Russian Journal winkoimacdos
12.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

С Новым годом, крошки! Новый Н.Г. уже прошел, а Старый Н.Г. стучится в дверь. И потому пора подводить итоги. Засучите рукава - вас ждет большая таблица... Самые заметные зарубежные фильмы прошлого года. Свыше пятидесяти штук... Учитывая прошлогодние ошибки, под "прошлогодними фильмами" я имею в виду фильмы, которые вышли на российский экран в 1998 году. Оттуда - пересечения со списком, в свое время опубликованным в Монокле (где были собраны фильмы, мировая премьера которых была в 1997 году).

Итак: голосуй и не проиграешь. Потому что за кого бы ты ни голосовал, ты голосуешь не за себя.

Фильм супер! понравилось так себе фу не видел
Лучше не бывает*
Золушка (История вечной любви)*
Основные цвета (Primary Colors)*
187
There's Something about Mary ("В Мэри что-то есть", "Все без ума от Мэри", "Кое-что о Мэри" и т.д.)
Адвокат дьявола
Армагеддон
Бандитки
Большой Лебовски
В компании мужчин
Вампиры Джона Карпентера
Вне поля зрения (Out of Sight)
Воскрешение чужого
Гаттака
Глаза змеи
Годзилла
Город ангелов
Город тьмы
Гуммо
Джекки Браун
Дикие штучки (Wild Things)
Доберман
Дом, где говорят "да" (The house of Yes)
Живая плоть
Земля
Звездный десант (Starship Troopers)
Крик-2
Крылья голубки
Лолита
Луговые псы (Lawn Dogs)
Мстители (Avengers)
Мужской стриптиз (The Full Monty)
Ночи в стиле буги
Нигде
Нирвана
Певец на свадьбе
Плутовство (Wag the Dog)
Преследуя Эми (Chasing Amy)
Пристанище Евы (Eve's Bayou)
Разбирая Гарри (Deconstracting Harry)
Секреты Лос-Анджелеса
Семь лет в Тибете
Сквозь горизонт (Event Horizon)
Славное будущее (Sweet Hereafter)
Смертельное оружие - 4
Спасти рядового Райана
Страх и ненависть в Лас-Вегасе
Сфера
Такси
Титаник
Фейерверк
Фильм Алана Смити
Хэллоуин: двадцать лет спустя
Шоу Трумана
Я знаю, что вы сделали прошлым летом

* добавлены читателями

Как вы могли забыть такой фильм, как...

Кино


Друг государства

Есть режиссеры не великие, но любимые..., которым прощаешь их новые фильмы за сам факт существования некоторых старых. Скажем, Владимиру Мотылю можно простить то, что он снимает последние десять лет, за "Белое солнце пустыни", Спилбергу (хотя это труднее) - за "Дуэль" и "Е.Т.". Ридли Скотт, снимай он хоть всю жизнь "Солдата Джейн" и "Белый шквал", все равно не исчерпает нашей благодарности за "Чужого" и "Блэйдраннера". А его брат Тони - признательности за "Голод", "Тельму и Луизу" и "Настоящую любовь".

Вот о Тони Скотте и поговорим.

Его последний фильм - "Враг государства" - вышел на московский экран столь оперативно, что не только не успел, как следует, стать украденным пиратами, но даже еще не вышел из американской двадцатки Итогов Уикенда. Рекламный слоган гласит: "Это не паранойя, если они действительно против тебя".

Это не паранойя - они (представители Агентства Национальной Безопасности) действительно против него (простого вашингтонского адвоката в исполнении Уилла Смита). Причем он даже не знает об этом. Его счета аннулированы, дом разгромлен, жена гонит его прочь, а начальство выставляет за дверь - и он даже не подозревает, в чем причина всех бед. Его одежда и личные вещи нашпигованы радиомаяками, спутник отслеживает каждый его шаг, люди с направленными микрофонами записывают каждое его слово. Его жена в ярости, его бывшая любовница под ударом, он сам - на волосок от смерти.

Это не паранойя. И даже не мафия. Это - прекрасный новый мир всесильных спецслужб, жучков и компьютерного слежения. Это - сегодняшний день. Добро пожаловать.

Нельзя сказать, чтобы Тони Скотт был первым, кто попытался реализовать подобный сюжет. Только за последние годы вокруг подобного приема (простой человек под прессингом слежки электронно-цифрового века) было построено несколько фильмов, самыми запоминающимися из которых были "Сеть" и "Теория заговора". Но "Враг государства" - если не лучший, то один из лучших образцов этого поджанра: не сбавляющий ритма ни на секунду, не отпускающий фактически до самого конца. Профессионально придуманный, хорошо сыгранный и отлично смонтированный триллер. Не новаторский, но действительно хороший.

А хорошему триллеру прощаешь многое. В том числе - примитивность картины мира, в котором есть плохие парни и пара хороших (кроме Уилла Смита, еще и отличный Джин Хэкман). Плохие парни работают на государство, но на самом деле работают на себя. Хорошие работают на себя, но на самом деле - на благо государства (поскольку в конце концов разоблачают плохих и спасают Единенные Штаты от введения очередного закона, угрожающего гражданским правам). Демократия спасена. СОРМ-2 не пройдет. Не понятно только, зачем его принимать, если плохие парни и без того отслеживают каждый шаг главного героя.

Удивительным образом фильм содержит два утверждения:

- если не бороться за гражданские права, грядущее будет ужасно;

- впрочем, оно и без того уже настало.

Поэтому можно и не бороться - и эта мысль посещает отечественного зрителя первой. Недавно во время какого-то обсуждения "вокруг СОРМ-2" один из его защитников сказал мне: "Какие гражданские права, Сережа? Да ты все равно не укроешься от государства, если ему понадобишься. Потому что ему не жалко денег и людей".

Вера во всесилие власти, всосанная едва ли не с молоком матери, превращает любой триллер в антиутопию - первые сорок минут (пока сюжет не завяжет тебя узлом) фильм смотришь в самом мрачном настроении. Мы-то знаем, что у героя нет ни единого шанса.

И потому - название фильма оказывается пустой оберткой. Герой - вовсе не враг государства, а первейший его друг. И хорошие ФБРошники ставят точку в этой истории. И, вероятно, где-то за кадром говорят герою "спасибо" за все, что он сделал для демократии и государства. И он, счастливый, идет к жене и детям.

А зритель, несчастный, выходит из кинотеатра на улицу, над которой на непредставимой высоте летают спутники, отслеживающие каждый его шаг, и мечтает о фильме, герой которого был бы настоящим Врагом Государства.

В "Кодак Киномир" всю неделю - "Враг государства".


Начиная с 14 января, в "Киноцентре" и "Рэдиссон-Славянской" проходит фестиваль "Лики любви". Программу не публикую, поскольку все предыдущие разы она менялась на ходу. Звоните и уточняйте - обещали последнего Хулио Медема и Роберто Беньини.

Клубы

Под названием новой рубрики Клубы оказывается старое киноманское содержание: автор "Пегаса Light" и главный впечатленец сегодняшнего выпуска Георгий Мхеидзе по средам ведет в клубе "Территория" лекторий "Плохое кино, которое мы любим" - с чтением лекций и показом фильмов. На этой неделе поклонников трэша и кэмпа ждет классический шедевр студии "Трома", название которого даже и переводить не с руки - "Surf Nazis Must Die", они и есть "Серферы-наци мастдай!". А потом, как я подозреваю, дискотека.

В клубе "Территория" (Тверская ул., 5, (вход со двора)) по средам - лекторий "Плохое кино, которое мы любим".

Литература и искусство

В воскресенье в галерее Spider & Mouse открывается выставка визуальной поэзии. На настоящий момент мне не известны имена участников, но в любом случае подобное мероприятие обещает быть интересным - хотя бы потому, что с образцами визуальной поэзии мои читатели встречаются куда чаще среднего гражданина.

Как уже не говорят в Одессе: "С чего бы это так?" А с того, что визуальная - она же конкретная - concrete - поэзия не столь стихи (в смысле строчками и/или с рифмой), сколько картинка, составленная из слов. Жанр, возникший едва ли не в средние века (смотри сбоку поэму "Крылья любви" - и развитый такими людьми, как Льюис Кэррол (знаменитое стихотворение в форме хвоста из "Алисы") или Гийом Апполинер (стихотворение про автомобиль смотри ниже). Разумеется, в эпоху (пост)авангарда этот жанр расцвел особым цветом и на протяжении всего ХХ века оставался любопытным, но совершенно маргинальным жанром (почему-то на ум приходит Вознесенский... "чайки - плавки бога"... поэтоклипы... и т.д.). Особенно волновала мысль о динамическом визуальном стихотворении, в котором одна картинка, составленная из слов, сменяла бы другую. Такой мультик.

С появлением компьютера появились новые возможности. Помню, еще лет десять назад, когда компьютеры были экзотикой, но уже были доступны, я, читая почему-то Lost in the Funhouse by John Barth, придумал несколько визуальных рассказов. Один из них - как сейчас помню - назывался "Рак" и представлял собой лист с текстом, из некоторой точки которого с каждой секундой разрасталось слово "рак", пожирая все другие слова, как опухоль - здоровые клетки. Но реализовать проект я так и не выбрался. Что, может быть, и лучше - по крайней мере, с магической точки зрения.

Компьютер - орудие аппроприации аванграда современным обществом.

Авангардное кино кончилось рекламой и MTV. Визуальная поэзия - анимированными баннерами. Посмотрите внизу визуальную поэму некого Стюарта (http://www.cam.net.uk/home/stuartm). А теперь - посмотрите на баннер внизу страницы: с большой вероятностью, на нем тоже мелькают, сменяя друг друга, слова.

Кто бы придумал такой жанр чистого искусства, который не удалось бы приспособить к нуждам рекламной индустрии?

17 января в 18:00 в Галерее Spider & Mouse (Ленинградский пр-т, 58 (во дворе)) - открытие выставки визуальной поэзии.

Искусство и литература

В галерее Гельмана в пятницу открывается выставка Кругликова "Правда о Евреях". Сам Гельман вместо анонса дает ссылку на "Протоколы Сионских Мудрецов" - и потому мы тоже ограничимся цитатой (в жанре, так сказать, Романа Лейбова):

Вообще я думаю, что еврейская проблема была выдумана дьяволом как весьма эффективный метод в его работе с мыслящими людьми. И когда философ (если он еврей) отрицает свое еврейство, то этим он низводит себя до уровня мыслящих людей. То же делает и философ не-еврей, если он отрицает - по смыслу - чужое еврейство, говоря, что оно не имеет для него значения. Но если философ-еврей говорит "хотя я и еврей, но...", то это во сто крат хуже, ибо этим он отрицает трансцендентальное единство того, что называется "философ". Я думаю, что Филон Александрийский, который с "эллином был эллин, а с иудеем - иудей", жил еще в том "предпроблемном" времени, когда христианство только еще начинало себя формулировать как особый случай исторического сознания.

Александр Пятигорский. Философия одного переулка.

Цитата, очевидно, оборвана слишком рано... Но, преследуя цели наиболее полного постижения мысли автора, пришлось бы выписать все произведение. Потому отправлю читателей к тексту Пятигорского напрямую - благо, он за последние пять лет издавался раза два, как минимум.

15 января в Галерее Гельмана - "Правда о Евреях".

ТВ-фильмы

После киноманского пиршества прошлой недели нас ожидает затишье. Пожалуй, единственный фильм, на который хочется обратить внимание, - это картина Жан-Жака Бенекса "Розалинда и львы", несколько нехарактерный, но все равно любопытный образец творчества автора "37,2 по утрам" и "Дивы".

14 января в четверг в 0:20 на ОРТ - "Розалинда и львы".

The Colors Of Time

Перед самыми рождественскими каникулами я обнаружил в почтовом ящике приятный сюрприз - новый номер журнала Colors, русским корреспондентом которого ваш покорный слуга имеет честь состоять. Журнал был на этот раз посвящен теме игрушек и вообще Toyland'у - милой стране детства, мечты и сублимации, которая при ближайшем рассмотрении оказывается невероятно похожа на наш привычный мир. Как правильно говорил в одной из своих проповедей скандальный секс-гуру Шри Бхагван Ошо Раджниш: "Дети не невинны - просто им еще не представилось случая расстаться с невинностью". Однако они к этому стремятся: и нельзя сказать, что взрослые не прикладывают всех возможных усилий, чтобы превратить очередного пухлощекого ангелочка во вполне стандартного невротика из самой большой в мире общественной организации - Общества Потребления...

Как и полагается Colors, журнал был переполнен всякими интересностями - от игрушечного ку-клукс-клановца (а знаете ли вы, что неотъемлемой частью униформы ККК является игрушечная обезьянка, подвешенная к поясу на веревочке, петля которой приходится ей аккурат под самое горлышко) до модели концлагеря, выполненной неким креативным поляком из конструктора "Лего" (очаровательная деталь: скелеты он взял из уже готового леговского набора про пиратов и капитана Флинта, ну а серые кирпичики ему сделали на фирме по спецзаказу). Однако меня особенно впечатлили три факта, которые, как мне кажется, вполне внятно показывают, в каком мире нам предстоит встретить эру неумолимо грядущего Водолея:

1) христианский крест является третьим по известности логотипом на планете Земля; смысл эмблем "Макдональдса" и "Кока-Колы" оказался знаком большему числу респондентов;

2) согласно опросу, 10% взрослых англичан согласилось бы на изменение генетической структуры своего организма, если бы эта операция гарантировала им, что их дети не станут гомосексуалистами;

3) когда главный художник фирмы "Крайола" - крупнейшего в мире производителя цветных карандашей - после 37 лет безупречной работы ушел на пенсию, он, наконец, признался, что страдал дальтонизмом.

В общем, с прошедшим вас Новым годом!

Георгий Мхеидзе

* * *

Интересно было бы познакомиться с методикой социологического обследования...

На Новогодние праздники читатели бездействовали - и потому с удвоенной силой жду от них новых эстетических впечатлений.



Имя

E-mail



Интерактив

Вот итоги опроса о фильме, который хотелось бы посмотреть под Новый год:

Ирония судьбы... : 16.

Жизнь прекрасна: 13.

Обыкновенное чудо: 13.

Чародеи: 8.

Особенности национальной рыбалки: 8.

Особенности национальной охоты: 6.

Белое солнце пустыни: 5.

Карнавальная ночь: 5.

Бриллиантовая рука: 5.

Бедная Саша: 5.

Золушка: 4.

Бедная Золушка! Впрочем, еще раз обратим внимание на специфику читательской аудитории Культурного Гида: на первом месте - легко предсказуемый фаворит ("Ирония судьбы или выбор советского народа"), зато на втором - киноманская классика Ф.Капры.

Впрочем, были и другие предложения, тоже вполне киноманские: "В.Р. - мистерия орга(ни)зма" Душана Макавеева (Игорь), "Nightmare Before Christmas" Тима Бартона (d.morose r00t@mail.ru), "Desperado" (Kostya kson@iname.com), "Amateur" by Hal Hartley (madluкас pumpkin@ropnet.ru), "Последнее танго в Париже" или "Профессия-репортер" (Константин Никитин knikitin@usa.net), "Made in Argentina" de Juan Jose Jusid (Mafalda). Или - попроще, но все равно хорошее: "Барон Мюнхаузен" (Elena elena@milcse.cig.mot.com), "Время печали еще не пришло" (Капитан Земляника bodhis@mail.ru), "Трое в лодке" (Semen Gorbunkov semen.gorbunkov@usa.net), "Черная роза - эмблема печали..." (Н.Колпий whall@dol.ru), "День сурка" (Михаил mm@tomcat.ru), "Все будет хорошо" (Даниил tsukato@yahoo.com), "Остин Пауэрс - человек-легенда международного масштаба" (Алексей soud@md.uniyar.ac.ru), "Большой Лебовски" (Миша). Я, кстати, удивлен, что никто не предложил вполне рождественского "ИО Хадсакера" тех же Коэнов, но это - к слову.

Некоторые читатели были вполне разговорчивы:

"Андеграунд" Эмира Кустурицы. Замечательная кинокомедия из разряда "ему и больно, и смешно", безо всяких сальных шуточек и особонационального грубого "нательного" юмора, в духе наших "рогожек".

"Пятый элемент" - очень новогодний фильм: симпатичная картинка, приятная музыка... Кроме того, в НГ все равно посмотреть толком ничего не получится - салатики, утка, шампанское... Так что этот фильм вполне подойдет, и не придется расстраиваться, что что-то пропустил.

(Иван Берг)

* * *

Впрочем, не всем "Пятый элемент" понравился:

Страшное разочарование: Мила Йовович оказалась похожа на Сашеньку Захарову. Когда папа подвозил дочку на ленкомовской "Чайке" - это были понятные родительские чувства, в наше пионерское детство некоторые родители, несмотря на тайные упреки школьной общественности, подкидывали своих чад к школе, используя в домашних надобностях персональные государственные авто. Обуянные чувствами к этой некрасивой дуре Тригорин и Треплев понятны не были. В стараниях Уиллиса спасти мир и Милу чудилось что-то от абдуловского Ланцелота, неубедительно, словно по приказу папы, расстраивающего брак невесты с Драконом. Ну и женились бы себе. (Захарова, кстати, на мой взгляд, хорошая актриса - если, конечно, не играет юных романтических барышень.) "Пятый элемент" я раньше вообще не видел, а Милу Йовович - только на фотографиях, где она совсем была не похожа на Сашеньку, а напротив - очень мила. Как только в такси майора Уиллиса раздался священный лепет идиотки, мне стало грустно. Кто же не хочет найти совершенную женщину! И где же ее искать, как не в кино. Я честно искал. Если бы мне было пятьдесят и я прожил уже бурную и веселую жизнь, то с удовольствием бы лег в тихую гавань к Энди Макдауэлл и встречал бы утро солнцем за окном, кофием в постель и ангельской улыбкой Энди. Но мне еще не пятьдесят. Ким Бесингер было бы приятно ущипнуть за задницу, причем побольнее. С Изабель Аджани, безусловно, хорошо потрахаться недельку-другую, но ее вряд ли можно назвать совершенством. Она для этого слишком ночная. Увидев на фотографиях Милу, мне показалось, что эта девушка близка к совершенству, понимаемому как естественный союз ангела и сучки, заключенный в рамках одного женского тела. О, как я жестоко ошибся! Я, конечно, рад за майора и желаю ему всяческого счастья в семейной жизни, оригинально начатой в барокамере. Мой поводырь - электрический пес - тянет меня дальше по кинозалам и телеэкранам.

(S.L. s_loco@usa.net)

* * *

Завершить хочется на мажорной ноте:

Очень не хотелось бы, чтобы в Новогоднюю ночь, а также незадолго до и после нее показывали те фильмы, которые хотелось бы посмотреть. Потому что посмотреть все равно ничего не удается, и когда изучаешь программу, становится очень обидно. А вообще, наверное, неплохо пошел бы коктейль из "Собаки Баскервилей", "Четырех комнат" и любимых клипов БиБ (которые, к огромному сожалению, почему-то закончили свое существование (клипы, я имею в виду)).

(Настя)

И в самом деле - ну его, это кино! За год - свыше полсотни фильмов, достойных хоть какого-то внимания. Хоть в Новый год можно от всего этого отдохнуть!

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru