Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Второй выпуск
Дата публикации:  8 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Текущий выпуск Сборник Прислать текст Рейтинг Архив выпусков
Вторая неделя первого тура

Первый тур любой новой игры однозначно показывает ошибки, допущенные при составлении правил. В частности, стало ясно, что четыре недели на один сюжет - это много, игроки устают и желают разнообразия. С другой стороны, одна неделя - это мало и неинтересно, ибо тексты, присланные по прочтении других текстов, имеют свои крайне интересные, отличительные черты. Например, понятно, что играть на второй неделе труднее, чем на первой: многие варианты развития темы уже использованы, для создания оригинального текста необходимо попыхтеть. С третьей стороны, обрабатывающие тему на второй неделе тура могут конденсировать некоторые интересные идеи из того, что написали другие... Словом, две недели - это вкусно. К тому же, подумалось мне, ко второй неделе можно давать игрокам маленькие подсказки, облегчающие работу. Словом, стоит, видимо, сделать следующее:

1. На каждую тему будет отводиться не четыре, а две недели: динамизм игры повысится, да и разбиение "неделя-неделя" явно вносит в игру дополнительный смысл.

2. Таким образом, в итоговом сборнике будет не 12, а 24 темы - тоже хорошо. Но тогда каждую неделю мы с вами будем отбирать для сборника не один текст из трех, а два, скажем, из пяти. Тогда и мне будет легче, - текстов, достойных голосования, явно приходит гораздо больше, чем три, и чем мне узурпаторски рубить, лучше вы будете демократически отсеивать.

Итак, сегодня открывается вторая неделя первого тура. Успеха всем.

Меня порадовали текстами. За первую неделю заслуживающих рассмотрения работ набралось больше двух десятков. Кроме того, хороши были всякие мысли, не выраженные авторами в текстах, но высказанные в общей форме. Норвежский Лесной, например, предложил такой сюжет: маленькая девочка пишет письмо на ежей, обидное для Леонида Делицына - и тут ей наступает пиздец... Но текст не прислал, гад.

Интересно было то, как по-разному авторы называют "Конденсатор". Три самых употребимых слова - "игра", "проект" и ни разу, кажется, не употребленное лично мной слово "конкурс". Я совершенно не склонна считать Конденсатор литературным конкурсом. Конкурс - это другие намерения, цели и структуры. Так что "соревновательную" сущность этого проекта, видимо, лучше всего выражает слово игра.

Что же касается текстов первой недели - они варьировались самыми изумительными образами: от трогательно-минималистического, в одну строку:

- Ну, бейте меня, бейте!

до сказки о детстве Ивана Бодхихармы, присланной Татой Ш.:

═══════════ "...и вот в один прекрасный день Ваня вышел в сад и чуть не столкнулся на дорожке с великолепным ярким петухом. Ваня потянулся поиграть с ним, но петух вдруг рассвирепел и клюнул Ваню в нос. Больно, а главное, обидно.

- Вот он, вот он! - раздался крик. Толстый человек с огромным топором подбежал к петуху, схватил его за шею и потащил в дом, на кухню. Другой на месте Вани порадовался бы, что обидчика настигло возмездие, но Ване стало еще больнее, чем когда петух его клюнул, и он горько расплакался над тарелкой с куриным супом".

Такой "Месяц в Дахау" для самых маленьких. Вообще-то, хорошая сказка, загадочная и со вполне оригинальной идеей.

Очень интересно анализировать две вещи: степень абстрагирования темы (уход от числа "семь", например) и степень разброса текстов относительно заданных в теме слов (например, относительно слова "Каин"). Что касается первой, тут из двух с лишком десятков оцениваемых мной текстов примерно 80% использовали заданное числительное буквально: воздавалось только всемеро, именно всемеро, конкретно всемеро. Пара текстов, в чaстности,═ очень понравившаяся мне "Шаверма" Птицы, используют слово семь как "много":

════ "Вторник. Живот болит. И ноет и болит. Аслан говорит, приходил "семь═ несчастий", съел нашу шаверму и ушел. Говорит, теперь у нас будут несчастья. У Риты болит живот, лицо зеленое, не может стоять. У Аслана болит живот, у меня болит живот. Плохое место".

Зато сюжет хороший. :)

Вообще здесь для меня возникает некая художественная проблема: где провести границу, за которой тексты считаются несоответствующими теме? Я написала и стерла пару абзацев, в которых пыталась сформулировать правила проведения этой границы, пока не подумала: а, черт с ним. И решила сугубо по-женски действовать на уровне собственной интуиции. Диктатура - так диктатура.

Что же касается использования слова "Каин" и вообще ветхозаветного сюжета, здесь приятным образом особого зацикливания не было: авторы вполне свободно отходили от печальной истории братоубийства, обращая свои мысли к вещам более светлым - детоубийству, учителеубийству и просто всеобщему убийству.

"(...)Новый приступ осознания закружил его. Обрывки воспоминаний и случайные фразы вдруг сложились в категоричную определенность. Стычки с однокашниками заканчивались тем, что обидчик получал увечье даже без содействия не умеющего драться Ганина. Воспитатели, ловившие его на провинностях, быстро сами попадали на растратах. Детские дома, благополучно существовавшие на всех крутых изломах истории, скоропостижно разваливались, стоило ему там появиться. Смутные разговоры о матери, умершей во время тяжелых родов, дополнялись легендами о страшной судьбе предполагаемого отца. (...)"
═════════════════════════════════════════════════════ Сергей Лагунов, "Ганин"

═══ "(...)
═══ Саныч:
═══ - А вот, что такое реактивный снаряд?

═══ В это время в окно влетает реактивный снаряд средних размеров. БАЦ! Все погибают, кроме Сереги, которого в начале я не представил, потому что, во-первых, он сидел в холодильнике, а во-вторых, он кот".
═════════════════════════════════════════════════════ Константин Скворцов, "Реактивный снаряд"

═══ "Просто я подумал, а что если это правда? Про Игоря Петровича. Он тогда запретил мне на улицу выходить. На три дня. Еще сентябрь на дворе был. Ребята в футбол играли каждый день. А я всего-то две пробирки разбил. Знал бы, что так накажут - еще тот здоровенный бутыль грохнул бы. А на следующий день Игорь Петрович в аварию попал. Говорят, тормоза отказали. (...)"
═════════════════════════════════════════════════════ Евгений Савенков, "Лиссабон справа"

И уж в совершенно неожиданном ключе обрабатывает тему Пшат Мидрашин в рассказе "Откровенный шантаж":

═══════════ "Некий человек замечает, что с ним сбывается обещание, данное Богом Каину: вне зависимости от его, человека, воли все те, кто обидел или притеснил его хоть в самой малой мере, получают взамен семь раз то же несчастье или несчастье всемеро. Осознав собственную исключительность, он долго и не без удовольствия глядится в зеркало; затем игриво подмигивает отражению, показывает зачем-то самому себе нежно-малиновый язык, бежит к компьютеру и, матеря разбежавшиеся буквы, тычет тощим указательным пальцем в клавиатуру:

════════════ "Многоуважаемая Линор Горалик! Будьте настолько любезны опубликовать к понедельнику мой бездарно-постмодернистский текст в рамках вашего проекта "Конденсатор". В случае отказа, как вы это себе в последнее время стали позволять, вас ждет большое разочарование при попытке публикации в "Русском Журнале" ваших следующих семи статей.
═══════════ С почтением, знакомый вам Пшат Мидрашин."

За кое предупреждение ему отдельное спасибо. Рисковать я, как видите, не стала...

Но, конечно, окончательно разбирать обработку темы имеет смысл по окончании тура, то есть через неделю. Мне обещаны несколько симпатичных сюрпризов. Подождем.

Пока что на голосование я отбираю вот что:

Константин Скворцов. Реактивный снаряд
Дмитрий Брисенко. (Без названия)
Игорь Петров (ака Лабас). Песенка про Ваньку Каина
Рой Аксенов. Заметки на полях книги бытия
Птица. Шаверма

Очень прошу игроков и голосующих помнить, что целью как моего отбора, так и голосования является не только выбор текстов хороших, но и выбор текстов разных, чтобы вошедший в сборник срез был как можно более представительным с точки зрения сегодняшних авторских и читательских вкусов. Ну и, конечно, моего диктаторского поведения.

Напоминаю тему тура:

Некий человек замечает, что над ним сбывается обещание, данное богом Каину: вне зависимости от его, человека,═ воли все те, кто обидел или притеснил его хоть в самой малой мере, получают взамен семь раз то же несчастье или несчастье, всемеро большее.
.

Вот некоторые мои размышления и закидоны по теме:

- У Бодлера есть великолепное стихотворение-прокламация "Авель и Каин":

═══════ "(...)
═══════ Авеля дети! Теперь берегитесь,
═══════ Зов на последнюю битву я внемлю!**

═══════ Каина дети! На небо взберитесь,
═══════ Сбросьте неправого бога на землю!"

- Собственно, материалы по соответствующей истории из Ветхого Завета можно найти здесь, заодно с разбором и толкованиями.

- У Шекли есть очаровательный рассказ, близкий к нашей теме. Он называется, если я не ошибаюсь, "Предел желаний мужчины" и повествует о том, что может получиться, если слишком многого хотеть. Феминисткам и слабонервным читать не рекомендуется.

- Интересно, что будет, если такой человек, как описано в теме, попытается покончить с собой?

Идеей недели я смело называю высказаное Михаилом Эпштейном (ИнтелНет и многое другое) предложение организовать по окончании игры супертурнир, пригласив лучшие умы среди уже участвующих игроков плюс интеллектуалов разных поколений. Идея прекрасна и величественна, и я соглашаюсь с ней немедленно. Я бы только проводила такой турнир, скажем, раз в три месяца, по наиболее полюбившейся игрокам теме из отыгранных.

Посему я начинаю составлять список тех, кого хотелось бы на эту игру пригласить. Соответственно, жду от вас помощи: кого бы вы хотели видеть среди участников супертурнира? Присылайте имена, собирать список будем здесь. В супертурнире я, естественно, отбора текстов проводить не буду, голосовать будем по всем, выбирая первые 5 произведений, кои и войдут в заветный сборник. Первые предложения по поводу имен вношу я сама:

Михаил Эпштейн
Евгений Горный
Роман Лейбов
Виктор Сонькин
Иван Давыдов
Вячеслав Курицын

Будем надеяться, что приглашенные на супертур нам не откажут.

Клич

Наверное, подумалось мне, будет интересно задействовать игроков в выборе тем. Присылайте темы для игр, тогда я буду в конце каждого тура выставлять на голосование особо приглянувшиеся. В свете того, что главной задачей нашего с вами проекта является создание зеркала сегодняшних литературных вкусов, интересов и мод, такой подход к темам будет как нельзя кстати.

Да, еще одно: тексты можно присылать с иллюстрациями. По-моему, будет очень занятно. Если пойдет, можно будет проголосовать за лучшую илллюстрацию к теме, которая и украсит собой соответствующий раздел сборника. Welcome.

Подарки

Джуди Белкин подарила Конденсатору сонет-виньетку, за что я ей выражаю исключительную признательность:

АЛХИМИК

Тот князь, погрязший в беззаконье,
Разрушил хижину мою,
И замок с башнями семью
Воздвиг на каменистом склоне.

А я посажен был в подвал,
Гонясь за сокровенной сутью,
Там пентаграммы рисовал
Да серу возгонял со ртутъю.

Вот князь берет возгонки плод,
Бросает в печь, скрививши рот.
И грянул взрыв, и он был страшен.

И к небесам, взревев, летят
Все семь кроваво-красных башен.
Так Бог воздал ему семь крат.

А А.Н.Житинский посвятил проекту стишок, погибший в архивах Курилки ЛИТО. Попробую востребовать его у автора и опубликовать в следующем выпуске.

Подарки - это 5, я их люблю. Спасибо!

Шлаки

* К сожалению, цитирую неточно: оригинал погиб под руинами сервера при падении оного. Автора прошу откликнуться,═ мне очень неловко перед ним. Чувствую себя, как поручик Ржевский: "Полностью текста не помню, но общий смысл═ таков:...".

** Перевод Валерия Брюсова.

Текущий выпуск Сборник Прислать текст Рейтинг Архив выпусков


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Первый выпуск /27.01/
Торжественное открытие проекта, сопровождаемое тихим матом выпускающего редактора.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100