Выпуск от 5 мая 1998 года
Дэнзел Вашингтон поцеловал Миллу Йовович |
Для начала хотелось бы принести извинения: по не зависящим от меня причинам заголовок заметки о смерти Ж.-Ф. Лиотара "Postmortem Condition" был напечатан с ошибкой как Postmodern. Кто бы что ни говорил, это далеко не одно и то же.
А теперь - краткие новости.
Теперь - новости покрупнее.
- Сэр Элтон Джон, в данный момент находящийся на гастролях, не попал на премьеру пьесы под названием "Elton John's Glasses", которая состоялась 16 апреля в театре "Palace" его родного города. Комедия о том, как Элтон Джон переживает глубокий шок, связанный с проигрышем своей любимой футбольной команды в финале FA Cup в 1984 году. Дело в том, что в самый ответственный момент матча солнце отразилось в очках сидящего на трибуне сэра Джона и ослепило вратаря, который пропустил решающий гол. По словам представителя певца Джуди Эрман, эта пьеса очень дорога певцу, и он обязательно посмотрит ее на июньской премьере в одном из уэст-эндских театров.
- Известный рэппер Снуппи Догги Дог в очередной раз задержан полицией. Однако теперь причиной стало не незаконное ношение оружия, а хранение и курение марихуаны. Он был вызван в суд и отпущен, после того как было подтверждено, что количество травы не превышает - внимание! - одной унции. То есть 28,3 грамма.
- Китайское посольство заявило протест против намеченной на четверг премьеры фильма "Windhorse", частично тайком снятого в Тибете. Создатели фильма описывают его как своеобразное продолжение "Семи лет в Тибете" и "Кундуна" - так что не удивительна реакция китайских властей. Фильм должен был быть показан в рамках Международного кинофестиваля в Вашингтоне.
- Джозеф Хеллер обвинен в плагиате: утверждается, что ряд героев и ситуаций его самого известного романа "Поправка 22" взяты из опубликованного несколькими годами раньше произведения некого Луиса Фалстейна "Небо - одинокое место". Сам Фалстейн умер год назад, и скандал раздул какой-то библиофил. Хеллер, разумеется, это отрицает и говорит, что все романы о войне чем-то похожи друг на друга.
Тяжелый удар постиг афро-американских женщин. В новом фильме Спайка Ли с обычным для этого автора малопереводимым названием He Got Game (не путать с She's Gotta Have It) Дэнзел Вашингтон поцеловался с Миллой Йовович. Реакция зрительниц была излишне страстной: из зала даже раздавались выкрики:
- Дэнзел, ты же обещал!
- Вот уж не помню, чтобы я когда-нибудь обещал не целоваться с белой актрисой, - удивляется Вашингтон.
Помимо очевидных вопросов, связанных с американским расизмом, проявляющемся, как можно видеть, с обеих сторон, интересны два других аспекта этой истории.
Первый - связанный со Спайком Ли, семь лет назад снявшим фильм "Лихорадка в джунглях", как раз и посвященный межрасовым любовным историям. Сказка, как водится, сделалась былью, и теперь Спайк с интересом может наблюдать развертывание черно-белой ревности по эту сторону киноэкрана. Впрочем, думается, что он мог сталкиваться с этим и ранее.
Второй - о национальной гордости великороссов. Во всех информационных сообщениях о возмутительном поцелуе Милла Йовович называется "русско-американской актрисой". Фактически это не так (Милла, как известно, родилась в Киеве, что не совсем Россия, и родители ее, хотя и славяне, но тоже не русские), однако верно концептуально. Интеграция России в мировую поп-культуру возможна только при признании особого этноса руссо-американцев, существующих наряду с чикано, афро-американцами, американцами иудейского происхождения и т.д. Только тогда русские перестанут восприниматься как народ Толстого, Достоевского и Ленина (что, может быть, и верно, но не слишком современно и, главное, изрядно поднадоело) и вольются в единую мультикультурную семью народов, пользуясь уважением наравне с китайцами, неграми и мексиканцами.
Что мы, русские, можем для этого сделать? Прежде всего - всячески подыгрывать СМИ в создании этой новой национальной общности. Толпы русских эмигрантов должны преследовать Миллу Йовович по всему миру с букетами цветов и истерическими всхлипами. Вручение Андрею Кончаловскому премии "Эмми" должно вызывать всплески восторга и заявления "Андрей получил ее за всех нас". "Пятый элемент" и "Танго и Кэш" не должны сходить с экранов Брайтон-бич. Главное при этом - не интересоваться мнением самих руссо-американских звезд. И тогда при слове "Россия" американец будет вспоминать не Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой, а, причмокивая, говорить "Йовович? О, Russkies are very sexy!"
Актриса и продюсер Барбара Стрэйзанд собирается принять вызов Президента Национальной Стрелковой Ассоциации Чарлтона Хестона (тоже актера, сыгравшего более чем в сотне фильмов). Поединок состоится в конференц-зале Беверли Уилшер Отеля. Оба участника останутся живы.
Причиной послужил недавно прошедший по каналу NBC фильм "Трагедия на Лонг-Айленде", продюсером которого была Барбара Стрэйзанд. Картина посвящена истории Каролин Маккарти, муж которой был одной из шести жертв бойни, устроенной в 1993 году вооруженным автоматом маньяком. После смерти мужа Каролин стала одной из активисток борьбы против свободной продажи оружия в США.
В свою очередь Чарлтон Хестон, сыгравший сорок лет назад Буффало Билла (легендарного охотника на бизонов, а не персонажа "Молчания ягнят"), выступает в защиту Второй Поправки, гарантирующей право ношения оружия. Возмущенный показанным по ТВ фильмом, он вызвал Барбару Стрэйзанд на дискуссию, которая, как все подобные дискуссии, веротяно, окончится ничем: каждый участник останется при своем.
Трижды отмеченный премией "Тони" драматург Теренс МакНалли известен своим пристрастием к гейской тематике. Однако его последняя пьеса "Corpus Christi", чтения которой недавно прошли в Manhattan Theater Club, пробила даже политкорректную Америку. Как, возможно, уже догадался читатель, МакНалли изображает в этой пьесе Христа (фигурирующего под именем Джошуа) как гея, занимавшегося любовью с одним из апостолов. От себя могу заметить, что представление Христа как метафоры отверженности и гомосексуальности не ново. Самый известный пример - фильм Дерека Джармена "Сад". Тем не менее пьеса МакНалли вызвала настоящую бурю: католическая церковь возмущена, критики в недоумении, МакНалли подыскивает театр для постановки.
Понтий Пилат спрашивает Джошуа:
- Правда ли говорят, что ты царь пидеров?
- Ты сказал, - отвечает Джошуа.
И это не шутка, а цитата из спектакля.
Известный порномагнат Эл Голдштейн (владелец журнала Screw и соответствующего телеканала) установил у себя во дворе флоридского дома скульптуру, которую агентство "Рейтер" стыдливо описывает как "кулак с поднятым вверх средним пальцем". Размер произведения достаточно внушительный, из-за забора его прекрасно видно, туристы, разумеется, в восторге, а соседи, напротив, возмущены.
Интересны культурные корни шокирующей на первый взгляд выходки Голдштейна. Знак, воздвигнутый им в родном саду, само собой, символизирует эрегированный пенис, что с очевидностью ассоциируется с профессией владельца. Но если присмотреться, нетрудно заметить в воздетом к небу пальце реминисценции к античному обычаю устанавливать в саду маленькие статуэтки фаллосов в качестве магического символа плодородия. Иными словами, в Древнем Риме воздетый к небу каменный член вовсе не воспринимался как нечто однозначно непристойное - скорее, он был призван принести удачу и благополучие дому. Таким образом, вынесенная в заголовок фраза из анекдота приобретает скорее благодарственный, чем ругательный смысл.
Обращая вспять логику, нетрудно понять магическую функцию порнографии в современном обществе: громоздящиеся на прилавках секс-шопов порнографические журналы призваны увеличить производство товаров и плодородие скота. Легко объяснимой с этой точки зрения становится экономическая ситуация в России: отечественные законы, жестко карающие за порнографию, загоняют ее в подполье, и тем самым увеличивается только производительность теневой экономики и бандитского бизнеса. Вот он и процветает.
Рискуя злоупотребить рубрикой "Обратная связь", процитирую очередной выпуск "Мэйл-Радека", пришедший ко мне как раз когда я писал этот выпуск "Монокля". Взявшись объяснить подлинный смысл появления Кириенко на политическом Олимпе нашей Родины (по-моему, хорошее выражение. Лучше было бы только "нашей могучей Родины"), Анатолий Осмоловский пишет:
Современное российское правительство состоит из трех типов существ. Это... инопланетяне, роботы и зомби (существует еще и четвертый тип - вампиры, но они играют второстепенные роли - это, в основном, работники телевидения). Так, представляется вполне очевидным, что Ельцин - зомби, Кириенко - робот, а Березовский - инопланетянин. Причем данные определения - не красивые метафоры. Кириенко действительно реальный робот. Если его вскрыть, то под кожной оболочкой будут работающие механизмы, как у Терминатора. Березовский - реальный инопланетянин, который, вполне возможно, даже не обладает кровеносной системой обычного человека.
О Кириенко никому ничего не известно просто потому, что его не существовало. Он был собран на внеземных орбитальных спутниках несколько лет тому назад и отправлен на Землю спецрейсом для того, чтобы возглавить российское правительство в 1998 году.
Дальше главный редактор "Радека" пускается в излишние объяснения того, к чему нужна подобная "абсурдизация политики". Мне, как менее политически ангажированному человеку, представляется, что хорошая телега имеет право на существование независимо от стратегий интерпретации, в которые она включена. (Впрочем, объяснения Осмоловского заслуживают внимания - желающие ознакомиться с ними могут подождать, пока "текст #45" будет выложен в Архив Радека.