Russian Journal winkoimacdos
15.06.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Основная тенденция информационно-политической недели: формирование тематики чрезвычайности

В течение минувшей недели информационно-политическая повестка дня продолжала формироваться в рамках кризисной тематики, сдвигаясь в сторону тематики чрезвычайности.

К концу недели в информационном поле сформировалась тенденция негативного освещения действий власти как "чрезвычайных", с опорой на ассоциативный ряд, отсылающий ко временам сталинских репрессий. В информационном поле размножились такие образы, как "террор", "устрашающая политическая кампания", "донос", "бесплатный осведомитель", "ночной обыск и арест", "сведение счетов с неугодными людьми", "убийство как способ политической борьбы".

Особенно сильно эта тенденция проявилась при освещении налоговой политики Б.Федорова, дела руководства Госкомстата (см. ниже) и убийства Л.Юдиной, а также в комментариях по поводу кадровых назначений в Кремле и подготовки амнистии:

Еженедельник "Век" прямо сравнил Б.Ельцина со Сталиным 20-х годов.

Важно, что автор чрезвычайных мер не просматривается.

Чрезвычайный контекст формируется в отрыве от антикризисных усилий правительства и в отрыве от деятельности президента. Закрепляется прежняя тенденция распада образа власти: чрезвычайные действия не исходят от центра власти, силовые действия - децентрализованы, мотивация решительных мер и объект их применения не обозначены и, следовательно, поддаются расширительному толкованию. В СМИ происходит постоянное перетасовывание предположений об их причинах, в результате которого претенденты на роль чрезвычайного субъекта "открещиваются" от такой роли и меняются местами (президент, правительство, прокуратура, Б.Федоров, С.Степашин) либо, наоборот, неожиданно и необычно претендуют на лидирующую роль в чрезвычайном сценарии (Г.Явлинский, заявления которого подтверждает С.Степашин).

Зона чрезвычайных событий охватывает федеральный, региональный, политический, экономический и идеологический уровни. Она структурируется рамками общефедерального информационного ряда:

В чрезвычайный контекст переносятся интерпретации в отношении ситуации на Северном Кавказе (обстановка на осетино-ингушской границе напоминает годы гражданской войны, "Н.Изв.", 9.06; война Чечни и Дагестана (или Чечни и России) не за горами, "Труд", 9.06) и прогнозы относительно развития событий вокруг реформы образования (в провинции подрастает голодная, злая, ненавидящая Москву и готовая к революционным действиям молодежь, "РТ", 9.06).

Постоянное повышение градуса чрезвычайщины формирует образ распавшейся, но угрожающей власти, усиливает мощность пессимистических прогнозов. Недавние оптимистические ожидания, связанные с наметившимся преодолением финансового кризиса и с надеждами на продекларированную поддержку со стороны Запада (интерпретируемую как возможность прямой финансовой помощи), сменились жесткими оценками финансово-экономической ситуации (финансовый кризис достиг уровня национальной катастрофы, "МП", 10.06) и ожиданиями финансового краха, возможного в любой момент ("Сегодня", "Завтра", "МП", 10.06). При этом возможность реальной финансовой поддержки со стороны Запада теперь либо оспаривается вообще, либо оценивается в терминах возможности дотянуть на иностранных кредитах хотя бы до осени ("Итоги", 10.06). Соединение кризисного сценария с чрезвычайным контекстом формируют образ бесперспективного и недружественного близкого будущего, поскольку серьезных улучшений в жизни людей не предвидится, а отношения простых людей с властью станут еще напряженнее, и в результате затягивать ремни придется всем ("МК", 10.06). В такой подаче тезисы о центре, стремящемся ввести в действие прообраз жесткой централизованной системы управления в чрезвычайных обстоятельствах, своего рода "хунту" ("МП", 10.06), выглядят для аудитории СМИ как подтверждаемые все новыми фактами.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru