Соглядатай

Интерактивные шутки

В минувший четверг в ЦДХ была презентация арт-группы Newmediaman. Так называется новое детище известного затейника Василия Шумова. Шумов, получив после окончания Института искусств (Калифорния) степень master of fine arts, устремился в сферу интерактивного искусства и организовал группу, которая должна объединить "молодых художников, дизайнеров, фотографов, программистов и энтузиастов компьютерных технологий" (из пресс-релиза).

Продукцию этой новой группы и демонстрировали 15 числа в рамках серии вечеров "Electric future". Сразу быстренько упомянем первые два отделения вечера, чтобы потом к ним не возвращаться. Это были уже привычные глазу и уху видео-инсталляции под музыку доктора Рацкевича и "FRUITS" (с А. Борисовым - одним из первых российских электронщиков и братом основателя лучшего отечественного лейбла необычной музыки "Экзотика" ). На экране возникали узоры-рисуночки а-ля грофовские кошмары, а в зале пульсировала экспериментальная смесь различных электронных стилей и индустриальной акустики. Второе отделение, кстати, оказалось гораздо интереснее первого. Во-первых, ""FRUITS" разгоняли свои тягучие медитации до бойкого техно-минимализма, а во-вторых, по экрану плавали оцифрованные объекты-козявочки известного в узких кругах московского фотографа В.Ефимова. Но, несмотря на приятное разнообразие, остается четкое ощущение дежа-вю. Возможно, потому что все концептуальные видео-инсталляции строятся прежде всего на до мелочах отработанном жесте обыскусствливания, превращения в объекты искусства пустоты, бессмысленности. Для времен глобальной неуверенности этот жест не кажется таким уж и привлекательным. Публика откровенно скучала над видео- и аудио-откровениями, неуловимо напоминавшими короткометражки Дерека Джармена с музыкой Throbbing Gristle.

Неудивительно, что все очки собрал третий номер программы, т.е. собственно сама презентация. Сначала был показан короткометражный фильм "Смутное пятно непонятного происхождения", в котором замечательно разыграна бессмысленная ситуация с какими-то лекциями и проповедями и чествованием появляющегося в конце Шумова. Напоминает, с одной стороны, акции концептуалистов, а с другой - стеб перпендикулярного кино. А затем на большом экране демонстрировались интерактивные работы группы, которые, большей частью, можно найти здесь. Забавные и отвязные штучки. Нажмешь на одну кнопку - большое розовое облако-сердце на фоне русской деревеньки поет песню "Валенки", на другую - по экрану плавают видоизменяющиеся, как в заставках МТВ, буквы, а женский голос с придыханием шепчет "дискурс", или "discours" - как вам угодно. Идея распадающихся на буквы слов вообще очень нравится иностранным творцам. В буквах воплощается все их представление об уязвимости и искусственности повседневных речевых штампов.

Были и острые по американским меркам шутки. Например, взлетающий самолет НАТО, который мышкой можно посадить задом или развернуть в другую сторону. Или пародия на интервью, которое нужно пройти, чтобы попасть на работу в США. В целом все довольно остроумно и легко. Интересно, насколько то, что нам показали, соответствует главной установке арт-группы. Пока все немного смахивает на Артемия Лебедева, только динамического. Ну что же, поживем - увидим. А пока 20-го числа будет новый вечер "Electric future" при поддержке Newmediaman, которая скоро собирается выпустить все показываемое по четвергам в ЦДХ на специальном CD-roomе. В планах группы также - провести вместе с Уховым новую "Альтернативу" в режиме on-line в сети.

Михаил Котомин

Underworld

"Beacoup Fish"

Несколько безумных лет назад в мои безумные сны повадился ходить один и тот же безумный персонаж. Он яростно сверкал своими безумными электрическими глазами и настойчиво протягивал свои железные пальцы к моему горлу, декламируя печальное стихотворение:

shoutin' lager lager lager
white thing megа megа white thing
и т.д.

Так в мою жизнь по тропе, протоптанной доктором Фрейдом, вошел Underworld. Сны со временем видоизменились, а Underworld остался таким, как был.

У жирного трехголового дракона современного электронного рок-дансинга (Prodigy, Chemical Brothers и Underworld) третья голова - самая умная. Underworld создают развернутые во времени картины подсознательного хаоса, отливая их в монументальных технопроизведениях. Вокалист Карл Хайд, иногда поющий голосом племянника Дэвида Силвиана, но чаще всего выдающий себя за говорящего робота, отнюдь не усматривает свою задачу в генерировании смысловой или мелодической нагрузки. Пока все прочие инструменты упорядоченно пульсируют, квакают и бряцают, он в простой и доступной форме (см. процитированный стих) комментирует происходящее. Такая формула сначала привела трио к международному признанию в достаточно узких кругах ценителей умственно развитого техно с альбомом Dubnobasswithmyheadman, а после выхода Second Toughest In the Infants - и к широкому коммерческому успеху: несмотря на всеобъемлющую усталость празднотанцующей элиты, музыку Underworld наконец заметили акулы шоу-бизнеса, немедленно возбудившиеся от идеи сделать миллионы на талантливой, но недостаточно раскрученной молодежи.

И сделали. Поздравления всем соскучившимся по паранормальным явлениям и космогонической психоделике: новый альбом Beacoup Fish - наглядное пособие для тех, кто не хочет быть дворянкой столбовою, а хочет быть владычицей морскою. А также громкое "да" в ответ на вопрос об уместности не по-детски альбомного пафоса в дни вероломного триумфа гениальных, но одноразовых Stardust с их пластилиновым посткретинизмом. Помимо обязательных для Underworld воспоминаний о Can/Yello/Grid и гитарных петлях Роберта Фриппа, на Beacoup Fish все же нашлось место и для пары новаторских решений, что позволяет все-таки не считать обозреваемый диск простым продолжением предыдущего. Среди сюрпризов - главный хит "Push Upstairs", с невиданной прежде дерзостью сыгранный практически в стиле disco/electrо, а также "Bruce Lee", будущий гимн всемирной ассоциации каратистов. Все прочее - без труда узнаваемый Underworld с несколько более хрустящим звуком, выразительным басом и привычным замахом на анналы истории, а не просто каталоги танцклубного репертуара.

Вопрос, вокруг которого естественным образом сразу же разгорелись дискуссии - а не записать ли по этой причине Underworld в лебединую стаю легенд брит-попа? А что тут дискутировать - записывайте.

Влад Бурьян

Новые Предметы и фигуры

16 апреля агентство Long Arms в центре искусств "Столица" представляло концерт ансамбля 4:33. Пьесу "Предметы и фигуры", давшую название концерту, написал Владимир Мартынов, еще в 1995 году доверивший премьеру своих "Танцев Кали-Юги" нераскрученному ансамблю.

Заявленные в программе опусы Александра Щетинского и Стива Райха так и остались на бумаге. Их заменили новые, а также произведения Алексея Айги, без названия, как всегда. Одну композицию он намерен довести до крупной концертной формы.

На концерт я немного опоздала. Длинные руки Николая Дмитриева отбивали такт, рвались конские волосы на смычке импровизирующего по тексту Айги, лысая девушка справа, как на сеансе целителя, кивала головой и двигала ногами. Вообще было много активно исцеляющихся посредством минималистской музыки.

Оправдались опасения Айги по поводу отсутствия на премьере автора. Алексей долго устанавливал листы с нотным текстом "Предметов и фигур" и комментировал процесс в том смысле, что Мартынов настолько оригинален как человек и композитор, что для его нот не подходит обычный пюпитр.

"Предметы и фигуры" начались со звука, похожего на удар бича. Перкуссионист Николай Льговский озвучивал текст Даниила Хармса о четырех рабочих и одном сущем значениях шкафа. Вся композиция минималистски повторяла ритмическую формулу, заданную вначале. А пятое значение шкафа, между прочим, это сам шкаф.

Руки справа чертили в воздухе метрическую сетку. Николай Дмитриев перебрался на сцену и, пытаясь расслышать партию Павла Карманова, прикладывался к деке рояля. Зрители импровизировали - смеялся ребенок, падала бутылка. Они тоже были вписаны в партитуру.

На бис Айги, не объявляя названия, со словами "вы сами этого хотели" сыграл номер из "Страны глухих". Что именно "они хотели", зрители поняли к середине пьесы.

После концерта возбужденные поклонники 4:33 выкладывали деньги за кассеты - вышла давно ожидаемая видеоверсия немого фильма Барнета "Дом на Трубной" с музыкой Айги, написанной два года назад по заказу ОРТ.

Николай Дмитриев опять настойчиво приглашал всех в Альпы.

Ольга Божко

Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск