Russian Journal winkoimacdos
27.03.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Пол как идеологический продукт

Сергей Ушакин

g96ous72@sirius.ceu.hu

о некоторых направлениях в российском феминизме

...женщины стихийно и
самостоятельно ищут новые пути своей
эмансипации и своего участия в
политической, хозяйственной и духовной
жизни общества.

Г. Силласте [1, с. 15]

Р екламный плакат, висящий в салоне автобуса, спрашивал прямо и строго: "Кто научил тебя брить ноги?" Не получив ответа, плакат тем не менее настойчиво требовал прекратить пользоваться папиной бритвой и приобрести настоящую, женскую. Проблема "брить или не брить" в рамки этой односторонней дискуссии не входила в принципе...

Подобных примеров из современной "западной" жизни можно привести множество: некоторые из них продолжают шокировать, к большинству же относятся с привычным безразличием. Похоже, надпись "Посторонним вход воспрещен!", разделявшая некогда на сектора поле половых идентичностей, сменилась другой - временной, но довольно надежной: "Проверено: мин нет!"

В России проблемы пола, половых различий, различений, ориентаций, практик и идентичностей, миновав стадию экзотики, довольно быстро оказались в разряде пособий типа "Сделай сам" и "Все о...". Аналогичную эволюцию, судя по всему, проделал и российский феминизм - от полной неспособности сформулировать суть "женских" проблем 1 до поражающей всеядности и готовности выдать за феминизм все, что прямо или косвенно относится к "женщине".


О роли мужчины в развитии феминизма

Западноевропейский и в особенности англо-американский феминизм, наверное, еще долго решал бы вопрос о том, "брить" или "не брить", или, говоря иначе, о том, какие формы и способы телесного опыта считать подлинно женскими, а какие - навязанными патриархальной культурой, если бы не французский философ Мишель Фуко. Ряд его книг, опубликованных в начале 1970-х, если не оформил методологию того, что сегодня принято называть "гендерными исследованиями", то по крайней мере вывел феминизм из теоретического тупика андрогинности 2.

Отныне любые попытки говорить об отношениях между полами, о смысле и значении пола, о практике и практиках пола вне связи этих явлений с механизмами и аппаратами власти, подчинения и господства невозможны.

Особенность подхода Фуко, разумеется, не в том, что "проблема пола" стала предметом не традиционного "психоаналитического", а скорее социологического и эпистемологического анализа - история и социология частной жизни - отрасль вполне традиционная в структуре западного обществоведения. Специфика концепции, предложенной М. Фуко и активно используемой феминизмом Нового Света, в том, что впервые было поставлено под сомнение само понятие частной жизни как жизни автономной, отдельной и отделенной.

Как заметила Джудит Батлер, известная американская исследовательница-феминистка, скандал, связанный с выходом в свет первого тома "Истории сексуальности" Фуко, был вызван основным тезисом книги о том, что секс, оказывается, "у нас был не всегда" [5, с. 81], что половые отношения трансформировались - из разряда собственно половой, сексуальной формы жизнедеятельности в разряд отношений, характеризующих и формирующих личность, - относительно недавно. И что данная трансформация впервые обозначила ситуацию, при которой "пол перестал быть случайной, произвольной чертой, характеризующей личность" [там же]. Отныне восприятие личности вне полового аспекта стало немыслимым, и только благодаря наличию (или отсутствию) у личности определенного набора "типичных" половых признаков и черт поведения стало возможным (или соответственно невозможным) человеческое существование. Понятие пола, таким образом, "позволило свести воедино, собрать в искусственном союзе анатомические элементы, биологические функции, модели поведения, конкретные ощущения и удовольствия для того, чтобы отныне каждый мог использовать эту фиктивную комбинацию в качестве основополагающей причины" [6, с. 154], исходного признака, позволяющего классифицировать поведение индивида [5, с. 81-82].

В начале 1970-х в Европе и Северной Америке подобный пансексуализм сам по себе вряд ли бы вызвал сколько-нибудь пристальное внимание: сексуальная революция еще не была забыта, а фрейдизм благодаря Ж. Лакану обрел второе дыхание задолго до выхода в свет работ Фуко. Если бы не одно "но". Первый том "Истории сексуальности" изначально планировалось назвать "Пол и истина". Подзаголовок, делавший прозрачным методологию автора, уточнял: "Воля к знанию" [7, с. 354]. Акцент, таким образом, делался не столько на истории сексуальной практики, сколько на существующих вариантах дискурса, системах рассуждений, идеологий, оформляющих, направляющих и, собственно, конституирующих сексуальную практику как регулируемый процесс. Scientis sexualis в итоге стала рассматриваться в качестве одной из форм "биополитики среди населения" [6, с. 139], а исторический процесс - в качестве "биоистории" [6, с. 143].

Феминизм же в результате получил аналитическое орудие, которого ему давно не хватало: пол перешел из разряда категории, имеющей некий биологический референт-означаемое, в разряд категории дискурсивной 3, т.е. приобретающей свое значение в процессе коммуникативного, диалогического производства смыслов или, говоря иначе, в разряд категории, собственного, изначального, внеконтекстуального смысла не имеющей; диалог же, в свою очередь, стал трактоваться в терминах воспроизводимой им системы ценностных и гносеологических иерархий. В итоге сформировался замкнутый круг понятий "пол-дискурс-власть", анализ соотношений между которыми и определяет развитие современного западного феминизма 4.


Кем управляют женские элиты в России?

Российский феминизм, судя по всему, ни появления, ни ухода Фуко не заметил. Следуя птолемеевой парадигме, вновь оформившееся теоретическое движение зачастую продолжает отрицать имеющийся современный зарубежный опыт, время от времени втягивая в свою орбиту случайные имена и концепции.

Приведу лишь один, но довольно показательный пример. В течение последних лет в российской и зарубежной научной прессе был опубликован ряд статей московской исследовательницы Силласте [1, 10, 11, 12]. Основной смысл, как теперь принято говорить, теоретического проекта Г. Силласте состоит в "социологическом подходе к анализу теории и практики женских элит", который "открывает широкие возможности для изучения проблем женщин и женских движений в России, углубления социогендерного подхода к исследованию женского вопроса в принципиально новых исторических условиях" [10, с. 39]. Посмотрим, о каком "расширении" и "углублении" идет речь.

Используя в качестве основы концепцию элит, разработанную В. Парето и Г. Моска, Г. Силласте делает вывод о возможности анализа элит "по признаку пола", в соответствии с которым в России в XIХ-XX вв. женские элиты "существовали не только в политике, но и в других сферах общественной жизни - образовании, науке, культуре" [10, с. 28]. Каким образом формировались женские элиты в более близкое, советское время? Согласно Силласте, "женская элитарность возникла, сложилась и существовала под недремлющим оком партийно-государственного контроля" [10, с. 29], "партийный аппарат жестко держал в своих руках всю систему подготовки и воспитания женской политической элиты" [10, с. 30]. Что произошло с женской политической элитой в России после того, как контроль за "системой подготовки и воспитания" исчез? В "новых условиях" у "новой политической женской элиты" нет "ни сплоченности действий, ни сформированного группового сознания, ни согласия как общей воли к действию" [10, с. 36]; в итоге "эта элита не способна не только завоевывать, но и удерживать власть там, где она не потеряна" [10, с. 35]. Закономерен вопрос: "А был ли, так сказать, мальчик?" Или, говоря иначе, насколько теоретически оправданно определять принадлежность к элите женщины, исходя из ее "социального положения, ее деятельности и престижа, личных деловых и человеческих качеств" [10, с. 28]? Можно ли вообще говорить о женской элите как о социальном и социологическом факте, если даже ее наиболее заметная часть - "бизнес-элита" - является, по определению Г. Силласте, "элитой неправящей" [10, с. 36] и, добавлю, неправившей? И, в конце концов, если "женский элитизм не представляет собой социального явления, изолированного, отделенного "китайской стеной" от сильного пола" [10, с. 28], то насколько правомерно этот самый "женский элитизм" от сильного пола "отделять" или, если быть точнее, наделять его "женской" природой?

Опасность подобного, крайне облегченного подхода к проблеме "женских" исследований в области общественных наук заключается, разумеется, не в его методологической невнятности, терминологической путанице и фактической уязвимости: попытки выстраивать в обществоведении параллельную структуру, имеющую в качестве основы исключительно половой признак, обречены быть бесплодными. Основная проблема заключается в том, что социальный анализ ведется в эпистемологических рамках, выработанных режимом, за деконструкцию которого и выступает феминизм. Работы Парето и Моска, написанные на рубеже веков, относятся к так называемому "органическому" направлению в социологии, трактующему общество как замкнутый, целостный социальный организм, что, собственно, и дало рождение самой концепции циркуляции элит. Вряд ли случайным является и то, что эта теория была использована позднее такими сторонниками структурно-функционального подхода, как Т. Парсонс и С. Липсета 5. Что может дать феминизму подход, имеющий в качестве основы своей принцип бинарного структурирования (верх/низ, элиты/массы, логика/чувства), сердцевиной которого является "скрытая оппозиция мужское/женское с ее неизбежной позитивной/негативной оценкой" 6 [17, с. 104-106]?

Есть определенная ирония в том, что концепция теоретиков, крайне негативно относившихся к демократии вообще и к феминизму в частности, используется представителями группы, едва ли не более всего пострадавшей от невозможности выразить свою точку зрения 7. Завершая свою книгу, Парето отметил: "Говоря в целом, для нынешней элиты нет хуже врага, а для будущей элиты нет лучше друга, чем филантропствующая, сочувствующая и проповедующая этические принципы толпа" [13, с. 101]. Смогут ли преодолеть эту этическую идиосинкразию женские элиты 8?

"Демократического типа элиты среди женщин не сложилось", - констатирует Г. Силласте [10, с. 39]. Можно быть уверенным - и не сложится: демократических элит не бывает 9.


Могут ли гендерные отношения не быть социальными?

Помимо концепции (патриархального) женского элитизма работы Г. Силласте содержат еще одну, довольно показательную для российского феминизма теоретическую схему. В обеих статьях 1994 года автор говорит о необходимости "социогендерных" исследований, проводя, таким образом, определенные различия между собственно исследованиями гендерных отношений, использующими в качестве методологии "противоречивую смесь взглядов, сформированных на основе фрейдизма, бихевиоризма, психологизма и социологии малых групп" [12, с. 67-68], и анализом "социогендерных отношений", которые "возникают в процессе взаимодействия женщин как многочисленной социальной общности... как специфической социальной группы, отличающейся конкретными демографическими характеристиками, с макро... и микро... окружением" [12, с. 68]. При таком подходе, замечает Силласте, "позиция женщины определяется не биопсихологическими, а социальными факторами" (там же).

Действительно ли, как пишет Силласте, "защитники понятия гендерных отношений" в "своем анализе любых перемен в обществе исходят из примата мужских и женских предрасположенностей к определенным моделям поведения, из психобиологических и психологических различий между полами" [12, с. 47]? И если это так, то какова "природа" этих "предрасположенностей"?

Очевидно, что акцент на социальной равнозначности и равноценности как "женских", так и "мужских" качеств и типов деятельности 10 есть не что иное, как экстраполяция фрейдовской теории о бисексуальной природе личности 11 на общество в целом. Активная эксплуатация концепции андрогинности в таких наименее благоприятных для женщин сферах жизни и культуры, как организация и управление бизнесом, рок-культура 12 и рекламный бизнес [27, с. 176-203], лишь подчеркивает тот факт, что теоретическая конструкция, с помощью которой феминизм намеревался изменить ситуацию, была использована для сохранения незыблемости этой ситуации и что концепция андрогинности скорее способствует, чем препятствует, воспроизводству традиционных властных иерархий.

Уязвимость концепции "эгалитарного", или "андрогинного", феминизма, на мой взгляд, связана, по меньшей мере, с двумя факторами. Во-первых, концепция оказалась не в состоянии объяснить, почему и как исходная симметрия полов неизбежно и повсеместно превращается в иерархию полов. С этой точки зрения "эгалитарному" феминизму вряд ли есть что добавить к уже хорошо известным фактам: как замечает Катарина Маккиннон, "феминизму давно известно о том, что мужчина и женщина в одинаковой степени различны, но не в одинаковой степени полновластны" [29, с. 61]. Выводя проблематику пола за пределы анализа роли властных отношений в формировании института пола, эгалитарный феминизм оказывается в ситуации "вечно догоняющего", обреченный в лучшем случае апеллировать к постоянной коррекции ситуации, чем к изменению причин, ее порождающих 13.

Другим существенным недостатком концепции "андрогинного общества" [18, с. 22] является ее стремление моделировать социальную жизнь, исходя из фундаментальной идеи о половом диморфизме. Или, иными словами, из идеи о том, что любые модели поведения всегда могут быть сведены либо к определенным анатомическим/биологическим первопричинам (и классифицированы соответственно как "мужские" или как "женские"), либо к непосредственным продолжениям этих первопричин (семья, воспитание детей и т.д.). Суть проблемы, таким образом, опять сводится не столько к анализу генеалогии конкретных моделей поведения, воспринимаемых как типичные, сколько к акценту на их априорной - "данной" - равноценности и равнозначности.

Политическая и эпистемологическая нечленораздельность концепции андрогинности в конечном итоге дала рождение второй волне феминизма - волне, связанной с такими понятиями, как "различия", "различения", "разница" [31, с. 99], нашедшими наиболее полную реализацию в работах американских социальных психологов Кэрол Джилиган [32] и Нэнси Ходоров [33]. Обе работы стали попыткой найти "специфику", которая бы объясняла не только причины различий между полами, но и причину угнетения женщин по половому признаку; обе видят основу этой "специфичности" в институте материнства.

Очевидно, что, в отличие от эгалитарного феминизма, феминизм периода "объекта первоначальной идентификации" акцентирует не равенство и равноценность полов, а их асимметричность и несхожесть, их принципиальное несовпадение, сформированное сложившимися в обществе институтами и практиками: "материнскими"/"женскими", то есть позитивными, первичными, и "отцовскими"/"мужскими", то есть негативными, вторичными. Несмотря на свой откровенный ценностный схематизм и идеализацию "материнства" как универсального института, данное направление позволило начать анализ гендерных отношений с точки зрения процесса их институциализации.

Исследователи гендерных отношений на Западе не устают повторять, что феминизма как единого и целостного явления не существует, что есть лишь разнородная совокупность взглядов, теорий, подходов и практик. В этом отношении ситуация в России вряд ли сколько-нибудь отлична. Безусловно, развитие гендерных исследований в целом и феминизма в частности едва ли можно свести к подходам авторов, упомянутых в статье. И тем не менее, несмотря на всю свою произвольность и узость, выбор достаточно представителен и отражает общую проблему, над решением которой бьется современный феминизм. Проблему, которую можно сформулировать следующим образом: сможет ли феминизм - как теория и практика - продемонстрировать иллюзорность нынешних "самоочевидных" онтологических и гносеологических истин, не впадая при этом в анатомо-физиологический фундаментализм? Или он обречен довольствоваться собственной нишей в уже сложившейся - т.е. сложенной - иерархии научной, политической, экономической, культурной и т.д. деятельности?

И концепция женских элит, и концепция эгалитарного феминизма, и концепция социогендерных отношений имеют вполне отчетливые следы своего патриархального происхождения. Пока эти следы напоминают скорее родимые пятна, чем защитную окраску. Или, вернее, этикетку. Идеологического товара.

Эдмонтон,
май 1996



Вернуться1
В статье 1992 г. Ольга Липовская, например, писала о том, что слабое участие женщин в политических и социальных процессах связано с необходимостью осознания самими женщинами того, что "никто, кроме них, не сможет решить их проблемы. И эти проблемы еще должны быть названы (named)" [2, с. 80-81].


Вернуться2
О роли Фуко в развитии феминизма см., например, [3]. Подробный разбор теоретических разногласий между теорией сексуальности, предложенной Фуко, и современным феминизмом см. [4].


Вернуться3
См., например, [8].


Вернуться4
История теоретического развития западного феминизма, см. [9].


Вернуться5
Недавние попытки развить теорию элит и противопоставить концепции "циркуляции" концепцию их "воспроизводства" в принципе используют ту же самую структурную парадигму и вряд ли способны дать "не-бинарную" картину общественного развития [см. 15].


Вернуться6
Об архетипическом анализе оппозиций "верх / низ" как варианте оппозиции "мужское / женское" см. 16.


Вернуться7
Концепция женских элит затрагивает еще один, принципиально важный для теории и практики феминизма вопрос, заданный почти тридцать лет назад: может ли женщина угнетать женщину? [см. 18, с. 3-8]. Утвердительный ответ Силласте лишь подтверждает общий вывод современного феминизма - "половая" принадлежность скорее свидетельствует об отношении субъекта к власти, чем о его анатомии.


Вернуться8
Примером того, как теория элит используется в настоящее время для апологии социального расизма, может служить недавняя статья О. Мороза [19], пытающегося найти генетическую основу социальной элитарности. Попытка, разумеется, далеко не оригинальная. В 1923 г. журнал, основанный Муссолини, в своем некрологе на смерть В. Парето с сожалением замечал, что хотя сам Парето фашистом и не был, он внес большой вклад в развитие теории фашизма [см. 20, с. 1-2].


Вернуться9
В английском переводе книги Парето указан итальянский аналог термина "элиты" - aristocrazia. Что касается Моска, то в его работе речь идет не столько об "элитах", сколько об "олигархиях", "правящем", "политическом".


Вернуться10
С. Морган, например, так сформулировала этот подход: "Если материнские качества, связанные с женщиной, являются действительно желанными качествами, то они должны быть желанными не только для женщин" [23, с. 78].


Вернуться11
"... с биологической или психологической точки зрения не существует ни чисто мужских, ни чисто женских качеств. Наоборот, каждый индивид представляет собой смесь биологических характеристик, присущих его полу, с биологическими характеристиками, присущими противоположному полу" [24, с. 77].


Вернуться12
см. например "Приметы времени", "Образ действий", "Подводя итоги", "Мир семьи", "Гуманист", "Природа вещей", "Психотека", "Городской пейзаж", "Характер", "Обратная связь", "Дороги к храму", "Путешествия и приключения", "Мир женщины", "Это мы", "Нравы", "Век учись", "Стиль жизни", "Детский уголок", "Нравы", "Экзотика", "Компьютерные игры", "Чудаки", "Братья меньшие", "Хобби", "Образ моды", "Скандал", "Вкусы", "Премьера", "Конкурсы", "Праздник", "Авто", "Крутой маршрут", "Стиль".


Вернуться13
В этом отношении показательна стилистика аргументации сторонниц подобного подхода. Одна из российских исследовательниц в статье с названием "Женщины в сфере управления" так мотивирует свой тезис: "...если женщины мыслят, чувствуют и поступают несколько иначе, чем мужчины, то это отличие не порок, а преимущество, дополнение и обогащение жизни общества... Все в мире совершается через истинное соотношение женского и мужского начал, их взаимопроникновение, гармонизацию" [28, с. 48].

Использованная литература

  1. Силласте Г. (1991). Женщины в политической жизни //Коммунист, # 8.
  2. Lipovskaya, O. (1992). New Women's Organizations //Buckley, M. (ed.) Perestroika and Soviet Women. Cambridge; New York: Cambridge University Press.
  3. McNay, L. (1992). Foucault and Feminism: Power, Gender and the Self. Cambridge: Polity Press.
  4. Ramazanoglu, C. (ed.) (1993). Up Against Foucault : Explorations of Some Tensions Between Foucault and Feminism. London ; New York: Routledge.
  5. Butler, J. (1993). Sexual Inversions // Caputo, J., Yount, M. (eds.) Foucault and the Critique of Institutions. University Park: The Pennsylvania University Press.
  6. Foucault, M. (1990). The History of Sexuality. Vol.1: an Introduction. New York: Vintage Books.
  7. Macey, D. (1993). The Lives of Michael Foucault. London: Hutchinson.
  8. Smith, D. (1988). Femininity as Discourse. // Roman, L., Christian-Smith, L., Ellsworth, E. (eds.). Becoming Feminine: the Politics of Popular Culture. London; New York: Falmer Press.
  9. Whelehan, I. (1995). Modern Feminist Thought: From the Second Wave to "Post-feminism". New York : New York University Press.
  10. Силласте Г. (1994). Женские элиты в России // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. - Москва: Наука. Статья под таким же названием опубликована в журнале "Общественные науки и современность", 1994, # 1. Ссылки даются по статье из сборника.
  11. Силласте Г. (1994). Социогендерные отношения в период социальной трансформации в России // Социологические исследования, # 4. Все ссылки на эту статью даются по ее английскому изданию:
  12. Sillaste, G. (1995). Sociogender Relations in the Period of Social Transformation in Russia // Russian Social Science Review, July-August.
  13. Pareto, V. (1991). The Rise and Fall of Elites : an Application of Theoretical Sociology. New Brunswick, N. J., U.S.A.: Transaction Publishers.
  14. Mosca, G. (1939). The Ruling Class. New York: McGraw-Hill Book Company.
  15. Szelenyi, I., Wnuk-Lipinski, E., Treiman, D. (eds.) (1995). Circulation vs. Reproduction of Elites During the Post-Communist Transfromation of eastern Europe // Theory and Society. Renewal and Critique in Social Theory. Vol. 24 (5).
  16. Neuman, E. (1994). The Meaning of the Earth Archetype for Modern Times // Neuman, E. The Fear of the Feminine and Other Essays on Feminine Psychology. Princeton: Princeton University Press.
  17. Moi, T. (1984). Sexual/Textual Politics. London: Routledge.
  18. Grant, J. (1993). Fundamental Feminism: Contesting the Core Concepts of Feminist Theory. New York: Routledge.
  19. Мороз О. (1996). Они опять желают немного поэкспериментировать над нами // Литературная газета, 15 мая 1996.
  20. Zetterberg, H. (1991). Pareto's Theory of Elites // Pareto, V. The Rise and Fall of Elites : an Application of Theoretical Sociology. New Brunswick, N. J., U.S.A.: Transaction Publishers.
  21. Posadskaya, A. (1992). Self-portrait of a Russian Feminist //New Left Review. No 195.
  22. Rimashevskaia, N. (1989). The New Women's Studies //Buckley, M. (ed.) Perestroika and Soviet Women. Cambridge, New York: Cambridge University Press.
  23. Morgan, S. (1990). Conceptualizing and Changing Consciousness: Socialist Feminist Perspectives // Hansen, K. and Philipson, I. (eds.) Women, Class, and the Feminist Imagination: a Socialist-Feminist Reader. Philadelphia: Temple University Press.
  24. Freud, S. (1962). Three Contributions to the Theory of Sex. New York: E. P.Dutton & Co., Inc.
  25. Sharon, N. (1991). Men, women and leadership // Nation's Business Vol.79, Iss. 5. 25.
  26. Simpson, M. (1994). Male Impersonators: Men Performing Masculinities. London: Routledge.
  27. Craik, J. (1994). The Face of Fashion: Cultural Studies in Fashion. London; New York: Routledge.
  28. Захарова Н., Посадская А., Римашевская Н. (1989). Как мы решаем женский вопрос // Коммунист, # 4.
  29. MacKinnon, C. (1987). Feminism Unmodified: Discourses on Life and Law. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  30. Кондакова Н. (1994). Женщины в сфере управления. // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. - Москва: Наука.
  31. Eisenstein, H. (1991). Gender Shock: Practicing Feminism on Two Continents. Boston: Bacon Press.
  32. Gilligan, C. (1982). In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  33. Chodorow, N. (1978). The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkeley: University of California Press.
  34. Kamler, H. (1994). Identification and Character. A Book on Psychological Development. New York: SUNY.
  35. Di Stefano, C. (1991). Configurations of Masculinity: a Feminist Perspective on Modern Political Theory. Ithaca: Cornell University Press.
  36. Butler, J. (1990). Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge.
  37. Althusser, L. (1971). Lenin and Philosophy, and Other Essays. New York: Monthly Review Press.
  38. Foucault, M. (1972). The Archaeology of Knowledge. London: Tavistock.
  39. Bourdieu, P. (1977). Outline of a Theory of Practice. Cambridge, New York: Cambridge University Press.
  40. Searle, J. (1984). Speech Acts. Cambridge. New York: Cambridge University Press.
  41. Sarup, M. (1989). An Introductory Guide to Post-Structuralism and Postmodernism. Athens: University of Georgia Press.
  42. De Lauretis, T. (1989). The Technologies of Gender. // De Lauretis, T. Technologies of Gender: Essays on Theory, Film, and Fiction. Bloomington: Indiana University Press.
  43. Задорнов М. (1996). В предыдущей жизни я был женщиной // Крокодил, # 3.
  44. Домострой (1990). Москва. Советская Россия.
  45. Flugel, J. C. (1966). The Psychology of Clothes. New York: International Universities Press.
  46. Silverman, K. (1986). Fragments of Fashionable Discourse // Modleski, T. (ed.) Studies in Entertainment: Critical Approaches to Mass Culture. Bloomington: Indiana University Press.
  47. Mulvey, L. (1989). Visual pleasure and narrative cinema // Mulvey, L. Visual and Other Pleasures. Bloomington: Indiana University Press.
  48. Bell, Q. (1948). On Human Finery. London, Hogarth Press.
  49. Игнатова Е. (1996). Зайцев соблазняет и грустит // Огонек, # 4.

* Адрес автора: Program on Gender and Culture, Central European University, Budapest, Nador u.9, 1051-H, Hungary; e-mail: g96ous72@sirius.ceu.hu

Сокращенный вариант статьи вышел в свет в журнале "Человек", 1997, # 2.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru