|
||
/ Политика / Лекции < Вы здесь |
Что представляет собой демократическая консолидация? Часть 2 Дата публикации: 6 Октября 2000 получить по E-mail версия для печати Schedler, Andreas. What is Democratic Consolidation? / Journal of Democracy 9:2 (April 1998), 91-107. - (C) The Johns Hopkins University Press and National Endowment for Democracy
Уклонение от краха демократии Когда переход от авторитарного правления в данной стране достигает точки, в которой осуществляются более или менее свободные, справедливые и конкурентные выборы, демократические акторы обычно не могут позволить себе расслабиться и насладиться "ограниченной неопределенностью"1 демократического правления. Как правило, существуют угрожающие режиму "неограниченные неопределенности", и основная забота демократов смещается от учреждения ключевых демократических институтов к сохранению того, что достигнуто. Для этих акторов консолидация демократии означает сокращение возможности ее краха до того уровня, на котором они могут чувствовать себя достаточно уверенными в том, что демократия сохранится в ближайшем (и в не столь близком) будущем. Эта озабоченность выживанием режима составляет "классический" смысл демократической консолидации. Он придает целостность широкой и переполненной разными трактовками семантической области, где целый ряд семантических обозначений определяет данную цель позитивным или негативным образом. В своих позитивных формулировках эта ветвь исследований консолидации говорит о достижении цели демократической преемственности, устойчивости, обогащенности, зрелости, упругости, жизнеспособности или необратимости. В отличие от этого, негативные формулировки подчеркивают необходимость выхода за рамки демократической хрупкости, нестабильности, неопределенности, уязвимости, переменчивости или предотвращения угрозы кризиса. Какими бы ни были различия в нюансах, объединяющая цель, стоящая за этим многогранным вокабулярием, проста. По сути, речь идет о сохранении демократии, о предотвращении ее внезапной смерти. В соответствии со своим акцентом на опасности переворота это понимание демократической консолидации озабочено больше всего девиантными или антисистемными акторами, руководствующимися антидемократическими мотивами. Круг акторов, которые в действительности или в потенции попадают в эту категорию опасных элементов, в принципе неограничен. В Латинской Америке, с ее недавней историей бюрократически-авторитарных режимов, страхи по поводу крушения демократии связаны со специалистами по государственному насилию и представителями бизнес-класса, которые также обрели прочную антидемократическую репутацию (так было до самого последнего цикла демократизации). Но в действительности список (то ли подозреваемых, то ли признанных) убийц и могильщиков демократического правления намного шире. Он включает в себя отдельных вооруженных лиц (повстанцев, представителей наркосиндикатов, воинствующих уличных бунтовщиков), избранных президентов, которые при поддержке военных устраивают политические столкновения, и даже разочарованное население, которое может устать от демократии, не принесшей ему ничего кроме экономических тягот и социального неравенства2. Устранение, нейтрализация или переубеждение нелояльных игроков представляют собой первоочередную задачу предотвращения демократического краха. Вместе с тем, покорение врага вряд ли является единственной практической заботой, связанной со стабилизацией демократии. Поскольку демократическая стабильность является благородной и неоспоримой целью, некоторые исследователи склонны обращаться во имя демократической устойчивости ко всему имеющему позитивную ценность. Они обсуждают, например, функционирование экономики, создание государства и нации, развитие массовой легитимности, распространение демократических ценностей, уничтожение авторитарного наследия, институционализацию партийной системы и так далее. Список бесконечен. Иногда эти сюжеты дополняются правдоподобными теориями, трактующими вопрос о том, как все эти факторы влияют на шансы демократического выживания, хотя часто они действуют лишь опосредованным образом, через длинную цепь причинно-следственных связей3. Уклонение от эрозии демократии Как готовы признать исследователи демократической консолидации, сосредоточение внимания на поведении военных и на классической политике переворотов как на главных объектах исследований может быть сомнительным с моральной, политической и эмпирической точек зрения, поскольку оно отвлекает внимание от других важных вопросов. Более того, оно может даже оказаться ошибочным углом зрения, направляя поиск опасностей в неправильное русло и, следовательно, приводя к тому, что из виду упускаются реальные угрозы, кроющиеся в менее очевидных и менее традиционных областях. Многие новые демократии действительно сталкиваются с угрозой неправового или псевдоправового уничтожения антидемократическими силами. Но помимо риска падения демократии - драматического, внезапного и очевидного возврата вспять к авторитарному правлению - многие новые демократии должны противостоять и опасности упадка, то есть менее эффектным, более медленным и менее явным формам регресса. В то время как первые типы развития вызывают радикальный разрыв с демократической политикой (ведущий к открытому авторитаризму), последние предполагают постепенную коррозию, ведущую к возникновению смутной полудемократии, некоего гибридного режима, находящегося где-то между либеральной демократией и диктатурой. Если демократический крах является главной заботой, определяющей горизонт уклонения в нашей первой концепции демократической консолидации, то демократическая эрозия выполняет ту же самую роль в рамках второй концепции консолидации. Не кто иной, как Гуильермо О'Доннелл, в конце 80-х годов выдвинул первую недвусмысленную формулировку этого расширенного понимания демократической консолидации. В своем знаменательном эссе "Переходы, непрерывности и парадоксы" он привлек внимание к угрозе тихого возврата вспять от демократии к полудемократическому правлению и включил преодоление этой опасности в свое (расширенное) определение демократической консолидации. Подчеркивая временной аспект проблемы, он предложил проводить различие между двумя типами развития - между "быстрой" и "медленной смертью" демократии. В то время как первое отсылает нас к классической политике переворотов, второе описывается О'Доннеллом как "прогрессирующее сокращение существующего пространства осуществления гражданской власти и эффективности классических гарантий либерального конституционализма", как некий "медленный и временами смутный" "процесс успешного продвижения авторитаризма", который в конечном счете может привести к установлению демокрадуры4, некой репрессивной, фасадной демократии5. Что произошло со времени публикации статьи О'Доннелла? Какой-нибудь циник мог бы сделать вывод, что многие новые демократии больше не сталкиваются с опасностью возвратного движения к полудемократическому правлению, поскольку они уже находятся там. Для таких политий демократическая эрозия больше не представляет собой некий риск, так как она уже стала реальностью. Без всякой иронии можно констатировать, что сохраняющаяся политическая актуальность этой проблемы достаточно очевидна. В своей недавней статье Сэмюэл Хантингтон пошел даже дальше, утверждая, что с третьей волной демократизации возникла проблема "не переворота, а эрозии: периодического или постепенного ослабления демократии теми, кто избран для того, чтобы управлять ею"6. В недавние годы исследователи демократической консолидации узнали гораздо больше о разных формах, в которых может происходить "медленная смерть" демократий. Новая тенденция к верховенству военных, подчеркнутая О'Доннеллом, является только одной из возможностей, хотя и очень реальной. Другие формы эрозии влияют на состояние других институциональных основ демократии. Например, государственное насилие, так же как и слабость государства, может разрушить господство права; рост гегемонистских партий может удушить электоральную конкуренцию; разложение электоральных институтов может воздействовать на честность в подсчете голосов; представители исполнительной власти могут использовать свое привилегированное положение, открывающее им доступ к государственным ресурсам и к средствам массовой информации таким образом, что нарушенными оказываются минимальные стандарты справедливости электорального соперничества и равенства возможностей; принятие законов, ограничивающих гражданство, может нарушить демократические нормы равенства политических прав. Завершение перехода к демократии В то время как либеральные демократии сталкиваются с "негативным" вызовом предотвращения демократической эрозии и регресса к полудемократическому правлению, "электоральные демократии" стоят перед симметричным "позитивным" вызовом завершения демократического перехода, достижения полного демократического правления. Исследователи электоральных демократий часто связывают понятие демократической консолидации с решением этой задачи, с достижением цели отхода от некоего "сокращенного подтипа" демократии в направлении к "несокращенной" демократии, или, как однажды отметил Гуильермо О'Доннелл, с завершением "второго транзита" от демократического правительства к демократическому режиму7. Когда эти исследователи говорят о демократической консолидации, они склонны указывать на цель завершения незаконченного (то есть неполного) перехода к демократии. Иными словами, они стремятся смотреть не только назад - на опасность авторитарного регресса, но и вперед - на надежды демократического прогресса. Когда такие ожидания демократического прогресса остаются нематериализованными, исследователи консолидации склонны обозначать эту разочаровывающую институционализацию полудемократического правления такими понятиями, как демократическое "замораживание" или "склероз". Каковы основные акторы, конфликты и области завершения демократического транзита? Это зависит от того, о каком типе "электоральной демократии" идет речь. В Латинской Америке к этому вопросу имеют отношение три конфигурации. Для начала, существуют те страны, где ушедший авторитарный режим сумел вписать определенные антидемократические правила в конституцию. В случаях таких конституционных пороков полная демократизация требует устранения этих формальных наследий авторитаризма. Типичным латиноамериканским примером конституционной полудемократии является Чили после 1990 года, а классическим исследованием, применившим общее понятие демократической консолидации к чилийскому казусу, была работа Дж. Сэмюэла Валенсуэлы "Демократическая консолидация в постпереходных контекстах"8. C его точки зрения, уничтожение "сил опеки". "закрытых областей" и "главных дискриминаций" в избирательном законодательстве представляется необходимым компонентом демократической консолидации. Со времени публикации этой работы такое понимание демократической консолидации привлекло к себе широкое внимание ученых. К примеру, Хуан Линц и Альфред Штепан активно анализируют этот, сосредоточенный на конституции, тип завершения демократического транзита, обозначая его термином "конституционная консолидация"9. Другим типом полудемократии, бросающим особые вызовы демократической консолидации (с точки зрения завершения транзита), является тот, в котором существует система гегемонистской партии, находящейся в кризисе. Латиноамериканскими примерами служат (или служили) Мексика и Парагвай. В сущности, проблема заключается в том, чтобы определить, в какой момент авторитарные гегемонистские партии становятся демократическими доминирующими партиями. Гегемонистские партии, учитывая их опору на государственный патронаж, контроль за средствами массовой информации, репрессии и ("как последнее прибежище") электоральные подтасовки, не проигрывают выборы и не могут их проиграть. В отличие от них, доминирующие партии не проигрывают выборы, но могут проиграть. Вместе с тем, пока смена власти, являющаяся основным испытанием для любой демократической электоральной системы, остается только некой возможностью, которая не реализуется в действительности, будут сохраняться глубоко укорененные подозрения по поводу того, что властвующая партия в действительности откажется признать поражение на национальных выборах. Хотя конституционные наследия военных режимов, как и структурные наследия систем гегемонистских партий, создают для лиц, осуществляющих демократизацию, огромные "проблемы пороговых состояний", лишь ими эти проблемы не ограничиваются. Третий ряд проблем завершения демократических транзитов представляется имеющим еще большее отношение к латиноамериканским странам. Речь идет о трансформации "нелиберальных демократий", где господство права искажено и избирательно (или даже существует всего лишь от случая к случаю), в либеральные демократии, обеспечивающие эффективную гарантию основных политических, гражданских прав и прав личности. С заметным (хотя и не бесспорным) исключением трех южных латиноамериканских стран современные демократии Латинской Америки не повторяют западноевропейскую историческую последовательность этапов политического развития, когда сначала создавалось государство, затем происходило его правовое приручение и уж затем - его демократическое приручение. Вместо этого, они, как и многие демократии "третьей волны" в других регионах мира, развивались в иной последовательности. Демократии были созданы в контексте государств, чье присутствие выглядит частичным и ненадежным (как в территориальном, так и в социальном смысле), и при существовании судебных систем, которые зачастую не могут сделать больше, чем просто управлять господством беззакония. Соответственно, два ключа к преодолению "нелиберального характера "демократии" в Латинской Америке сегодня"10 - это "государственная реформа" и "судебная реформа". Оба этих модных термина уже вошли в словарь даже международных финансовых организаций. Перевод Григория Вайнштейна Примечания:
поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||