Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА"
Дата публикации:  10 Июня 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Иностранная литература" # 6 -

содержание июньского номера журнала представляет Сергей Гандлевский

Материалы июньского номера "ИЛ" можно разделить на три вполне самостоятельные части: первые полтораста страниц журнала отведены под хорошее и разнообразное чтение, потом - "Литературный гид", посвященный жизни и творчеству классика греческой литературы ХХ столетия, Нобелевского лауреата поэта Георгоса Сефериса , и, наконец, раздел non-fiction - традиционные журнальные рубрики.

Открывают номер два рассказа Мишеля Фейбера, современного английского писателя голландского происхождения, победителя нескольких национальных литературных премий. Перевод Ильи Кормильцева. В рассказе "Овцы" - описываются забавные злоключения пятерых едва знакомых между собой авангардных художников, ставших жертвой довольно брутального розыгрыша. "Нина и ее рука" - короткая история жизни и смерти "маленького человека", рассказанная "от лица" его... правой руки. В нынешней литературе нередко упор делается на экстравагантный замысел - и этот рассказ представляется удачным примером такого подхода к словесности.

Вроде бы, игре ума обязан своим появлением и роман "Касторп" известного польского прозаика Павла Хюлле. Перевод Ксении Старосельской. В знаменитой "Волшебной горе" Томаса Манна есть такая фраза - "Позади остались четыре семестра, проведенные им [Касторпом] в Данцигском политехникуме..." Этой "обмолвки" немецкого классика оказалось достаточным, чтобы подвигнуть современного польского писателя спустя восемьдесят лет домыслить историю пребывания манновского Касторпа в Гданьске (Данциге). Автор задал себе очень трудную задачу: его Касторп обязан был соответствовать хрестоматийному "оригиналу", но при этом нельзя было допустить, чтобы повествование померкло в тени великого немца. И Павел Хюлле, как считает польская критика, со своей задачей справился.

И замыкают первую, чисто беллетристическую, часть номера рассказы итальянского писателя и поэта, главного редактора журнала "Поэзия" и лидера рок-группы "Христианская демократия" Альдо Нове ) в переводах Геннадия Киселева. Это одновременно смешные и печальные, умные и обаятельные байки с привкусом абсурда.

"Литературный гид". Составительницей и деятельной участницей "гида" - поэтом, переводчиком, филологом и критиком Ириной Ковалевой, а также переводчицей Е. Светличной, филологом и переводчиком М. Гаспаровым, поэтом, эссеистом и прозаиком В. Аристовым сообща предпринята очередная серьезная попытка ввести в русский культурный обиход классика новогреческой литературы Георгоса Сефериса. Здесь, как это принято в рубрике, опубликованы не только очень значимые для писателя собственно художественные произведения - поэмы "Мифосказ" и "Кихли", но и своеобразные автокомментарии Сефериса - "Сценарий для "Кихли"", а также эссе самого Сефериса и эссе о Сеферисе - И. Ковалевой и В. Аристова. "Литературный гид" снабжен фотоматериалами и библиографией переводов Г. Сефериса на русский язык.

Критика и публицистика. Статья антрополога Тамары Церетели "Бесценный урок унижения" посвящена литературной эмиграции как психическому феномену. "Изгнание.., - пишет исследовательница, - превратилось в одну из движущих сил современной культуры". На примере Бродского, Довлатова, Аксенова и других русских литераторов-эмигрантов автор статьи пробует разобраться в самочувствии писателя-изгнанника.

На этот раз рубрика "Трибуна переводчика" - своего рода здравица. Шесть переводчиков - Ю. Гусев , Н. Горская, О. Россиянов, М. Бородицкая, Н. Ванханен и Т. Бек - отдают дань любви и уважения одному из крупнейших поэтов современной Венгрии Шандору Каняди. Шесть переводческих заметок под общим названием "Влюбленный рассказ о подлиннике".

Тему перевода - idee fixe "Иностранной литературы" (иначе и быть не может!) - подхватывает и рубрика "Письма из-за рубежа", в которой переводчик с итальянского Геннадий Киселев делится своими впечатлениями от очередной церемонии вручения одной из самых престижных литературных премий Италии "Гринцане Кавур". Главные номинации - "Самый читаемый поэт" и "Выдающийся переводчик" выпали на долю Евгения Евтушенко и переводчицы русской литературы, литературоведа и писательницы Серены Витале. Перевод - "это настойчивая попытка дважды войти в одну и ту же воду", - замечает среди прочего автор "Письма".

Рубрика "Среди книг". Наш постоянный автор, литературовед и критик Николай Мельников, как водится, бранит, на этот раз - два романа Лоренса Даррелла 70-х гг. - "Бунт Афродиты" и "Tunc". А поэтесса и переводчица Наталья Ванханен , напротив, превозносит книгу Жана Маре "Непостижимый Жан Кокто". И автор книги, и ее герой - личности легендарные.

И завершает номер по обыкновению рубрика "Курьер "ИЛ"" - разные занятные разности из зарубежной культурной жизни.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Станислав Никоненко, Как меня отблагодарили /30.12/
Поскольку я один не успел бы к 100-летнему юбилею Газданова закончить книгу, я и пригласил Ольгу Орлову в качестве соавтора. Однако в процессе работы у моего соавтора, очевидно, созрел план вытеснить меня с титульного листа и из книги.
Михаил Эдельштейн, Аполлон нетто /29.12/
К премии имени Аполлона Григорьева в этом году внимание особое. Прежний спонсор, Росбанк, за пару дней до выборов жюри от финансирования "Григорьевки" отказался. По каковому поводу наше литературное сообщество в очередной раз раскололось. Будем надеяться, "академики" найдут нового благотворителя, и все обойдется.
Эдуард Лимонов, "Быть как Байрон" /26.12/
Я лучший современный русский писатель. Всегда будут читать. У меня был только талант и никаких шансов, но я правильно выбирал и написал то, что кто-то должен был написать. Ничего хорошего в этом нет, это накладывает определенные обязательства. За все платишь. Хотя у меня счастливая судьба.
Это критика /26.12/
Никита Елисеев: "Если я и анфан-террибль, то такой, которому нарвали уши".
Евгений Майзель, На фоне стальных кораблей, или 25 лет премии Андрея Белого /25.12/
В сегодняшней России андеграунд имеет шансы возродиться в новом обличье. Причем его функционирование (как и любая неподотчетная властям культурная деятельность - каковой всегда и была Премия) будет мероприятием тем более впечатляющим, что, в отличие от советского застоя, никакого спасительного Запада у нас больше нет.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100