|
||
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь |
Век=текст, зарубежье, выпуск 68 1992 год Дата публикации: 15 Мая 2002 получить по E-mail версия для печати События российские Артемов А. "Перемены в нашей стране периода так называемой перестройки начались, главным образом, в силу внутренних причин, в первую очередь банкротства государственно-политической идеологии и краха социально-экономической системы... Распад Союза ССР, с его устоявшимися основами и конституцией, был предопределен в принципе. Речь могла идти лишь о возможности маневра по амортизации ущерба..." Белов В. "Нынешнее состояние Отечества нашего ужасно, а окружающий мир с каким-то непонятным злорадством наблюдает за стремительным и поспешным расчленением нашей еще недавно здоровой и мощной государственной плоти. Судя по прессе, десятки правительств и даже целые народы ждут не дождутся, когда Россия испустит, наконец, дух, разложится и станет политическим и экономическим перегноем для произрастания каких-то новых и по их мнению уже окончательных образований... Осмелюсь сказать, что для России после свержения марксистов мало что изменилось в лучшую сторону. Произошла просто дьявольская "смена вех", и напрасно так радуются, приезжая в Россию, русские эмигранты. Враги России бесчинствуют над русским трехцветным флагом, как бесчинствовали они над красным. Ничего не стоит для них сменить даже герб или снести на московской площади двух-трех истуканов: пусть, мол, порадуется, Иванушка-дурачок. Да и с истуканами они в общем-то не торопятся. На кремлевских башнях по-прежнему светят по ночам кровавые пентаграммы, на поклон к "мощам" главного беса по-прежнему идут многонациональные толпы одураченных марксизмом и запутанных перестройкой обывателей..." О молодой русской прозе и "смене канона" "Современная русская литература прощается со своим прошлым. Подчас - впопыхах, не успев свети старые счеты, не разобравшись окончательно - с чем прощается. Самое главное - быстрее вперед... Недавно умерший философ М.Мамардашвили указывал на уникальные черты советской ментальности, прежде всего - на инфантилизм, т.е. неспособность "практиковать сложность", неспособность к самостоятельному интеллектуальному усилию. Такой менталитет готов принять на веру любой бред... Ему удобнее считать реальностью любой абсурд, чем вынести самостоятельную оценку. Эта способность легла в основу другой черты советского менталитета, а именно - сюрреального видения мира, в котором смещены все оценки, все коренные представления о ценностях бытия. Соцреализм как будто был создан для того, чтобы формировать и поддерживать подобный менталитет... Канон социалистического реализма, подобно авторитарному государству, утверждался в непримиримой борьбе. Сначала - с "внутренней эмиграцией" и чуждыми влияниями. Позже - с новыми, на родной советской почве возникшими веяниями... Неприятие старого канона, жажда освобождения от него, накопившиеся за годы, были столь сильны, с такой энергией захлестнули периодику перестроечной поры, что, когда литература публично и окончательно отрешилась от него, ┘возникло ощущение, что... проклятое прошлое навсегда похоронено. Но это обманчивое эйфорическое ощущение скоро рассеялось. И не только оттого, что не появилось неожиданных и гениальных произведений, в том количестве, в каком ожидалось. Но оттого, что путь старого норматива оказался значительно опаснее, они вошли в поры, в музыку, в ритм литературной речи, вошли в плоть и кровь даже тех авторов, которые всей душой были преданы обновлению искусства слова... Что же за лица выходят на сцену, предъявляя, с одной стороны, серьезный счет поколению "шестидесятников", а с другой - несомненно продолжая начатое старшими дело окончательного разрушения эстетического стереотипа прошлого? Среди повестей и рассказов последних лет прежде других обратила на себя внимание тенденция, которую можно охарактеризовать как "жестокий реализм". Она связана с именами Олега Ермакова, Александра Терехова, Федора Ошевнева... "Жестокий реализм" - это попытка "детей застоя" осмыслить сюжет собственной социальной жизни. Он неотделим от всех чудовищных форм общественного бытия, в котором нормативность сочеталась с невероятным инфантилизмом... Мир, возникающий в их произведениях, страшен, в нем убийство - это быт, несчастье героев - норма... Рядом с "жестоким реализмом" в современной молодой прозе заметен и "реализм фантастический", современное постсоцреалистическое барокко. Причудливость формы, подчеркнутое внимание к детали, ускользающий за многообразием завитушек сюжет, обилие эротических виньеток, игра со словом - характерные приметы этого направления. Лидером его справедливо будет назвать Валерию Нарбикову... Преодоление духовного кризиса - это главная тема выступлений молодых прозаиков, роднящая очень разных авторов. Преодоление кризиса в глазах некоторых из них прочно связано с возрождением христианской, православной прежде всего, традиции. В этом смысле характерна книга прозы Олеси Николаевой "Ключи от мира"... " (Ажгихина Н. "Посев", #3). Судьба человека 7 ноября в Рио-де-Жанейро умер поэт Валерий Перелешин. Но русское семилетие перевешивает на весах памяти. Сквозь кисею ангарского снегопада поэт увидел и китайские фанзы, и бразильские пальмы. Планы прошлого упрямо накладываются на планы настоящего, и подчас это приобретает форму своеобразной дивинации, даже галлюцинации. В сонете "Кругозор" поэт говорит о том, как над бразильским горизонтом вдруг появляются абсолютно невозможные здесь силуэты: Мой кругозор кремлем обогатился Судьба разрывает связи - в сердце они пребывают сохранно. И не суть важно, как далеко унесла тебя волна изгнания - в близкую Прагу или за экватор, в Сидней. Некое таинственное поле, навеянное родной землей, будет ощущаться всюду. Заряд этого поля действовал в поэзии Перелешина всю его творческую жизнь..." (Ю.Линник. Валерий Перелешин. "Новый журнал", #189). Судьба журнала С 72-го номера главным редактором журнала "Континент" становится московский критик и литературовед Игорь Виноградов. В новый состав редакции входят еще 3 московских литератора: Игорь Тарасевич, Сергей Юров и Вячеслав Лютый. "Причины этих перемен... следует искать прежде всего - и, в сущности, исключительно - в тех исторических сдвигах, которые произошли за последние годы в нашей стране и которые потребовали радикального изменения прежней концепции журнала, созданного в свое время Владимиром Максимовым в качестве журнала фронтального политического, религиозного и культурного противостояния советскому коммунистическому... тоталитаризму, - в качестве журнала Сопротивления... Но чем очевиднее и бесповоротнее становилось крушение коммунистических режимов, ┘тем очевиднее становилось и то, что в этой прежней конфронтационной своей направленности журнал уже исчерпывает свои возможности и смысл своего существования. И что сохранение верности его же собственным... духовным позициям обязывает его в новых исторических условиях к тому, чтобы... стать журналом духовного Возрождения и Созидания новой России. А делать такой, новый журнал, обращенный уже к широкому отечественному читателю... - делать так журнал не изнутри этой отечественной жизни, а по-прежнему их Парижа становится все тяжелее..." (И.Виноградов. "Континент", #72). Книжная летопись Адмони В. Андреев М. Арсеньев Н. "Русскую культуру на Западе творили десятки деятелей культуры. Их произведения теперь находят обратный путь в отечественные пределы... Первое ощущение от книги Н.Арсеньева хочется определить камерным понятием "отрадное". С ее страниц веет дружеской атмосферой русских гостиных. Из поколения в поколение собирались в гостиных русские юноши для вдохновляющих бесед... Давая биографические подробности жизни исторических фигур 19 столетия, Н.Арсеньев заставляет погрузиться в духовную атмосферу времен Пушкина и Тургенева, Аксакова и Достоевского. Есть что-то томительное в знакомстве с людьми, которые были или личными друзьями наших литературных кумиров, или прототипами их произведений - наверное потому, что благодаря такому знакомству осмысляется специфический духовный пласт, воссоединяющий прозаическую основу художественной литературы со скрытой поэзией реального бытия..." (Е.Ясногородская. "Новый журнал", #189). Астафьев В. Бетаки В. Битов А. "Однокашники. Во время летних каникул Вася Власов нашел на речке штык. Он сделал к нему ножны и хранил в столе до самой свадьбы. Мой сосед по парте Колька Санин рассказал мне анекдот, а потом сознался, что я его слушал. А Филька Шмаринов до сих пор гуляет на свободе". Боннэр Е. "На обложке книги - три милых женских лица. Три поколения семьи Боннэр: бабушка, мать, дочь. Последняя фотография - женщины, лицо которой многократно воспроизведенное на газетно-журнальных полосах, ┘станет известно всему миру... Вряд ли нужно объяснять, почему в наше время так популярны стали мемуары, которые читаются сейчас едва ли не больше беллетристики. Нигде столько не делалось для того, чтобы выкорчевать память, как в нашей стране. Выдирали, выжигали, ничего не жалея... Истоком книги, стимулом для разматывания клубка воспоминаний становится смерть матери. Возникает желание объяснить, разобраться - "вдруг оказалось, что не хватило прошедшей жизни"; начинаются поиски корней... Нельзя не подивиться цепкой памяти рассказчицы, которая пронесла через десятилетия... не просто события, но краски, запахи, словечки, все то, из чего слагается "шум времени"... А сколько в книге поразительных первооткрытий - "чистого поля" и городских улиц, себя самой и окружающих... Здесь же явственно ощутимо - и передано читателю - счастье прогулок в глубоком лесу, таинственного чтения в сумерках, ┘радость поездки через всю Москву на трамвае, идущем так неспешно, что можно рукой касаться плывущих мимо деревьев..." (Е.Гессен. "Континент", #71). Витковский Е. Еременко В. Зубарева В. Игнатова Е. Исаев Н. "Наступила ночь. В принципе, было тихо. Многие спали. Ночь в среднерусской полосе значительно отличается от своей тропической подруги. В тропиках об эту пору тапир пробирается к болотистым речкам, где встречается со своими товарищами по взглядам, а далее валяется в грязи, выбирается из своей темной норы двуутробка, чтобы поискать чрезмерных плодов, осторожная агути выходит из-за кустов, отряд кошачьих ждет своего красного оленя, следующего на неизбежный водопой... В России ночью проще. И тише. Основные события происходят, как правило, днем. Утром новый аппарат редакции районной газеты "Ясный путь" целиком сидел в кабинете Обрезкина. Все были погружены в освещенный воздух и освещенную тень. По сути дела, в этом и заключается триумфальная техника Рембранта... На Обрезкина в этот великолепный день был приятно смотреть: он зашел в парикмахерскую и добился того, что ему сделали ацентральную ниспадающую прическу - волосы были направлены в разные стороны, соответственно их естественному росту. Несмотря на огромное разнообразие существующих причесок. Основными их элементами в Артебякине являлись волны и локоны. Локоны у Обрезкина были завиты способом "восьмерка"! Труд в периодической печати во все времена и у всех народов пил и пьет красную кровь. Так как город Артебякин издавна стоял на перепутье торговых путей и никогда не был чужд вздохам и выдохам общей государственности, то и в Артебякине, стало быть, труд в печати регулярно уносил лучшие молодые жизни. Не мудрено, что, когда возник вопрос: "Кого же теперь?" - все сразу с удовольствием указали на Обрезкина как на главного редактора городской газеты "Ясный путь"..." Колкер Ю. Носик Б. Оболенский Н. Образцов А. Пелевин В. Перельман В. Приходько О. Синкевич В.А. Чиннов И. Сборники: "Какого человека, не безразличного к истории русской культуры, не занимали мысли о духовной сущности русского характера. Кажется, множество ответов было дано Достоевским, Толстым, Мережковским, Мандельштамом... Можно расширить список, но можно ли найти последний ответ на вопрос о том, что есть русская духовная культура? Поэтому публикация книги, собравшей размышления ведущих русских ученых второй половины 20 века - С.С.Аверинцева, Ю.М.Лотмана, Л.Н.Гумилева, В.Н.Топорова, Т.Ф.Владышевской и др. об истоках русского духовного поиска представляется значительным явлением..." (Е.Ясногородская. "Новый журнал", #187). Беседа с поэтом Львом Лосевым Вопрос: Лев, в предисловии к своему первому поэтическому сборнику "Чудесный десант"... вы отмечаете, что начали писать стихи довольно поздно, в возрасте 37 лет. Цифра "37" роковая в жизни многих русских поэтов - чаще всего, как известно, она знаменовала конец пути мастера. В вашем случае все произошло наоборот...Ответ: Я бы не придавал слишком большого значения мистике чисел... В моем случае здесь все логично. Действительно, в этом возрасте я достиг того состояния, которое на языке популярной психологии сейчас называется "кризисом середины жизни"... Я основательно болел, в возрасте 33-х лет у меня был инфаркт, потом несколько лет выкарабкивался из этого. Это способствовало началу нового пути. Также в этот период жизни я по разным причинам потерял целый ряд близких друзей, присутствие которых для меня было необыкновенно важно. Например, уехал Бродский... И в этом неожиданно разряженном воздухе возникли стихи. Воспринимал я их серьезнее, чем сейчас, - как какое-то посланное мне спасительное средство... Вопрос: Читая ваши стихи, нельзя не заметить, что большую роль в них играют - как бы сказать точнее? - предметы, приметы очень конкретного мира. С особым любованием вы нередко описываете, допустим, луковицу, кусок хлеба, свечу и т.п... Ответ: Может быть, оттого, что из всех искусств я больше всего люблю живопись. Я не могу себя назвать большим знатоком живописи, но ничто меня так не завораживает как работа живописцев - старых и новых... Вопрос: В одном из ваших стихотворений есть фраза: "Поэт есть перегной"... Не могли бы вы сказать о том, как возникла такая формулировка, такой образ, что за этим стоит? Ответ: С тех пор, как мы поселились в Новой Англии и моя жена стала страстно заниматься огородничеством, я, так сказать, влюбился в компост, в перегной. Руки у меня как-то не лежат заниматься этими делами, но очень люблю наблюдать вегетацию у нас во дворе. Особенно мистическое впечатление на меня производит то, что происходит с перегноем - как из дряни, мусора, отбросов на глазах возникает абсолютно чистая, как пыльца цветов, черная субстанция, дающая новую жизнь... Поэтому метафора "поэт-перегной"... - для меня самая высокая метафора любого существования, любой, в том числе творческой жизни..." (Беседу вел В.Амурский. "Континент", #72). поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||