Выпуск от 15 сентября 1998 года
Завершился фестиваль в Венеции |
Краткий перерыв в отпуске ознаменуется выходом двух "Моноклей". Для начала - накопившиеся за две недели мелкие новости:А теперь - новости покрупней.
- Культовая певица Пи-Джей Харви впервые за три года объединилась с музыкантами своего старого состава и дала небольшой концерт для двух сотен зрителей Центра Искусств в Бидпорте (Англия). Вместе с тем в новом альбоме "Is This Desire?" ей аккомпанируют музыканты Тома Уэйтса и кейвовские Bad Seeds. Выход альбома назначен на 28 сентября, а в ожидании этой даты поклонники Пи-Джей могут прочесть ее большое интервью, вышедшее в первом номере нового журнала "Show" (Ценципер-Чернозатонский-Семеляк и другие, в основном - из старого состава "Вечерней Москвы").
- Мик Джаггер в недавнем интервью, отвечая на вопрос о разнице между 1968 и 1998 годом, сказал, что раньше в троице секс-драгз-рок-н-ролл на первом месте стоял секс, а сейчас - наркотики. Хотелось бы, конечно, списать это высказывание на старческое снижение либидо, но наблюдение за молодыми людьми, годящимися Джаггеру в дети, подтверждает диагноз. Увы. Или, если вам нравится, ура!
- MTV присудило премии за лучший видеоклип - так называемые MTV Video Music Awards. Лучшим видео года назван Ray of Light Мадонны, отхватившей также приз как лучшая исполнительница и кучу других призов. Лучшее танцевальное видео и прорыв года - у "Продиджи". Полный список, разумеется, доступен в Сети - вот тут.
- Журнал "Форбс" в очередной раз напечатал список самых многозарабатывающих деятелей шоу-бизнеса в мире. На первом месте малоизвестный в родных палестинах Джерри Сейнфелд, ведущий одноименного телешоу "Сейнфильд" (225 млн в год). На втором - его бывший соавтор Ларри Дэвид. И только на третьем - старый знакомый Стиви Спилберг (175 млн). Джеймс Кэмерон оказался на пятом месте со своими 115 млн, отстав на десять лимонов от Опры Уинфри. Короче, что ни говори - на телеэкране появляться выгоднее, чем снимать кино. И уж куда выгоднее, чем в нем сниматься, - всеобщий любимчик ЛеоДиК попал только на 34 место со своими жалкими 37 миллионами.
Завершился полуюбилейный (то есть 55-ый) Венецианский фестиваль. Впечатления прибывших в Москву очевидцев, опрошенных мною на вчерашней презентации немецкого номера журнала "Искусство Кино" (у которого, кстати, вот-вот запустится сетевая версия), были скорее кислыми, чем радужными: в отличие от прошлого года, принесшего "Фейреверк" Такеши Китано, на этот раз в Венеции не было показано ничего "сногсшибательного". Иностранные обозреватели тоже слишком часто используют слово disappointment. Даже директор фестиваля Фелис Лаудадио сказал пару слов о том, что фестиваль исчерпал себя. Но, разумеется, Венеция все равно предполагает достаточно хорошее кино. И потому победители представляют интерес.
Итак: Золотой Лев достался итальянцу Джанни Амелио за фильм "Так мы смеялись". Серебряный Лев (приз за режиссуру) - Эмиру Кустурице за фильму "Черный кот, белый кот", а специальный приз жюри ушел румынскому режиссеру Люсьен Присцили за "Последняя остановка - рай". Среди других награжденных особо хочется упомянуть любимого мною иранца Максена Макмальбафа, получившего Приз Сената за фильм "Тишина".
Прошлый фестивальный год заслуженно считается годом японского кино - и призы в Каннах и Венеции (за "Угря" и "Фейерверк") тому лучшее подтверждение. Но настоящие любители кино помнят, что японское кино впервые громко заявило о себе сорок с лишним лет назад - в 1951 году, когда фильм "Расемон" Акиро Куросавы получил все того же Золотого Льва в Венеции. И хотя Куросава не был первым японским классиком мирового кино (Ясудзиро Одзу снимал фильмы намного раньше него) - но именно создателю "Расемона" выпало символизировать собой японское кино. Этому, конечно, во многом способствовало разнообразие жанров, в которых он работал: тут были и самурайские фильмы, и японизированные экранизации классики, современные драмы и фильмы-притчи. Он дважды получал "Оскара" за лучший зарубежный фильм (беспрецедентный случай!), а среди вольных римейков его фильмов заслужено числятся "Звездные войны" ("Три негодяя в скрытой крепости"), "За пригоршню долларов" ("Телохранитель") и, разумеется, "Великолепная семерка" ("Семь самураев"). В свое время Музей Кино даже так их и показывал - парами. Потрясение случайных зрителей, вынужденных еще два часа смотреть тот же сюжет, было весьма велико.
И вот теперь Куросава умер - в возрасте 88 лет, в собственном доме, от естественных причин, не намного пережив своего любимого актера Тосиро Мифунэ, умершего в 77 лет в прошлом декабре.
Сообщается, что в планах Куросавы было снять фильм о средневековых японских проститутках - первый фильм режиссера, в котором в центре оказались бы женские образы. Ну что же - смерть тоже женщина...
Эта новость не может не тронуть сердца толкинутых всего мира: многолетние угрозы вот-вот станут былью. Компания New Line Cinema приступает к экранизации "Властелина колец". Разумеется, на проект века положен вполне приличный бюджет в 130 млн, что, конечно, ничего, кроме спецэффектов, не гарантирует. Гарантом качества может скорее выступать режиссер - новозеландец Питер Джексон.
Начавший в жанре "пародийно-кровавых ужастиков" и полупорнографических мультфильмов (Bad Taste, Braindead (он же - Dead Alive) и Meet the Feebles соответственно), Джексон завоевал культовую славу, но на этом не остановился, сняв в 1994 году фильм "Небесные создания" - историю двух девочек, живущих в вымышленном мире своих фантазий и ради сохранения его пошедших на убийство. На мой взгляд, "Небесные создания" и по сей день остаются образцом умелого использования спецэффектов, не превращающихся в самоцель, а органично вписанных в ткань фильма. И потому, читая о том, что Джексон собирается превращать живых актеров в невысокликов-хоббитов с помощью компьютера, я чувствую скорее удовлетворение, чем отвращение.
Марк Печерский внес ясность в вопрос о бомбардировках Ирака и тем, кто кем виляет на Капитолийском холме:Небольшое замечание по существу связи "Wag the dog" и бомбежками. Понятие "не долго думая" неприменимо к американскому официозу. Если оно и грешит думаньем, то обыкновенно ОЧЕНЬ долгим. Даже не зная конкретных подробностей (которые начали сейчас потихоньку просачиваться), только профессиональный иронист мог бы предположить, что американская бюрократия способна принимать решения в два дня. Увы, не способна. Едва ли меня можно зачислить в поклонники нынешнего президента и "его рати", но для разнообразия я согласен с Диком Моррисом (бывшим советником и конфидантом Клинтона), который на вопрос "не проводил ли Клинтон тайного опроса общественного мнения?", ответил, что, уверен, нет, ибо узнай об этом хоть кто-нибудь, политическая смерть наступила бы в ближайшие 24 часа. Но самый козырный аргумент в отсутствии связи: причастность к бомбежкам военных, самого политически осторожного (до трусости!) элемента в американской действительности. Они бы ни за что не позволили Клинтону--wag помахивать собою.
Спасибо за уточнение.
Но наибольшее количество откликов вызвало, разумеется, предложение угадать фильм, которым руководствовался Ельцин при принятии ответственных решений во время кризиса (вот, наконец, и мы заговорили о том, что волнует умы и сердца наших читателей. А, кстати, знаете новый анекдот? Впрочем, если нет, прочтите его у Вернера).
Итак, вот результаты:
А какому фильму подражает президент Ельцин последний месяц?
Итак, большинство читателей считают, что Борис Ельцин, не оглядывался на опыт, накопленный кинематографистами, и действовал совершенно самостоятельно. Возможно, именно в этом причина случившегося. Наиболее популярен "Титаник", и не удивительно, что двое читателей прислали более подробные письма:
никакому :1 "Титаник" :12 "Семнадцать мгновений весны" :7 "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" :6 "Беспечный ездок" :2 "Хэллоуин" :2 "Чужие" :2 "Белое солнце пустыни" :1 "Двоих надо убрать" (правильно - "Троих надо убрать". Но оказалось, что двоих - Кириенко и Черномырдина. Впрочем, время покажет. :1 "Чужие здесь не ходят" :1 "Челюсти" :1 Третий класс - граждане России - их заперли, но кажется, они сломали дверь и покупают тушенку и макароны на оптовых рынках.
Судя по последней ремарке, автор - Влад - обладает завидным оптимизмом. Я вот этим летом посетил места, где "потонула" не одна страна. И всего 2 - 3 тысячи лет назад...Второй класс (художник ЛеоДи, пробравшийся наверх, но живущий внизу) - пользователи Интернета, богема, интеллектуалы, некоторые попали и за капитанский стол, как Лео.
Первый класс - те сейчас вывозят деньги и семьи за кордоны наше, великой родины.
Каюты люкс - НСН распространяет Смоленского и пр.
Капитанский стол - злодей Березовский, глупая мамаша, тупая сестра, умная служанка и пр.
Капитан Ельцин из другого Титаника, в котором он говорит: "каждый сам за себя".
Сценическая проблема - судно не может потонуть, как не может потонуть страна.
Перейдем, впрочем, к следующему письму:
Но, конечно, не только "Титаник" фигурирует в списках. Иван Берг предлагает "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", причем народу отводит роль героини Кристины Риччи - девочки, рисовавшей портреты Барбры Стайзент. На мой взгляд, неправомерно: девочку хотя и бросили на произвол судьбы, но сначала забесплатно накормили наркотиками и вообще... расширили ее кругозор. С населением, кажется, поступили более жестоко.
В эти дни, когда слово "Титаник" - в связи с ситуацией в стране - не сходит с уст телеведущих, у меня возникло желание спроектировать сиквел знаменитого фильма. Темой "Титаника-2" должен стать российский кризис, а роли наших деятелей должны исполнять голливудские актеры. Стартовый перечень действующих лиц и исполнителей приведен ниже. Предлагаю читателям "Монокля" дополнить или усовершенствовать его. Я отдаю себе полный отчет в том, что эта затея лишена свежести и оригинальности. Но, может быть, она послужит развлечением для кого-нибудь в эти странные дни. Итак, "Титаник-2".
- В главной роли Марлон Брандо (Виктор Черномырдин)
- в остальных ролях:
- Леонардо Ди Каприо (Сергей Кириенко)
- Лесли Нильсен (Борис Ельцин)
- Арнольд Шварценеггер (Александр Лебедь)
- Джон Малкович (Геннадий Зюганов)
- Денни де Вито (Борис Березовский)
- Джим Керри (Владимир Жириновский)
- Ал Пачино (Аслан Масхадов)
- Роберт де Ниро (Анатолий Бышовец)
- Шерил Ли (Татьяна Миткова)
- Мила Йовович (Марианна Максимовская)
- а также Джек Николсон в роли Григория Распутина
Если выяснится, что в Голливуде все еще сильны идеи феминизма и политкорректности, то роль Александра Лебедя можно трансформировать для Грейс Джонс.
С наилучшими пожеланиями Н.КолпийАндрей Дерябин прислал длинный диалог из "Чужих":
HUDSON: "Well that's great, that's just fuckin' great man, now what the fuck are we supposed to do? We're in some real pretty shit now man!"
Вольно перевожу последнюю реплику: "А почему бы нам не запалить костер и не спеть пару песен, прыгая вокруг него? Может, хоть это поможет?" Иногда, кстати, я думаю, что именно так и надо поступить.
HICKS: "Are you finished?"
HUDSON: "That's it man, game over man, game over! What the fuck are we gonna do now? What are we gonna do?"
BURKE: "Why don't we build a fire, sing a couple of songs?! Why don't we try that?"
И - на сладкое - самое первое письмо, пришедшее от бессрочного ссыльного коллеги Лейбова:
Это же типичный "Чапаев"!
В роли Петьки - Кириенко, в роли Фурманова - Черномырдин. А Борис Николаевич, несомненно, объясняет, как из кризиса выйти и производство поднять, раскладывая на мозаичных кремлевских столах мытую голландскую картошку. Предлагаю также задуматься над таким классическим эпизодом, как "психическая атака Думы". Про уральские ассоциации умалчиваю.