Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Чеченский вопрос / Политика / < Вы здесь
Война свободных граждан
Дата публикации:  10 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Необходимо возродить эффективную работу агентурной сети в Чечне! Надо срочно пересмотреть основные положения военной доктрины! Гражданам России следует срочно поделиться своей свободой в пользу полицейского, но способного их защитить государства!..

Подобного рода призывы уже тысячи раз озвучены на телеэкранах и в радиоэфире, на страницах газет и журналов и на интернет-сайтах. С каждым из них можно было спорить или, напротив, соглашаться, если бы не одно принципиальное "но". Все перечисленные выше суждения основаны на простом непонимании характера той борьбы, которую сегодня ведет Россия. А потому эти мнения-суждения и ограничены жесткими рамками институционального дискурса. В них нет места для, если можно так выразится, антропологических сюжетов.

С тем, что Россия сегодня ведет войну, уже, похоже, никто всерьез не спорит. Но что это за война, в чем ее специфика и новизна? Ответом на этот вопрос мало кто себя затрудняет. Между тем очевидно, что Россия ведет войну нового поколения, войну в мире после 11 сентября, в которой главными субъектами выступают не государства или военно-политические блоки (НАТО и Варшавский договор, например). Война перестала быть межгосударственным противоборством. Теперь транснациональные террористические организации бросили, пожалуй, самый серьезный за всю историю вызов Левиафану (и не только российскому). Выяснение отношений между противниками проходит теперь не на фронтах и не посредством ядерного сдерживания. Следовательно, противник стал распыленным, способным нанести удар в любом месте и в любое время. И удар этот может быть направлен как против простого обывателя, так и против представителя политической элиты. И это надо себе четко представлять. В данном случае позиция "над схваткой" не срабатывает. Мысль о том, что не вовлеченный в политический процесс "простой" человек (он же мирный обыватель или нонкомбатант) сможет остаться в стороне от великих потрясений, предоставив эту возможность одним государственным деятелям, в новых исторических условиях либо наивна, либо абсурдна. Зато другая мудрость: "Если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой" - актуальна на все сто процентов. А посему очевиден вывод: без общественной поддержки государства, без активной позиции граждан страны успех в войне с терроризмом невозможен. Война с терроризмом становится, таким образом, войной народной в самом прямом ее понимании, а не уделом одних государственных чиновников. К каждому дому не приставишь милиционера или сотрудника ФСБ, и на всех террористов просто не хватит агентурных работников (хотя работа агентуры действительно должна совершенствоваться).

Но декларации об общественной поддержке должны иметь конкретное наполнение. Чем реально могут помочь в борьбе с терроризмом российские нонкомбатанты? Ответ не кажется таким уж сложным. Во-первых, обществу нужно переболеть этой проблемой, не впадать в эскапизм по поводу чеченского кризиса. Чего греха таить, боевые действия в мятежной республике воспринимаются российским обществом как виртуальная реальность, чужая война за не понятные никому интересы, страшилки, которые не хочется видеть и слышать. Зато сильно стремление, чтобы кто-то большой и сильный все решил бы там, на Кавказе, за тебя и вместо тебя. И вот здесь возникает "во-вторых": требуется прекратить интеллектуальную поддержку организаторов великих потрясений. И в этом случае особая претензия к нашим властителям дум и творцам смыслов. В том, что российское общество воспринимает терроризм отстраненно, а к чеченской ситуации относится равнодушно в немалой степени виноваты наши высоколобые интеллектуалы. Те, которые готовы дать прямой эфир террористам, те, кто с радостью открывателя Америки сообщает "эксклюзивную информацию" о подъехавших к улице Мельникова БТР и подошедших спецназовцах, те, кто оправдывает терроризм плохим воспитанием и тяжелым детством его проводников, те, кто считает, что требования масхадовых-басаевых неприемлемы для Кремля, а не для России, те, кто полагает, что с "этой войной надо что-то делать", для того чтобы поднять рейтинг такого то и такого то.

Давно пора преодолеть изначально ложное противопоставление сильного государства и гражданского общества, государства вообще и свободы. Самые страшные диктаторские режимы устанавливались тогда, когда "власть валялась на улице". Так было в октябре 1917 года у нас в стране, в начале 1920-х гг. в Италии, в 1930-е гг. в Германии. Слабая власть бессильна перед напором террористов и экстремистов. Она не способна обеспечить элементарные права и свободы своих граждан. Именно слабая власть - основа для тоски по "сильной руке" и "порядку". Священные для любого демократа и либерала понятия - "свобода", "собственность", "законность" невозможны без и вне государства.

Уже стало трюизмом цитирование профессора Преображенского о "разрухе в головах". Но от того, что истина банальна, она не перестает быть истиной. Скорее - наоборот. "Интеллектуальное разоружение" террористов сегодня много важнее создания суперагентур и выращивания отечественных "джеймсов бондов".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Чеченский вопрос' (архив темы):
Мустафа Эдильбиев, Муфтий Кадыров как новый имам Шамиль? /15.01/
Легитимность власти Кадырова в Чечне не просто вызывает сомнение у чеченцев: власть эта никогда не станет легитимной - по причинам, связанным, в частности, с чеченскими традициями. Но и лояльность Кадырова в отношении России также весьма сомнительна.
Сергей Маркедонов, Чечня. Конституционный тупик /18.12/
Проблема сегодняшней Чечни не в отсутствии Основного закона, а в раздробленности власти, распыленности ее между администрацией Кадырова, конкурирующими друг с другом силовиками, Министерством по делам Чечни. Не говоря уже о власти неформальной (боевики, теневые экономические группировки).
Шамсудин Мамаев, От трубы до Аллаха. Часть 3 /07.10/
Битва за "душу Дагестана" в Чечне.
Шамсудин Мамаев, От трубы до Аллаха. Часть 2 /01.10/
"Великий шелковый" сквозь Чечню не прошел.
Шамсудин Мамаев, От трубы до Аллаха /23.09/
- или чеченский путь в "Большой игре". Рука Лондона. Нефтяные основы чеченского национализма.
Сергей Маркедонов
Сергей
МАРКЕДОНОВ
кандидат исторических наук, ИПВА
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: