Соглядатай

Парадоксы и виртуозность

В театре "Сатирикон" состоялась премьера спектакля "Квартет". Спектакль поставлен по мотивам пьес Мольера. 4 актера (Денис Суханов, Григорий Сиятвинда, Наталья Вдовина и Ангелина Ваганова) сыграли 22 роли, в то время как за сценой работали 5 костюмеров. Режиссер - Константин Райкин.

Зрители давно уже привыкли, что каждая премьера в "Сатириконе" - событие. Достаточно вспомнить недавнего "Гамлета" (Райкин выдвинут на премию "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в нем). "Сатирикон" - единственный московский театр, представивший свой спектакль ("Жак и его господин") на "Маске" в этом году.

Новой постановкой "Сатирикон" воспевает Его Величество Театр (так, кстати, назывался спектакль, с которого Константин Райкин начинал свою работу в Ленинградском театре миниатюр): декораторы поражают своей изобретательностью, костюмеры - вкусом и роскошью, звуковики - чистотой работы. Актеры демонстрируют высший пилотаж: от блестящих мимических дивертисментов и балетных пируэтов до мгновенной трансформации на глазах у зрителя.

Существует легенда, что Сергей Довлатов нарочно ограничивал себя, чтобы добиться изящной свободы языка: ни одного предложения, где слова начинались бы с одинаковых букв. Именно этот способ нарочитого ограничения дает исключительный эффект. По такому пути пошел и Константин Райкин: режиссер ограничивает возможности актеров, заставляет их играть в ситуации, где все на волоске, каждая секунда на счету и малейший промах - картинка рассыплется... Но не будь в его труппе актеров, способных так усложнить себе игру, режиссер не ставил бы таких завышенных требований. Месть актеров была очевидна еще на репетициях: по словам Константина Аркадьевича, Гриша Сиятвинда и Денис Суханов не только блестяще справлялись с задачей, но и доводили своего руководителя до истерического смеха. Они и вас доведут, будьте уверены. О них, безусловно, хочется сказать подробнее: эти два актера сравнительно недавно влились в труппу "Сатирикона", но их сегодняшний успех очевиден. Денис Суханов играет в обеих пьесах беднягу Сганареля (персонаж многих мольеровских комедий). Практически не уходя со сцены весь спектакль, он демонстрирует такие душевные пертурбации, что его герой ничуть не уступает Грише Сиятвинда, которому предстоит перевоплотиться в течение вечера 14 раз! Удивительна судьба этого актера. Он сам поражается, как его приняли на курс в театральное училище им. Б.В.Щукина, а затем пригласили в "Сатирикон". Кажется, это единственный прецедент: в московской труппе - актер-мулат.

Удивителен тот факт, что "Сатирикон", всегда славящийся присутствием на сцене труппы в полном составе, вдруг отходит от традиции: в спектакле заняты только четыре актера. И вовсе не потому, что Мольер так задумал свою комедию. Мольер, вообще, ничего подобного не создавал: пьесы с названием "Квартет" вы у него не найдете. Зато произведения, действительно принадлежащие перу великого драматурга, - "Брак поневоле" и "Любовь-целительница" - теперь надолго внедрятся в ваше сознание как истории об одном персонаже: бедняга Сганарель!

Но есть и другое, что, несомненно, затронет вас в спектакле. Что в нашей жизни есть более притягательного, чем театр? Почему сюда толпами валит народ, чтобы, как в зеркале, увидеть себя, а лучше - соседа? Вот они - признаки талантливой пьесы в талантливой постановке: когда написанный более 300 лет назад сюжет с чужой ментальностью и традициями "читается" со сцены как злободневный фарс, грозящий обличить весь бред дня нынешнего.

Спектаклем "Квартет" "Сатирикон" еще раз утвердил свой престиж самого популярного театра. Сочувствую тем, кто возжелает в скором времени попасть в "Сатирикон". Ведь с такими работами театр обречен на аншлаги.

Карина Кардашева

Муравей по прозвищу Мур

Или Мурав. Приблизительно так можно было бы перевести название мультипликационного блокбастера кинокомпании Dreamworks прошлого года, который на этой неделе (а именно - если верить официальному сайту дистрибьютеров - 23 марта) был выпущен на лицензионных видеокассетах. Компания "Премьер видео фильм", выпустившая тираж, остановилась на другом варианте "Муравей Антц" (Antz). Впрочем, и на том спасибо.

Этот компьютерный фильм, получивший отличную прессу и собравший десятизначные суммы в прокате, является своего рода образцово-показательным примером больших перемен, которые грядут в знакомом с детства мире мультипликации, или более официально - анимационного кино. Новая технология совершенно преображает старый жанр. Первое и основное условие мультфильма - его установка на нереальность, непохожесть на реальную жизнь (в отличие от большого кино) - в компьютерной анимации выглядит уже как нечто вторичное. Мультяшная невсамделошность, создававшая всю перспективу восприятия этого вида искусства, поддерживалась просто-напросто материалом и техникой. Рисунок или кукла никогда не смогут стать настолько похожи на, так сказать, фрагменты окружающей действительности, насколько на них похожи кинокадры и фотографии. Поэтому и появлялись все эти белоснежки, ожившие варежки, говорящие собаки и гавкающие кошки. Потому что все понарошку, и главное - как нарисовано-слеплено-смонтировано. Такова, безусловно, предельно огрубленная логика и основной принцип чуть более полувековой истории анимации. Логика принципиальной нереальности.

Но вот в 1989 году один умник придумал вставлять компьютерную графику в художественные фильмы (предание утверждает, что это был Джеймс Камерон, впервые заказавший какого-то цифровового монстрика для фильма "Бездна"), потом другой умник решил снять целый компьютерный мультфильм и пошло-поехало. В итоге в 1998 году появляется мультфильм Antz. Мультфильмом-то его, конечно, назвали по инерции. Если присмотреться повнимательней, перед нами нормальное большое кино для мальчиков и девочек, а также их родителей, "невероятно захватывающее и очень смешное" (из "Доброе утро, Америка").

Умная машина "Силикон Графикс" разрушила старую сказку. Современная сказка уже не разбирает снята она, нарисована или спрограммирована. В этом смысле большой разницы между попугаем Поли (производство, кстати, также студии Dreamworks) и муравьем Антц нет. Наш мультфильм оказывается даже более нравоучительным и демократичным. Тут и мораль в хэппи-энде, и рекламный слоган: "У каждого муравья свой звездный час!" В принципе, возможно, это и неплохо, но утеряна вся прелесть классической анимации. О какой принципиальной нереальности может идти речь, если основной message фильма - в постоянной идентификации зрителя с героями. Мол, все мы муравьи, и проблемы в принципе у нас одни, и ты сможешь, делай как я. Для старой мультипликации - это нонсенс: довольно глупо пытаться представлять себя в роли Микки Мауса, Винни-Пуха или пионеров-футболистов из "Необыкновенного матча". Нереальность "Муравья Антца" заключается только в одном предположении, что можно увидеть насекомых и что насекомые умеют разговаривать. Этот вымысел не дотягивает до онтологического сказочного статуса, а является, скорее, профессиональным ходом сценариста, ходом, одинаково приемлемым и для большого голливудского moovie. Стоит, кстати, отметить особую популярность насекомых в последнее время. Что-то, наверное, стоит за этой любовью к букашкам (вспомним, совсем свежего Флика из Bug's Life). Должно быть, в муравьях американская фабрика грез видит социальное бессознательное. Как-никак ХХ век - век толп.

Не менее интересным моментом, до основания разрушающим мультиллюзию, стало озвучивание ролей. Среди актеров, чьими голосами говорят господа насекомые, - Вуди Аллен, Сильвестр Сталонне, Дэн Акройд и другие звезды. Скорее, даже не звезды, а люди-символы Голливуда. Голоса, в отличие, например, от отечественных Румянцевых, Папановых, Леоновых, не только не пытаются замаскироваться, а наоборот, открыто намекают на своих подлинных хозяев. Так, главный герой Антц все время остроумно ноет голосом Вуди Аллена (причем голос начинает звучать задолго до изображения, заставляя таким образом зрителя в первый раз усомниться - мультфильм ли это?), а в конце фильма радостно сообщает, что он поменял своего психоаналитика. Словом - знакомо до слез. Довольно любопытен процесс поиска среди затертых русским дублером реплик героя, за которого говорит Рембо, поскольку слишком много раскаченных кандидатур из числа как плохих, так и хороших муравьев-солдат. Голоса - не единственное заимствование из большого мира большого кино. Многие сюжетные ходы, амплуа героев и злодеев - все это чужие наработки. Специально для фильма написан неплохой саундтрек. Словом, все, как у взрослых. Что, может быть, и неплохо, но все равно остается сильное подозрение, что старик Дисней, точно, перевернулся бы в гробу.

Михаил Котомин
ad-marg@rinet.ru

Ольга Горюнова
og@avia.formoza.ru

Da-Da-Net

26 марта в здании московского Центра Сороса состоялась конференция, посвященная началу единственного фестиваля российских арт-ресурсов в Интернет - Da-Da-Net '99. Присутствовали входящие в жюри Андрей Ковалев и Ольга Лялина, по поводу неявки Пригова, Шульгина и Гельмана были перечислены названия ряда стран Центральной Европы.

Первый опыт конкурса, состоявшийся в 1998, показал следующие результаты: первое место в номинации "арт-проект" разделили Андрей Гагарин (на данный момент адрес не работает) и Мирза Бабаев, второе место - Роман Золотарев и другие; победителем "Ресурса на тему культуры и искусства" стал Костя Митенев, в номинации "Образовательный ресурс" лидера не было избрано вовсе. Выставлявшаяся на "Totall Recall" в галерее Гельмана "Фабрика найденных одежд" по техническим причинам не попала в список участников, Русский журнал занял второе место, а домашняя страничка Темы Лебедева была "отмечена членами жюри".

Явившись уникальным событием, фестиваль прошлого года привлек внимание к новой форме коммуникации, "появлению альтернативного художественного пространства", ввел в русский культурный дискурс понятие нет.арта и показал путаность своих критериев и оценок. При том же составе жюри в этом году у фестиваля большие нововведения и надежды. Изменена структура номинаций, - современное искусство и культура разделены, появилась категория "сетевого издания". В концепции конкурса основной стала проблема милленниума и утилизации той информационной свалки, которую по большей части представляет из себя culture Интернет. Усиление теоретической рефлексии, медийная активность как основа выделяемых проектов, популяризация и компетентность, грамотность и перспективные идеи об интеграции ресурсов по культуре и искусству в единую систему информационного обмена (пользователь=производитель) - основные пункты выступлений членов жюри, рабочей группы фестиваля и художников.

Ковалев выделял высокую мусорную доступность Сети и фокусирование арт-проектов на использовании этого ее качества, Лялина - систему фестивальных заявок, исключающую возможность протестов в стиле: "спасите меня от Лялиной, я вообще не хотел, чтобы мой сайт смотрели".

Кроме всего прочего, в рамках фестиваля будет проводиться международный арт-фестиваль Trash-art, манифестирующий возвращение к первоначальной прогрессивности и альтернативности нет.арта, революционного по отношению к самой технологии. Понятие Trash здесь должно символизировать экспериментальные формы, радикализм в искусстве, сбой машинной, кураторской и пользовательской логики, сломанное искусство, то есть - моду, свободу и стиль. Номинации: экологический проект (утилизация, технологии переработки), анархистский проект (художественная активность, направленная на подрыв стереотипов логики презентации информации), радикально-конформистский проект (коммуникативность, интерактивность, поиск наиболее остроумных путей взаимодействия).

9, 23 апреля и 7 мая состоятся конференции ЦСИС, а 20 мая - церемония награждения.

Наша Сеть до сих пор находится в мифологически-демиургическом времени. Заявки принимаются до 5 мая, а призовой фонд составляет 130 тыс. рублей. Все еще могут успеть.

Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск