Russian Journal winkoimacdos
29.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

Какой фильм вы бы выбрали на Новый год?

На носу, как все заметили, Новый год. И потому выпуск "Культурного Гида" будет, по сути своей, специальным - основные культурные занятия населения в текущую неделю мало связаны с местами культурного досуга. Вместо того, чтобы порадовать всех опросом на тему "Что экологичнее - рубить живую елку или танцевать вокруг еще более неживого синтетического дерева?", я с запозданием на год последовал совету Дмитрия Кудрявцева из Гостевой "Монокля" и объявляю конкурс на то, какой фильм вы бы хотели посмотреть в новогоднюю ночь. Список составлен из фильмов, присутствующих в программе плюс "Обыкновенное чудо", которое много лет как показывали в это же время и гениальный фильм Ф.Капры "It's a Wonderful Life" (1946), показанный под прошлый Новый год и глубоко меня перепахавший.

Ирония судьбы...
Белое солнце пустыни
Карнавальная ночь
Золушка
Бриллиантовая рука
Чародеи
Особенности национальной охоты
Особенности национальной рыбалки
Бедная Саша
Обыкновенное чудо
Жизнь прекрасна

Но самое интересное ожидает вас, дорогие читатели, впереди. Мне хотелось бы, чтобы каждый напрягся и написал название фильма, который он хотел бы посмотреть в Новогоднюю ночь и который не входит в тот набор, которым потчует нас родное ТВ. Итак, какое кино под Новый год хотят увидеть мои читатели?

Имя

E-mail


Кино


I see a future, brother

По-русски фильм называется "Святоша", по-английски - Holy Man. Ленивый не написал бы о том, что и переводить надо было, как "Святой" - поскольку главный герой, действительно, святой, а вовсе не святоша. Правильно, так и надо было делать. И в отчаянной попытке выстоять в одиночку, мы и будем фильм так называть.

Итак, фильм "Святой" рассказывает о том, как не особо успешный ведущий американского аналога "Магазина на диване" знакомится с бродячим проповедником по имени G (Эдди Мэрфи) и вовлекает его в свой бизнес. Джи говорит с телеэкрана о том, что лучше быть Далай-ламой, чем Памелой Андерсон и созидать, а не разрушать - а продажи под это растут, растут и растут...

Мэрфи - действительно, хороший комик, и его проповедник, увлеченно распиливающий бензопилой столик ("Почему разрушение увлекает вас больше, чем созидание?") и призывающий любить самих себя, получается довольно смешным. Для меня кульминацией комической части фильма был эпизод, когда Джи уходит из студии и, восклицая: "Вот он ответ, как жить в мире с самим собой!" - указывает на растущую неподалеку траву. "Ага, ганджа!" - окрылено воскликнул мой сосед. Да нет, идиот, просто зелена трава. Причем газонная.

Одним словом - дзен для масс.

Американцы видят фильм о том, как Очень Хорошего Человека засосал не очень хороший бизнес и другие Хорошие Люди (поначалу казавшиеся не очень хорошими) помогли ему этот бизнес покинуть и вернуться к своей участи бродячего проповедника. В общем, немного сентиментальное и слащавое кино. Тишь да гладь, да Божья благодать. Набор общих мест. Мы все хорошие люди. Добро в тебе - это самое лучшее. И лучшее в тебе - это лучшее, что есть в людях. И так далее.

На самом деле, однако, фильм достаточно серьезен. Есть сюжет телевидения и рекламы. Есть сюжет телевидения и проповедника. Скрестив эти два сюжета, создатели фильма получили не комедию (ну ладно, не только комедию...), но фильм, анализирующий феномен новой рекламы девяностых, когда в рамках рекламы можно говорить о чем угодно, кроме рекламируемого продукта. Например, о СПИДе или погибших в Боснии, как это делает Benetton, или о будущем, как делают Mandriana Duck. А Эдди Мерфи говорит о Далай-ламе и праведной жизни.

В какой-то момент кто-то из русских сетевых экстремистов - кажется, А.Чернов - отметил, что капиталистическое общество, существующее в форме описанного Ги Дебора общества спектакля, прекращает свое существование точно так же, как прекратило свое существование описанное Марксом традиционное товарное капиталистическое производство. Что же придет на смену Спектаклю, на чем можно будет закрутить новый маховик? Чернов (кажется, все-таки он) предположил, что следующим двигателем будут (псевдо)религиозные идеологии. И всякие Джим Джонс, Дэвид Корреш, тоталитарные секты и New Age - только то, на чем обкатывается будущая модель. Каждый получит свою религию - и заплатит за это. Если Чернов окажется прав (что, все же, вряд ли), то фильму "Святой" будет отведено почетное место - он зафиксировал момент слияния Торговли, Спектакля и Религии.

29 - 31 декабря - "Святоша" в Американском Доме Кино.
Бережковская наб., 2 (гостиница "Рэдиссон-Славянская").

Музыка


Манго-манго-манго

Как нетрудно догадаться, и с музыкой на наступившей неделе ничего хорошего нас не ждет. Новый год в России - праздник преимущественно семейный и хотя некоторые любят погорячей (то есть с друзьями в баню), большинство предпочитает провести последние дни Нового года дома. Артисты и музыканты - не исключение, и потому особо значимых концертов не предвидится. Любители классической музыки могут во вторник послушать Юрия Башмета (Берлиоз и Губайдуллина) в Большом Зале Консерватории, любители попсы и без меня знают, где лучше всего провести Новогоднюю ночь (на всех радиоканалах все забито рекламой), а я расскажу - на этот раз не в жанре рекомендации - о странном явлении, обнаруженном мной при изучении программы музыкальных событий в журнале "Столица-Афиша".

Дело в том, что в новогоднюю ночь в трех клубах ("Парижская жизнь", "Гвозди" и "Спортс Бар") означена группа "Манго-Манго". Время начала - 23:00 - всюду, причем в "Парижской жизни" музыканты указаны даже не в составе сборного концерта. Какие варианты - кроме очевидных (рвачество и/или недостоверность информации) - приходят в голову?

Литература


Новый клуб

Если музыка умолкает на эту неделю, то и Музы следуют ее примеру. И потому вместо того чтобы отанонсировать какой-нибудь поэтический/прозаический вечер, я расскажу об открытии нового книжного центра и галереи - впрочем, довольно плотно законспирированного.

Называется он - кажется - "О.Г.И." и, во всяком случае, связан с одноименным издательством и группой "Ы". Издательство это ранее называлось "Иц-Гарант" и прославилось изданием таких хитов как "Содом и Психея" Эткинда, "Лотмановский сборник" и т.д. Но для сетевой публики "ИЦ-Гарант" будет долго тем любезен, что именно им был запущен проект Zhurnal.ru, которому столь многие столь многим обязаны. Редакция журнала в Калашном переулке была в течение двух, как минимум, лет местом проведения всевозможных сетевых тусовок и сборищ, и огромное количество проектов (ныне вполне от ZR оторвавшихся) начиналось именно там. Что до литературы - то именно там был центр знаменитых IRC-пресс-конференций с Приговым, Пелевиным и другими.

У каждого из нас есть своя география Москвы, на которой особо отмечены точки "тусовок", куда всегда приятно зайти. С возрастом все чаще приходится вставлять слово "было" в предыдущую фразу - вот уже полгода, как Калашный не функционирует, как место, где всегда был дым коромыслом, полно народу, пустой холодильник, тараканы и радость жизни. Вероятно, новый клуб открылся, чтобы нас утешить.

Впрочем, клуб - полузакрытый, в том смысле, что днем функционирует как склад-магазин одноименного издательства, а вечером... Ну, что там происходит по вечерам нигде широко не объявлено. Собираются люди, стихи читают, водку пьют. Какой клуб, гражданин начальник? Какая программа?

А вот так - никакой программы мероприятий. Говорят, клубный день - четверг, но это только слухи. Звоните - и уточняйте.

"О.Г.И."
Трехпрудный пер., 11/13, тел.: 209-2154.

Видео

Мои читатели регулярно продолжают осаждать меня вопросами: где они могут взять посмотреть кино, после того, как знаменитый видеопрокат на Маросейке исчез оттуда. И сегодня, под Новый год, я еще раз сообщаю вам новый адрес, по которому доступны для проката почти все те фильмы, которые мы брали там - и еще многие другие. Считайте эту информацию моим новогодним подарком:

Клуб любителей Кино

Классика мирового кино и многое другое: от Гриффита и Ланга до Коэнов и Китано.

Прокат (15 рублей, на неделю, свыше 1,5 тыс. фильмов) и запись (свыше 2 тыс. фильмов).

1-ая Миусская ул., 3: Главное здание МХТУ им. Менделеева, из холла по ступенькам вниз, ст. м. "Новослободская" (кольцевая).

Пн.-пт. - 14:00-20:00; сб. - 14:00-18:00.

ТВ-кино

Можно было, конечно, порадовать читателя рецензией на "Иронию Судьбы" (на мой взгляд - чрезвычайно мрачный фильм, каждый год вызывающий у меня все более усиливающийся приступ мизантропии), но я все же считаю, что надо уважать чужие святыни (это к вопросу об Авдее Тер-Оганьяне, о котором ниже). Телевизионную программу читатель посмотрит без меня, обращу только внимание на новинку в новогоднем меню - фильм Люка Бессона "Пятый элемент". Рецензировать этот фильм без надобности (особенность всех фильмов этой недели) так же, как рекомендовать (или не рекомендовать) его к просмотру. Отмечу только, что год назад, по результатам опроса читателей "Монокля", он вышел на первое место по итогам 1997 года среди зарубежных фильмов (тот же эффект был достигнут и при опросе читателей журнала "Премьер"). Можно сказать, что с опозданием на год редакция телекинопрограмм пошла на встречу пожеланиям граждан. И потому, чтобы определить гвоздь недели декабря 1999 - января 2000 года, в одном из ближайших номеров я предложу опрос на тему лучшего зарубежного фильма 1998 года. Готовьтесь и трепещите!

2 января в 19:40 - НТВ, Пятый элемент.

Анна Эйдис


Записки немузыкальной тусовщицы

Впервые за много времени я посетила рок-концерт, да еще и на "Горбушке". Утешает то, что я была не одинока - и вечер превратился в вечер встреч. Уже во время разогревающего "Ленинграда" (а мне очень понравилось... хорошо было, по-моему) я встретила Алину Крупнову и Женю "Айай" Федорова. Алина блеснула на меня глазами и выразила удивление, что концерт только начался, а я уже в таком приподнятом настроении. Впрочем, минут через пять мне попался Сережа Кузнецов, с глазами - как в сказке Андерсена - как блюдца (хотя еще и не как плошки), прокричал: "По-моему всех прет нормально!" - и снова скрылся.

Было замечено также огромное количество музыкальных обозревателей - от Максима Семеляка до Дмитрия Ольшанского (интересно, они здороваются при встрече?), деятелей русской музыкальной культуры (я все время налетала на Умку и хотела сказать ей что-нибудь теплое по поводу изданного ею в незапамятные времена сборника прозы Хармса, но так и не решилась), сетевого народа и просто хороших знакомых. Из общего алкогольно-драйвового тумана выступают только отдельные фрагменты - скажем, кто-то горячо благодарит недоумевающего Ицковича в коридоре: Ицкович явно видит благодарящего первый раз в жизни.

Да, собственно, "АукцЫон". Обещанных Кузнецовым новых песен не пели. Все уже знают, что Гаркуша расстался с орденами и жалеть его больше не за что. Леня Федоров уже не срывает к концу концерта майку и не поет полу-обнаженным. Эстеты жалуются на то, что "студийный звук у "АукцЫона" всегда лучше, чем на концертах". Что же касается драйва, то лучше всех сказала автор культового перевода романа "Кэнди" Вера Пророкова (во время исполнения "Самолета", если я не ошибаюсь): "Бывают случаи, когда аудионоситель бессилен".

* * *

К слову - Дмитрий Ицкович - это, кстати, и есть создатель "ИЦ-Гарант" и "О.Г.И.". И он же - "Продюсерская группа "Ы"", организовывающая эти (и прочие) московские гастроли "АукцЫона".

А теперь - эстетические впечатления наших читателей:

Во-первых - отзыв на предыдущее "эстетическое впечатление" (об особой роли кавычек см. "Культура Два" В.Паперного). Вы никогда не сможете адекватно смотреть "Бразилию" Терри Гиллиама, не посмотрев "Процесс" Орсона Уэллса (по Кафке). Очень интересно сравнивать. Редкий случай, когда воспроизведение не хуже оргинала.
Во вторых - собственно... Купили недавно пакет вермишели, очень мелкой. Думали, колечки-звездочки какие-нибудь, ракушки. Оказалось - буквы и цифры. Касса букв из сухого теста. Страшный сон наборщика. "Давай из них что-нибудь выложим", - предложил я. Жена не расслышала, ей показалось - давай из них выложим Библию. Представляете, как мы потом эту лапшу ели! Съели. (Дмитрий Кудрявцев).

Мне, вспоминается, подобный набор попался еще лет десять назад, когда я активно занимался Бродским. Понимаете, как меня это проперло! Я хотел даже послать ему в Америку набор с сопроводительной запиской типа "Право, чем гуще россыпь белого в котелке..."

Но новые времена диктуют и новые темы. Секс-Мутант пишет:

Главным эстетическим впечатлением всей осени стали для меня Бивис и Батт-хед. Надо сказать, что сначала доводил русский перевод - упоминания "Ноги свело" и прочих русских групп казались неуместными - но потом стало понятно, что все эти "баклан" и "пельмень" - это cool!
Но просто сказать: "Мне нравятся B&B", - было бы слишком просто. Все дело в том, о чем никто не задумывается. Бивис и Батт-хед - главные знаки своего времени, и когда году этак в 2015 наступит ностальгия по 90-м, первыми, кого вспомнят, будут именно джаджевские гиперозабоченные ублюдыши.
Ключевое слово - "озабоченные". Чего они оба хотят? Правильно: потрахаться! Но - кругом облом! Не получается. И причина, заметьте, явно не в том, что Бивис и его дружок сами из себя глупые, некрасивые и денег у них нет ни хрена ("На это, ребята, вы не купите ничего. Но я могу дать вам пару использованных одноразовых вилок"). "У нас будут бабки, у нас будут тачки, но нам никто никогда не даст!" - восклицает один из уродцев.
Правильно, не даст. Но почему? Потому что 90-е на дворе. Разыгрались вовсю СПИД и политкорректность, и некуда податься двум несчастным подросткам с уже "крепенькими перцами".
Все мы с горечью вспоминаем 70-е: "Ледяной ветер", "Вельветовая золотая шахта" (WarCraft), "Клуб 54", "Ночи в стиле буги" и т.д. Что же нас привлекает в этом времени? Правильно: было легко потрахаться! Недавно в передаче "Моя семья", посвященной одиноким мужчинам, некий неудачник в очках жаловался: "Во время застоя женщины давали направо и налево. Ох, как было здорово! Теперь не дают."
Времена меняются. Двадцать лет назад Бивис и Батт-хед нашли бы себе телок в два счета. Теперь не тот расклад. Sex kills, и, есть маза, ребятам, действительно, не дадут. That sucks!

* * *

Написано красиво, но не знаю, так ли все безнадежно. Потрахаться в годы застоя я не успел, но не могу сказать, чтобы моя сексуальная жизнь в девяностые была слишком скудной и неинтересной. Кажется, дело в том, что Бивес и Батт-хед - все-таки, просто тупые гиперозабоченные ублюдыши. Кхе-кхе-кхе!

Интерактив

К несчастью, результат читательского голосования по вопросу об истории с иконами в Арт-Манеже погиб по техническим причинам. Можно усмотреть здесь происки тайных (фундаменталистских? сатанинских?) сил - но надо ли? Марат Гельман успел опубликовать результаты через неделю после начала работы - опыт показывает, что потом они не так уж сильно меняются.

Да, искусство - всегда нарушение запрета - 11.

Да, возможно, но очень опасно для души художника - 9.

Мне бы ваши заботы! - 8.

Да, я приветствую кощунство и богохульство в любых формах - 7.

Да, возможно, но очень уж тупо - 7.

Нет, следует запретить подобное - 3.

Не возьмусь комментировать результаты голосования. Зато от желающих прокомментировать события на этот раз не было отбоя. Поначалу люди степенно комментировали опрос.

В произведении искусства некоторые люди могут усматривать элементы кощунства и богохульства. (Йохан Палыч).

Почему только крайние точки зрения? Мой ответ: нет границ для искусства, кроме нравственных. А подобные границы устанавливает каждый сам для себя. (Mars Gizza).

Некая банальность: "Для всех моральных категорий существует свое поле значений и допустимые по укорененным личным критериям барьеры допустимого". Для четвертого варианта ответа напрашивается формулировка: "Насколько опасно: а) переходить; б) раздвигать свои внутренние барьеры" (Михаил).

"Да, искусство - всегда нарушение запрета". А еще я "приветствую кощунство и богохульство в любых формах", ура! (Подписано: "Ты меня знаешь". Отвечаю: "Знать тебя не желаю".).

"Может ли произведение искусства включать в себя элементы кощунства и богохульства?" Может, поскольку: что кощунство и богохульство для одного - может совсем не быть таковым для другого. Если этот другой - художник, то почему бы и нет. Тогда ответ на вопрос анкеты будет: "Искусство - нарушение запрета". А если кощунство самоцель произведения, то ответы - "тупо" и "опасно для души", а может, это вообще не произведение искусства.
Короче, ответить на вопрос либо невозможно, потому что кто его знает, что такое кощунство, богохульство и искусство (и это будет ответ "мне бы ваши заботы"), либо надо отказаться от попыток определения терминов, а тогда все может включать в себя все. И даже должно включать, иначе будет скучно и придется ответить: "Приветствую кощунство в любых его формах".
А единственный незадействованный ответ ("Следует запретить подобное") - увы, невозможен, потому что запретить в современном мире ничего уже нельзя. (E.Malkin, - прошу прощения у автора за легкую техническую редакцию).

* * *

Но на этом рассудительные ответы кончились, и дальше началось что-то невообразимое. Дамы могут зажмуриться.

Скажите мне, где найти эту блядскую суку, этого Авдея Тер-Онаняна. Где его галерея? Я обязательно его найду. Он теперь мой заклятый враг на всю жизнь и он получит по морде. Сука, я ему не дам жить спокойно. Он будет скрываться как Салман Рушди. Пусть лучше сам откликнется. Блядище. (Гончаров Михаил).

И еще от того же автора уже частным письмом.

И вы еще обсуждаете эту блядищу, этого Онаняна. Сука, пусть только он мне попадется. Я его сам искать буду и найду. И мордой об асфальт бить буду, блядище это. Хуйло это сатанинское, а не художник.

Боюсь, подобные письма могут только порадовать различных сатанинских ...уйлов - больно много гордыни. Мне же стилистически больше по душе более сдержанные письма.

Так как сейчас высочайше позволено пинать все, то многие пинают Русскую Православную Церковь. Действие - более чем безопасное: ее было безопасно пинать и при Совдепии. Для людишек, которые возможность чесать языком на любую тему считают высшим достижением демократии, появилось большое искушение нажить подобным образом капиталец (не только политический). Да простит им Господь, ибо не ведают, что творят! (Николай).

Нельзя же, в конце концов, в 1998 году, за год (или два?) до нового тысячелетия заниматься такими вещами. Это же полное непонимание происходящих ныне в культуре процессов. Авдей, бедолага, отстал минимум лет на тридцать. Я уж не говорю об этической стороне, и так все понятно. (Даниил).

Просто не верится, что такое вообще могло произойти в конце XX века в Москве... Что кто-то знал об этом и не предотвратил... У нас немало сумасшедших, но за такими надо бы присматривать. Неужели художник нашел самое большое зло, которое мешает? Неужели современные художники ничего не видят в этих глазах??? Неужели не осталось других способов самовыражения? (Елена).

Хороший жанр освоил ash, приславший три письма с разницей в несколько минут (разделены звездочками).

Ни что не существует без исключений. Наверное, да. Но для этого, на мой изгляд, должно быть внутреннее глубокое психологическое и эмоциональное обоснование и необходимость. А эстетическое преподнесение - в достаточной степени тонким для приемлемости восприятия толерантно настроеными зрителями (ценителями данного направления в искусстве). И, не мешало бы при этом помнить, что все это служит, в конечном итоге, всего лишь поверхностному "просмотровому" произведению впечатления на зрителя, зачастую весьма наивного и сверх меры впечатлительного. А истинная цель... Вот вопрос. Не редко, к сожалению, всего лишь эпатаж обыкновенный.

***

А в общем, это относительно, как и все вообще.

***

Пошлость, обыкновенная, примитивно приторная.

Что же касается моего мнения, которое я имел возможность оттачивать в устных и виртуальных дискуссиях все эти две недели, то оно примерно таково. При том, что я не являюсь православным, я более чем сдержанно отношусь к акции Тер-Оганьяна. Цели ее, насколько я могу судить по выступлениям самого автора, были чисто "художественные" и "политические" - работа с образом художника-иконоборца, протест против нарождающегося фундаментализма и т.д. Для меня во всех этих материях слишком мало трансцендентного, чтобы я воспринял их с симпатией. Есть все-таки некая иерархия и для меня в ней, условно говоря, "духовное" стоит выше, условно говоря, "художественного". Иконы относятся к первой области, и работать с ними в рамках парадигмы из второй области - не слишком интересно. Поразмыслив, должен признать, что акция вызвала бы у меня больше понимания (впрочем, не перерастающего в сочувствие или желание принять в ней участие), если бы Авдей был не художником, а еретиком или сатанистом.

Как известно, дзенский учитель Танка сжигал статуи Будды. Но - обратите внимание на различия!

- Он делал это, чтобы согреться, а не в качестве художественного жеста.

- Он был мастером дзен, а не художником.

- Он делал это в монастыре, а не на выставке.

И, чтобы закончить на дзенско-православной ноте, притча от одного из моих читателей (Сергей).

Одна пожилая дама говорит знакомой:
- Тамара Ивановна, надо бы уже Вам покреститься...
- Да я ж и в бога-то не верю!
- Это ничего, говорят, для кармы помогает.
Предыдущий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru