Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Не за теми зайцами
Илья Овчинников

Дата публикации:  28 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Знаете ли, что я смотрел доже на отрицающих наших со злобой, от зависти к их надеждам? Но вы напрасно боялись: я не мог быть тут товарищем, ибо не разделял ничего. А для смеху, со злобы, тоже не мог... потому, что все-таки имею привычки порядочного человека, и мне мерзило",1 - говорит Ставрогин в предсмертном письме к Даше Шатовой. "Я ничего не хочу отрицать, но я ко всему равнодушен", - это уже из чернового варианта того же письма.2

Предельный нигилист, Николай Всеволодович не мог не понимать, как недальновидны, ограниченны и неумны "отрицающие наши", как несерьезны и трагикомичны их попытки действовать, как сильно замкнуты "наши" сами на себе. Но, при всем этом, Ставрогин не мог им не завидовать - он сам действительно был уже ко всему равнодушен; нигилисты же, при их суетливости, за что-то брались, питали те или иные надежды. И если многим их надежды были внушены именно Ставрогиным, то сам он оставался скучающим аристократом, стоящим в стороне, - если действующих, то лишь от "нечего делать". Надежды же нигилистов были искренними - каждый, подобно Ноздреву, неистово гнался за своим "зайцем". В романе "Отцы и дети" Николай Петрович Кирсанов спрашивает:

"Нигилист... это слово означает человека, который... который ничего не признает?" "Скажи: который ничего не уважает",3 - отвечает ему родной брат. В данном случае отцы допускают явную натяжку, которую Базарову приходится опровергать в течение всего романа. Кого-нибудь или что-нибудь уважать необходимо каждому; вера Базарова - это человеческая личность сама по себе, это лягушки, это наука. Религия Подпольного (как и Кириллова) - это своеволие. Есть свои "зайцы" и у нечаевцев в "Бесах" - Виргинский, как мы помним, мечтает "насчет алюминия", Шигалев одержим идеей земного рая... Даже у Петра Верховенского есть "идол" - это собственно Николай Ставрогин, которого Петруша мечтает в грядущую смуту сделать "Иваном-царевичем", таинственным самозванцем. Личная трагедия каждого в том, что ни у одного "заяц" еще не пойман, у каждого он - "еще бегает". Вера в ту или иную идею вместо Бога оказывается недостаточной для того, чтобы быть надежной опорой человеку на всю жизнь.

Для помощи в решении этого вопроса мы хотели бы сослаться на ряд суждений о нигилизме, принятых в литературе. Прежде всего мы обратимся к статьям С.Л.Франка "Этика нигилизма" и Н.А.Бердяева "Духи русской революции".

"Под нигилизмом, - пишет С.Л.Франк, - я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей".4 С этим определением можно было бы согласиться и с уверенностью опираться на него в дальнейшем, если бы не контекст статьи в целом. Из контекста же ясно - нигилизм настолько противоречив и двойственен, что данное определение не представляется вполне исчерпывающим даже автору статьи. "Поскольку вообще с нигилизмом соединима общеобязательная и обязывающая вера, этой верой может быть только морализм". Морализм С.Л.Франк определяет, как непризнание "никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. <...> Хотя жизнь всякого верующего подчинена строгой морали, но в ней мораль имеет не самодовлеющее, а лишь опосредованное значение"; у нигилиста же мораль "абсолютизируется и кладется в основу всего практического мировоззрения".5

Из этих слов явствует, на наш взгляд, что концепция нигилизма в статье С.Л.Франка страдает отсутствием цельности. Если нигилизм не признает абсолютных ценностей, то каким же образом в основе нигилистического мировоззрения лежит морализм? Когда человеку доступно "безошибочно отличать дурное от доброго"6 когда у его мировоззрения есть основа как таковая, это еще не значит, что он верует в Бога; но говорить в этом случае об отрицании объективных ценностей уже неуместно - что же может быть более объективным, нежели критерии добра и зла? Поэтому мы не считаем вполне возможным согласиться с определением нигилизма, данным в статье С.Л.Франка.

БердяевВ "Духах русской революции" Н.А.Бердяева развиты и уточнены многие из положений статьи "Этика нигилизма". Если Франк считал, что нигилизм абсолютизирует не идеалы, а само служение им, то в концепции Бердяева русский нигилизм уравнивает и бунт, и его цель: "Для Достоевского проблем русской революции, русского нигилизма и социализма, религиозного по существу, это - вопрос о Боге и бессмертии... Русский революционный социализм никогда не мыслился, как переходное состояние... он мыслился всегда, как окончательное состояние, как царство Божие на земле... [...] Это - бунт против божественного миропорядка, неприятие человеческой судьбы, определенной Божьим промыслом".7

Если в концепции Франка нигилизм парадоксально связывался с морализмом, то Бердяев справедливо отвергает возможность такой постановки вопроса. Он анализирует знаменитый вопрос Ивана Карамазова о том, стоит ли счастье всего человечества слез одного ребенка: "Сама постановка такого вопроса - атеистична и безбожна... Утереть слезинку ребенку и облегчить его страдания есть дело любви. Но пафос Ивана не любовь, а бунт. <...> Русские сплошь и рядом бываем нигилистами-бунтарями из ложного морализма... Русский нигилист-моралист думает, что он любит человека и сострадает человеку более, чем Бог, что он исправит замысел Божий о человеке и мире... Но он же ничего не сделает реально, чтобы слез было меньше".8

Согласно Бердяеву, для русского нигилиста социализм - это религия, в основе которой - атеизм и неверие в бессмертие. В свою очередь, "Неверие в бессмертие порождает ложную чувствительность и сострадательность". То есть, всякий русский нигилист готов предложить вместо Бога самого себя?9 Думается, что это не вполне верно. В понимании Достоевского нигилизм действительно напрямую связан с атеизмом. Но даже безбожный вопрос Ивана Карамазова о слезе ребенка - искренен, даже в нем чувствуется тоска по вере. И если оба философа, мнения которых мы привели, считают, что нигилизм отвергает объективные начала, то верным будет и "как бы противоположное" утверждение: ниспровергая в силу своего мироощущения те или иные ценности, нигилисты мечтают о каких-либо ценностях иных и стараются изо всех сил найти или придумать их сами.

Здесь хотелось бы привести еще две точки зрения на нигилизм. Они не претендуют на обобщения и философскую глубину; особенность этих суждений в том, что вызваны они непосредственными впечатлений от общения с конкретными людьми. На первый взгляд, эти мнения кажутся прямо противоположными, но в итоге они сближаются друг с другом, как любые крайности.

Так, писательница Е.Н.Водовозова в воспоминаниях "На заре жизни" старается обрисовать нигилизм "от противного": "Людей шестидесятых годов называют нигилистами, отрицателями... но эта кличка совершенно неудачна... В эпоху нашего обновления молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием. Нигилисты горячо верили во всесильное значение естественных наук, в великую силу просвещения... в возможность улучшения материального положения народа, коренного преобразования всего общественного строя и водворения... равенства, свободы, справедливости и счастья на земле... горячо верили, то все эти блага возможно осуществить в очень близком будущем, и эта вера у многих из них доходила до детской наивности".10

КороленкоВ.Г.Короленко в "Истории моего современника" высказывает, казалось бы, обратную точку зрения: "...нечаевское дело было характерно для нигилистического периода.11 Никакой веры, на которую могло бы опереться это поколение, - как последующее, например, верило в народ... У них был только крайний рационализм и "математический расчет", более наивный, чем любая, самая наивная вера".12 Очевидно, что нигилисты Достоевского в народ не верят, им попросту нет до него дела (Шатов верит скорее в абстракцию, чем в народ). Но между тем наивным рационализмом, о котором говорит Короленко, и верой в скорое осуществление известных земных благ можно смело ставить знак равенства. Как говорит о нигилистах Бердяев, "отвергнув Бога, они сделали Бога из социализма и анархизма, они захотели переделать все человечество по новому штату и увидали в этом не относительную, а абсолютную задачу".13

Все точки зрения, таким образом, сходятся на том, что абсолютная задача у нигилистов - была. На примере нигилистов Достоевского мы можем видеть, что каждый из них мучится поисками веры. Как сказано в записных тетрадях к "Подростку" устами Версилова, "У них даже отрицание религии возведено в религию. Весь их нигилизм есть только страстная вера".14 Но их поиск веры приводит к "замкнутому кругу": не веруя в Бога и стараясь уверовать в ту или иную идею, нигилисты видят, что их идеи опровергаются самой жизнью и что новой религии для себя они выдумать не смогли. Вследствие этого их нигилистическое мироощущение абсолютизируется, "распространяется и на абсолютные духовные основы истории".15

Если в случае с Раскольниковым (ограбить старуху и обеспечить будущее семьи), с Иваном Карамазовым ("русский по преимуществу, - как говорит Бердяев, - проклятый вопрос" о слезах ребенка) нигилизм исходит будто бы из заботы о ближнем, то в итоге он приходит ко вседозволенности, к разрешению убийства. В случае с Подпольным, с Кирилловым (который хочет сам быть Богом, если Бога нет), с Аркадием Долгоруким (собирающимся стать "Ротшильдом"), да и с Шатовым (идея обновить весь мир именем нового Бога), - нигилизм приходит к крайнему индивидуализму; каждый из перечисленных героев закрывается от мира в своем собственном "подполье" и готов пожелать "всему миру провалиться" - это вполне в духе их идей и настроений. "Все, что не по вере их, - говорит о них Версилов, - то и отрицается. А что не по вере их? Весь наш мир. Вот наш весь мир и отрицается".16

Мы постарались показать, что слова о "смеси Ноздрева с Байроном" не могли быть у Достоевского случайными. На примере своих героев, которые являются не только порождением воображения художника, но и имеют конкретных прототипов в реальности и предшествующей литературе, Достоевский убедительно доказал: вышеозначенная "смесь" не есть его выдумка, она состоялась в жизни как болезненный тип переходного времени. Но если на первый взгляд замысел автора может показаться следующим: от Байрона и его последователей нигилистам досталось благородство и тоскующее сердце, а от Ноздрева - пренебрежение к общественным нормам поведения (в узком и широком смысле), - то допустимо и иное понимание.

Байрон В глазах Достоевского, Байрон и байронизм заразили русское общество эгоизмом, непомерной заносчивостью и изначальной установкой на хандру, на "действовать не дают" и "не могу быть добрым"; отсюда же - сознательное игнорирование норм поведения и интересов окружающих. В "ноздревском начале, в свою очередь, есть не только грубость, а еще и непосредственное восприятие окружающего мира, уверенность в себе и в осмысленности своих действий. Таким образом, в нигилизме байроническая тоска становится тоской по вере и обогащается желанием "ловить своего зайца". Только любая из идей, в которые хотели бы поверить нигилисты, оказывается слишком "умышленной" и несостоятельной в столкновении с живой жизнью.

Наиболее убедителен пример Шатова и его жены, преображающихся при рождении сына; сердца их открываются друг для друга и для новой жизни, обремененной настоящими, а не отвлеченными заботами. Убивает старуху Раскольников - и сразу же, задолго до искреннего раскаяния, чувствует, что сверхчеловеком он от этого не стал. По теории же кончает с собой великодушный и жизнелюбивый Кириллов - и не возражает против того, чтобы результаты этой жертвы были использованы Петром Верховенским во зло. Не вынося идеи, сходит с ума Иван Карамазов. Более оптимистичной оказывается история Аркадия Долгорукого, бурные события которой убеждают его обратиться к людям, а не к деньгам, не к погоне за богатством.

Автор одной из сравнительно беспристрастных статей о "Бесах", Н.К.Михайловский, опасался распространения именно этой заразы: "В вошел романе, - обращался он к Достоевскому, - нет беса национального богатства, беса самого распространенного и менее всякого другого знающего границы добра и зла. Свиньи, одолеваемые этим бесом... будут похитрее ваших любимых героев. Если бы вы их заметили, они составили бы украшение вашего романа... Вы не за тех бесов ухватились".17 Если бы Достоевский счел для себя возможным изъясняться слогом Ставрогина, он мог бы с горечью сказать своим любимым героям: "Вы не за теми зайцами погнались".

Окончание Читать дальше


Примечания:

Вернуться1 Т.10. С.514.

Вернуться2 T.11. С.304.

Вернуться3 Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Указ. изд. Т.3. С.186.

Вернуться4 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России: сборники статей 1909-1910. М., 1991. С.159.

Вернуться5 Там же. С.159, 156, 160.

Вернуться6 Ким Ю. Диалог о совести // Ким Ю. Творческий вечер. М., 1990. С.157.

Вернуться7 Бердяев Н.А. Духи русской революции. С.14-15.

Вернуться8 Там же. С.15,16.

Вернуться9 Нельзя по этому поводу не вспомнить слова Степана Трофимовича Верховенского: "О карикатура! Помилуй, кричу ему [сыну], да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?" (Т.10. С.171)

Вернуться10 Водовозова Е.Н. На заре жизни // Водовозова Е.Н. На заре жизни. Воспоминания в 2 томах, Т. 2. С. 206-207.

Вернуться11 Ср. со словами Н.К.Михайловского: "Нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом" (Михайловский Н.К. Литературные и журнальные заметки. "Отечественные записки". 1873. #2. Oтд. II. С.323.)

Вернуться12 Короленко В. Г. История моего современника // Короленко В.Г. Собр. соч. в 5 т. Т.4. С.443-444.

Вернуться13 Бердяев Н.А. Указ. соч. С.14.

Вернуться14 Т.16 С.285.

Вернуться15 Бердяев Н.А. Указ. соч. С.16.

Вернуться16 Т.16. С.77.

Вернуться17 Михайловский Н.К. Указ.соч. С.342-343.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Овчинников, Достоевский и нигилизм /28.02/
Тема "Нигилизм в понимании Достоевского" почти не разработана научно; в понятии "нигилизм" для писателя связаны самые разные веяния современной ему российской жизни. Разоблачая сущность нравственного нигилизма, Достоевский не мог не признать силы его воздействия на человека и на общество в целом. И если Достоевский предполагал показать обреченность нигилизма, у него получилось скорее наоборот.
Достоевский в современном мире /05.12/
АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА" (21.06.2004) /21.06/
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100