Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская полка # 101
Дата публикации:  12 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа

Книги предоставлены магазином "Гилея"


Германн фон Кайзерлинг. Америка: Заря нового мира / Пер.: О.А.Коваль, К.В.Лощевский. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - 529 с. Тираж 1000. Формат 84х108/32. ISBN 5-93597-046-5

Книга была сначала (в 1928) написана по-английски, предназначалась американскому читателю и называлась "America set free". Немецкий вариант, "Amerika. Der Aufgang einer neuen Welt", появился в 1931 году. С него, вероятно, и был сделан перевод. Автор полагает, что "сегодня мы живем в североамериканский период истории" и что "лишь утверждаясь в отношении Соединенных Штатов, дух прочих культур может сохранять какое бы то ни было историческое значение". Европа сможет возродиться в неизбежном столкновении с Америкой только если поймет ее и найдет альтернативное решение сугубо американских проблем. А проблем этих у Америки много. Например, примитивизм, выраженный в культе молодости, безответственности, бездомности, беспочвенности, в идеалах нормальности и единомыслия, в распространении неофициальных браков, в "атмосфере детской комнаты", в господстве количественного критерия, в распространении любопытства, в засилье публичности, наконец, в "негритянском влиянии" ("Поскольку же негры не просто примитивны в более высокой степени, а примитивны изначально, они естественным образом лучше и убедительнее выражают примитивное, чем лишь совсем недавно вернувшийся к примитивному состоянию народ"). Американский идеал граф Кайзерлинг определяет как животный. Американцам свойственны внушаемость, духовная слепота, объяснение всего внешними причинами, доминирование социальности в психологической структуре (тогда как предельный индивидуализм свойственен истинным аристократам). Общественное устройство Америки - это социализм de facto, господство частного интереса и склонность трактовать все и вся как частный интерес, культ воспитания и детства, матриархат. Этот последний зиждется на "амазонском характере" американок, которые приняли мужские нормы сексуальности и превратились в "ходячие половые органы". Что касается "демократии", то это скорее иррациональный символ, иероглиф, означающий "нормальную форму жизни зоологического вида homo americanus". К этой форме отсылают также термины "факты", "институты" и "стандарты". Homo americanus скроен по образу и подобию промышленного предприятия, сделан из способностей, лишен бытия (сиречь души) и пропитан нехорошим пуританским духом, который выражается, например, в эмоциональной ущербности, миссионерстве, власти общественного мнения и, как ни странно, в сексуальной революции, которая суть пуританская по сути, ибо ориентирована на идеалы "чистоты" и "границы" (если раньше нельзя было до брака, а после брака можно, то нынче нельзя без контрацептива, а с контрацептивом можно). В Америке культура вытеснена комфортом, радость - удовлетворенностью, смысл - фактами, живые люди - институтами, жизнь - жизненными условиями, традиция - средой, дух - материей. Граф полагает, что если Америке не удастся одухотвориться, ее в скором времени ждет страшная гибель.


Ирина Тимонина. Япония: Региональная экономика и политика / Отв. ред. В.Б.Рамзес. - М.: Институт востоковедения РАН, Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002. - 378 с. Тираж 300. Формат 60х90/16. ISBN 5-89282-210-9

Автор рассматривает региональную экономическую политику (РЭП) как одно из главных, стратегических направлений деятельности государств на территории (в основном) индустриальных стран в послевоенный период. Япония, будучи страной индустриальной, подобно большинству стран этого рода "встала перед необходимостью активного государственного вмешательства в процессы формирования территориальных пропорций экономики" после войны. Сначала японская РЭП формировалась в модусе помощи промышленно развитых районов промышленно отсталым и была скорее реактивной. В 80-е годы в Японии произошла своя перестройка. РЭП стала превентивной, социальной и экологичной (в широком смысле). В регионах появилась hi-tech индустрия и передовая, наукоемкая инфраструктура. Актуальными стали понятия "баланс" и "синхронизация". Автор подчеркивает, что японская РЭП ко второй половине 50-х гг. утвердилась на прочном законодательном фундаменте. Поэтому "финансовые потоки из центра в регионы [начиная с этого времени] было бы неверным рассматривать как некую "помощь" последним". Следует говорить о "целевом перераспределении", которое строится на принципах единообразия и наличия обязательных трансфертов, но, кроме того, включает - как элемент системы - и конкурсный отбор при финансировании каких-то конкретных проектов. Таковых было особенно много в 80-е годы (дороги, мосты, тоннели, линии связи, аэропорты, транспортные терминалы), что позволило назвать эту декаду "эрой больших проектов". Кроме того, японцы отказались от практики "рассеянного впрыскивания" в пользу финансирования "полюсов роста". Главную проблему японской РЭП автор видит в превращении регионального развития из "статьи расходов" в ресурс роста, что означает постепенный уход государства "от прямого воздействия в область общего руководства", либерализацию экономики, усиление прямых межрайонных контактов, в том числе международных. Эта последняя тенденция, по мнению автора, может привести к возникновению такого "международного" района в зоне Японского моря.


Александр Яковлев. Россия, Китай и мир: Сб. статей / Ред.-сост. Б.Т.Кулик. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, Издательство "Памятники исторической мысли", 2002. - 472 с. Тираж 300. Формат 60х90/16. ISBN 5-88451-125-6

В книгу авторитетного синолога А.Г.Яковлева (р. 1928) вошли статьи 1990-2002 гг., публиковавшиеся в тематических ежегодниках ИДВ РАН ("Китай в мировой и региональной политике. История и современность"), в периодике ("Проблемы Дальнего Востока", "Обозреватель", "Правда", "НГ-сценарии", "Гласность"). Две статьи публикуются впервые. Тематика: внешняя политика Китая, российско-китайские отношения, глобализация и альтернативные концепции нового мирового порядка. В последних по времени работах наглядно, убедительно, без лишнего пафоса демонстрируется, что, например, антикитайские выступления в СМИ (последняя треть 2001 г.) ряда отечественных политтехнологов и военных аналитиков - это продолжение очередной пропагандистской кампании, развернутой американцами в 1992 г. Что "новейшая" политологическая концепция о наступлении после 11 сентября эпохи небывалых ранее асимметричных войн суть риторическая уловка, ибо как сами эти войны, так и представление о них имеют весьма почтенный возраст (подобная концепция была изложена в VI веке до нашей эры китайским полководцем Сунь У в трактате "Суньцзы"). Что Вашингтон до сих пор не имеет единого и ясного определения терроризма. Что выживание России напрямую связано с укреплением "большой евразийской тройки" (Россия, Индия, Китай), возможно, на базе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Что "единственно спасительным для большинства народов планеты является возрождение на новой основе равновесной биполярной политической структуры". Что странам "периферии", и особенно странам "большой тройки", следует отбросить губительную надежду на "взаимопонимание" со странами "золотого миллиарда" и установить именно силовой противовес Западу в Евразии.


Е.О.Хабенская. Татары о татарском. - М.: Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Издательство "Наталис", 2002. - 206 с. - (Серия "Бунтующая этничность"). Тираж 300. Формат 60х90/16. ISBN 5-201-04879-V, ISBN 5-8062-0063-9

Основу книги составили интервью с представителями татарской интеллигенции, которые или являются активистами татарских общественных организаций, или "живо интересуются" их деятельностью. В Саратове и Казани таковыми оказались главным образом преподаватели гуманитарных факультетов местных университетов, академические ученые гуманитарного профиля и чиновники соответственно областного и республиканского масштаба. В Москве же, как выяснилось, вокруг татарских национально-культурных обществ группируются в основном технари и естественники. Общее число респондентов в трех регионах составило 90 человек. Установлено, что этническая идентичность "активистов" в основном реализуется "через представления о "родном" языке и традиционной татарской культуре. Именно рефлексия по поводу этих феноменов и заставляет большинство респондентов чувствовать себя татарами". Если в Саратове и Казани татар считают скорее единой нацией, то в Москве встречаются полярные точки зрения: на одном полюсе - татары как часть монолитного тюркского метаэтноса, на другом - татары как общее название для целой группы этносов, различающихся регионом проживания и, возможно, конфессией. Единого представления о "национальном характере" выявлено не было. Оказалось также, что Татарстан "не только не воспринимается как символ "этнической родины" многими представителями татарской интеллигенции, живущими за его пределами, но, напротив, жители "национальной республики" нередко ассоциируются с "другими татарами", "чужаками", в то время как земляки, пусть даже иной национальности, кажутся близкими, "своими"". Автор делает также вывод, что реальная роль ислама в современной татарской культуре "намного ниже, чем представление татарских интеллектуалов об этой роли".


Расизм в языке социальных наук: Сб. статей / Под ред. В.Воронкова, О.Карпенко, А.Осипова. - СПб.: Центр независимых социологических исследований, Центр развития демократии и прав человека, Правозащитный центр "Мемориал", Издательство "Алетейя", 2002. - 223 с. Тираж 1000. Формат 60х88/16. ISBN 5-89329-544-7

Сборник составлен по итогам работы междисциплинарной конференции "Социальные науки, расистский дискурс и дискриминационные практики", состоявшейся в декабре 2001 года в Петербурге. Организаторы видели свою цель в том, чтобы "инициировать дискуссию о роли академического сообщества в распространении расистских идей и практик дискриминации различных категорий населения", указать на взаимосвязь между языком науки, официальным дискурсом и дискриминационными практиками, на феномен так называемого "нечаянного расизма". Нечаянный расист негативно относится к идеям традиционного расизма и считает себя либералом, однако в его речи обнаруживаются негативные стереотипы в отношении "мигрантов", "турок", "бомжей" и т.д. Под "расизмом" в широком смысле понимаются практики приписывания социального значения целому ряду аскриптивных характеристик человека (пол, возраст, фенотип, этническая принадлежность) и использования соответствующих иерархических построений для обоснования необходимости ограничения доступа или исключения какой-либо группы из процесса распределения ресурсов. Таким образом, расистскими являются не идеи или группы людей, а "эссенциалистские навыки мышления". Участники конференции противопоставляют эссенциализму в определении "этноса" и "этничности" конструктивистский подход (который отличается, собственно, уровнем рефлексии) и советуют противникам расизма не играть с расистами по их правилам, не говорить на их языке и не разделять с ними опасных нерефлективных допущений.

Состав сборника: 1) Владимир Малахов (ИФ РАН). Преодолимо ли этноцентричное мышление? 2) Оксана Карпенко (Центр независимых социологических исследований). Как эксперты производят "этнофобию". 3) Сергей Соколовский (Институт этнологии и антропологии РАН). Расизм, расиализм и социальные науки в России. 4) Александр Осипов ("Мемориал"). Конструирование этнического конфликта и расистский дискурс. 5) Сергей Абашин (Институт этнологии и антропологии РАН). Регионализм в Таджикистане: становление "этнического языка". 6) Сергей Соколовский. Концептуализация этнического в российском конституционном праве. 7) Татьяна Бараулина (Университет г. Билефельда, Германия). Парадигма интеграции и социальное исключение мигрантов: немецкоязычная социологическая дискуссия. 8) Виктор Шнирельман (Институт этнологии и антропологии РАН). Цивилизационный подход, учебники истории и "новый расизм". 9) Избранные части дискуссии. "Мир делится на называющих и называемых": власть и ответственность ученых. Спор о терминах. О стратегиях противодействия расизму и дискриминации.


Юрий Петросян. Встречи и расставания: Записки востоковеда. - СПб.: Наука, 2002. - 252 с. Тираж 1000. Формат 60х90/16. ISBN 5-02-028537-4

Ю.А.Петросян, долгое время руководивший Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения, рассказывает о своей учебе на Восточном факультете Ленинградского университета, о первом руководителе Института академике Иосифе Орбели, о втором его руководителе Андрее Кононове, о том, как в 1963 г. его самого, 32-летнего кандидата наук, назначили на эту должность, о том, как его упрекнули в подверженности влиянию "людей, способных мыслить общинно", а он вспылил и публично поправил - "Да говорите прямо, что я нахожусь под влиянием евреев!", о создании книжной серии "Культура Востока", о Камилле Тревер, о сыне Иосифа Абгаровича Мите, который умер молодым из-за врожденного порока сердца, о работе сотрудников Института по научному описанию и каталогизации коллекции арабских и персидских рукописей, о совместной работе над книгой "История просвещения в Турции" с Анатолием Желтяковым, который остался без пальцев рук и одной ноги в результате катастрофы австрийского лайнера на подлете к Шереметьево, о своей главной книге "Младотурецкое движение" (1971), о первом сердечном приступе, случившемся в московской гостинице вечером после защиты докторской, о книге "Город на двух континентах", написанной в соавторстве с Алибеком Юсуповым, о другой, сугубо исторической книге "Древний город на берегах Босфора", о первой поездке в Турцию в 1968 году, и о второй, в 1972, о многочисленных поездках в страны соцлагеря, о поездке в Париж летом 1968 года, потом Копенгаген, Гамбург, месяц в Югославии, в библиотеках Сараево, по стипендии ЮНЕСКО, потом коллективный труд ИВ по истории народов Древнего Востока, экспедиции в Монголию, в Йемен, потом работа над коллективной двухтомной монографией "Рукописная книга в культуре народов Востока", потом кончина жены и сына зимой 1976-77 гг., долгое лечение в клинике нервных болезней... И еще много всего и о всяком, но "все же более о светлых сторонах окружающего меня мира перед самым долгим из расставаний, которое предстоит всем нам".


Анналы на рубеже веков: Антология / Пер. с фр.: И.К.Стаф, В.А.Мильчина, О.С.Воскобойников, Е.И.Лебедева, Е.В.Ляпустина, Е.Э.Лямина, Л.А.Пименова, М.А.Графова. Отв. ред. А.Я.Гуревич. Сост. С.И.Лучицкая. - М.: Институт всеобщей истории РАН, Издательство "XXI век - Согласие", 2002. - 284 с. Тираж 1000. ISBN 5-94067-055-5

Журнал "Анналы. История и социальные науки" был основан Марком Блоком и Люсьеном Февром в 1929 году. До этого он сменил два названия: "Анналы социальной и экономической истории" и "Анналы. Экономики. Общества. Цивилизации". Нынешний (с 1989) подзаголовок указывает на повышение градуса междисциплинарности. Историки, примкнувшие к журналу ("школа Анналов"), с самого начала определяли себя в противостоянии позитивизму, однако со временем образовали собственное научное направление, историческую антропологию. Состав сборника: 1) История и социальные науки: поворотный момент? (декларация о намерениях 1988 года) 2) Попробуем поставить опыт (1989, продолжение предыдущей публикации). 3) Поль Рикер. Историописание и репрезентация прошлого. Памяти Франсуа Фюре (2000). 4) Питер Браун. На пути к рождению чистилища. Искупление и покаяние в западноевропейском христианстве от поздней Античности до Высокого Средневековья (1997). 5) Даниэль Барбу. Византийский образ: создание и способы использования (1996). 6) Жан-Клод Шмитт. Культура imago (1996). 7) Ги П. Маршал. К вопросу об истории иконоборчеств в Средние века (1995). 8) Ян Ассман. Монотеизм и память. "Моисей" Фрейда и библейская традиция (1999). 9) Франсуа Артог. Время и история. "Как писать историю Франции?" (1995). 10) Робер Десимон. Политический брак короля с республикой во Франции XV-XVIII вв.: функции метафоры (1992). 11) Шарль де Мирамон. Принятие монашества в сознательном возрасте (1050-1200 гг.). Исследование феномена обращения в зрелом возрасте (1999). 12) Ханс Медик. Культура престижа: Одежда и ее расцветка в Лайхингене, 1750-1820 гг. (1995). 13) Антуан де Бек. Раскаты смеха. Полк в ермолках, или Аристократическая стратегия насмешки во Франции, 1702-1752 гг. (1997).

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская полка # 100 /05.02/
Сесил Морис Боура. Героическая поэзия | Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора | Елена Толстая. Мирпослеконца | Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка | Дмитрий Мережковский. Реформаторы. Испанские мистики | Темница и свобода в художественном мире романтизма | Александр А. Панченко. Христовщина и скопчество
Шведская полка # 99 /31.01/
Мартин Малиа. Советская трагедия | Письма во власть. 1928-1939 | Москва и Восточная Европа | Александр Ватлин. Германия в ХХ веке | Вячеслав Шестаков. Генри Фюзели | Семен Экштут. Тютчев | Грегори Надь. Греческая мифология и поэтика
Шведская лавка # 98 /22.01/
Мишель Фуко. Интеллектуалы и власть | Ален Рено. Эра индивида: К истории субъективности | Фридрих Георг Юнгер. Совершенство техники. Машина и собственность | Фердинанд Теннис. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии | "Приобрести весь мир": Сб. статей к юбилею немецкого публициста Фритьофа Майера
Шведская лавка # 97 /14.01/
Олег Аронсон. Богема: Опыт сообщества | Мария Маликова. Набоков: Авто-био-графия | Ирина Шевеленко. Литературный путь Цветаевой | Григорий Крейдлин. Невербальная семиотика | Елена Пастернак. "Риторика" Бернара Лами
Шведская лавка # 96 /11.01/
Япония от А до Я: Популярная иллюстрированная энциклопедия | Япония. Справочник | Олег Розанов. Япония: История в наградах | Майя Герасимова. Киотский альбом | Александр Мещеряков, Максим Грачев. История древней Японии | Джордж Б. Сэнсом. Япония: Краткая история культуры | История и культура Японии: Сб. статей | Япония-2000: Консерватизм и традиционализм | Актуальные проблемы современной Японии: Сб. статей | Зоя Каткова, Юрий Чудодеев. Китай - Япония: любовь или ненависть? | А.В.Семин. Внешнеполитические ориентиры Японии и Китай | Алексей Басов. Самурай | Ихара Сайкаку. Повести о самурайском долге | О:кагами - Великое зерцало | У Заставы Одинокой сосны: Сборник японских пятистиший | Синсэн вакасю - Вновь составленное собрание японских песен | Танэда Сантока. Стихи и проза | Удар Солнца или Гири - чувство чести | Жапоналия: Этнографические мемуары | Юкио Мисима. Голоса духов героев
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru