win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея КузнецоваСледующий выпуск


Выпуск от 30 декабря 1997 года

Умерла Дениз Левертов
Премия "Золотой монокль"?
Телесериал о вампирах
Обратная связь. Святые письма и о чем я пишу
Предуведомление
Тасиро Мифунэ В связи с приближающимся Новым годом краткие новости будут действительно краткими - хотя в другое время каждая из них потянула бы на полновесную заметку.

А теперь - новости в подробном изложении:


Литература

За строку, что я написала

Русский язык тяжело принимает назад американизировавшихся владельцев славянских фамилий - не ясно, стоит ли их склонять или надо оставить как есть. В случае женщин это еще более заметно - рука сама тянется приписать букву "а".

Впрочем, мне ничего не известно о славянских корнях Дениз Лавертов, родившейся в Англии и прославившейся своими стихами в Америке. Один из лучших поэтов (у этого слова тоже сложные отношения с женским родом) своего поколения, деятель ранне-феминисткого и антовоенного движения, Дениз умерла в прошлую субботу в возрасте 74 лет. Как и большинство американских поэтов - кроме нескольких вырванных из контекста - она была почти неизвестна в России, хотя ее переводы (А. Сергеев, П. Глушко) публиковались в различных сборниках. Ни в коей мере не претендуя сравниться с ними, привожу одно из ее стихотворений в сопровождении своего подстрочника - как дань памяти и уважения:

The Secret by Denise Levertov Тайна
Two girls discover
the secret of life
in a sudden line of
poetry. I who don't know the
secret wrote
the line. They
told me (through third person)
they had found it
but not what it was,
not even what line it was. No doubt
by now, more than a week
later, they have forgotten
the secret, the line, the name of
the poem. I love them
for finding what
I can't find, and for loving me
for the line I wrote:
and for forgetting it
so that a thousand times, till death
finds them, they may
discover it again, in other
lines, in other
happenings. And for
wanting to know it,
for assuming there is
such a secret, yes,
for that
most of all.
Две девочки открыли
тайну жизни
в случайной строке
стихотворения. Я, которая не знаю этой
тайны, написала
эту строку. Они
передали мне (через третьих лиц)
что они открыли ее,
но не сказали, ни в чем она заключалась,
ни даже что это была за строка. Вне сомненья,
неделей позже
они забудут
тайну, строчку, название
стихотворенья. Я люблю их
за то, что они открыли то, что
я не смогла, и за то, что они любили меня
за строку, что я написала:
и за то, что забыли ее,
так что тысячу раз, пока смерть
не откроет им двери, они могут
находить ее снова, в других
строках, в других
событиях. И еще за желанье
узнать эту тайну,
за предположенье, что
она существует.
Да, за это
больше всего.


Кино

Четыре американских пятерки года

Как уже знают читатели, в Америке настала пора подводить итоги киногода. Началось с премий кинокритиков, потом выкатился "Золотой глобус", потом придет пора "Оскара", "Золотой малины" и премии MTV. Кроме того, все киножурналы тоже обозревают - что было в прошедшем году хорошего (смотри внушающий доверие обзор "Салона"). Вот и я решил присоединить свой виртуальный голос к этому дружному хору. Следуя традиции пятерок номинантов, я тоже создал четыре пятерки (видимо, премию надо было бы назвать "Золотой Монокль"). Правда, премиальных пятерок только две, а остальные - уточняющие.

Все фильмы идут в произвольном порядке, потому что ранжировать было бессмысленно, а ставить по алфавиту - лень. Европейские и российские пятерки (тройки?) воспоследуют позже.

Итак:
Пять наиболее впечатливших меня фильмов по номинации "Так называемое "настоящее кино" "

Пять наиболее впечатливших меня фильмов по номинации "Развлекаловка"

Пять наиболее разочаровавших меня фильмов:

Последняя пятерка носит характер извинений. Это фильмы, которых я не видел, но о которых было достаточно шума, чтобы это желание у меня возникло:


Медиа

Вкус крови

Американский канал UPN начиная с января 1998 года начинает показ документального сериала "Настоящие вампиры - разоблачение". Не следует ожидать журналисткого расследования в стиле "стало известно, что депутат парламента Н. регулярно пьет кровь молодых девушек" (оставим эти измышления таблоидам). На самом деле в фильме речь пойдет о фольклоре и истории вампиризма, а также о "вампирских клубах", где собираются поклонники кровососов, чтобы разыгрывать различные сцены, нацепляя клыки и капюшоны. В фокусе внимания телевизионщиков окажутся также кинохиты последнего десятилетия - "Интервью с вампиром", "Дракула Брэма Стокера" и "От заката до рассвета" - и многочисленные интернетовские сайты.

Хотелось бы, конечно, услышать, чем же вампиры так привлекают зрителей/читателей соответствующей литературы/кино, но поскольку фильм вряд ли будет приобретен для телепоказа в России, то остается надеяться на моих американских читателей и строить догадки самому.

Вот несколько из них:

Кстати, мне неожиданно пришло в голову, что я ни разу не встречался с сюжетом "вампир в новогоднюю (рождественскую) ночь" (если я не прав, пусть меня поправят). К чему бы это?


Feedback

Обратная связь

На этот раз пункт получился с двумя подпунктами.

Во-первых, Миша Вербицкий любезно сообщил мне, что в последнем номере своего EOWN'а он опубликовал собранные П.Ивановым "святые письма", наподобие приведенного в предыдущем выпуске "Монокля". Они напечатали целых одиннадцать разных писем, но, как метко замечает Вербицкий, "счастье не пришло". Со мной же было как раз наоборот.

Кстати, желающие приглашаются к размышлениям на тему о чем же сигнализирует наличие нескольких схожих, но не идентичных текстов писем в свете изложенных мной ранее теорий.

Во-вторых, Марк Печерский еще после моего первого выпуска на новом месте прислал мне подробное письмо, в котором, в частности, писал:

В дальнейшем между нами завязалась переписка, позволившая мне выявить определенное сходство наших вкусов и вызвавшая во мне симпатию и уважение к своему корреспонденту (надеюсь, взаимные). Размер и частный характер переписки не позволяет мне привести ее целиком и потому оставлю в стороне вопрос о том, что такое КИНО (ответ на который, как мы согласились с г-ном Печерским, слишком сильно зависит в эпоху отсутствия нормативной эстетики от отвечающего), а перейти к менее общему вопросу - что интересует моего читателя или, точнее, о чем я, собственно, тут пишу (тем более, что вопрос имеет отношение далеко не только к кино).

Марк Печерский абсолютно прав: в не меньшей степени, чем так называемое Кино, меня интересует кинопроцесс. Не на уровне с кем спит Мадонна (хотя, грешным делом, написал же я кому в морду дал Тарантино еще в "Сеновале"), а на уровне того, что входит и выходит из моды, как талантливые люди делают плохое кино, как посредственные фильмы становятся событиями и чем один голливудский блокбастер отличается от другого.

Думаю, что даже когда я хвалю фильм, из рецензии можно понять, каково его соотношение с этим самым КИНО, к которому в первой пятерке (не говоря уж о второй) имеют отношение фильма два с половиной в лучшем случае. Но дело в том, что - помимо процесса - меня интересует еще и "сумеречная зона" между чистой развлекаловкой и т.н. искусством (именно в эту область и попадают оставшиеся два с половиной фильма).

Кроме того, меня интересуют - и, разумеется, не только в кино - некие общие тенденции современной культуры, отражающиеся в развлекаловке ("киноВДНХ", по остроумному выражению Печерского) даже больше, чем в элитных вещах. Интерес этот питается той нехитрой мыслью, что, вобщем-то, культура (массовая в том числе) имеет нас как хочет и единственный способ сопротивления этому (помимо воска в уши и темных очков на глаза) - постоянная рефлексия по этому поводу. Врага - эту самую культуру - надо знать в лицо и именно изучением этого лица я и занят по мере своих сил. Впрочем, то, что сказано выше о враге, в той же степени относится и к возлюбленной, а как назвать свои отношения с культурой - каждый решает сам.


предыдущий выпуск гостевая книга Монокля следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100