Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

/ Образование / Учебники < Вы здесь
"То ли остров не тот, то ли впрямь, залив..."
Дата публикации:  31 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ефим Курганов. Сравнительные жизнеописания. (Попытка истории русской литературы). Книга I-II. - Таллинн: TPU KIRJASTUS, 1999. - ISBN 9985-58-101-6.

Определимся с классификацией и шкалой оценок. В этом двукнижии сразу заинтересовывает пограничность жанра (между сборником научных статей и монографией, конспектом авторского учебника) и проективность формы (в подзаголовке крайне существенное слово-указание). "Попытка" - это сигнал, предлагаемые условия "игры" читателю (специалисту и - шире - просто любителю русской литературы, охотнику до неожиданных сопоставлений, парадоксальных идей). Плюс намек на неоплутархианство - легкое, точное, как "укол зонтиком". Каркас, изящное указание, позволяющее додумать, продолжить, вслед автору выстраивать дальше свои "попытки". "Плутарховы игры" в предложенной работе намеренно заменяют способ обращения с предметом и темой: параллельные прямые пересекаются, а зеркальность житейских и житийных биографий уступила место сравнению идей, приемов, поэтик - чистый эксперимент, приглашающий к участию в разработке новых пробных моделей. Здесь не просто сближены те или иные имена, обозначены "звенья той или иной реально существующей традиции (Бродский и Баратынский - элегическая линия, Чехов и Довлатов - линия анекдота и т.д.). Главное в том, что продуктивно обосновывается новый метод; в его основе "отказ от литературных направлений, которые поэтапно ... сменяют друг друга". Границы магистрального эксперимента определены достаточно четко. В культурный процесс введено принципиально новое измерение - КОНТЕКСТ. Для автора важно наметить сосуществование и плотное взаимодействие трех пластов в русской литературе: античного (так, Тютчев оказался мыслителем доплатоновского типа, органично освоившим речевую маску пифии, Блок - стоиком), восточного (Розанов явственно чувствовал библейское начало, ощущал себя пророком) и европейского. Наметив основные макрополя в первой книге, во второй автор последовательно и детально выстраивает пересекающиеся параллели. Так, причудливые, краткие, "кружевные" эссе-проекты, лишь намечающие контуры непростой темы - "Пелевин и волшебная сказка" (последователям и ученикам есть что додумать), "Даниил Хармс и традиции русского юродства", - ритмично сочетаются в ней с полноформатными академическими статьями. Книга в книге, отдельный труд в старинном смысле этого слова - "Опояз и Арзамас" (действительно самостоятельная работа, вышедшая в Петербурге два года назад небольшим тиражом и мгновенно распроданная в московских профильных магазинах) - итожит неожиданные сравнения литературных гнезд, образно-понятийных семейств.

Сегодняшний читатель настолько отучен от нормального языка, отлучен от крайне важной, но утраченной категории - ясного изложения, авторского стиля, - что он не раз в изумлении перечитывает фрагмент за фрагментом, возвращаясь к ключевым пассажам. Может быть, выход "Сравнительных жизнеописаний" - знак возвращения, казалось бы, окончательного разрушенного за последние десятилетия жанра качественной научной прозы?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Леонид Костюков, Садись. Два. /31.01/
Дали мне тут на рецензию учебник Лотмана по русской литературе. Что делать? Хвалить как-то неудобно. Ругать - практически то же самое.
Егор Отрощенко, Об одном сюжете книги С. Г. Бочарова /31.01/
Теоретические пристрастия С.Г.Бочарова известны.Являясь учеником М.Бахтина, трудно не испытывать его влияния. Но противопоставление Бахтина формалистам и, в частности, Тынянову вряд ли продуктивно.
Ревекка Фрумкина, In Memoriam /25.01/
Ю.А. Шрейдер потому "попал в яблочко", что ситуация морального выбора дана нам в непосредственном личном опыте. Она действительно знакома каждому, независимо от глубины рефлексии, уровня культуры и богатства лексикона. При этом позицию "разговора на равных" автор сумел удержать на всем пространстве книги. Ю.А.Шрейдер "Этика: введение в предмет".
Виктор Обухов, Кисточка < самурайский меч? /02.12/
Основное, по Сэнсому, занятие японцев в древние времена - "кровавые междоусобные войны". Китайская культура в чистом виде для японцев была не только что бесполезна, но даже вредна. Рецензия на книгу Дж.Б. Сэнсома "Япония: краткая история культуры".
Олег Карелин, Школа для дураков /24.11/
Бригада из 5-10 человек может в течение четырех-пяти дней запустить в городе средних размеров слух или анекдот. Достаточно правильно рассчитать транспортные маршруты целевой аудитории, что будет сказано, с какой интонацией, кто будет человек, озвучивающий версию, во что он будет одет. "Знаете, Ленину явился во сне Гермоген..."
предыдущая в начало следующая
Татьяна Зырянова
Татьяна
ЗЫРЯНОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки: