юрченко - барабаны). Вечер завершила грузинская певица Майя Бараташвили, которую сопровождал российский квартет под управлением пианиста Игоря Бриля.

В третий вечер в ЦДХ пела Агнета Бауманн, у Казарновского - Константин Седовин и Майя Бараташвили, а вечер в "Джаз-арт клубе" открыла московская вокалистка Анна Бутурлина, которую сопровождало трио пианиста Льва Кушнира. Во втором отделении выступал киевский вокальный секстет Man Sound, не появлявшийся в Москве с июня. Вечер завершило выступление Виктории Толстой, которая настолько оправилась от простуды, что звучала почти как ее собственная пластинка (кстати, выпущенная в шведском отделении лейбла Blue Note).

Вечер 20 декабря завершал фестиваль. В "Джаз-арт клубе" пели как участники фестиваля (Константин Седовин, Майя Бараташвили, Анна Бутурлина), так и те, кто не успел вовремя подать заявки на участие. Среди последних наиболее тепло была принята вокалистка из Уфы Ирина Шилкина, которая приехала на фестиваль буквально с поезда, тут же уговорила аккомпанировать себе пианиста из Самары Григория Файна и двух москвичей - контрабасиста Дмитрия Ли и барабанщика Ивана Юрченко, тут же отсчитала ритм и с сумасшедшим драйвом и в пулеметном темпе спела несколько стандартов, буквально поставив зал на уши. Александр Эйдельман тут же взял с нее обещание вовремя прислать заявку на следующие "Джазовые голоса".

По окончании программы Эйдельман рассказал нам, что все концерты фестиваля были записаны на цифровой носитель, и в ближайшее время он "засядет отслушивать материал и готовить его к изданию".

Более подробные репортажи (1, 2) с большинства концертов фестиваля можно прочитать в 10-м номере электронного журнала о джазе, выходящего на сервере "Джаз в России", принадлежащем компании "Богема".
содержание

Сетевая жизнь


Владимир Высоцкий

Официальный сайт Фонда Владимира Высоцкого к его дню рождения проводит интересный для творческой молодежи конкурс "Пишу тебе, Володя!". Принимаются рисунки, стихи и песни, посвященные Владимиру Высоцкому. Жюри: Н.Высоцкий, А.Житинский и А.Соловьев. Последний срок принятия работ: 20 января. Детали здесь.

содержание

Живые концерты online

Время нью-йоркское (на восемь часов меньше московского).

30 декабря 1998 года в 22:00 - Patti Smith

31 декабря 1998 года в 17:00 - Archers of Loaf

6 января 1999 года в 18:30 - Money Mark и Buffalo Daughter

6 января в 20:00 - Morcheeba

6 января в 22:00 - Black Crowes

содержание

Public Enemy

Фирма Def Jam заставила группу Public Enemy убрать MP3-файлы новых песен со своего сайта, которые радостные музыканты вывесили, записав альбом Bring the Noize 2000. Альбом должен поступить в продажу в Новом году, а фирма боится, что высококачественные файлы заменят фанатам фирменный диск и они не пойдут в магазин. Рассерженный Чак Ди в ответ на это заявил, что будет судиться, и вывесил на сайте ругательную записку, в которой предрекает гибель индустрии грамзаписи в течение ближайших двух лет.

Вот, какие бы ни были фирмы - независимые, зависимые, "мажорные", "минорные", а кэш превыше всего. Музыканты хоть и сидят на проценте от продаж, а все же чуть по другому смотрят на собственное творчество.

Сайт группы Public Enemy

содержание

Новые пластинки


Paul Westerberg

Бывший лидер Replacements 23 февраля выпускает свой третий сольный альбом (первый на фирме Capitol Records). Альбом называется Suicaine Gratification, а его сопродюсером был знаменитый Дон Уоз, наиболее известный работой с "Роллинг Стоунз" и Бобом Диланом. Продолжая работу в направлении "странного фолка", Пол разъяснил странное название альбома и его непонятные тексты: "С годами у меня накопились слова, которые, с точки зрения английского языка, неправильные, но лично для меня кое-что значат".

...А слушатели, как обычно, побоку.

Официальный сайт Пола Вестерберга (пока еще на "Репризе")
содержание

Pixies

Фирма Glue Factory Records подготовила сборник, посвященный легендарной группе восьмидесятых годов Pixies. На сборнике представлены Samiam, Weezer, Superdrag, Get Up Kids и Braid. Возможно, для нас пластинка будет интересна не столько самими песнями, которые хорошо известны в репертуаре Pixies, но возможностью узнать некоторые новые имена. Сборник появится не скоро - в мае.

Мы же вообще советуем меломанам вырезать наши заметки и раскладывать по папочкам "февраль", "март" и т.д., чтобы знать, на что копить деньги.

Официальный сайт Pixies
содержание

Новости от "Уикенд"

Выход альбома "Города, где после дождя дымится асфальт" группы "Неприкасаемые" намечен на февраль будущего года. Некоторые вещи уже слышны по радио: уже вышел радио-сингл, куда вошли три композиции с нового альбома : "Канарейки, 9-й калибр и тромбон", "Хочет хоть кто-то" и, конечно, заглавная. В записи нового альбома (RMG Records) приняли участие все музыканты, когда либо игравшие в группе, в том числе и трагически погибший Алексей Ермолин. А пока суть да дело, Гарик Сукачев в отрыве от коллектива закончил работу над сольником, правда, сроки его выхода пока неизвестны.

По сообщению сайта "Уикенд"
содержание

Диски, готовые к выходу

(Избранное)
26 января

BOO RADLEYS - Kingsize - Never

DAVE VAN RONK - Sunday Street (reissue) - Philo-Rounder

HOUSE OF 909 - The Children We Were - Pagan American-Ark 21

SOUNDTRACK - Star Trek: The Motion Picture - Columbia Legacy-CRG

SOUNDTRACK - The 60s - Mercury

VARIOUS ARTISTS - Anthology of World Music: Music from Rwanda - Rounder

VARIOUS ARTISTS - Anthology of World Music: The Music of Islam and Sufism in Morocco - Rounder

VARIOUS ARTISTS - Del-Fi Jungle Jive - Del-Fi

VARIOUS ARTISTS - Island Fortieth Anniversay Volume 5: Reggae Roots 1972-1995 - Island

VARIOUS ARTISTS - Mali to Memphis: An African-American Odyssey - Putumayo

VARIOUS ARTISTS - Mourmourika: Songs of the Greek Underworld 1930-1955 - Rounder

YULDUZ USMANOVA - The Selection Album - Modo Melodia-Ark 21

ZUCCHERO - Overdose D'Amore - Ark 21

30 января

CHAMPS/TIGHT BROS. FROM WAY BACK WHEN - Champs/Tight Bros. From Way Back When (7") - Ace Fu

2 февраля

COLLECTIVE SOUL - Dosage - Atlantic

MILES DAVIS - Love Songs - Columbia Legacy-CRG

SOUNDTRACK - Message in a Bottle - 143-Atlantic

VARIOUS ARTISTS - Ultra Swing Party '99 - K-tel

9 февраля

ADRIAN BELEW - Salad Days - Thirsty Ear

BYRDS - Greatest Hits - Columbia Legacy-CRG

DONOVAN - Greatest Hits - Epic Legacy-CRG

DORIS DAY - Golden Girl: The Columbia Recordings '44-'66 - Columbia Legacy-CRG

JOHN WESLEY HARDING - Trad Arr Jones - Zero Hour

KANSAS - The Best Of - Epic Legacy-CRG

NANCY WILSON - Greatest Hits - Columbia/Legacy-CRG

SEBADOH - The Sebadoh - Sub Pop-Sire

VARIOUS ARTISTS - New Wave of American Music Compilation - Sire

16 февраля

NEVILLE BROTHERS - Valence Street - Columbia-CRG

STEVE REICH - Remixes - Nonesuch-Atlantic

23 февраля

CRANBERRIES - Bury the Hatchet - Island

MADNESS - Universal Madness - Goldenvoice - Live album recorded in Los Angeles in 1997

WILCO - Summer Teeth - Reprise

содержание
Предыдущий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru