|
||
Тема: Политэкономия | / Политика / < Вы здесь |
Царь vs купец Колонка редактора Дата публикации: 4 Сентября 2001 получить по E-mail версия для печати Пару лет назад я решил завязать с политическим пиаром (которым в те времена занимался) и перейти в пиар корпоративный. Еле ноги унес: все политические интриги по сравнению с корпоративными разборками - детские игры в песочнице. Власть как таковая пасует перед властью денег, точнее - перед властью капитала. От Макса Вебера мы знаем, что капитал для протестанта играет роль causa sui: деньги делают деньги. Успех в бизнесе обеспечен тем, кто разделяет эту протестантскую точку зрения, реальную протестантскую веру. Религия денег в отношении религии государства (грубо говоря - культа "священного царя") выступает в той же роли, в какой монотеизм выступил по отношению к язычеству. Естественное, логичное и сложное всегда пасует перед иcскуственным, парадоксальным и простым. Многие могут на это возразить: исcкуственное надстраивается над естественным, парадокс существует лишь как отрицание логики. Видимо, основная загвоздка в простоте. Сквозь самый запутанный бурелом можно продраться на достаточно мощном бульдозере, а самый запутанный узел "византийских" интриг можно разрубить при помощи достаточно крупной суммы денег. Государственная власть вынуждена приноравливаться к "протестантской" ситуации. При обсуждении любого государственного проекта теперь спрашивают в первую очередь: "А денег на это хватит? А откуда деньги возьмем?" Деньги встают между властителем и подданными. Властитель старается не быть купцом - чтобы не играть на чужом поле. Поэтому государственная власть стремится совершенствовать (или хотя бы сохранить) методы "внеэкономического принуждения", т.е. методы чистого государственного господства. Но вся беда в том, что эти методы тоже требуют денег. В свое время на Руси вместо денег использовали землю, т.е. государственная власть делилась полномочиями со своими служащими. Уже Иван Грозный считал, что это - не самый лучший способ обеспечить лояльность служащих. Однако перейти на денежную оплату службы мешали причины экономико-географического характера (в первую очередь - низкие сельскохозяйственные качества земли). Наконец, Россия догнала Европу... И купец победил царя. Теперь государственная власть пытается вернуть утраченные позиции: вводятся различные ограничения, методы госрегулирования и т.д. - все, что так ненавидят либералы. Грядущая банковская реформа тоже должна вызвать неприязнь либералов: повышение требований при лицензировании банков приведет к тому, что региональные мелкие банки не смогут действовать за пределами своих регионов. Это подорвет финансовую базу региональных властей, а значит - позволит укрепить "вертикаль". Понятно, что реформа выгодна не только центральной государственной власти, но и крупным банкам (которые тоже смогут легче общаться с региональными властями). "Священный царь" играет на противоречиях внутри культа денег. Но противоречия не могут принести существенного вреда тем, кто изначально верит в парадокс. В парадоксальную (и, тем не менее, реальную) власть денег над всеми сферами нашей жизни. Кирилл Якимец поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||