Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и Украина / Политика / < Вы здесь
Игра на чужом поле
Дата публикации:  20 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Принцип разделения церкви и государства, которым "прогрессивное человечество" решительно открывает путь к "гуманитарным ценностям нового тысячелетия", на самом деле скрывает совсем иную реальность. С одной стороны, церковь все более утрачивает роль нравственного камертона общества, перестает быть значимым фактором социального развития, постепенно превращается в некое подобие "комбината обрядовых услуг". В то же время, подстраиваясь к потребностям "мира сего", церковь как клерикальный институт становится вполне удобным и эффективным инструментом в руках политиков, умело использующих внутренние конфессиональные противоречия для достижения собственных целей.

Сегодня на просторах СНГ, раздираемого смутой экономического упадка, активно действуют десятки религиозных объединений. В отличие от традиционных конфессий, исторически сложившихся на территории бывшей российской империи, новые церкви, как правило, обладают немалыми политическими амбициями, стремятся занять доминирующие позиции в религиозной жизни государства. Наиболее ярко этот процесс протекает на Украине, где вот уже более 10 лет не утихает конфессиональный раскол, четко разделяя общество по религиозному признаку на католиков и православных, реформаторов и ортодоксов, "автокефалистов" и "москалей". Надо ли говорить, что такое положение вещей самым пагубным образом отражается на способности нации к объединению перед лицом сложнейших задач, возникших после обретения государственной независимости. Недаром Геббельс говорил: для того чтобы покорить славян, мы должны сделать так, чтобы в каждой деревне, в каждом селе, в каждом городе была своя церковь и своя вера... Похоже, что нацистские мечты 60-летней давности постепенно обретают очертания мрачной реальности.

Религиозный состав сегодняшней Украины весьма пестр и разнообразен. Помимо многочисленных, но мелких сектантских объединений, в стране существуют две основные конфессии: православие и католицизм. Последний представлен в двух видах: это непосредственно католическая церковь латинского обряда и греко-католики, подчиненные папскому престолу, но практикующие восточный обряд богослужения. Исторически приходы католиков на Украине расположены в Галиции - западной области страны, которая за последние несколько веков сменила польское, австрийское, венгерское и российское подданства. Вероятно, в результате такого разнообразия властей и правительств у галичан сформировался некоторый "комплекс зависимости", который сегодня определяет их высокую пассионарность в вопросах "незалежности" Украины от всего и вся - прежде всего, от российского государства. Вместе с тем, особенностью католической религиозности галичан является широкое принятие униатства, которое, в свою очередь, силой было навязано некогда православному народу во времена польского короля Сигизмунда. Справедливости ради надо заметить, что лишь незначительная часть украинских греко-католиков отдает себе отчет в специфике собственной религиозности. Как и во времена принятия унии, так и сегодня политические соображения главным образом определяют направление их борьбы против "московского" православия. Неслучайно, несмотря на полную победу католицизма в Галиции, униаты всеми силами стремятся распространить влияние римского престола по всей стране. Именно в этом они видят твердую гарантию необратимости разрыва Украины с Россией, и следовательно, гарантию сохранения собственной национальной безопасности - как они ее понимают.

Все это, быть может, и не стоило бы столь пристального внимания, если бы речь шла исключительно о религиозном и политическом самоопределении одного из относительно малочисленных народов Украины. Однако проблема заключается в том, что национальные стремления галичан удивительным образом совпадают с настойчивыми притязаниями западного мира на подчинение постсоветского пространства собственным геополитическим интересам. Основной целью западных миссионеров является не столько распространение собственных вероучений, сколько стремление изменить вектор национального самосознания украинского народа, как можно дальше оттолкнув его от православных истоков. Таким образом, нынешняя экспансия католицизма носит скорее политический и даже экономический, нежели конфессиональный характер.

Сегодня католическая церковь, получившая на Украине статус митрополии, значительно активизировала деятельность по расширению своей паствы за счет "инославного" населения. Римо-католики демонстрируют, пожалуй, самые значительный рост числа новообращенных относительно других религиозных конфессий Украины. С 1992 по 2000 год количество римо-католических общин увеличилось на 70,8%. В настоящее время в стране действуют 772 римо-католических прихода, 38 монастырей, 16 миссий, 6 духовных учебных заведений. Причем на западные области Украины, где ранее была сосредоточена основная часть подданных папского престола, сегодня приходится лишь 45,4% приходов, тогда как остальные находятся в центре и на востоке страны. К тому же натиск католического прозелитизма обеспечивается громадной финансовой поддержкой со стороны Ватикана, тогда как Украинская православная церковь, в условиях общего кризиса, имеет очень скромные материальные возможности.

Тем не менее, активное наступление западных религиозных конфессий во главе с католицизмом встречает упорное сопротивление среди православного большинства страны. К сожалению, успех этой борьбы во многом зависит от внешних факторов, придающих исключительно церковной полемике политический оттенок. Каноническая Украинская православная церковь, несмотря на статус "самоуправляемой", все же относится к юрисдикции Московского Патриархата, что, по мнению многих представителей политической элиты страны, является нонсенсом. Лозунг "независимой Украине - независимую Церковь" по сей день будоражит умы власть предержащих, заставляя их лихорадочно искать приемлемый выход из ситуации. Достаточно вспомнить неудачное обращение Президента страны Леонида Кучмы к юбилейному архиерейскому собору Русской православной церкви, в котором он ходатайствовал о даровании УПЦ МП автокефалии с вытекающим отсюда украинским патриаршеством.

Сегодня в стране, помимо католиков, действуют еще два претендента на роль религиозного объединителя украинского народа. Речь идет о так называемых Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). Характерно, что несмотря на декларируемое православие, соответственно 80 и 60 процентов приходов УАПЦ и УПЦ КП расположены на территории западной Украины. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает их политическую ангажированность в ущерб подлинным интересам православного большинства страны. Ни одна из этих клерикальных структур не имеет канонического признания, несмотря на многочисленные попытки добиться такового со стороны Константинопольского патриархата. Тем не менее, подобная "ущербность" с лихвой компенсируется изрядной долей националистического запала, неоднократно демонстрируемого представителями и УАПЦ, и УПЦ КП при каждом удобном случае. Не случайно за спиной каждой из названных "церквей" стоят влиятельные политические силы, которые крайне заинтересованы в раздроблении украинского православия на множество религиозных общин по "партийному" типу.

Главная опасность существующих на Украине межконфессиональных противоречий заключается в том, что, "играя" на чужом поле народной религиозности, большинство политиков слабо представляют себе последствия своих действий. То, что сегодня кажется оправданным с точки зрения государственного строительства, завтра может обернуться социальной катастрофой, как это уже не раз бывало в истории. Достаточно вспомнить события борьбы со старообрядчеством времен патриарха Никона или жесточайшее противостояние православных братств и униатской верхушкой времен княжества Литовского. Насильственные "окатоличивание" или "автокефализация" Украины, проводимая политическими методами вопреки воле большинства населения страны, может обернуться глубочайшим общественным противостоянием, по сравнению с которым нынешний раскол покажется желанным островком мира и согласия в океане религиозной смуты.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и Украина' (архив темы):
Дмитрий Пирогов, Панские амбиции "хлопской вяры" /12.03/
Униатство основано на обрядоверии, то есть привлекает паству, мало разбирающуюся в догматических вопросах. При таком позиционировании униатство на Украине вполне может стать массовой религией.
Василий Руссер, Внутри расколотого дома /22.02/
У украинца нету четкой идентификации "свой-чужой". Некогда почти сплошь православное поле страны становится все более пестрым.
Дмитрий Пирогов, Устоит ли разделившийся дом? /21.02/
К истории церковного раскола на Украине.
Андрей Н. Окара, Царь и Бог (#1) /11.02/
Церковный раскол на Украине. Постсоветские левые не смогли превратить конъюнктурный альянс с православием в самобытную "теологию освобождения". Но православных (МП) и левых сближает тоска по брежневской "халяве" и, следовательно, позитивное отношение к России.
Андрей Н. Окара, Почему у Украины нет внешней политики? /15.01/
На уровне большой политики есть свои "третируемые меньшинства", которые "сами виноваты" в своем положении. "Хатоскраевское" отношение к внешнеполитической проблематике превратило большую часть современного украинского эстеблишмента в геополитически безответственных эгоистов-"многовекторщиков".
Дмитрий Пирогов
Дмитрий
ПИРОГОВ
Бакалавр богословия

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: