|
||
/ Net-культура / Бессрочная Ссылка < Вы здесь |
БЕССРОЧНАЯ ССЫЛКА://выпуск от 19.05.00 Дата публикации: 19 Мая 2000 получить по E-mail версия для печати РИТОРИКА ВИРУСА И ВИРУС РИТОРИКИ Мною за отчетный период был получен ряд писем, с содержанием которых, несмотря на некоторую интимность, не могу не познакомить читателей. Еженедельные занятия риторикой со студентами заставляют любой текст анализировать с этой точки зрения. Болезнь какая-то, право. Первые два письма прислала одна и та же, кажется, девушка. Вера Холодная звать ее. Почему-то с разных адресов. Привет, совершенно случайно нашла ваш Email и решила написать! К письму, конечно, был приложен файл с расширением .exe. У меня тут разные люди спрашивали, не пострадал ли я от страшного филиппинского вируса? Я им отвечал одинаково: представьте себе, говорил, что у вас под дверью обнаруживается посылка от неизвестного лица с изображением сердца, пронзенного стрелой. И что в той посылке что-то тикает. Что вы делать будете? - Выкинем эту посылку на фиг, - отвечали мне разные люди в один голос. - - - Кстати, я вовсе не уверен, что именно так они бы поступили. После того, как мы с администрацией сервера aha.ru Веру убили путем взаимной переписки, она обнаружилась на corbina.net. Причем с тем же почти письмом: Привет! Риторика Вериных писем незамысловата. Сообщение об учебе на Экономиста (все глядим в Гайдары!) призвано прибавить весомости образу легкомысленной девушки, ищущей знакомств. Вредные привычки автор, по-моему, совсем напрасно приплел - это вообще из мужского дискурса. Главное же риторическое задание - принуждение открыть вредоносного троянца - вовсе провалено. И наконец - письмо обращено к некоему "вы", носит явно характер массовой рассылки и индивидуально не цепляет. С интересными людьми она пообщаться хочет... А мы-то - неинтересные как раз. Убили Веру и на "Корбине". Гораздо удачнее, с моей точки зрения, другое письмо, от Нади с сервера mailru.com: Я никогда не пыталась познакомиться в интернете, но решилась попробывать. Живу в Москве, учусь. Здесь, во-первых, подкупает обращение на "ты" и мотивировка письма (адресату предоставляется самому выбрать характер будущих отношений с Надей); во-вторых, поражает психологическая глубина при описании своего интеллекта и внешности (нормальная реакция - начать утешать девушку, предварительно поглядев на ее портрет); в-третьих, очень остроумной представляется оговорка о "слайд-шоу" (это не бомба тикает, это там такие замечательные часы с кукушкой!); наконец, коварнее всего Надя в маскировке истинных целей - в отличие от незамысловатой Веры, требующей каких-то предложений (я ей, впрочем, два раза отправил некое предложение с указанием направления движения) и устрашающей нагромождением восклицательных знаков, Надя скромно просит прислать фотографию и рассказать о себе. Вершина, конечно, всего текста - фраза "ведь я же для тебя старалась". Тут уж сердце "чайника" обязано растаять, и он непременно должен поглядеть на результаты Надиных стараний. Тут ему, дураку, и конец придет. Надю мы тоже, вроде, убили. Хотя и жалко ее было - нежная девушка, трепетная. Молодая опять же совсем. Сам писал администратору, а сам - плакал. Что-то видится трогательно-архетипическое в этих письмах. Ведь и мифология сифилиса, например, строится на том же - расплата за любовь. Кто сказал, что виртуальный секс безопасен? Наконец, четвертое письмо вредоносных приложений не имело, а само по себе было вирусом. Вот оно: eto pis'mo oboshlo vokrug sveta 457 raz Этот текст меня подкупил не только упоминанием писателя Немирова, но и сходной с описанными выше риторической новацией. Традиционно "письма счастья" строятся на риторике угроз: тому, кто отказывается от распространения вируса, угрожают разными неприятностями. Здесь же к кнуту очень разумно присоединен пряник - подчеркивается то, что обычно остается не акцентированным: пересылать письмо следует только тем, кому желаешь добра. Поскольку я несомненно желаю добра всем читателям "Бессрочной ссылки", я этот текст воспроизвожу тут. Кстати сказать, ничего не менять велено, как я понял, только в тексте "самого письма". Призываю читателей разослать его близким друзьям с вариациями. Скажем, вместо фараона можно вставить философа Платона, Анри заменить на Николая III, а Немирова - на Курицына. Кстати вспоминаю о своих редакторских обязанностях: вы не забыли Курицына и Кузнецова спросить о чем-нибудь важном? ИГРА Правила игры. Новые правила предложил Н.Колпий. Думаю над ними. Прошлое задание Сочного многие отметили как исключительно удачное. Тот же Н.Колпий, на этот раз промахнувшийся, пишет:
На лианозовцев тоже не похоже: стих больно гладкий, без рефренов-акцентов, к тому же - Невский. Олейникова пришлось освежить в памяти посредством Сети. Нет, не олейниковская улыбка мерцает в загаданном стихотворении. Похоже на Заболоцкого - тягучей обстоятельностью; но я сильно сомневаюсь, что полихлорвинил существовал во времена обэриутов. Получается, никто из указанных авторов не мог этого написать. Браво, Сочный. Все-таки ставлю на Заболоцкого. А в глубине души - обреченная уверенность, что это либо ранний Сапгир либо неканонический Григорьев. Полихлорвинил, конечно, выдает. И уверенность не подвела. Почему Григорьева трудно тут опознать? Понятно - он обычно гораздо более сюжетен, здесь же, кажется, он демонстрирует именно свои обэриутские корни. Я бы, впрочем, приписал Олейникову (по особенностям ритмики), если бы не помнил, что это - Григорьев. Результаты таковы (поскольку я менял почтовую программу, что-то могло потеряться; пожалуйста, исправьте меня, если найдете неточности): 19 баллов - Н.Колпий; 17 баллов - pshusha; 13 баллов - Ю.Володарский; 11 баллов - Маша; 9 баллов - mL; 8 баллов - Кузнецов, Сочный; 5 баллов - Амин, Бродский, Кость Скрыптум, Савватий, М.Сазонов; 3 балла - Кузя, СЕМЕНОВ, 7 черепах, Н.Сорокин; 2 балла - a_l, dk, Igor Astapov, Ia-Ia, Климперт-Крутько, Кум, Леонид, Лиза Кабинетова, Лошадь, mgm, olga, Сергей; 1 балл - voldieб Green, DA, Дима, dmkom, Semen Gorbunkov, sdgf, nekto petya, А.Носков, Карина, Лена, LenaZ, mgm, mm, Наталья, Секс-мутант, Slavik, source, Фи, hcab; вне игры - Аничка, Виталий Боровиков, тё. Сегодня - простейшее задание от Володарского. Пришлите свое задание, а то в копилке осталось только одно! ВОПРОС КОЛЛЕГАМ Вот все говорят: "интертекст, интертекст", а я никакого интертекста так никогда и не видал. Гипертекст видал, разные там субтексты - приходилось. А с интертекстом беда - как начнешь его искать, так непременно и увязнешь в сомнениях. Вот случай, который не дает мне покоя уже лет пять. На первой же странице "Судьбы барабанщика", бессмертного произведения А.П.Гайдара, читаем: Был на радостях пир. Пришли гости. Пришел старый отцовский товарищ Платон Половцев, а с ним и его дочка Нина, с которой, как только увиделись мы, - рассмеялись, обнялись, и больше нам за весь вечер ни до кого не было дела. Спрашивается: может ли оказаться случайным столкновение внутри одного абзаца слов "Платон", "пир" и описания, прямо проецирующегося на следующие места из известного диалога: И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись <...> Когда кому-либо, будь то любитель юношей или всякий другой, случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Призываю коллег, разбирающихся в интертекстах, и всех заинтересованных лиц откликнуться и поискать у Гайдара еще платоновских подтекстов. Пишите письма! А я откланиваюсь до июня. ╘1998, 1999, 2000 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru поставить закладку написать отзыв
|
Личный секретарь М.И. Мухина roman@admin.ut.ee |
|
||