win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецоваследующий выпуск

Выпуск от 3 марта 1998 года

"Алхимик" Пауло Коэльо
Очередной скандал Spice Girls
"Грэмми", "Список Шиндлера" и "Титаник"
Куда делся видеопрокат на Маросейке?

Предуведомление
Коротко о разном. Нетрудно заметить, что все короткие новости были про кино. А все длинные - в качестве исключения - будут вовсе не про кино. Во всяком случае, почти.


Литература

Чайка по имени Пауло Коэльо

В пэйпербэковской серии "Вагриус" (известный своей черной серией - Пелевин, Улицкая, Петрушевская и т.д.) и "Азбука" (издатель "Библиотеки "ИЛ") выпустили книгу Пауло Коэльо "Алхимик", имеющую неплохие шансы стать одним из самых читаемых зарубежных текстов наступающего года. Если это случится, Россия не будет оригинальна - ее суммарный тираж по миру уже превысил 10 млн. Бум начался четыре года назад, когда вышел английский перевод (оригинальное бразильское издание - 1988 год).

Книга Коэльо представляет собой нечто среднее между Ричардом Бахом, Толкиеном и Кастанедой, располагаясь ближе к первому, чем ко второму и третьему: притча о мистическом поиске и духовном пути избегает жесткости индейцев яки и основательности оксфордовского профессора. Испанский пастух, увидев сон, отправляется в Египет к пирамидам - но путь его столь долог, что к его концу он трансформирует себя, постигая мудрость, эзотерическую истину и все остальное, что нужно знать магам, алхимикам и всем тем, кто идет путем духовного поиска.

Читается "Алхимик" на одном дыхании с выпуклой радостью узнаванья - единственное, что можно поставить ему в минус (а можно, впрочем, и в плюс): чрезмерную простоту. В нем нет семи уровней смысла, положенных, скажем, суфийской притче, и временами он напоминает книгу из серии "Как достичь просветления самым надежным способом". А как же тайна, всегда сопровождавшая Традицию, спросил я Коэльо в письме.

- Что до Традиции, в XXI веке не будет тайн, - ответил мне автор.

Что ж, ему виднее - в Традиции он разбирается лучше меня. Впрочем, эта фраза показательна для Коэльо: он действительно скрещивает либеральную традицию с традицией эзотерической - и потому легко осуждает в интервью любой фундаментализм и любую революцию - включая, вероятно, консервативную. Сегодня это не очень модно в России - но либо ты гонишься за модой, либо идешь путем духовных исканий.


Музыка

А ну-ка, девушки

Ранее мы уже писали о злоключениях славных "пряных девушек", никак, впрочем, не отражающихся на их популярности и банковских счетах. Напомним, что прошлой весной возмутились новозеландские маори: Spice Girls исполнили на сцене их боевой мужской танец. Битому, как говорится, неймется: на этот раз британский поп-квинтет решил дать концерт в тысячелетнем индийском храме Хаюрао (Khajuraho), известном своими эротическими фресками, иллюстрирующими Кама-сутру. Реакция индуистов была не менее страстной, чем у их новозеландских соседей: и дело даже не в том, что концерт может нанести вред одному из самых знаменитых культурных памятников страны, а в оскорбительности самой идеи: ведь эротизм Хаюрао - не пряная приправа, а часть сложной духовной системы индуизма.

Можно вспомнить, что поп-культура вообще активно использует методики дохристианских религий (массовый танец и пение, иногда сочетающиеся с приемом изменяющих сознание веществ), при этом полностью десекуляризируя их. Таким образом, подобно тому как The Beatles или Oasis претендуют на то, чтобы быть "популярнее Христа", Spice Girls хотели бы стать объектами нового языческого культа - женского, воинственного и эротического.

Возможно, впрочем, название поп-группы само провоцирует девушек на подобные затеи: пряность - еще со времен Колумба нечто экзотическое, и потому не-европейские культуры воспринимаются девушками как нечто родственное, то есть столь же экзотическое. Подобный подход, само собой, не находит понимания у представителей этих культур - впрочем, возможно, выступление загримированных под матрешек Spice Girls у Храма Христа Спасителя может прийтись по душе Лужкову и падким до зрелищ москвичам.


Разное

"Грэмми" и другие итоги голосования

На прошлой неделе объявлены победители Грэмми, в связи с чем рад сообщить, что мои читатели оказались хорошими пророками: в номинации "альтернатива" победил "OK computer", как резонно полагали опрошенные (со времени подведения итогов таблица несколько дополнилась, но расклад остался тем же). Тем самым, посрамленным оказалось высказанное мной подозрение, что этот альбом выбился в лидеры опроса благодаря личным пристрастиям сетеголовых к упомянутому в его заглавии устройству. (Кстати, как бы перевести заглавие на русский? Один мой знакомый в свое время предложил в русских программах вместо слова "ОК" писать "Лады?" на соответствующей кнопке. Тогда название должно звучать: "Лады, тачка"? Но это к слову.) Что касается остальных номинаций, то полный список доступен по многим адресам (к примеру, здесь), а для тех, кто не в курсе и не хочет щелкать мышью, сообщаем, что три штуки взял Боб Дилан (лучший альбом года, лучший рок-исполнитель и лучший современный фолк-альбом), Элтон Джон стал лучшим поп-певцом за "Свечу на ветру", а большой друг СССР Поль "Подмосковные вечера" Робсон в преддверии прощеного воскресения получил премию за достижения всей жизни - к которым, вероятно, относится и личная дружба со Сталиным.

А мы перейдем к подведению итогов другого голосования - о фильме Стивена Спилберга "Список Шиндлера" (кстати, несостоявшийся насильник, о котором я писал в прошлый раз, сознался в своих злодейски-гомосексуальных замыслах насчет создателя "Амистада"). Отмечу, кстати, что год назад я писал - словно нарочно - о том же: кто получил Грэмми и что не так со "Списком Шиндлера". Результаты голосования - ниже, а здесь - состояние дел на тот момент, когда вы читаете этот текст (опыт показал, что голосование иногда затягивается больше чем на две недели):

Список Шиндлера шедевр! нужный, полезный фильм скучное кино бессовестная конъюктурная спекуляция на Холокосте простите, список кого?
22 23 30 39 4

Расклад по местам жительства более или менее очевиден: шестьдесят с лишним из Москвы, шесть из Питера, 16 из остальной России, из остальных мест - считанные единицы (в том числе - пять из Австралии, трое - из Африки и двое - из остального мира (из Антарктиды, что ли?)).

Наиболее интересны в этот раз были пришедшие вместе с результатами письма. Авторы некоторых любезно указывали на недостатки в списке мест (надо не "США - остальная Америка", а "США и Канада - остальная Америка"; на будущее учту) и непрофессиональность анкеты. Последнее очевидно и так: понятно, что список ответов составлен по принципу борхесовской китайской энциклопедии: фильм может быть скучным, полезным и конъюнктурным одновременно. Но я не ВЦИОМ, и, думаю, будь анкета составлена грамотнее, заполнять ее было бы не так интересно.

Любопытно, что три из восьми написавших подробный текст особо обратили внимание на то, что Спилберг - американский режиссер. При этом оценки самого фильма различались от "Если бы картину снял не Спилберг, а какой-нибудь малоизвестный европейский режиссёр, никому бы и в голову не пришло называть "Список Шиндлера" "бессовестной конъюнктурной спекуляцией на Холокосте" до "Спилберг просто обычный тупой американец-моралист, которому невозможно объяснить, почему это пошло". А теперь по сути дела. Раскрою нехитрую тайну - я, конечно, голосовал за "бессовестную конъюнктурную спекуляцию на Холокосте". Объяснюсь.

Главной особенностью Холокоста является его непредставимость. В сознании обычного человека не может (и не должно) уместиться, как это можно сжечь в печах и закопать заживо шесть миллионов. Цифры этого порядка просто не укладываются в голове - и именно цифры тут сильнее всего (Спилберг это тоже чувствует, и самое сильное в его фильме - финал, когда на могилу Шиндлера складывают камни и десятки жизней обретают зримость благодаря горе камней; смотри тот же мотив в известном историческом анекдоте про Тамерлана). Любое превращение этой истории в fiction, на мой взгляд, кощунственно, потому что беллетристика (в особенности кинематографичесая) строится на самоотождествлении читателя/зрителя с героями. То есть на приручении ситуации: Холокост превращается в то, что можно представить - глазами жертв, палачей или героев. На мой взгляд, этим убивается весь метафизический ужас Холокоста, ужас непредставимого.

Сказанное выше не значит, что массовые убийства не могут быть темой произведений искусства: просто это произведение должно быть по максимуму документальным (как завершающая сцена "Списка Шиндлера"). Известный отечественный пример - "Архипелаг ГУЛаг" (мое обсуждение его в связи с затронутой темой, де Садом и т.д. см. здесь), а напрямую связанный с Холокостом - получасовой фильм Алена Рене "Ночь и туман". Его, к слову, показали по ТВ, как раз когда "Список Шиндлера" в пиратской копии добрался до Москвы и газета "Сегодня" в знаменитом диалоге Б.Кузьминского и М.Андреева предъявила ему претензии, схожие с моими, чем вызвала скандал, поток писем и неподавание руки авторам при встрече. Рене показывает снятый им в 1955 году Освенцим, чередуя с хроникой времен войны, и говорит за кадром что-то вроде: "Ну вот, на эту платформу их привозили, из этой трубы шел дым, в этих бараках они жили. А сейчас здесь растет травка между рельсов, светит солнце, поют птички. А вот тут сортировали зубы и волосы. А вот здесь стоял оркестр". И так далее. А потом он говорит: "Ну как, посмотрели? Ну и что - теперь вам лучше понятно, что здесь произошло?" То есть (не ручаюсь за дословность цитат) - темой фильма является как раз непредставимость. И, поверьте, это поднимает волосы на макушке куда сильнее, чем три часа "Списка Шиндлера". Хотя не пробивает на слезу - но я не уверен, что сентиментальное хлюпанье носом - адекватная реакция на обсуждаемое событие: слезы предполагают катарсис, а мне кажется, что Холокост - не подходящий повод для катарсиса. Как говорил по другому поводу Веничка Ерофеев: "Никаких аплодисментов".

Спасибо всем принявшим участие в голосовании и писавшим письма в особенности. В завершение темы - текст, присланный одним из читателей, как пример того, как более адекватно отдавать долг памяти Шиндлеру:

Сегодня все приглашаются высказать свое мнение о "Титанике", в прошлый уикэенд впервые заработавшем меньше 20 млн., но по прежнему удерживающем первое место и побивающем все рекорды.
"Титаник" Джеймса Кэмерона
Шедевр!
Какие спецэффекты!
От режиссера "Чужих" и "Терминатор" ждали большего
Скучно, затянуто, не вставляет
Столько читал про этот фильм, что решил в кино не ходить

Место жительства:

И хочу , что


Feedback

Обратная связь: Маросейка стала Миусской

Мои читатели с завидным постоянством спрашивают меня о судьбе знаменитого проката на Маросейке, о котором я уже некогда писал. На прошлой неделе я наконец получил ответ на этот, волнующий и меня тоже, вопрос: прокат переехал в МХТИ, по адресу Миусская пл., д.3, где работает ежедневно во второй половине дня. Сотрудники жалуются на изменившийся контингент, и потому старые поклонники приглашаются и приветствуются. Пользуюсь также случаем напомнить о существовании альтернативного способа записывать кассеты, подробно описанного мной еще на "Сеновале".


предыдущий выпуск следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100