Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальное государство / Политика / < Вы здесь
Отсыхающий язык Манифестов
Дата публикации:  8 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Недавно в России произошло событие, которое, казалось бы, должно было привлечь внимание всех, кого интересует политика. Партия, которую только ленивый не называет "партией власти", опубликовала свой Манифест "Путь национального успеха". Но появление Манифеста "Единой России" не стало сенсацией... То ли "национальный успех" не волнует пишущую на политические темы братию. То ли политически активную часть населения уже не волнует вопрос, кто придет к власти. То ли сама политическая жизнь в России стала такой, что "информационными поводами" в ней являются только повторяющиеся с удручающим постоянством громкие скандалы и политические убийства.

Что такое "Манифест"? И для чего партиями пишутся "Манифесты"? Любой Манифест - это "обращение программного характера": визитная карточка партии, по которой судят о ее целях, намерениях, серьезности... В 1848 году, например, два молодых теоретика и политика написали Манифест Коммунистической партии. Это стало эпохальным событием. Проработав передовые философские, экономические, социально-политические теории, авторы Манифеста предложили, ни много ни мало, целостный диагноз ситуации, новое видение истории и ее движущих сил, сделали попытку на основе анализа интересов пролетариата наметить новую перспективу мироустройства. Согласитесь, что это немало для одного документа.

Манифест "Единой России" писали явно не Маркс с Энгельсом. И не теоретики сопоставимого с ними калибра. Напротив, скромные неизвестные авторы манифеста уверяют читателя: "наша идеология порождена не кабинетной игрой ума, а реальными потребностями страны и народа". Но через пару страниц уверяют (без ссылок на первоисточники), что "не ответив на общие фундаментальные вопросы можно лишь продолжать путаться в частных". Однако поиск "фундаментальных вопросов" в данном документе не приводит к находкам. Если не считать таковыми звучащие как заклинания призывы разрушать "мистифицированный образ России" - "бессильной, нищей, обреченной на историческое небытие страны". А также заповеди: "быть искренними в словах и поступках, чувствовать боль другого человека как свою собственную, следовать заповедям добра и справедливости, любить свою землю и своих детей, помогать каждому кто нуждается в участии и заботе". "Эти простые истины выше любых политических программ" - уверяют авторы Манифеста. Возможно и так, но в инструмент политической коммуникации эти простые библейские истины превратятся лишь тогда, когда мы увидим, что образцом служения им стали рядовые члены партии и, что особенно важно, ее лидеры. И никак не раньше.

Лозунг "национального успеха" красной нитью проходит через текст Манифеста. "Формула успеха" в Манифесте тоже присутствует и в своей простоте напоминает об идее "философского камня", способного превращать в золото обычный металл. Нужно, оказывается, "органически соединить все лучшее, создав новую идеологию - идеологию гражданской консолидации и солидарности"... Задача и в самом деле из области технологии чуда: посредством единой идеологии воодушевить и сплотить нового русского олигарха, приватизировавшего топливно-энергетические ресурсы страны и бюджетника, считающего каждый рубль до зарплаты. Поиск общего знаменателя для поляризованных категорий граждан, пожалуй, даже более сложная задача, нежели поиск "философского камня" или изобретение "вечного двигателя". Однако именно на этом пути откроется, по мнению авторов, "наш ответ разочарованию и неверию, разъедающему дух нации"...

Кстати, "их ответ разочарованию" мы в свое время уже получили. Ведь речь идет о той самой партии, которая на прошлых выборах предложила уставшей от ельцинщины стране нечто как бы новое. Предъявила новые лица "лидеров". Но проголосовав за одни лица, избиратель обнаруживал у власти лица совсем другие. Некрасиво получилось как-то... Пиарная составляющая в нашей политике незаметно подменила партийную форму, смысл которой - в непрерывном вменении социальной и политической ответственности. Логика одноразовых пиар-эффектов вообще как будто вытеснила логику публичной политики. Чем глубже погрязает политический класс в подковерной интриге, тем больше требуется "пиара"; чем меньше естественной свежести отпущено кокетливой даме, тем больше требуется декоративной косметики. И Манифест прекрасно иллюстрирует эту печальную закономерность.

Политические тренды и тенденции в стране находятся в некоем мире, совершенно параллельном программной политике партий. Какие-нибудь лидеры публично обещали своим избирателям разваливать Союз? Избиратели голосовали за Беловежские соглашения? А разве кто-то обещал перекладывать издержки ЖКХ на плечи избирателей? Или превращать страну в международное кладбище ядерных отходов? Или увеличивать инфляцию, опережающую рост зарплат и доходов большинства? Или повышать тарифы и отключать тепло в домах и больницах? На фоне этого молчаливого катастрофизма действительности раздаются программные заявления разных партий, сливаясь в один нечленораздельный текст: "за все хорошее и против всего плохого"! Лучший способ выработать у избирателей стойкое презрение к политике как таковой трудно себе представить. И тем не менее жанр не иссякает. "Государство, гражданское общество, бизнес все еще не доверяют друг другу и не проявляют должной готовности к сотрудничеству". Залог успеха - "честная и ответственная перед народом власть". "Россия остро нуждается в том, чтобы слово "чиновник" перестало быть ругательным". Чиновник "не за страх, а за совесть служащий интересам страны - этот почти утопический образ государственного служащего должен стать реальностью". "Преступность и беззаконие унижают человека как мало что другое". Правильные слова - это замечательно. Вот у ЛДПР, например, был в свое время очень удачный слоган: "Я подниму Россию с колен!". Но еще более замечательно, когда правильные слова произносят правильные люди. А иначе как отличить "многомиллионный авангард общества" от стройных рядов устремившихся во власть карьеристов с паразитическим менталитетом?

Некоторые партии подобны людям, ищущим кошелек не там, где он потерян, а там, где светлее. Если же искать все-таки не под фонарем, а на реальном политическом поле, то партия чиновничества, решившая доказать электорату свою состоятельность должна взяться за острейшую и ближайшую политическую задачу: национализацию приватизированного российского государства. Наполнить новым содержанием органичный для российской истории лозунг "главный европеец в России - это государство!"; сделать госслужбу почетной и перспективной; провести "путинский партийный призыв" в вузах, привлекая талантливую молодежь (которая далеко не вся мечтает о карьере банкира или олигарха и жизненный успех не отождествляет с коммерческим и финансовым успехом) в аппарат, - все это задало бы новую повестку межпартийной борьбе, стало бы вызовом-стимулом для КПРФ, чья оппозиционность замкнута в словесно-виртуальном пространстве, и для "Яблока", киснущего в своем электоральном и интеллектуальном гетто, ставшего заложником личностных особенностей своего лидера. Наконец, естественным назначением партии является инициирование кадровой политики (с упором на слово "политика") государства, приобретшей от безысходности своеобразные земляческие очертания.

Но вообразить себе партийную кадровую инициативу в ситуации, когда сами формальные лидеры партии бегают в Кремль за инструкциями к беспартийным кураторам, - довольно сложно. В этой ситуации даже замена "семейного", де-факто, СПСовско-олигархическо-президентского правительства на кабинет "ответственный" перед партией парламентского большинства не вернет российскую политику из пиарно-подковерного в публичное пространство. Другое дело, если вообразить себе "партию власти" во главе с руководителем администрации или замами. Сам факт воссоединения формы и содержания способствовал бы созданию публичного пространства власти и оздоровлению политической жизни страны.

Но условием и индикатором долгожданного политического взросления является не пиарное и не формально-бюрократическое, а серьезное, политическое отношение к Манифесту и его программным функциям. В противном случае: "Пусть отсохнет язык у колокола, - если колокол трезвонит зазря!".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальное государство' (архив темы):
Андрей Ланьков, Корейский мещанин во дворянстве /05.05/
Первый прорыв мужиков во дворянство произошел в XIX веке, когда государство ослабило свой былой контроль за сословной чистотой. После отмены крепостного права бывшие крепостные тут же стали брать себе фамилии своих господ и самовольно включать себя в их кланы. С тех пор фальсификация родословных имеет в Корее массовый характер.
Дмитрий Бадовский, Два пути в "современность" /30.04/
Диагноз "неамбициозности целей" так и не был продуман властью до конца. Обеспечение экономического роста само по себе не являлось целью развития ведущих стран мира. Такой ориентир мог определять конкретные обстоятельства деятельности, но никогда - смыслы.
Игорь Джадан, Нефть и демократия /29.04/
Общество, лишенное возможности стукнуть власть "мордой об стол" хотя бы один раз за избирательный срок, рискует впасть в состояние скуки и депрессии. В сегодняшней России ощущается не избыток популизма, а его нехватка.
Юрий Солозобов, Городская потребительская кооперация /28.04/
Пассивная агитация себя изжила. Если речь идет о малоимущих избирателях (бюджетниках и т.п.), то более эффективной является активная агитация, в процессе которой электорату навязываются определенные интересы. Мало того: в процессе подобной агитации может сложиться реальный механизм "взаимопомощи бедных".
Евгений Авек, "Грех" состоятельности /25.04/
Некоторые олигархи вынуждены брать на себя ответственность за социальные программы - ради безопасности собственного бизнеса. Обществу, в свою очередь, также следует примириться с олигархами для собственного же блага.
Александр Бахманов
Александр
БАХМАНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: