Ладно, делать нечего, не успеваю ничего я, так что напишу один выпуск, да и разрежу его напополам, как иллюзионист Кио неизвестную красотку в блестящей юбке. Зато в нем будет много политической интерактивности, проект новой игры, правда о Windows95, анапестические жаворонки, японская проза и умопомрачительная закладка о сурках. А в ноябре попробую отчитаться о поездке в Хельсинки.
У нас тут педагогические новости: переходим на небывалую систему оценок. Подозреваю, что в основном это делается ради прощания с проклятым прошлым. Занятны, однако, предлагаемые начальством критерии (среди моих читателей попадаются мои же студенты, им - для информации, остальным - для развлечения):А - превосходное и основательное знание как теоретического, так и практического материала, умение использовать усвоенное, обширная самостоятельная работа, разносторонее знание спецлитературы. Усвоение предмета на 91-100%. B - очень хорошо. Очень хорошее знание как теоретического, так и практического материала в объеме учебной программы и учебника. Очень хорошее умение использовать усвоенное. На экзамене выявились несущественные, непринципиальные ошибки. Усвоение предмета на 81-90%. С - хорошо. Хорошее знание как теоретического, так и практического материала. В более глубоких вопросах и деталях прослеживается некоторая неточность и неуверенность. Усвоение предмета на 71-80%. D - удовлетворительно. Знание основных теоретических и практических принципов, фактов и методов предмета, умение их использовать в типовых ситуациях, но в ответе прослеживаются заметные недостатки и неуверенность. Удовлетворительную оценку можно считать достаточной для нормального продолжения процесса обучения. Усвоение предмета на 61-70%. Е - скудно. Студент минимальные знания предмета показал, но, используя эти знания, обнаруживает серьезные недостатки, которые препятствуют усвоению предметов, опирающихся на данную дисциплину. Усвоение предмета на 51-60%. F - недостаточно. У студента отсутствуют минимальные знания по предмету. Усвоение предмета на 0-50%.
Вам смешно, а мне экзамены принимать. Саша Веселова, проезжавшая мимо нас в Таллин на конференцию молодых филологов, выслушав мои жалобы, пообещала прислать аналогичный документ прошлого века. И не обманула.Оценки успеваемости в Академии Генерального штаба (1880 год) 1 степень: успехи слабые. Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в ней, или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному. 2 степень: успехи посредственные. Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он заменить не мог трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут те же последствия. 3 степень: успехи удовлетворительные. Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана. Он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновения вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки. Даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигнув оной, в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто даже среди этой механической работы. 4 степень: успехи хорошие. Ученик отчетливо знает преподанное ему учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения мешает такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно. 5 степень: успехи отличные. Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения, с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории... Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
Предоставляю читателю судить самостоятельно о сравнительных достоинствах этих текстов. Замечу лишь, что само расположение оценок (от высших к низшим в первом случае и от низших к высшим - во втором) примечательно. "С чего начать перечисление" - вопрос далеко не праздный. В конечном итоге мы ориентированы на то, чтобы в таких случаях "норма" аксиологической шкалы составляла первый член перечисления (когда-то Т.М. Николаева писала в этой связи о таких словосочетаниях, как "правое и левое", "люди и звери" и - неизбывный, проклятый сексизм языка! - "мужчина и женщина"). Модель Академии Генштаба 1880 года подразумевает естественное восхождение от невежества к поэтически описанным вершинам военной науки (ср. выражение "подняться на <...> высоту"). Современная тартуская модель оперирует не метафорами, а процентами (пожалуй, еще более мифологическими и темными, чем метафоры) и ориентируется, очевидно, на повальную успеваемость. Помнится, в советское время этот показатель чуть ли не вставлялся в пятилетние планы. Ох, не в словаре гнездится проклятое прошлое. Не в словаре, а в синтаксисе.
Впрочем, иной раз замена элементов словаря при сохранении конструкции приносит занятные плоды. Станислав Малышев, известный также как Фродо, набросал вчерне описанную мной в прошлом выпуске игрушку (котенок третий). Поскольку программка находится в стадии обкатки, я на нее прямую ссылку давать пока не буду; работать же с ней оказалось довольно занятно: задача состоит в том, чтобы как можно меньше слов заменять и как можно более связный текст получать на выходе. Помнится, когда-то в такую игру меня научил играть Саша (ныне - Шаул) Котлярский - там просто в памятке носителю советского паспорта (на последней страничке серпастого) нужно было слово "паспорт" всюду заменять на другое. Шутка такая. Девушкам нравилось... Но я вообще-то не для охальников как раз, а для поборников нравственности эту игру придумал. Чтобы каждый мог чужие тексты причесывать, как Гайдук, например, причесывает свои:И сидит, короче, президент Ельцин вместе с простыми торчками в обезьяннике. А тут по радио передают: президент Ельцин сегодня вышел из дома и пропал неизвестно куда. Менты сразу понимают, в какую каку они вляпались и что им за это будет. И что теперь делать? Выпустить его - плохо, не выпускать - опять плохо. А вот если его дубинками забить и на соседний участок подбросить? Это вроде бы нормально, все нормальные люди так делают, и если сделать все как надо, то за это ничего не будет. И вот, короче, решили они Ельцина забить. Открывают обезьянник и говорят: торчки, на выход и по домам! А ты, дед, останься, у нас с тобой разговор будет. Но тут торчки ментам говорят: короче, так. Или мы сейчас с дедом вместе выходим, или никуда не идем, пока начальство не прибудет. А менты говорят: вы что, оборзели? Хотите вместе с дедом мер физического воздействия огрести? А торчки говорят: конечно, не хотим. Кто ж мер физического воздействия хочет? Вы ж, небось, тоже мер физического воздействия получать не любите? А менты говорят: а оно вас совершает половой акт, чего мы любим, а чего не любим? А ну, валите из камеры по-быстрому!
Поскольку у меня опять фатально испортился рабочий компьютер, за темой мне далеко ходить не пришлось. Вот сюда, пожалуйста:Чем опасна Windows95? <...> У новорожденных чаще наблюдается поражение глаз, которое может приводить к слепоте.<...> Каковы симптомы Windows95? При попадании дистрибутивов в информационноиспускательный канал развивается уретрит, при попадании дистрибутивов в ротовую полость развивается стоматит (воспаление полости рта) и фарингит, при попадании дистрибутивов в прямую кишку развивается проктит (воспаление прямой кишки).
Не смешно? Конечно. Какой уж тут смех, когда два сборника в верстке, а компьютер лишь мучительно кряхтит, как на приеме у венеролога...
Новая игра начнется через неделю. Меня просили, чтобы больше рефлексии над угадыванием. И чтобы не очень менять условия. Правила я придумал вот такие хитрые:Правила игры 1. Задания присылают участники игры 2. Из присланных заданий отбирается одно случайным образом (на то имеется программка) 3. Задание состоит из текста и пяти фамилий (чтобы быстрее игра шла). Обязателен e-mail автора задания 4. После выбора текста я извещаю об этом автора задания письмом 5. Ответы принимаются в течение четырех дней после публикации (до четверга включительно) 6. За это время я сам пытаюсь угадать автора и записываю свои рассуждения по этому поводу 7. Автор задания в пятницу присылает правильный ответ 8. За каждый правильный ответ игроки получают по 1 баллу (а я - ничего) 9. Автор выбранного случайно задания получает 5 очков, из которых вычитаются очки по количеству правильных ответов на задание (но не больше пяти) 10. Игра идет до 21 очка, как водится
У нас тут на носу муниципальные выборы. По этому поводу наблюдается исключительная политическая активность. Сегодня, например, когда я...