22.09.1997 |
СПб.: Пушкинский фонд. 1997. - 72 с. |
||
Возможно, самая яркая часть книги - предисловие (увы, в прозе). Небольшая, начисто лишенная пафоса исповедь писателя, "болдинская осень" которого - позади. История книги, которую читатель держит в руках. Первые опыты в Литобъединении (выясняется, что Битов "начал свой путь как профессионал, не написав еще ни строчки: с плагиата"), первая публикация (немедленно уничтоженная), переход к спокойной семейной законопослушной жизни - и к прозе. Затем - трогательное признание: "...стал использовать всякий повод для подношений и поздравлений, передавал лиру герою, имитировал перевод... все, что угодно, лишь бы сохранить гордую позицию: я не поэт и никогда таковым себя не полагал". И ключевое признание - да, всю жизнь писал стихи, но (очень важное "но") - как любитель, то есть - как в прошлом веке и ранее (в альбом, на случай и т.д.). Битов - наследник Пушкина. Не в смысле поэтического таланта или места в литературе (Боже упаси, на это он не претендует), а по своему отношению к творчеству - смеси требовательности к себе и свободы. Цитаты из "солнца русской поэзии" видны и слышны на каждой странице сборника: из жизни, из книг - отовсюду. Как никогда уместен и логотип издательства на форзаце - лубочная картинка, Пушкин за столом с кем-то (Самсоном Выриным? И. П. Белкиным? Акакием Акакиевичем?). За этот же столик пытается сесть и Битов - смущаясь и колеблясь, оправдываясь и призывая всех возможных адвокатов. В качестве таковых выступают Ахмадулина, Бродский, Высоцкий - друзья, знакомые и адресаты стихотворных посланий. На особом месте - стихи Ленечки из повести "Лес" (апокрифичные строки, приписанные автором герою, прототипом которого стал погибший поэт Леонид Губанов), как бы выпадающие из общего строя книги. А вообще Битов продолжает стесняться своего любительства, постоянно оправдывая стихи прозой: разделы книги (ее подзаголовок - "Дневник прозаика") называются "После романа", "Между романами", а среди стихов - "конспект" "Пушкинского дома", отрывки из упомянутого "Монахова", а также из "Преподавателя симметрии", "Человека в пейзаже"... Ключ к сборнику - его первоначальное название: "Ваза в ночи". Кстати, оно осталось лейтмотивом книги - чего стоят такие названия, как "Ночная ваза", "Ночной горшок", "Vaz Nocturnum" - если верить автору, означенный образ преследует его на протяжении всей поэтической деятельности (интересно, что в прозе этот образ отсутствует напрочь). Конечно, стихи Битова - не отбросы, но тема, повод для описания скрытого, стыдного, ночного - и в то же время своего (не открестишься, не спрячешь). Стихи, составившие сборник, можно назвать очень неровными, но следует помнить об авторской задаче - избавиться от груза, вложить в одну книгу то, что преследовало его всю жизнь. Думается, это первая и последняя поэтическая книга Битова. Для внимательного читателя это неизбежный последний том собрания сочинений, который включает письма, наброски, неопубликованные произведения - без него не обойдешься. С другой стороны - как знать - быть может, в ближайшем будущем нас ждет еще немало стихов, поэм и романов в стихах Битова: непредсказуемость - свойство таланта. Антон Долин Книга на вчера: |
В начало страницы Русский Журнал. 22.09.1997. Антон Долин. Андрей Битов. В четверг после дождя (Дневник прозаика). Стихотворения. http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-09-22/dolin.htm Пишите нам: russ@russ.ru |