Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Власть и собственность / Политика / Несвоевременные размышления < Вы здесь
О собственности
Критика нечистого разума. Вып. 4

Дата публикации:  12 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как показывает историческая практика, всякое человеческое сообщество рано или поздно (чаще - рано) обзаводится системой неформальных, нигде не фиксируемых, но очень важных ключей, паролей, жестов, интонаций и тайных словечек, позволяющих членам сообщества опознавать своих и отсеивать чужаков. Позднесоветская интеллигенция, разумеется, не была исключением. Чтобы быть хорошо принятым на кухне у какой-нибудь престарелой актрисы, непризнанного художника или, того выше, начинающего диссидента с перспективой выезда, нужно было знать и понимать некие опознавательные знаки, ловить на лету аллюзии, смеяться над общими шутками и т.п. Для этих целей следовало выучить (целиком или большими кусками) несколько Основных Текстов: булгаковское сочинение самизнаетекакое, ильфпетровская дилогия про известнокого, ахматовский реквием понятнокому, горсть мандельштамовских стихов (в обязательную программу входило про кремлевского горца и мненаплечикидаетсявекволкодав), чего-нибудь из Бориса Леонидовича... Далее катились козьи катышки цитат. Из Пушкина достаточно было помнить две главные фразы: "Черт меня догадал родиться в России с умом и талантом1", ну и про русский бунт. Из Лермонтова полагалось знать четыре строчки. Державину не повезло: он не удосужился хлестнуть ювеналовой розгой "эту страну", и потому не удостоился места в пантеоне. Зато повезло Карамзину. Ему приписывали всего одно слово, но очень важное. А именно, сей муж якобы ответил однажды на сакраментальный вопрос о положении дел в России: "Воруют!"

Интересно, что в ходе "перестройки" ни одна из цитат не утратила актуальности. Карамзинское же mot и вовсе разошлось-разъехалось по градам и весям. Кажется даже: растолкай произвольно взятого "дорогого россиянина" в пять утра да спроси его, что сейчас делается в России - и оный обыватель, в каком бы состоянии души и тела ни пребывал, покорно пискнет из-под одеяла: "Воруют, вашвысокблагородь!"

1.

Среди смертных грехов, традиционно приписываемых русским людям, видное место занимает так называемое неуважение к собственности. Понималось (и понимается) это самое "неуважение" очень широко. В самом простом случае оно определяется через пресловутое "воруют". При этом, что любопытно, ни у кого не хватает наглости обвинить русских в бытовой вороватости - то есть в склонности увести при случае чужую корову, залезть в чужой карман и так далее. Что при царе, что без царя - русские, в общем, довольно-таки уважительно относились к чужой собственности, а кражу считали серьезным преступлением. Что такое настоящая народная вороватость, любознательный русский путешественник узнавал обычно в Европе, в особенности "на югах" - о, сколько итальянских путевых дневников пестрит всяческими "каналья-проводник украл чемоданы и скрылся", "деньги украдены пронырливым чичероне", "претерпели от разбойников, при полном бездействии и попустительстве местных властей", etc, etc! Так что пресловутое "воруют" относилось к иной сфере отношений. Как правило, под этим понималось всяческое лихоимство - то есть действия "государственных людей" и приравненных к ним лиц. "Воровством" называли и взятки, и кражи государственных средств, и многое другое в том же духе. О том, что все эти ужасы буквально съедают тело России, либеральные граждане знали из самых надежных источников - а именно, из сочинений Гоголя, Салтыкова-Щедрина и множества иных обличителей неправд. То, что по этим сочинениям судить о российских порядках будет ничуть не более правильно, чем, скажем, по Диккенсу - о британской судебной системе ("а грязных адвокатов жало работает в табачной мгле"), им в голову не приходило... Более того, амбивалентное (то есть паршивое) отношение либеральной публики к российскому государству делало и делает все эти обвинения особенно двусмысленными.

Но подобное лобовое понимание "неуважения к собственности" составляет лишь первый слой проблемы. За ним скрывается второй, с претензией на "историософию". А именно, русским людям приписывается некий роковой изъян в отношении к собственникам.

Имеется в виду, что русский равнодушно или враждебно относится к богатым людям, не ломает перед ними шапку с должной истовостью, пускал красного петуха в богатые домы, и в довершение ко всему - однажды устроил социалистическую революцию.

С другой стороны, тот же русский человек не способен быть собственником, то есть иметь и удерживать сколько-нибудь значительную собственность. Последнее обстоятельство объясняют: а) ленью и бездарностью (русские-де не умеют крутиться-вертеться, зарабатывать копейку и складывать ее в рублевик); б) пьянством (русские всякую копеечку пропивают); в) влиянием православия (русские не копят и не собирают копеечку, потому что научены нестяжательству и алканию Царствия Небесного паче земного); г) генетическими дефектами (русские, как унтерменши, просто не способны ничего удержать своими кривыми лапами); д); е); ж); з) и иными причинами - тут уж сколько хватит фантазии... Первое же обстоятельство всегда выводят из последнего: "неспособный иметь" отчаянно завидует тем счастливцам, которые не лишены цапучести и проходимости, скапливают в закрома и хорошо питаются.

Это, однако, еще не все. Русским свойственен и третий грех: неправильное восприятие своего второго греха. Вместо того чтобы понять свою неспособность к богатству, свою бессильную зависть к удачливыми и приспособленным, свой рессентимент (и покаяться в нем), русские люди таят в душе своей совсем иные мысли. Русские имеют наглость думать, что большая часть собственности, находящейся в руках "сильненьких мира сего", попросту отнята у русских разными хитрыми (а чаще - совсем нехитрыми) способами. И что все эти терема и хоромы построены на русских костях. Что, увы, приводит к известному скептицизму в отношении "священных прав собственности" и прочих благообразностей.

2.

Европейским учениям на российской земле, как правило, не очень везет - не столько потому, что дорогие россияне так уж неспособны к учению (выучили же они естественные науки в объеме, достаточном для запуска баллистических ракет), сколько потому, что перед усвоением они проходят своего рода цензуру нашего "образованного класса" и усваиваются только из его рук. В частности, приписываемое "просвещенной Европе" мнение о том, что всякая частная собственность священна и неприкосновенна, как кот Бегемот, просто потому, что она вся такая из себя частная - так это порожняки. Все сложнее - и интереснее.

Для начала разберемся с самим термином "священная". У нас это слово однозначно связывается с христианством. Однако, человек, мало-мальски знакомый с Евангелием, сразу скажет, что Иисус Христос скептически относился к частнособственническим институтам, хотя их и не отрицал. Что касается отношения к собственности апостолов и Святых Отцов, то оно, опять же, было терпимым (впрочем, и к рабству оно тоже было терпимым), но ничего "священного" в обладании благами земными они не усматривали, а чрезмерную привязанность к ним2 так и вовсе осуждали. Если же посмотреть на историю идей, то из христианства оказалось куда проще выводить какой-нибудь "социализм", чем твердый либерализм и апологию золотого тельца.

Само выражение "священная собственность" имеет вполне себе языческое происхождение. Заимствовано из римского права и касается прежде всего земельной собственности: границы земельного участка считались священными, а их нарушение - святотатством3, навлекающим не только судебное преследование, но и гнев богов4.

Такое же отношение распространялось и на всякий dominium ("владение", "господство"), прежде всего на владение вещами (включая "двуногие вещи"): оно считалось вечным (ограничений по времени римское право не знало) и свободным от каких бы то ни было ограничений: собственник имел полную власть над вещью. Согласно чеканной формуле римских юристов, право собственности есть право utendi et abutendi - употребления и злоупотребления вещью. Впрочем, римляне же разработали и систему юридического оформления разного рода ограничений на владение, пользование и распоряжение собственностью - но они были связаны с нарушением прав других собственников5 - и, как частный случай последнего, "в интересах общественного блага" (то есть всего сообщества собственников-римлян). Прочие источники западного права - прежде всего, церковное каноническое право - по существу ничего не добавили, а разве что разбавили замешанное римлянами учение: на "пожитки и животишки" то налагались разные ограничения (главным новшеством, пожалуй, было распространение налога на собственность: гордым квиритам такое в голову не приходило6), то снимались. Чехарда эта продолжается и до сего дня, юристам работы хватает.

Нас, однако, интересует другое. Каковы, собственно, источники собственности? Что дает человеку право сказать "это - мое", да так убедительно, что остальные с этим склонны согласиться?

Здесь мы отступим от строгих юридических формулировок и попытаемся порассуждать "человеческим языком" - это иногда помогает.

Итак, что человек может по праву считать своим? Во-первых, наследственную собственность: то, что досталось от предков, люди ценят, защищают, и считают святым и неприкосновенным. Сам же институт наследственной собственности основан на смутном (но до сих пор еще живом) представлении о том, что настоящим собственником является не отдельный человек, а род, семья, familia - то есть нечто соразмерное по времени существования тем вещам, которыми она владеет. В самом деле, во фразе "я владею этим замком" есть что-то несерьезное: замок стоит века, а говорящий это ляжет в землю через несколько десятков лет. А вот в словах "мой род владеет этим замком уже триста лет" ничего легковесного нет: род может существовать долго... Поэтому наследование собственности просто-напросто ничего не меняет: собственник, в сущности говоря, остается тот же самый - род.

Второй источник собственности - воля собственника, добровольно отказывающегося от своих прав в чью-то пользу (то есть дарящего, продающего, или завещающего7 собственность). В этом случае, однако, все права нового владельца основаны на правах владельца старого. Вор, стыривший кошелек и презентовавший его содержимое своей марухе, не делает последнюю законной владелицей денег. Иначе ворам очень хорошо жилось бы: достаточно было бы обменяться украденным, чтобы его легитимизировать8.

Третий источник собственности - труд. То, что человек сделал сам и по собственной воле - его по праву. Есть, конечно, проблемы с правами на материал, из которого делалась вещь, - но, тем не менее, вложенный труд всегда признавался одним из источников права собственности. Заметим, тут тоже имеет место апелляция к воле - на сей раз к воле трудящегося, которую он проявляет, работая над вещью. Если воля была чужой (как в случае труда раба или наемника), право собственности не возникает.

Наконец, последний источник собственности - случай. Муха по полю пошла - муха денежку нашла. Найденное, обнаруженное, случайно оказавшееся ничейным находится в распоряжении того, кто первый это найдет и скажет "мое".

Интересно, что и в этом случае речь идет о воле. Античные авторы говорили прямо: о воле богов. Бог организует "счастливый случай", кидая под ноги счастливцу кошелек с деньгами. Не взять его - не просто глупость, но и где-то святотатство: "бога гневить". Разумеется, бог этот вполне языческий, не христианский. Тем не менее, воля его чтима.

При рассмотрении всех этих вариантов возникают промежуточные случаи. Они, в общем, описываются формулой "добровольно положиться на волю бога", отдать ему право решать, кто чем имеет право владеть. Если речь идет о воле, явленной в труде, то мы говорим о риске. Человек, случайно нашедший кошелек, ничем не рискует. Зато старатель, разыскивающий богатую золотоносную жилу, полагается не только на свой труд, но и на счастливый случай. Рискует наемник, пошедший на войну ради денег; рискует бизнесмен, вкладывающийся в новое дело. И во всех случаях риск оказывается источником права владеть - если, конечно, он оправдывается.

Если же речь идет о воле, проявляющейся в отказе от собственности, то мы можем говорить о таком феномене, как игра - разумеется, азартная. Два человека, бросающие кости, ставят свои деньги в зависимость от "слепого случая" (то есть все той же "воли некоего бога"). Заметим, что выигрыш создает право собственности.

Но при одном непременном условии: игра должна быть честной.

Окончание следует

Примечания:


Вернуться1
В оригинале - "...с душой и талантом" (письмо жене из Москвы в Петербург от 18 мая 1836 г.). Но поскольку обвинение русских в "бездушии" не котируется, зато издеваться над русской глупостью принято повсеместно, цитата была соответствующим образом улучшена.


Вернуться2
При том условии, что "чрезмерной" они считали всякую привязанность к ним.


Вернуться3
В частности, римское государство не имело права отчуждать земельную собственность для общественных нужд (что легко делали демократичные греки). Это, конечно, отнюдь не мешало цезарям отнимать у богатых людей собственность, в том числе и землицу, - вместе с головой. Самым известным эпизодом такого рода были проскрипции (имели место при Сулле, 82-79 гг. до н.э., а также при 2-м триумвирате, 43 г. до н.э.), когда имущество проскрибированных конфисковывалось, а их потомки лишались всяких прав на него.


Вернуться4
Впрочем, не нужно драматизировать: речь идет о божествах не столь уж грозных. Так, целостность римских садов и огородов охранял, по поверью, Приап, чьи деревянные статуи (с серпом в руке и огромным торчащим членом) играли роль огородных пугал - а заодно и предупреждения вору: считалось, что бог, разгневанный особенно нахальным разорением садов, может сойти со своего места и наказать вора по-свойски, то есть pedicare, а то и irrumare (думаю, понятно). Впрочем, чаще роль разгневанного бога играл сам хозяин сада.


Вернуться5
Например, вполне современно звучат законы о том, что домовладелец не обязан терпеть исходящих от соседнего дома шума, дыма, вони и так далее, если это выходит за некие пределы.


Вернуться6
Впрочем, древние греки это практиковали. Афиняне даже додумались до прогрессивной шкалы налогообложения - а также до той идеи, что богатые должны что-то делать для бедных, тем самым оплачивая неравенство (практика литургий).


Вернуться7
Поэтому "исполнение воли умершего" и кровнородственная система наследования оказались конкурентами - и конкурируют до сих пор: вопрос, можно ли совсем лишить наследства ближайшую родню, до сих пор решался и решается очень по-разному.

Здесь, кстати, сыграло свою роль церковное право: в ту эпоху "отказывание" значительных имуществ в пользу церкви (то есть организации, никак не являющейся "родом" или "семьей" в привычном смысле этого слова) стало значимым явлением.


Вернуться8
Забегая вперед, заметим, что именно на этой нехитрой идее основана вся идеология "отмывания" приватизированной российской собственности.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Власть и собственность' (архив темы):
Павел Святенков, "Частная собственность" как фасад /29.07/
Структура олигархической собственности в России такова, что назвать ее частной собственностью можно только с очень большим трудом. Арест Лебедева прояснил проблему.
Игорь Джадан, "Юрьев день" для российского капитала /29.07/
Отклик на последний манифест Березовского ("Новый передел"). Сказать "нет" пересмотру итогов приватизации √ значит поставить крест на амбициях самой экономически активной части страны.
Татьяна Вязовик, Легитимное насилие и национальный интерес /21.07/
Использование государственного насилия в рамках законности с целью побудить олигархов подчинить свою деятельность интересам суверенного государства - совершенно естественная акция, направленная на легитимацию олигархического капитала.
Сергей В. Бирюков, Обратная сторона "дела ЮКОСА" /15.07/
Современная ситуация позволяет президенту обойтись без участия в выборном процессе одного-двух строптивых олигархов. Так что на попятную придется идти Ходорковскому и его коллегам. У российской олигархии все же недостаточно средств для того, чтобы выстроить политическую систему под себя.
Наталья Серова, Почему ЮКОС /04.07/
Бизнесу послан очередной мессидж. В чем его суть? И почему на этот раз его послали через ЮКОС? Рискнем предположить, что в высших эшелонах власти возникло беспокойство в связи с появлением новой тенденции легального вывоза капитала на Запад.
Константин Крылов
Константин
КРЫЛОВ
krylov@krylov.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Несвоевременные размышления' на Subscribe.ru