|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Не за теми зайцами Илья Овчинников Дата публикации: 28 Февраля 2001 получить по E-mail версия для печати
Предельный нигилист, Николай Всеволодович не мог не понимать, как недальновидны, ограниченны и неумны "отрицающие наши", как несерьезны и трагикомичны их попытки действовать, как сильно замкнуты "наши" сами на себе. Но, при всем этом, Ставрогин не мог им не завидовать - он сам действительно был уже ко всему равнодушен; нигилисты же, при их суетливости, за что-то брались, питали те или иные надежды. И если многим их надежды были внушены именно Ставрогиным, то сам он оставался скучающим аристократом, стоящим в стороне, - если действующих, то лишь от "нечего делать". Надежды же нигилистов были искренними - каждый, подобно Ноздреву, неистово гнался за своим "зайцем". В романе "Отцы и дети" Николай Петрович Кирсанов спрашивает: "Нигилист... это слово означает человека, который... который ничего не признает?" "Скажи: который ничего не уважает",3 - отвечает ему родной брат. В данном случае отцы допускают явную натяжку, которую Базарову приходится опровергать в течение всего романа. Кого-нибудь или что-нибудь уважать необходимо каждому; вера Базарова - это человеческая личность сама по себе, это лягушки, это наука. Религия Подпольного (как и Кириллова) - это своеволие. Есть свои "зайцы" и у нечаевцев в "Бесах" - Виргинский, как мы помним, мечтает "насчет алюминия", Шигалев одержим идеей земного рая... Даже у Петра Верховенского есть "идол" - это собственно Николай Ставрогин, которого Петруша мечтает в грядущую смуту сделать "Иваном-царевичем", таинственным самозванцем. Личная трагедия каждого в том, что ни у одного "заяц" еще не пойман, у каждого он - "еще бегает". Вера в ту или иную идею вместо Бога оказывается недостаточной для того, чтобы быть надежной опорой человеку на всю жизнь.
"Под нигилизмом, - пишет С.Л.Франк, - я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей".4 С этим определением можно было бы согласиться и с уверенностью опираться на него в дальнейшем, если бы не контекст статьи в целом. Из контекста же ясно - нигилизм настолько противоречив и двойственен, что данное определение не представляется вполне исчерпывающим даже автору статьи. "Поскольку вообще с нигилизмом соединима общеобязательная и обязывающая вера, этой верой может быть только морализм". Морализм С.Л.Франк определяет, как непризнание "никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. <...> Хотя жизнь всякого верующего подчинена строгой морали, но в ней мораль имеет не самодовлеющее, а лишь опосредованное значение"; у нигилиста же мораль "абсолютизируется и кладется в основу всего практического мировоззрения".5
Согласно Бердяеву, для русского нигилиста социализм - это религия, в основе которой - атеизм и неверие в бессмертие. В свою очередь, "Неверие в бессмертие порождает ложную чувствительность и сострадательность". То есть, всякий русский нигилист готов предложить вместо Бога самого себя?9 Думается, что это не вполне верно. В понимании Достоевского нигилизм действительно напрямую связан с атеизмом. Но даже безбожный вопрос Ивана Карамазова о слезе ребенка - искренен, даже в нем чувствуется тоска по вере. И если оба философа, мнения которых мы привели, считают, что нигилизм отвергает объективные начала, то верным будет и "как бы противоположное" утверждение: ниспровергая в силу своего мироощущения те или иные ценности, нигилисты мечтают о каких-либо ценностях иных и стараются изо всех сил найти или придумать их сами.
Так, писательница Е.Н.Водовозова в воспоминаниях "На заре жизни" старается обрисовать нигилизм "от противного": "Людей шестидесятых годов называют нигилистами, отрицателями... но эта кличка совершенно неудачна... В эпоху нашего обновления молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием. Нигилисты горячо верили во всесильное значение естественных наук, в великую силу просвещения... в возможность улучшения материального положения народа, коренного преобразования всего общественного строя и водворения... равенства, свободы, справедливости и счастья на земле... горячо верили, то все эти блага возможно осуществить в очень близком будущем, и эта вера у многих из них доходила до детской наивности".10 В.Г.Короленко в "Истории моего современника" высказывает, казалось бы, обратную точку зрения: "...нечаевское дело было характерно для нигилистического периода.11 Никакой веры, на которую могло бы опереться это поколение, - как последующее, например, верило в народ... У них был только крайний рационализм и "математический расчет", более наивный, чем любая, самая наивная вера".12 Очевидно, что нигилисты Достоевского в народ не верят, им попросту нет до него дела (Шатов верит скорее в абстракцию, чем в народ). Но между тем наивным рационализмом, о котором говорит Короленко, и верой в скорое осуществление известных земных благ можно смело ставить знак равенства. Как говорит о нигилистах Бердяев, "отвергнув Бога, они сделали Бога из социализма и анархизма, они захотели переделать все человечество по новому штату и увидали в этом не относительную, а абсолютную задачу".13 Все точки зрения, таким образом, сходятся на том, что абсолютная задача у нигилистов - была. На примере нигилистов Достоевского мы можем видеть, что каждый из них мучится поисками веры. Как сказано в записных тетрадях к "Подростку" устами Версилова, "У них даже отрицание религии возведено в религию. Весь их нигилизм есть только страстная вера".14 Но их поиск веры приводит к "замкнутому кругу": не веруя в Бога и стараясь уверовать в ту или иную идею, нигилисты видят, что их идеи опровергаются самой жизнью и что новой религии для себя они выдумать не смогли. Вследствие этого их нигилистическое мироощущение абсолютизируется, "распространяется и на абсолютные духовные основы истории".15
Мы постарались показать, что слова о "смеси Ноздрева с Байроном" не могли быть у Достоевского случайными. На примере своих героев, которые являются не только порождением воображения художника, но и имеют конкретных прототипов в реальности и предшествующей литературе, Достоевский убедительно доказал: вышеозначенная "смесь" не есть его выдумка, она состоялась в жизни как болезненный тип переходного времени. Но если на первый взгляд замысел автора может показаться следующим: от Байрона и его последователей нигилистам досталось благородство и тоскующее сердце, а от Ноздрева - пренебрежение к общественным нормам поведения (в узком и широком смысле), - то допустимо и иное понимание. В глазах Достоевского, Байрон и байронизм заразили русское общество эгоизмом, непомерной заносчивостью и изначальной установкой на хандру, на "действовать не дают" и "не могу быть добрым"; отсюда же - сознательное игнорирование норм поведения и интересов окружающих. В "ноздревском начале, в свою очередь, есть не только грубость, а еще и непосредственное восприятие окружающего мира, уверенность в себе и в осмысленности своих действий. Таким образом, в нигилизме байроническая тоска становится тоской по вере и обогащается желанием "ловить своего зайца". Только любая из идей, в которые хотели бы поверить нигилисты, оказывается слишком "умышленной" и несостоятельной в столкновении с живой жизнью. Наиболее убедителен пример Шатова и его жены, преображающихся при рождении сына; сердца их открываются друг для друга и для новой жизни, обремененной настоящими, а не отвлеченными заботами. Убивает старуху Раскольников - и сразу же, задолго до искреннего раскаяния, чувствует, что сверхчеловеком он от этого не стал. По теории же кончает с собой великодушный и жизнелюбивый Кириллов - и не возражает против того, чтобы результаты этой жертвы были использованы Петром Верховенским во зло. Не вынося идеи, сходит с ума Иван Карамазов. Более оптимистичной оказывается история Аркадия Долгорукого, бурные события которой убеждают его обратиться к людям, а не к деньгам, не к погоне за богатством. Автор одной из сравнительно беспристрастных статей о "Бесах", Н.К.Михайловский, опасался распространения именно этой заразы: "В вошел романе, - обращался он к Достоевскому, - нет беса национального богатства, беса самого распространенного и менее всякого другого знающего границы добра и зла. Свиньи, одолеваемые этим бесом... будут похитрее ваших любимых героев. Если бы вы их заметили, они составили бы украшение вашего романа... Вы не за тех бесов ухватились".17 Если бы Достоевский счел для себя возможным изъясняться слогом Ставрогина, он мог бы с горечью сказать своим любимым героям: "Вы не за теми зайцами погнались". Примечания: 1 Т.10. С.514. 2 T.11. С.304. 3 Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Указ. изд. Т.3. С.186. 4 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России: сборники статей 1909-1910. М., 1991. С.159. 5 Там же. С.159, 156, 160. 6 Ким Ю. Диалог о совести // Ким Ю. Творческий вечер. М., 1990. С.157. 7 Бердяев Н.А. Духи русской революции. С.14-15. 8 Там же. С.15,16. 9 Нельзя по этому поводу не вспомнить слова Степана Трофимовича Верховенского: "О карикатура! Помилуй, кричу ему [сыну], да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?" (Т.10. С.171) 10 Водовозова Е.Н. На заре жизни // Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания в 2 томах, Т. 2. С. 206-207. 11 Ср. со словами Н.К.Михайловского: "Нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом" (Михайловский Н.К. Литературные и журнальные заметки. "Отечественные записки". 1873. #2. Oтд. II. С.323.) 12 Короленко В. Г. История моего современника // Короленко В.Г. Собр. соч. в 5 т. Т.4. С.443-444. 13 Бердяев Н.А. Указ. соч. С.14. 14 Т.16 С.285. 15 Бердяев Н.А. Указ. соч. С.16. 16 Т.16. С.77. 17 Михайловский Н.К. Указ.соч. С.342-343. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||